Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Р р 'Л У-1 >| г ^р 0 р (1 'Л1ХР | НРр






Там Кс-ру-би-но. Всю-ду маль - чиш-ка э-ют.


III. Программа метроритмического воспитания

Программа воспитания ритмического слуха предусматривает строго пошаговую разработку системы овладения элементами метроритма с помощью различного рода движений. При этом с самого начала следует иметь в виду перспективу дальнейшего вхождения слуха в музыку XX столетия, где ритм является едва ли не ведущим компонентом формообразования и организации музыкальной ткани в целом. Можно определить четыре программных аспекта, согласно которым необходимо готовить учащихся на всех этапах обучения.

1. Принципиальная метроритмическая нерегулярность. Метрическая свобода и многовариантность.

2. Акцентность, связанная с непериодичностью метрических акцентов и с возросшей ролью внутритактовых акцентов (ритмических и динамичесШ^, г'?! й|5(^Й^^^15й(ЗЙообразные виды

СИНКОП Р1еазе \/\л/\лл/.зсапИо.сот

3. С ложные формы комбинаторики ритмических фигур и внутритактовых группировок.

4.Полиритмия. Полиметрия.

ПЕРВЫЙ ЭТАП в практических занятиях ритмом связан с задачей формирования метрического чувства: ощущения пульса музыки, выражаемого равномерным движением счетных едини д — долей, и акцентуации.

Метрическая пульсация в одних случаях совпадает с реально слышимыми единицами ритма, в других — является воображаемой и подспудно переживается слушателем.

В соответствии с этим для определения на слух временной доли сначала используются музыкальные примеры с аккомпанементом, воссоздающим пульсацию, затем такие, в которых метрические доли скрыты за интонационно-ритмической и ладовой структурой, в частности, одноголосные мелодии. Как отмечалось в § 2, свое ощущение пульсирующей доли учащиеся передают ударами по столу одной или двумя руками. Это довольно простое действие, доступное практически каждому ученику, поэтому задачу метризации уже на данном этапе работы можно дополнить второй задачей — умением установить длительность пульсирующей доли.

Сначала за единицу метра принимается четверть, которая обладает весомостью, соответствующей средней скорости шага. Далее сопоставляются два примера, в одном из которых метрическая доля выражена четвертью (й^ймефЧ1я), П|йР Др^гш? 31" ^ восьмой (пример 17). Через физическое ощу1Дёшез'1(ущ5ап^укй) учащиеся должны почувствовать долю, выраженную восьмой длительностью, как более легкую.

На основе сравнительного метода в качестве метрической единицы вводится и половинная длительность.

Ощущение большей или меньшей весомости длительностей закрепляется в пении ладовых упражнений, где ритмическая единица совпадает с метрической долей (пример 18).

Упражнения с разными долями целесообразно прорабатывать парал­лельно: действие оказывается одним и тем же, ощущение же весомости длительности — различным.


Д. Шостакович. Лирический вальс («Танцы куксш>)
МоЛега1о

'1 и г И » |» ■ Я.-- —I—1-----: — у) 1
  ■ Ф Ф- ----- 0—0--- л и Р Р 1

 

 

Ф. Пулепк. Вальс
\ — у 1»ггГ   |Н|Г=т            
ртш 1 ------     , 'Да 'Реп'пгЛ/'с Р1еазе май 'ОпДо Рга Наь " М^^сЩ& вкс Ф1Г? е 1п/"     гТ «
  * 1 р р 7 Ь ? и ЧУ- *=4 1 тГ   чг    

 

^ Умеренно

Умеренно
Умеренно

Ц






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.