Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация работы по развитию связной речи с использованием картин и картинок.






Тема: Рассказывание по картине " Лошадь с жеребенком", из серии " Домашние животные", автора С.А. Веретенниковой.

В начале занятия дети без труда отгадывали загадку про лошадь:

Она стройна и горделива,

Есть и копыта, есть и грива.

Дети смогли обосновать отгадку. Внесение картины в занятие вызвало много эмоций. Картина " Лошадь с жеребенком" произвели на детей огромное впечатление, поэтому они с удовольствием рассказывали по ней. В процессе рассказывания мы смогли добиться полных ответов, насыщенных эпитетами и различными оборотами, демонстрируя свой образец рассказа.

С интересом прошла игра " Кто у кого? ". Дети не ошибались, называя детенышей животных, лишь " ягненок" и " поросенок" вызвали затруднение.

Анализируя ответы детей на вопросы по рассказу Е.И. Чарушина " Лошадь", мы столкнулись с тем, что не все дети могут ответить на такие вопросы, как: Чем понравился рассказ? Почему ты так думаешь? Поэтому я давала свой образец ответа на вопрос, предоставляя возможность ребенку на последующие вопросы отвечать самому, опираясь на мой пример.

Дети свободно называли детенышей животных в единственном числе. Затруднения вызвали названия животных в винительном падеже множественного числа. Например: много тигренков, волченков. Нам приходилось неоднократно поправлять детей. В конечном итоге мы добились от всех детей правильных ответов.

Дети с большим желанием описывали зайца и подбирали эпитеты к настроению зайчонка.

Интересно прошла работа и по составлению рассказов по сюжетным картинкам. Мы выслушали рассказы троих детей. все рассказы были разными и интересными. По ходу рассказывания нами были заданны уточняющие вопросы: А за чем зайчонок вернулся в норку? А еще за чем он мог вернутся?

В процессе рассказывания мы наблюдали за грамматической правильностью речи: исправляли ошибки детей и просили повторить правильное слово.

Картинки с изображением животных, в названиях которых встречается звук " л", дети называли правильно – у детей развит фонематический слух.

Описательный рассказ.

Описательный рассказ по картинкам с изображением зайца и медведя. По картинке с изображение зайца мы рассказывали сами, давая тем самым образец

 

рассказа. Дети дополняли наш рассказ. После собственного рассказа мы

просили рассказать по той же картинке двоих детей. По картинке с изображением медведя дети уже рассказывали самостоятельно. Мы обращали внимание на детализацию, на подбор эпитетов к изображению медведя. Мы думаем, что эта работа прошла результативно.

Сравнительный рассказ.

Сравнительный рассказ по картинкам с изображение двух птиц: сороки и воробья.

Опираясь на предыдущий опыт (описательные рассказы), учитывая наши требования дети очень подробно, образно описывали птиц и сравнивали их: находили сходства и различия. Мы призывали детей сравнивать не только внешний вид, но и повадки, и то, чем питается воробей и сорока. После чтения стихотворения И. Гришашвили " Охраняй птиц", мы провели беседу о том, как беречь птиц, заботиться о них.

Словесная игра – небылица.

От словесной игры дети получили огромное удовольствие. Ребятам было весело и интересно. Были предложены такие небылицы:

Лошадь по небу летает,

Рыба по полю гуляет.

Птица по морю плывет,

Корабль по полю идет и др.

Дети с легкостью исправляли небылицы, заменяя слова. После предложенных нами небылиц, дети придумывали свои, например:

Ежик по небу плывет,

Ножек по полю идет.

(Эту небылицу придумал Демин Костя).

Игра – небылица, была интересна не только детям, но и нам.

Индивидуальная работа.

Составление рассказа по сюжетным картинка. Дети были предложены рассказы: Н. Носова " Живая шляпа" и Н. Артюхова " Трусиха".

Рассказ " Живая шляпа", дети пересказывали после чтения произведения, опираясь на картинки. Затем задание усложнилось: детям нужно было разделить рассказ, состоявший из 6 картинок на три части – начало, основная часть, концовка. Дети пытались озаглавить каждую часть, но заголовки получались не очень удачными, на пример: " Как дети увидели бегущею шляпу" (Мурашов Д.); " Когда мальчики убежали с дивана" (Лобова М.). Видя, что у детей не получается озаглавить части рассказа, мы в качестве примера

прочитали коротенький рассказ " Кит" С. Сахарнова и попросили придумать название к рассказу. Затем прочитали настоящее название рассказа, и спросили: Почему он так называется? Вместе с детьми мы разделили рассказ на части, и озаглавили каждую.

