Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка производственного потенциала промышленного предприятия






 

Производственный потенциал - это совокупность производственных возможностей предприятия, включающий основные фонды, материальные запасы, топливно-энергетическое обеспечение.

Для характеристики эффективности использования основных средств, принадлежащих ОАО «Ольховатский сахарный комбинат» применяют систему показателей, которая включает обобщающие и частные технико-экономические показатели. Обобщающие показатели отражают использование всех основных средств, а частные - использование отдельных их видов.

 

Таблица 9. - Наличие и движения основных фондов 2011гг. (тыс. руб.)

Наименование показателя Первоначальная стоимость на начало года тыс.руб. Поступило тыс.руб. Выбыло тыс.руб. Первоначальная стоимость на конец года тыс.руб. Темп роста, % Структура на начало года, % Структура на конец года, %
Здания         162, 5 9, 78 11, 43
Машины и оборудование           46, 48 42, 12
Производственный и хозяйственный инвентарь         109, 7 1, 30 1, 02
Сельхозмашины   - -     28, 44 21, 45
Сооружения         262, 6 11, 83 22, 34
Транспортные средства         106, 2 1, 67 1, 28
Земельные участки   - -     0, 50 0, 36
Итого:         -    

 

По величине структуры наиболее значимыми элементами состава основных средств организации на начало периода являются: машины и оборудование (46, 48%), сельхозмашины (28, 44%), сооружения (11, 83%.). Значимость элементов не меняется и к концу периода.

Стоимость основных средств за отчетный период увеличилась на 492573 тыс.руб., что сложилось, в основном, под воздействием поступления машин и оборудования (167858 тыс.руб.). Выбытие основных средств произошло по элементам: машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь. Структура основных фондов на начало года показана на рисунке (17) и на конец года на рисунке (18):

 

 

Рисунок 17 - Структура основных фондов на начало года.

 

 

Рисунок 18 - Структура основных фондов на конец года.

 

Результаты расчета коэффициентов, оценивающих степень обновления, выбытия и прироста основных средств, приведены в таблице 10 и рисунке 19

 

Таблица 10 - Оценка состояния и движения основных средств на основе коэффициентов 2011г.

Показатели Первоначальная стоимость на начало года тыс.руб. Поступило тыс.руб. Выбыло тыс.руб. Первоначальная стоимость на конец года тыс.руб. Коэффициент обновления, % Кобн. Коэффициент интенсивности обновления, %, Kиоб Коэффициент выбытия, % Квыб.
Здания         39, 27 2, 02 1, 29
Машины и оборудование         22, 73 1, 09 0, 32
Производственный и хозяйственный инвентарь         11, 65 23, 97 3, 06
Сельхозмашины   - -   - - -
Сооружения         65, 53 0, 98 1, 62
Транспортные средства         5, 87 0, 08 0, 005
Земельные участки   - -   - - -
Итого:         - - -

 

 

Рисунок 19- Оценка состояния и движения основных фондов

 

Рассчитав коэффициенты, делаем вывод, что обновление основных производственных фондов опережает выбытие, следовательно, идет процесс «опережения», т.е. основные фонды не только поддерживаются в работоспособном состоянии, но и происходят процессы существенного обновления или расширения производственной базы.

Анализ изношенности основных средств, принадлежащих ОАО «Ольховатский сахарный комбинат» представлен в таблице 11 и рисунках 20-21.

 

Таблица 11- Показатели состояния основных производственных фондов 2010-2011гг.

Показатели 2010г. 2011г.
Здания и сооружения Машины, оборудование и транспортные средства Здания и сооружения Машины, оборудование и транспортные средства
Стоимость на начало года, тыс. руб.        
Начисленная амортизация, тыс. руб.        
Коэффициент износа на начало года, % 9, 90 31, 53 17, 32 25, 94
Коэффициент годности на начало года, % 90, 1 68, 47 82, 68 74, 06
Стоимость на конец года, тыс. руб.        
Начисленная амортизация, тыс. руб.        
Коэффициент износа на конец года, % 17, 32 25, 94 12, 15 28, 28
Коэффициент годности на конец года, % 82, 68 74, 06 87, 85 71, 72
           

 

 

 

Рисунок 20- Показатели состояния основных производственных фондов на начало года.

 

 

Рисунок 21- Показатели состояния основных производственных фондов на конец года.

