Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЛЛРи^ЩЛЩ? Л






19 а
удобно

•> -■ > - I а»! > ■ г»


На раннем этаие обучения представляется возможным ввести новую задачу-игру — не сбиться! — метрическую переменность, сперва равномерно-акцентную, затем неравномерно-ай*ентную. Метрическая

переменность легче всего воспринимается через текст. С маленькими детьми это — ритмизация фраз типа: «Зай-ка се-рень-кий, Коз-лик бе-лень- кий»,.где каждому слогу соответствует одна длительность, которая может быть разнойзависимости от ее произнесения. Эту работу целесообразно начать со смешанных размеров. Пятидольный размер отрабатывается сразу в двух формах — 2+3 и 3+2 (опыт сравнения), затем с перемежающимися простыми размерами. Следует рассмотреть и такой случай, когда пятидольный размер выступает в качестве простого, то есть с одним акцентом (пример 20):


 

 


20 А11е§го Ьеп гКтаЮ

С. Слонимский. «Считалка» («Капельные пьескхсО


 

 


Ф
-к»-
в

В

Тпа1 ре1

юс) Зса1 мйо Рго Н аз ех]же(1з|1 т/ш.есе пИо.сот

Р1еазе >


Р сге& с. росо а рван
а
 
в

Ф

$

$


 

 


ассеК

• •

м т.


Семи- и восьмидольные размеры представляют интерес для работы разнообразием их тактового наполнения. Примеры из композиторского творчества порой подсказывают форму исполнения таких ритмических

тг

заданий* Например, отрывок из музыки В. Цытовича (пример 21) можно воспроизвести ударами двух рук по столу одновременно с пением пар голосов:


 

 


21(1+3 + 2)

В. Цытович. Этюд («Детский альбом»)


 

 


[фЩ
ш
 

Л? ^ I


 

 


/ ф-
ш
ь
Ш
ш
 

I «. § Л ^


 

 


Р1еазе \лл/\лл/.зсапМо.сот


 

 


й

Ф
^ # *

 
0- М-

I
ш
Пример 22 естественно исполнить двумя руками поочередно в соответствии с написанным. Четвертные длительности в партии левой руки благодаря артикуляции (йассаю) создают ощущение пульсации восьмыми:

§8 [1] р 1
г=5Е
•— В*
А11е§го токо (2+2+2+3)
Б. Барток. Танец в болгарском ритме («Микрокосмос», т. VI)

И Г 7 Г ЕЕ ч ^ ч рз


 

 


• • I 11 •

Iу ^
«• • 11 •
т

9 ^ ^


 

 


Оперирование одной длительностью предоставляет возможность уже на раннем этапе обучения ввести в практику переменные размеры (пример 23): "


 

 


 
правая рука ■ И?
Р1еазе VI ■ ё
А§тт
Г

-Тпа1 репой " Тог ЗсапМо ^го Наз ехр1гей вИ \/\л/\лл/.8сапйо.сот

\лл/\лл/.|сапто.сот.. 1


 

 


левая рука

Содержанием первого этапа обучения являются: 1) равномерная пульсация четвертными, восьмыми и половинными длительностями и соответствующими Им паузами; 2) сочетание долевых длительностей и пауз в условиях симметрии и асимметрии; 3) метрическая переменность. Размеры — простые, смешанные, сложные

(2\2, 2\4, 3\4, 3\8, 4\4, 6\8, 5\8, 7\8, 8\8, 5\4, 7\4) и переменные.

По механизму восприятия простые размеры — это стереотип, их сочетание в смешанных и переменных размерах- — преодоление стереотипа.

Простое действие, обусловленное метризацией какой-либо одной длительностью, позволяет соединить ритмические упражнения с ладовыми по пению ступеней (пример 24):


ш
«ППГГ
 

щЁ^тщтт^щщ


 

 


на ВТОРОМ ЭТАПЕ осваиваются ритмические рисунки, содержащие суммирование долей и их деление на равные части.

Сч. * ' % *

ъ.

Исполнение суммированных длительностей предполагает наличие у учащихся внутренней пульсации. Предварительно она отрабатывается на упражнениях, в которых суммированная длительность «отсчитывается» при помощи ударов руки; постепенно ощущение пульсации интериоризируется (пример 25):

^»—Ф— -------- —— -------- 1л—«1—#1—л— -------------
Ь г г Г" г —р рГпа! рпос! ^Ое-арИц Рр Паь |ф|1р! р " р р " Г Г Г Г
Р1еазе \/\л/\лл/.зсапИо.сот

 

Хорошо наработанное метрическое чувство позволяет без труда разделить долю на две, три и четыре части, в результате чего в ритмических рисунках появляются: восьмые, шестнадцатые и четвертные длительности в качестве

полудолей; тридцать вторые, как результат деления восьмой длительности (пример 26 а), и триоли, как результат деления восьмой, четвертной и половинной длительностей (пример 26, б):

26 а

б

9 } Л! и а.1.тли II—«1 «I II


 

Работа по освоению этих ритмических рисунков ведется следующим образом: назвав размер, педагог по нарисованной на доске схеме или по плакату в произвольном порядке указывает на ту или иную ритмическую фигуру, которую учащиеся воспроизводят путем артикулирования на произвольный слог (пример 27):

Л - Л - ГЛ - «ГО

^ - 7Л - лл

У п - ГТЬ

Такая тренировка позволит ввести упражнения, в которых многооб­разные виды деления длит^1> нос^йзсоче^^тся (пример 28):

Р1еазе \лл/\лл/.зсапМо.сот


 

 


28 а

з з






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.