Рассказ " Трусиха", дети придумывали по картинкам без чтения, они сами давали названия своему рассказу. Например: " Девочка и собака" и т.д.

Затем задание усложнилось: детям нужно разделить рассказ, состоящий из 4 картинок на три части – начало, основная часть, концовка.

Рассказ стихотворение " Орел и лягушка" с использованием картинок.

Каждому слову соответствовала картинка (кроме союзов и предлогов). Этот метод заучивания стихотворения оказался очень эффективным: дети с легкостью запоминали стихотворение. Обычно заучивание стихотворений не доставляет детям удовольствия, а картинки позволяют выучить стихотворение быстро и с интересом.

Работа с родителями. Ширма.

В ширму вошли 4 части:

1. Обращение к родителям, тема ширмы и ее обоснования, высказывания Л.В. Выготского;

2. " Развивать связную речь можно с помощью предметных картинок". В этом разделе приведен пример описательного и сравнительного рассказов (" Грибы");

3. " Развивать связную речь можно с помощью сюжетных картинок". В этом разделе приведен примерный перечень вопросов, которые могут задать родители детям, для описания сюжетных картинок;

4. " Поиграйте с ребенком". Игра-небылица " Эта правда или нет? ". Л. Станчева. Здесь же указана литература, в которой родители могут найти и другие игры-небылицы для развития речи детей.

Ширма в течении двух недель стояла в раздевальной комнате, и была доступна всем родителям. Мама Зверева Ю. спросила: " Какие еще картинки можно использовать для развития связной речи? ", " Можно ли использовать иллюстрации в книжках для рассказывания? "

Делая вывод можно сказать, что ширма для родителей была сделана не напрасно.

Программа работы с детьми

Рассказывание по картине: " Лошадь с жеребенком".

Цель: Познакомить детей с новой картиной; учить составлять связанный рассказ по картине; продолжать учить детей отгадывать загадки и обосновывать отгадки; формировать умение объяснять смысл поговорки; продолжать учить детей отвечать на вопросы по прочитанному произведению (рассказ Е.И.

 

Чарушина " Лошадь"); закреплять названия детенышей диких и домашних животных; воспитывать интерес к рассматриванию картины; воспитывать желание к рассказыванию по картине; воспитывать культуру речевого общения. Активизация словаря, уточнение и закрепление словаря (грива, копыта, подкова, телега, ноздри); обогащение словаря (фермер, молочная ферма, запряжена).

Рассматривание по сюжетным картинкам.

Цель: Учить детей составлять сюжетный рассказ по картинке; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенному и последующие; продолжать учить отгадывать загадки и объяснять их отгадки; закреплять названия животных и детенышей; упражнять детей в употреблении названий детенышей животных в родительном падеже единственного и множественного числа, в подборе сравнений и определений к заданному слову, а также синонимов и антонимов; закреплять правильное произношение звука " л" в словах и фразовой речи. Воспитывать интерес к рассматриванию по картинкам, желание составлять самостоятельный рассказ по картинкам, умение работать парами, культуру речевого общения. Активизация, уточнение, закрепление и обогащение словаря (плелся, брел).

Описательный рассказ по картинкам с изображением зайца и медведя.

Цель: Продолжать учить детей детально рассматривать картины; развивать связанную речь; отвечать на вопросы воспитателя; активизировать речь детей; подбирать эпитеты к изображениям зайца и медведя; учить рассказывать эмоционально, выразительно; обогащать словарный запас. Воспитывать интерес к рассматриванию картин, желание рассказывать по картине, культуру речевого общения.

Сравнительный рассказ по картинкам с изображением двух птиц: сороки и воробья.

Цель: Развивать связанную речь детей; активизировать речь детей; учить отвечать на вопросы воспитателя; описывать картины, соблюдая детализацию; научить детей сравнивать двух птиц; продолжать учить подбирать эпитеты; обогащать словарный запас. Воспитывать интерес к рассматриванию картин, желание рассказывать по картине, культуру речевого общения.

Словесная игра – небылица

Цель: Познакомить детей с небылицами; научить детей находить несоответствия между небылицами и реальностью; научить детей самостоятельно придумывать небылицы; продолжать активизировать речь; продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать интерес к небылицам, желание самостоятельно составлять небылицы, культуру речевого общения.

Индивидуальная работа

Составление рассказа по сюжетным картинкам по произведению Н. Носова

" Живая шляпа"

Цель: Учить детей составлять рассказ по произведению; самостоятельно озаглавить части рассказа; описывать характеры героев, их настроения; научить детей придумывать собственный конец к рассказу; формировать навыки подбора эпитетов, образных выражений; учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать интерес к рассказыванию по картинкам, умение слушать рассказ, культуру речевого общения, умение эмоционально рассказывать, сопереживать героям.