 

Коэффициент износа свидетельствует о высоком уровне морального и физического устаревания основных средств, особенно машины и оборудования в 2010г. – 31, 53%. За год произошло обновление основных средств, соответственно коэффициент износа улучшил свой показатель и составил 25, 94%. Но к концу 2011г. коэффициент износа опять составил – 28, 28%.

Соответственно, коэффициенты годности свидетельствуют о том, что основные средства сильно изношены. Высокий уровень коэффициенты износа и низкий уровень коэффициента годности говорит о том, что основные средства не могут использоваться со 100% производственной мощностью и предприятию необходимо дальнейшее обновление технической оснащенности.

Чем ниже значение коэффициента износа и выше коэффициент годности, тем лучше техническое состояние основных средств организации.

Рассчитаем фондоотдачу (ФО) предприятия:

ФО2009=1970841/904032= 2, 18;

ФО2010=2006417/917754= 2, 19;

ФО2011=6184284/1222184= 5, 06.

Как видно из расчета, ФО за 2009 г., по сравнению с 2010 и 2011 гг. меньше, в основном, за счет увеличения среднегодовой стоимости основных средств. Это связано с закупкой новейшего оборудования. Выручка от реализации продукции выросла менее значительно.

Рассчитаем материалоотдачу (МО):

Материалоотдача характеризует выход продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов:

МО2009= 1970841/193174= 10, 2;

МО2010=2006417/126700= 15, 84;

МО2011=6184284/224831= 27, 51.

Рост материаоотдачи объясняется низкими ценами закупки сырья и использованием новейшего оборудования, которое создает экономию материальных ресурсов.

Рассчитаем соотношение коэффициента по приёму и коэффициента по выбытию, данные представлены в таблице 12 и рисунках 22-23:

Коэффициент оборота по приему (Кп) определяется отношением числа принятых за определенный период времени к среднесписочной численности в течении рассматриваемого периода:

Кп2010=72/459= 0, 157;

Кп2011=110/397= 0, 277;

Кп2010=64/459= 0, 139;

Кп2011=47/397= 0, 118.

Коэффициент оборота по выбытию (Кв) определяется отношением числа уволенных за определенный период времени к среднесписочной численности в течении рассматриваемого периода:

Кв2010=133/459= 0, 289;

Кв2011=27/397= 0, 068;

Кв2010=127/459= 0, 375;

Кв2011=14/397= 0, 035.

Кп2010в2010=0, 157/0, 289= 0, 543;

Кп2010в2010=0, 139/0, 375=0, 371;

Кп2011в2011=0, 277/0, 068= 4, 074

Кп2011в2011=0, 118/0, 035= 3, 371.

  Таблица 12- Показатели коэффициента по приёму и коэффициента по выбытию:
Показатель    
июнь июль август сентябрь
Коэффициент оборота по приему (Кп) 0, 157 0, 139 0, 277 0, 118
Коэффициент оборота по выбытию (Кв) 0, 289 0, 375 0, 068 0, 035

 

 
 

Рисунок 22- Показатели коэффициента по приёму и коэффициента по выбытию за 2010г.

 

 

Рисунок 23- Показатели коэффициента по приёму и коэффициента по выбытию за 2011г.

 

Можно сделать вывод, что полученные значения говорят о несбалансированности и отсутствии динамического равновесия в формировании трудовых ресурсов предприятия.


 

3 Направления эффективного использования производственного потенциала производственного предприяти в современных условиях

 

3.1 Прогнозирование развития свеклосахарного подкомплекса в условиях глобализации рынка

Развитие свеклосахарного производства играет важную роль для государства, т.к. является одним из звеньев агропромышленных формирований. Отметим, что в 2006 г., делая прогноз показателей объемов производства основных видов продукции сельского хозяйства на основе обобщения прогнозных расчетов Всесоюзного НИИ экономики сельского хозяйства, Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А.Никонова, Института агарных проблем РАН, Института народнохозяйственного прогнозирования РАН и других научных организаций, Э.Н. Крылатых предложила два варианта развития АПК до 2030 г.: инерционный и инновационный, согласно которым объем производства сахарной свеклы может составить 40-42 млн и 48-50 млн т соответственно [21].