Составление рассказа по сюжетным картинкам.

Цель: Учить детей составлять рассказ по сюжетным картинкам; самостоятельно выстраивать сюжет каждой картинки; озаглавливать рассказ и каждую часть; активизировать глаголы, выражающие разные состояния; формировать навыки описывать характеры героев и их настроения; придумывать рассказ, выходя за пределы картинок (прошлое, будущее); учить отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать интерес к рассказыванию по картинкам, культуру речевого общения, желание сопереживать героям.

Рассказывание стихотворения " Орел и лягушка"

Цель: Познакомить детей с новым стихотворением; развивать память и мышление детей; активизировать речь; научить рассказывать стихотворение с опорой на картинки; вызвать интерес и желание рассказывать стихотворение по картинкам.

 

 


2.3. Программа формирующего эксперимента.

Тема Цель Описание
1.“Путешествие с признаками”. Формирование у детей дошкольного возраста умения находить сходства между объектами, сравнивать объекты по нескольким признакам; развитие воображения; воспитание умения выслушивать друг друга, дожидаться своей очереди, следовать правилам игры. Логопед предлагает ребенку выбрать картинку и соединить ее с паровозиком с помощью колеса- признака. Ребенок называет, чем похожи по данному признаку два объекта. Игра продолжается аналогично, пока есть признаки и интерес детей. Например: Чем похожи улитка и листик? У улитки спинка по рельефу шершавая и листик по рельефу шершавый. А чем могут быть похожи листик и кораблик по влажности? Кораблик мокрый, потому что в воде, а листик мокрый после дождя.
2. “Опиши объект”.   Формирование умения описывать объект по имеющимся признакам. Дети выбирают карточку, называют объект природного или рукотворного мира, выкладывают признаки и описывают объект по имеющимся признакам.
3. “Дорожка признаков”   Развитие умения описывать объект, используя в речи имена признаков; соотносить значение имени признака сего графическим обозначением; формирование у детей умения сосредотачивать внимание, воспитывать навыки доброжелательности, самостоятельности. Дети выбирают карты с признаком и по сигналу отбирают нужные объекты по своему признаку. Дети выбирают карты с признаком. Ведущий показывает картинку и спрашивает: “У кого ароматная груша? ” (синяя машина, резиновый мяч, пушистая кошка). Ребенок объясняет свой ответ, и если он правильный, получает картинку, если нет, то дети исправляют ошибку и карточка не засчитывается. Победил тот, кто первым собрал дорожку.  
4. “Поезд звуков”   Формирование умения выстраивать линию объектов по заданному звуку, объяснять свой выбор. Предлагаем ребенку отобрать картинки объектов по заданному звуку в начале слова (далее усложнение: в середине, в конце слова) и распределить по вагонам. На следующей станции везет другой звук – буква и дети отбирают другие объекты. И составить рассказ, в котором будут присутствовать картинки- названия объектов.
5. “Поезд времени”.   Формировать умение выстраивать линию развития событий по времени, в логической последовательности и побуждать составлять рассказ. Предложить ребенку выбрать от 3 и более картинок, разложить их в нужной последовательности и составит рассказ.
6. “Шифровщики”.   Развивать речь ребенка через называние имен признаков и их значения. Рассказывать об объекте, используя значки – признаки. Развивать логическое мышление, ориентировку в пространстве, знание направлений по часовой стрелке, против часовой стрелки, слева, справа. Ребенок по выбранной карточке- шифровке находит расположение трех признаков. Например, первый красный по часовой стрелке, второй синий против часовой стрелки, третий желтый по часовой стрелке. Открываем зашифрованные схемы признаков и описываем по ним объект.
7. “Расскажи про нового соседа”   Упражнять детей в умении подбирать значение к признаку, рассказывать об объекте используя признаки, развивать связную речь. Дети берут карточку, ставят картинку в пустую клетку между значками – признаками и рассказывают о соседе – объекте на картинке по близлежащим признакам.
8. “Путешествие по миру”.   Развивать связную речь, расширять и кругозор детей, закреплять знания о природном и растительном мире. Ребенок при помощи стрелки выбирает любой уголок планеты и рассказывает по плану в виде картинок- схем рассказ.
9. “Солнышко”   Обучать детей по слоговому чтению, закреплять звуки речи. Ребенок читает слог, придумывает слогом слово, с этим словом предложение, составляет рассказ.