И. Ушачев предположил, ближайшие годы вряд ли могут стать периодом динамичного развития, поскольку не прекратилась деградация производственного потенциала отрасли. Автор также поддержал теорию о двух сценариях развития АПК на предстоящие 20 лет: «относительно оптимистический и пессимистический». В качестве наиболее подходящей для оптимистического варианта была принята модель, «предусматривающая максимизацию потребления при технологических и ресурсных ограничениях и ориентированная на достижение полной самообеспеченности по некоторым основным продуктам питания», в том числе по сахару. С учетом вышесказанного, прогнозный объем производства сахарной свеклы в 2025 г. установлен на уровне 36 - 37 млн т при урожайности 350 - 360 ц/га, что, по мнению автора, позволит достигнуть 80% самообеспеченности страны в сахаре.

А.Б. Бодин отметил: «Перспективы производства сахара из сахарной свеклы на фоне роста издержек», оценивая перспективы развития свеклосахарного подкомплекса РФ с учетом фактически достигнутых результатов, а также объемов инвестиций в отрасль, сделал прогноз на 2012 г. и 2016 г.» (таблица 13)

 

Таблица 13 – Плановый уровень основных индикаторов развития свеклосахарного подкомплекса АПК на 2012-2016 гг.

Показатель Год
   
Объем производства сахара из свеклы, тыс. т    
Объем производства сахара из сахара-сырца, тыс. т    
Импорт белого сахара-песка, тыс. т    
Площадь посевов, тыс. га    
Урожайность, т/га    
Совокупная мощность сахарных заводов по переработке сахарной свеклы, тыс. т/сут    

 

Достичь запланированного уровня предполагается за счет:

сочетания мер государственной поддержки и инвестиций частных операторов рынка (за последние годы самообеспеченность отечественным сахаром достигла 54% от объема потребления);

применения высокопродуктивных семян, современных агротехнологий, что позволит в плановом периоде увеличить урожайность до 40 - 45 т/га (уровень недоиспользования потенциала производства для повышения урожайности сахарной свеклы по разным регионам варьируется в пределах 6-28 т/га);

модернизации перерабатывающих мощностей. Увеличение мощности сахарного завода на 1 тыс. т в сутки оценивается в 300 млн руб. К 2013 г. суточные перерабатывающие мощности сахарных заводов России должны составлять не менее 440 тыс. т сахарной свеклы (при 100-суточной работе заводов), а объем инвестиций за 5 лет — 53 млрд руб. (рисунок 24). По мнению автора, в ряде регионов существует необходимость строительства новых сахарных заводов мощностью 9 - 12 тыс. т переработки сахарной свеклы в сутки.

 

Рисунок 24 – Сравнительный прогноз динамики инвестиций в сахарное производство и общей производственной мощности сахарных заводов России

 

А.Б. Бодин считает, что «доведение производства свекловичного сахара до 75% (от общего потребления) позволит снизить волатильность цен на внутреннем рынке, которые будут определяться структурой затрат на производство свекловичного сахара» [21].

В. Печеневский рассматривает различные сценарии развития сельского хозяйства в масштабах РФ и ЦЧР на 2007 - 2010 гг. и 2011 - 2015 гг.:

либерально-компрадорский;

либерально-олигархический;

государственно-регулируемый (ориентированный на приоритетную поддержку крупного и среднего бизнеса - вариант 1);

государственно-регулируемый (ориентированный на приоритетную поддержку мелкого бизнеса и всего населения - вариант 2).

Особенно пристальной проработке автор подверг два последних варианта развития сельского хозяйства и высказал мнение о том, что темпы роста производства сахарной свеклы в ЦЧР (по отношению к 1990 г.) по варианту 1 составят в 2011 г. 90-100%; в 2015 г. - 95-100%; а по варианту 2 - 100-110 и 115-125% соответственно.

Экстраполируя данный прогноз развития в масштабах РФ, были приняты следующие допущения:

по данным Федеральной службы государственной статистики, объем производства фабричной сахарной свеклы в 1990 г. составил по РФ - 32326, 9 тыс. т, в ЦЧР - 17221, 7 тыс. т;

доля производства сахарной свеклы ЦЧР в РФ в 1990 г. (базовый период, принятый автором) — 53, 27%.

Результаты прогноза В. Печеневского в пересчете на натуральные измерители с учетом сделанных допущений представлены в таблице 14.

 

Таблица 14 – Прогноз производства сахарной свеклы в ЦЧР и РФ на 2011-2015 гг., млн.т

Регион Вариант 2011г. 2015 г.
ЦЧР   15, 5-17, 2 16, 4-17, 2
  17, 2-18, 9 19, 8-21, 5
Доля ЦЧР в РФ - 53, 27% (1990 г.)
РФ   29, 09-32, 33 30, 71-32, 33
  32, 33-35, 56 37, 18-40, 41

 

Резюмируя проведенное исследование, отметим, что при развитии сельского хозяйства по либерально-олигархическому сценарию в масштабах РФ удастся достигнуть докризисного уровня примерно к 2033 г. (ЦЧР - к 2024 г.); по варианту 1 тот же результат может быть достигнут по РФ к 2022 г. (по ЦЧР - к 2016 г.); на основе варианта 2 - по РФ - к 2015 г. (по ЦЧР - к 2012 г.).

В 2009 г. группа специалистов ВНИИСС под руководством И.В. Апасова разработала «Концепцию развития свеклосахарного комплекса в Российской Федерации (2008-2020 гг.)», в которой детально (по годам и по регионам) установлен уровень основных индикаторов свеклосахарного производства (таблица 15-16).

 

Таблица 15 – Предполагаемое размещение посевов сахарной свеклы в РФ до 2020 г.

  Годы
Российская Федерация, регион       2004­2008 До 2012 До 2020
  Площадь посевов, тыс. га Планируемая урожайность, т/га
Российская Федерация 819, 5   938, 5   35, 88 40, 37
Центральный Федеральный округ
Брянская обл. 3, 5 3, 5 3, 5 29, 3    
Орловская обл. 26, 2     29, 2    
Рязанская обл. 8, 7          
Тульская обл. 9, 5   10, 5      
Белгородская обл. 75, 2     32, 2    
Воронежская обл. 97, 4     29, 9    
Курская обл. 76, 7     31, 6    
Липецкая обл. 50, 4     38, 2    
Тамбовская обл. 69, 9     30, 7    
По округу в целом 417, 5 457, 5   31, 3 36, 92 41, 96
Южный Федеральный округ  
Краснодарский край 139, 6     35, 8    
Ставропольский край            
Ростовская обл. 14, 9          
Карачаево-Черкесская Республика 5, 6     32, 7    
Прочие            
По округу в целом 188, 1       41, 63 44, 71
Приволжский Федеральный округ  
Республика Татарстан       29, 2    
Республика Башкортостан       21, 4    
Республика Мордовия       33, 4    
Пензенская обл. 36, 1     24, 8    
Ульяновская обл. 9, 2     23, 5    
Прочие 18, 4 18, 5 18, 5 23, 8    
По округу в целом 190, 7' 203, 5 215, 5 24, 1 29, 23 33, 61
Прочие округа
Другие области 23, 2     18, 3    

 

Таблица 16 – Динамика производства сахарной свеклы и белого сахара-песка в 2008-2020 гг.

Показатель Годы
2004-2008    
Общеотраслевые показатели
Объем производства свекловичного сахара, млн т 2, 8 3, 8 4, 8
Самообеспеченность сахаром, % 50, 0 63, 0 80, 7
Перерабатывающая промышленность
Выход сахара при переработке сырья, % 13, 3 14, 0 14, 5
Расход сырья, т свеклы/т сахара 7, 5 7, 1 6, 9
Расход условного топлива, % к массе свеклы 5, 6 4, 0 3, 5
Потери массы свеклы при хранении, % 3, 9 3, 0 2, 0
Перерабатывающие мощности, тыс. т свеклы/сут      
Свекловодство
Урожайность сахарной свеклы, т/га 30, 6 35, 8 40, 3
Сахаристость сахарной свеклы, % 16, 2 17, 0 17, 5
Загрязненность сырья балластными примесями, % 12, 0 11, 0 10, 0
Необходимый валовой сбор, млн т 26, 4 31, 3 37, 8
Потребность в свекле к переработке, млн т 21, 4 27, 9 34, 1
Посевные площади под культуру, тыс. га 908, 8 875, 0 938, 5

 

Таким образом, самообеспеченность сахаром к 2020 г. должна увеличиться в 1, 6 раз, потери массы свеклы при хранении снизятся почти в два раза, урожайность сахарной свеклы и посевные площади под культуру увеличатся в 1, 08 и 1, 03 раза соответсвенно.