10. “Умные планшеты”   Закреплять представление детей о предложении, упражнять в составлении предложений из слов по заданной схеме. Ребенку предлагается выбрать картинку, затем ребенок вставляет картинку в нижний карман первой стороны, взрослый дает задание придумать предложение по схеме, с объектом и признаком по карточке. В начальном этапе, схема предложения состоит из двух слов, признака и объекта. Затем предложение усложняется, и его составляют из трех слов_ объект, признак и действие. Когда ребенок усвоил составление предложения из трех слов, взрослый предлагает ставить предложение из 4- х слов, где четвертое слово – предлог.  
11. “Придумаем рифмованные строчки”   Учить детей составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию. Логопед предлагает детям выбрать какую – либо рифмованную пару (для начала - существительные) и сочинит рифму следующим образом: “Жил – был кто-то и был похож на что- то”.
12.“ Волшебные слова”.   Развивать умение образовывать, изменять, согласовывать слова. Ребенку предлагается карточка, при помощи которой он может выполнить соответствующее задание. Самое удобное, что все эти задания можно использовать на любом речевом материале, при работе с любой группой звуков. Можно дифференцированно подходить к заданию, зная особенности детей. Это универсальное пособие, которое можно использовать во всех видах работы (индивидуально, с группой детей и фронтально). Сначала дети работают с цветным комплектом, затем с черно – белым
13.“Составь предложение”.   Способствовать развитию умения различать структурные компоненты речи, развивать умение строить разнообразные по структуре предложения. Эта модель помогает ребенку легче, осознанней и быстрее понять сложную иерархичную структуру речи человека (текст, предложение, слово, слог, буква и звук); и усвоить порядок слов в предложениях различных типов.
14. “Мнемодорожки”   Развитие умения составлять последовательные пересказы и рассказы, с опорой на мнемодорожки. Ребенку предлагается составить рассказ, план которого выкладывается по ходу рассказа. Речь сопровождается показом мнемодорожки
15. “Задаем вопросы” Способствовать формированию умений задавать различные типы вопросов к объектам или процессам, классифицируя их. Ребенок, используя карточку с определенным видом вопросов, учится задавать различные типы вопросов и правильно их формулировать. Особое внимание уделяется месту вопросного слова в формулировке вопроса.
16. “Кольца Луллия”   Способствовать обогащению словарного запаса детей, формированию правильного грамматического строя речи, развитию связной речи детей. Ребенку предлагается совместить сектора на большом и малом круге и выполнить задание (например, “Что сначала, что потом?, “Сосчитай объекты”, “Придумай историю”.
17. “Системный оператор”.   Способствовать усвоению модели систематизации объектов. Предлагаемая детям таблица с девятью экранами способствует пониманию детьми способов систематизации объектов. Знакомит детей с системой (объект в настоящем, прошлом и будущем), над системой (место объекта в настоящем прошлом и будущем) и подсистемой (части объекта в настоящем, прошлом и будущем). Сначала дети заполняют таблицу вместе с педагогом. Затем, по мере овладения навыками схематизации, самостоятельно.
18. “Составления рассказа по схеме”.   Учить детей составлять описательные рассказы об объектах по схеме. Ребенку предлагается описать объект (натуральный или изображенный на картинке) по схеме.
19. “Опиши объект или явление”. (игрушки, животные, птицы, одежда, овощи и фрукты, время года, посуда)     Способствовать усвоению модели составления описательного рассказа. Ребенку предлагается составить рассказ с опорой на схему. Данная модель является для ребенка планом составления описательного рассказа. Помогает наполнить его содержательно.
20. “Составление рассказа по опорным картинкам”. Формирование связного речевого высказывания по опорным картинкам. Педагог составляет рассказ. После рассказа задает вопросы детям и помогает им ответить с использованием других опорных картинок. После этого (возможно на последующих занятиях) можно предложить некоторым детям повторить весь рассказ.

 

 

Заключение.

Развитие связанной речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным - это способ введения ученика в культуру, условия его саморазвития, его способности общаться. Кроме того, речевая деятельность и словарный запас является первоосновой любой деятельности человека.

В результате проведенного исследования можно сделать выводы:

Развитие связанной речи возможно через:

беседы о рассматриваемых предметах (название, назначение, детали предмета, внешний вид)

формулирование значения слова

Обогащение словарного запаса осуществляется через:

введение новых слов в этапы работы:

а) толкование слова с помощью одного или нескольких приемов:

контекстуальный;

подбор синонима, антонима;

наглядный;

развернутое описание.

б) актуализация слова.