Основной целью концепции является «разработка системы научно обоснованных и экономически целесообразных мероприятий, способствующих согласованному развитию всех составляющих свеклосахарного комплекса для обеспечения производства свекловичного сахара до 80% внутреннего потребления при динамичном росте его эффективности и конкурентоспособности».

Реализацию поставленной цели предполагается достичь за счет:

осуществления принципов государственного регулирования в отрасли;

совершенствования системы, а также порядка применения мер государственной поддержки субъектов, осуществляющих инвестиционную и хозяйственную деятельность в отрасли;

использования научных достижений и передового опыта отраслевой науки;

изменения принципов планирования и организации работ во всех элементах системы отечественного семеноводства сахарной свёклы от научных исследований до маркетинга готовой продукции;

обеспечения высоких темпов развития отрасли на основе инновационных технологий производства сахарной свеклы и сахара при одновременной стабилизации цен на ресурсы и выпускаемую продукцию;

развития комплексной инфраструктуры для эффективного функционирования отрасли путем создания вертикально интегрированных холдингов с законченным циклом производства и переработки сырья;

формирования современных механизмов регулирования рынков сырья;

активизации деятельности Союза сахаропроизводителей России в формировании и реализации государственной аграрной политики.

После опубликования официальной версии данной концепции Корниенко указал на необходимость внесения изменений в данный документ [22]. Скорректированные значения индикаторов обобщены в таблицах 17 – 18.

 

Таблица 17 – Прогноз производства и потребления сахара в России на 2012 – 2020 гг.

Показатель Год
     
Производство сахара, млн т, в том числе из сахарной свеклы, млн т 6, 0 3, 6 6, 0 4, 1 6, 0 4, 1
Потребление сахара, млн т 5, 7 5, 7 5, 7
Площадь посевов сахарной свеклы, тыс. га     950-1000
Урожайность, т/га 32, 5 34, 8 35, 0
Валовой сбор, млн т 30, 9 34, 8 35, 0
Сахаристость при приемке, % 16, 4 16, 5 17, 0
Общая производственная мощность сахарных заводов, тыс. т/сут 298, 9 328, 9 350, 0
Выход сахара, % 13, 4 13, 9 14, 7
Коэффициент извлечения сахара, % 82, 7 84, 8 85, 0
Расход условного топлива, % к массе принятой свеклы 5, 0 4, 6 4, 6
Расход известнякового камня, % к массе принятой свеклы 5, 2 5, 0 5, 0

 

Из таблицы видим, что потребление сахара должно остаться на прежнем уровне. Выход сахара должен увеличиться в 1, 1 раза, а расход топлива – снизиться на 0, 4 %.

 

Таблица 18 – Прогноз производства сахаров в России к 2020 г.

Показатель Сахар из свеклы Натуральные
сахарозаменители подсластители
Производство сахара, млн т 4, 0-4, 1 1, 6-1, 7 0, 0020-0, 0025
Площадь посева, тыс. га 930-950 350-380 20-25
Урожайность, т/га 32-34 28-32 0, 8-0, 9
Валовой сбор, млн т 30-32 10, 5-11, 2 0, 018-0, 02
Содержание сахаров, % 17, 0 15, 0-15, 5 12, 5-14, 0
Коэффициент содержания сладких веществ 1, 0 1, 5 (150-листья) (300-стевиозид)
Выход сахаров, млн т 4, 0-4, 1 2, 7-3, 3 0, 75-0, 76

 

Из представленных данных делаем вывод, что к 2020 г. сахар из сахарной свеклы не уступит позиций сахарозаменителям и подсластителям, пусть и натуральным.

Вместе с тем, существует опасение, касающееся возможного приобретения Россией статуса крупнейшего импортера сахара [23], а также отмечается, что продовольственная безопасность страны по разным формам сахаров предусматривает получение устойчивого и достаточного количества свекловичного сырья, достижение оптимальных показателей производственной мощности сахарных заводов и выработки сахара и других типов сахаров в объеме, полностью удовлетворяющем потребности населения. В настоящее время, кроме производства натуральных подсластителей, интересными и неоднозначными являются проекты по производству сахара из генномодифицированных гибридов сахарной свеклы, а также возделыванию и переработке сахарного сорго (апробация технологии ведется в Воронежской области в ООО АПК «Славянский», проект «Атлант 2»).