Данная курсовая работа состоит из двух основных глав.

В первой главе раскрывается теоретическая проблема исследования, анализируется и делается обзор литературы по проблеме исследования.

Во второй главе проводится экспериментальное исследование, состоящее из трёх этапов.

На первом этапе исследования делался анализ связанной речи умственно отсталых детей специализированного дошкольного учреждения.

На втором формирующем этапе исследования проводится словарная работа с одной из двух групп участвующих в исследовании.

На третьем этапе исследования, проводится контрольное исследование связанной речи детей, на основе чего был сделан вывод, что связанная речь исследуемых после формирующего эксперимента увеличился. Дети научились применять новые слова в своей речи.

В результате были достигнуты поставленные цель и задачи и доказана выдвинутая гипотеза.

 

 

Список литературы.

1. Абасов З.А. Педагогические технологии и инновации в учебной деятельности школьников // Школьные технологии. 2002, № 5, С.56-61

2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - Л., 1996 с.512.

3. Выготский Л С Мышление и речь - Избранные психологические исследования М, 1956 с.423.

4. Гальперин П.Я. Психология развития М., 1995 с.287

5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. с.59

6. Гин А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. М., 1999. с.189.

7. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера, 8. В.М. Хомловской. - М.: Педагогика, 1978. с.180

9. Ефименкова Л.И. Формирование речи у дошкольников. М., 1981 с.69

10. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб. - метод. пособие. - М.: Соц. - полит, журн., 1994. с.329.

11. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится в спец. школе. - М., 1993. - С.40

12. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. СПб: СПбГУ, 1995. с.39

13. Зейгарник Б.В. Введение в патопсихологию. М., 1973 с.457.

14. Зикеев А.Т. Основные коррекционные направления работы по развитию речи учащихся второй ступени обучения, имеющих ограниченные речевые возможности. // Ж-л " Дефектология", 1998, № 5.

15. Карпова Е.В. Механизмы нарушения формирования представлений о времени детей класса коррекции // Познавательные процессы в норме и патологии, Ярославль, 1995. с.364

16. Коррекционное обучение детей // Под ред. Селиверстова В.И. М., 1983 с.143.

17. Кулагина И.Ю. " Возрастная психология / развитие ребенка от рождения до 17 лет". М., УРАО, 1998г. С.410.

18. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в кор. классах. М, Владос, 1999 с.284

19. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления. М.: Просвещение, 1991. с.276.

20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. 1975. с.347.

21. Марютина Т, М. " Введение в психофизиологию" М, МПСИ " Спинта",

1997г. С. 39

22. Немов Р.С. Психология. т.1. - М., 1995. с.687

23. Нортуорти Н. " Психология детей с умственной недостаточностью" Лондон. 1906 г. 103 с.

24. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология М., Российское педагогическое агентство. 1996. - 374 с.

25. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика). Под ред. Б. П. Пузанова. Основы теории и практики

логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. М., 1968.

26. Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М., 1997. с. 279.

27. Петрова В. Г. Развитие умственно отсталых школьников. - В кн.: Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы М, 1965.

28. Филичева Т. Б. И др. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед. Вузов. М.: Наука. 1990 г. с. 658.

 

 

Приложение 1

Речевая карта (заполняется на каждого обучающегося)

1. Фамилия, имя.

2. Возраст.

3. Группа.

4. Жалобы воспитателя или родителей.

5. Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений (устойчивость внимания, работоспособность, ориентировка в окружающем, отношение ребенка к своему речевому нарушению).

6. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии.

7. Данные о ходе развития речи.

8. Состояние слуха, зрения.

9. Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность).

10. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельной речи):

а) словарный запас (охарактеризовать и привести примеры: словарь в пределах обихода, шире и т.д.; правильно ли используются слова по назначению, какие имеются замены слов; какие части речи преимущественно употребляются);

б) грамматический строй (указать возможности формообразования, построения предложений, типы употребляемых предложений);

в) произношение и различение звуков:

1) произношение звуков (отсутствие, замена, искажение отдельных звуков);

2) различение звуков на слух;

3) произношение слов с различным слоговым составом;

г) темп и плавность.

11. Понимание речи.

12. Навыки анализа и синтеза звукового состава слов;

а) указать, имеются ли характерные для дисграфии замены букв.

13. Чтение:

а) успеваемость по чтению в начале логопедических занятий;

б) характеристика овладения техникой чтения; в) ошибки при чтении;

г) понимание прочитанного.

14. Заключение логопеда.

В конце учебного года к речевой карте прилагается описание результатов работы с обучающимся за истекший учебный год.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.