В сложившейся ситуации предлагается рассматривать продовольственную безопасность страны по разным формам сахаров в нескольких аспектах (рисунок 25):

достижение к 2016 г. самообеспеченности сахарами на уровне не менее 70-80%, а к 2020 г. - 100%;

покрытие внутреннего спроса за счет собственного производства;

наличие оптимальной системы и обоснованных объемов переходящих запасов;

разработка социально-экономической политики, направленной на сокращение разрыва между населением по уровню достатка;

обеспечение оптимального уровня питания населения сахарами в соответствии с социально - демографическими требованиями.

Рисунок 25 – Аспекты продовольственной безопасности

 

Индикаторы производства и переработки сахарной свеклы в Воронежской области представлены в таблице 19 и на рисунке 26.

 

Таблица 19 – Программа повышения производственно-технических показателей предприятий сахарной промышленности Воронежской области

Показатель Год
           
Посевные площади, тыс. га 110, 4   85, 8 93, 3    
Урожайность, т/га 25, 2         43, 5
Валовой сбор, тыс.руб. 2, 8 3, 75 3, 84 4, 27- 4, 3  
Разница сахаристости свеклы между ее приемкой и переработкой, % 0, 4 0, 38 0, 36 0, 35 0, 33 0, 33
Потери массы свеклы при хранении и подаче в переработку, % к массе свеклы 4, 8 4, 65 4, 5   3, 85 3, 8
Общие потери сахарозы в производстве, % к массе свеклы 0, 83 0, 81 0, 8 0, 8 0, 8 0, 8
Потери сахарозы в мелассе, % к массе свеклы 2, 02       1, 95 1, 95
Коэффициент извлечения сахарозы, %   80, 6   81, 6 81, 8  
Выход сахара, % 13, 6 13, 65 13, 7 13, 8 13, 85 14, 1
Расход условного топлива, % к массе свеклы 7, 26 7, 2     6, 88 6, 88
Расход известнякового камня, % к массе свеклы 6, 68 5, 58 6, 5. 6, 45 6, 4 6, 4
Планируемое увеличение объемов заготовки сырья (зачетный вес), тыс. т            
Плановый объем поступления сырья в переработку, тыс. т            
Производство сахара, тыс. т            
Количество сахара, полученного от реализации программных мероприятий, тыс. т, в том числе за счет: увеличения объема заготовок и снижения потерь массы свеклы увеличения коэффициента извлечения сахара 83, 6 19, 6 201, 6 195, 4 5, 2 221, 9 209, 9 11, 4 271, 6 253, 9 17, 7 331, 6 15, 6   381, 6   379, 4   2, 2

* в данной таблице и далее по тексту выделены показатели, уровень которых по фактическим результатам соответствует или превышает прогнозный уровень.

 

 

 

Рисунок 26 – Планируемые объемы производственных показателей предприятий сахарной промышленности Воронежской области

 

Можем увидеть, что показатели объемов заготовки сырья, поступления сырья в переработку и производства сахара в данном прогнозе увеличиваются. Так, производство сахара к 2010, должно увеличиться в 2 раза, объем заготовки сырья и объем поступлений сырья в переработку – в 1, 9 раз.

В стабилизационной программе в числе основных задач отмечены также следующие: создание условий взаимовыгодных отношений между сельхозпроизводителями и переработчиками сырья, постепенная замена давальческой схемы переработки на денежные отношения; укрепление социальной инфраструктуры села; улучшение экологического состояния водных ресурсов и атмосферного воздуха. Таким образом, на уровне органов государственной власти подтверждается важность формирования устойчивой системы партнерских бизнес-отношений не только с поставщиками ресурсов, но и общественными группами.

Сравнительная характеристика основных индикаторов программ развития свеклосахарного производства Воронежской области, разработанных в 2004, 2005 и 2008 гг., приведена в таблице 20.

 

Таблица 20 – Оценка выполнения программных мероприятий и достижения целевых результатов развития свеклосахарного производства Воронежской области

Показатель Год
         
Посевные площади, тыс. га 93, 3 114, 0 115, 0 132, 0 141, 0
Урожайность, т/га 41, 0 36, 0 43, 5 38, 0 39, 0
Валовой сбор сахарной свеклы, млн т 4, 27 4, 1 5, 0 5, 0 5, 5
Производство сахара, тыс. т          
Коэффициент извлечения сахара, % 82, 16   82, 0    

 

Декомпозиция государственных программ развития сельского хозяйства, а также реализация принципов и мероприятий, разработанных в региональных программах в 2007 г. нашли свое воплощение в областной целевой программе «Развитие сельского хозяйства на территории Воронежской области на 2008-2012 гг.». Объем производства сахарной свеклы по годам должен был составить: 2008 г. – 3900 тыс.т (по факту 3505 тыс. т); 2009 г. – 2990 тыс.т (по факту 2990 тыс. т), 2010 г. – 4200 тыс.т (по факту 3230 тыс. т), 2011 г. – 4300 тыс.т (по факту 7000 тыс. т). При этом удельный вес посевных площадей сахарной свеклы, засеянных сортами и гибридами отечественной селекции, в общей площади посевов: в 2008 г. составлял 38%; в 2009 г. - 44; в 2010 г. - 45; в 2011г.-50; в 2012 г.-52%.

Для совершенствования бизнес - отношений областной стабилизационной программой предусматривалось создание двух независимых ассоциаций: Ассоциации производителей сахарной свеклы, Ассоциации переработчиков сахарной свеклы. Цель создания данных организаций заключалась в выработке согласованных решений в вопросах взаимодействия, направленных на реализацию программы (рисунок 27):

выработка взаимоприемлемых условий переработки;

выравнивание условий конкуренции и создание действенной антимонопольной политики;

пропаганда применения интенсивных технологий возделывания и переработки сахарной свеклы;

выработка программ инвестирования сельских товаропроизводителей;

выработка условий стимулирования развития свеклосахарного комплекса;

защита интересов производителей и переработчиков;

повышение эффективности государственного управления АПК;

развитие финансовой инфраструктуры;

обеспечение возможности получения компенсаций исключительно хозяйствами, поставляющими свеклу на переработку только на заводы Воронежской области.

 

Рисунок 27 – Преимущества создания Ассоциации производителей сахарной свеклы и Ассоциации переработчиков сахарной свеклы

Предлагаем войти ОАО «Ольховатский сахарный комбинат» в данную Ассоциацию. Это поможет улучшить сырьевое обеспечение предприятия. Вход в ассоциацию поможет стимулировать развитие свеклосахарного комплекса, так как в рамках ассоциации цены на сырье будут гораздо ниже, чем в обычных условиях функционирования предприятия, а для свеклопроизводителей будет увеличено финансирование проектов по селекции сахарной свеклы и проектов по внедрению инноваций со стороны предприятий – переработчиков.

За ассоциациями в программе были закреплены следующие функции:

выработка единой политики в отраслях производства и переработки сахарной свеклы посредством обеспечения взаимовыгодных условий её приемки и переработки; осуществление контроля за их исполнением; обеспечение одинаковых условий приемки и переработки сахарной свеклы на всех сахарных заводах;

формирование зоны свеклосеяния с целью обеспечения сахарных заводов необходимым количеством сырья;

внедрение во всех свеклосеющих хозяйствах, входящих в Программу, интенсивной технологии возделывания сахарной свеклы в соответствии с технологическими картами и необходимым набором техники;

анализ себестоимости производства сахарной свеклы и выработка предложений по ее снижению;

разработка рекомендаций по улучшению работы сахарных заводов, снижению потерь свеклы при хранении и переработке, внедрению прогрессивных технологий, обеспечению выполнения программных мероприятий по наращиванию мощностей;

изучение и внедрение передового опыта переработки сахарной свеклы на зарубежных и передовых предприятиях Российской Федерации;

внедрение на сахарных заводах мероприятий по сокращению расходов топлива и производственных материалов.

С целью реализации программных мероприятий в Воронежской области была создана Ассоциация производителей сахарной свеклы. Однако, данная организация не осуществляла предусмотренные программой функции и не выполняла поставленные задачи. Таким образом, по состоянию на 2010 г. можно констатировать ее недееспособность и невозможность осуществления с ее помощью каких-либо значимых преобразований. Основной причиной несостоятельности данного формирования следует признать отсутствие поддержки руководства области, в частности руководства Департамента аграрной политики, и незаинтересованность самих сельскохозяйственных производителей в поддержке ассоциации, не способной решать конкретные вопросы.

Целесообразность создания Ассоциации переработчиков сахарной свеклы в Воронежской области вызывала сомнения еще на момент разработки программы, поскольку из девяти заводов области шесть принадлежали ГК «Продимекс» (в 2010 г. их количество увеличилось до восьми). Данная точка зрения подтверждается и содержанием ведомственной целевой программы «Стабилизация развития свеклосахарного производства Воронежской области на 2009-2012 годы», разработанной согласно приказу Главного управления аграрной политики № 208 от 19.12.2008. Разработанная программа была представлена в Министерство сельского хозяйства РФ и явилась информационной базой при разработке отраслевой целевой программы «Развитие свеклосахарного подкомплекса России на 2010 – 2012 гг.». Однако впоследствии региональная программа официально не была утверждена, что делает вопрос о региональных индикаторах реализации отраслевой программы по-прежнему открытым. Система управления реализацией программы не предполагает создание ассоциаций и их поддержку. В программе предусматривается только распределение ответственности между Департаментом аграрной политики Воронежской области, Департаментом экономического развития Воронежской области, Департаментом финансовой и налоговой политики Воронежской области, а также перечень программных мероприятий, представленных только отдельными направлениями субсидирования: части затрат сельхозпроизводителям на приобретение средств защиты растений, производство и реализацию оригинальных семян сахарной свеклы, приобретение сельскохозяйственной техники для возделывания сахарной свеклы; части затрат сахарным заводам по привлеченным кредитам на проведение реконструкции

В то же время необходимо отметить, что сложившаяся ситуация не является характерной для всех регионов России. Так, например, в 2005 г. была создана Ассоциация «Кубаньсахарпром», учредителями которой стали все 16 заводов Краснодарского края, Северо-Кавказский НИИ сахарной свеклы и сахара, ООО «Торговопромышленная компания ОРМЗ» (г. Усть-Лабинск) и ООО «Проектный институт «Вертикаль». В 2006 - 2008 гг. Ассоциация, в соответствии с требованиями сахарных заводов, совместно с Союзом сахаропроизводителей России добилась положительного решения вопроса поставки природного газа сахарным заводам края на 2008-2012 гг.

В настоящее время разработана «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 гг.». Государственная программа определяет цели, задачи и направления развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности. Государственная программа базируется на положениях Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, Концепции развития сельских территорий на период до 2020 года, действующей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, а также ряда других федеральных и ведомственных целевых программ по проблемам развития агропромышленного комплекса страны.

Динамика развития АПК на период до 2020 г. будет формироваться под воздействием разнонаправленных факторов. С одной стороны, скажутся меры, которые были приняты в последние годы по повышению устойчивости агропромышленного производства, с другой – сохраняется сложная макроэкономическая обстановка в связи с последствиями кризиса, что усиливает вероятность проявления рисков для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики.

В растениеводстве предстоит освоить интенсивные технологии, базирующиеся на новом поколении тракторов и сельскохозяйственных машин, увеличении внесения минеральных удобрений (с 38 кг в пересчете на 100% питательных веществ на 1 га посевов в 2010 г. до 80-100 кг в перспективе) и выполнении работ по защите растений от вредителей и болезней, переходе на посев перспективными высокоурожайными сортами и гибридами. По отдельным культурам необходимо существенное расширение их посевных площадей.

Среднегодовой темп роста валовой продукции сельского хозяйства в период до 2020 г. должен составить не менее 2, 4-2, 5%, производства пищевых продуктов – 4, 3-5, 0%. Более высокие темпы намечены по группе мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, плодоовощной продукции. Уровень использования производственных мощностей достигнет 85%.

Реализация Государственной программы позволит обеспечить:

достижение в основном предусмотренных Доктриной продовольственной безопасности параметров удельного веса отечественных продовольственных товаров в общих ресурсах, в том числе зерна – 99, 8%, сахара – 91, 2%, растительного масла – 82, 8%, картофеля – 99, 7%, мяса и мясопродуктов – 88, 9%, молока и молокопродуктов – 85, 3%;

увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 г. по отношению к 2010 г. на 39% (к 2009 г. – на 27, 6%), пищевых продуктов, включая напитки, и табака – на 60%;

среднегодовой темп прироста объема инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве в размере 8, 8%;

уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций по всей хозяйственной деятельности (с учетом субсидий) – не менее 20%;

достижение соотношения заработной платы в сельскохозяйственных организациях и в среднем по экономике страны до 95%;

рост производительности труда в 2020 г. по отношению к ее уровню в 2009 г. в 1, 7 раза.

Таким образом, прогнозы развития свеклосахарного подкомплекса свидетельствуют о необходимости внедрения инновационных технологий на отраслевых предприятиях.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.