Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






размытость управленческой иерархии






2) двойная соподчиненность сотрудников

3) проблемы в подборе персонала

4) жесткая иерархическая зависимость подразделений

 

Образец №2. Задание с открытыми вопросами.

1. Каково альтернативное название книги А.А. Богданова " Тектология": ____________________________________________________

2. Какие слои в рамках внутрипрофессиональной стратификации П.А.Сорокин выделяет в качестве основных: _________________________________________________________________

3. В трактовке Р. Мертона, социальная группа – есть совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и... ____________________________________________________________.

Образец №3. Задание на соответствие.

1. Какие из указанных произведений принадлежат перечисленным социологам (установите соответствие позиций первого и второго столбцов):

 

Социолог Название произведения
а)М. Вебер а)" Структура социального действия"
б)П. Сорокин б)" Социология социальных изменений"
в)П. Штомпка в)" 18 Брюмера Луи Бонапарта"
г)К. Маркс г)" Христианская этика и дух капитализма"
д)В. Ульянов (Ленин) д)" Система социологии"
е)Т. Парсонс е)" Материализм и эмпириокритицизм"

 

 

Образец №4. Задание на последовательность действий (Задание-алгоритм)

1 .Определите последовательность функционирования различных общественно-экономических формаций в истории человечества.

 

№пп Содержание периода Порядок в истории
  Феодальная  
  Коммунистическая  
  Первобытнообщинная  
  Рабовладельческая  
  Капиталистическая  

 

B. Контрольные задания ( раздаточный материал)

Образец контрольного задания по теме 4.

На экране выводятся текст определения " естественной организации " (Т. Парсонс). Задача – провести анализ данного типа организации и ответить на вопрос о возможности его существования в российской реальности.(ПК-2)

С. Примерные темы творческих заданий:

Подготовить творческую работу (эссе) по теме «Бюрократическая модель организации в российском обществе " (объемом до 5 страниц текста (14 кегль, 1, 5 интервал) (ПК-5).

D. Пример вопросов к зачету (ОКВ-9, ОКВ-11, ПК-2, ПК-5, ПК-22, ПКВ-8, ПКВ-15):

1. Сущность системного подхода к анализу социальных явлений.

2. Социальная система и её типы.

3. Понятие социальной структуры.

4. Типы социальных структур.

5. Элементы социальной структуры.

6. Виды организационных структур.

7. Преобразования структур управления в современных компаниях.

8. Социальные группы и их виды.

9. Неформальное группообразование в организациях

10. Организация и рынок как формы экономической социальности.

11. Развитие информационных технологий как основа преобразований в организациях.

12. Значение малых форм бизнеса в экономике конца ХХ века.

13. Понятие механической и органической моделей организации.

14. Организационная культура: характеристики, элементы, уровни.

15. Процесс управления организационной культурой.

16. Организационные процессы интеграции и дифференциации.

17. Индивидуальное предпринимательство.

18. Теоретические подходы к управлению персоналом.

19. Организационный механизм планирования карьеры.

20. Элементы конкурентной среды организации.

21. Иерархия в организациях.

 

10.5. Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий

Актуальность изучения дисциплины «Социология организаций» определяется ее местом в реализации компетентностного подхода в профессиональной подготовке бакалавров по направлению 034700.62 «Документоведение и архивоведение», профиль подготовки «Документоведение и документационное обеспечение управления», ролью исторических аспектов и традиций отечественного документоведения и архивоведения в развитии документационного обеспечения управления как самостоятельного вида социальной практики.

Курс «Социология организаций» ориентирован на формирование профессиональных компетенций будущих бакалавров, содержание которых позволит им успешно учитывать и реализовывать на практике традиции и подходы в ходе организации профессиональной деятельности в области документоведения и архивоведения. Кроме того, данный курс является теоретико-методологической основой овладения студентами ряда вариативных дисциплин профессионального цикла: " История государственного управления в России" (В.1.8), " Религиоведение" (В.1.8), " Социальная структура общества" (В.2.4), " Организационное проектирование" (В.3.4)" Социальная политика" (В.3.13), " Конфликтология" (В.3.14), " Управление человеческими ресурсами" (В.3.13), " Информационная система и организация" (В.3.14).

При организации и проведении занятий по курсу «Социология организаций» следует иметь в виду его практическую направленность, связанную с овладением будущими бакалаврами профессиональными навыками и умениями. Данный курс является одним из ведущих не только в овладении знаниями, но и в формировании мышления будущего специалиста. В связи с этим во вводной лекции должны быть расставлены соответствующие акценты.

На каждом занятии рекомендуется обращать внимание не только на базовые понятия дисциплины, которые лежат в основе освоения студентами порогового и продвинутого уровней подготовки, но и на прикладные аспекты темы, акцентируя внимание на примерах из практики, которые должны быть необходимыми элементами в овладении будущими бакалаврами профессиональными умениями и навыками.

В подборе материала к занятиям следует руководствоваться рабочей программой учебной дисциплины, обращая внимание на вопросы, указанные в обязательных требованиях к содержанию курса федерального государственного образовательного стандарта. На первом занятии преподаватель обязан довести до студентов требования к текущей и итоговой аттестации, порядок работы в аудитории и нацелить на проведение самостоятельной работы с учётом количества часов, отведённых на неё учебным планом.

Рекомендуя литературу для СРС, преподаватель должен максимально использовать возможности, предлагаемые библиотекой СПБУУЭ, в том числе её электронными ресурсами.

 

Выбор методов и форм обучения может определяться:

· общими целями образования, воспитания, развития и психологической подготовки студентов;

· особенностями методики преподавания конкретной учебной дисциплины и спецификой ее требований к отбору дидактических методов;

· целями, задачами и содержанием материала конкретного занятия;

· временем, отведенным на изучение того или иного материала;

· уровнем подготовленности студентов;

· уровнем материальной оснащенности, наличием оборудования, наглядных пособий, технических средств;

· уровнем подготовленности и личных качеств самого преподавателя.

Главным звеном дидактического цикла обучения в освоении курса «Социология организаций» остается лекция. Наряду с традиционной лекцией рекомендуется использовать такую форму как диалоговая лекция и лекция-пресс-конференция. Каждая из них отличаетсякак по содержанию, так и по способу организации. Диалоговая лекция как интерактивная форма учебной работы со студентами предполагает организацию диалога преподавателя со студентами используя различные дидактические приемы (обсуждение конкретной ситуации, постановка уточняющих или проблемных вопросов, комментарии по видео и аудио материалам и др.). В лекции-пресс-конференции ключевым моментом является ее начало. Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся.

Целесообразно дополнить материал лекции вопросами и заданиями, организующими осмысление (рефлексию) прочитанного. Использование представленного подхода к предъявлению учебного материала позволяет перестроить познавательную деятельность студентов на лекции: от пассивно восприятия - к активному осмыслению. Такой прием особенно оправдан ограниченным временем аудиторной учебной работы.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Наиболее эффективной формой семинара по учебной дисциплине «Социология организаций» с целью овладения студентами профессиональных компетенций является семинар-защита рефератов. Защита реферата проводится на семинарском занятии в форме деловой игры. Распределение ролей: автор реферата, оппонент, члены экспертного совета (все студенты учебной групп кроме автора реферата и оппонента), ведущий процесса защиты (преподаватель). Автор реферата готовит реферат по установленной теме за 1-2 недели до защиты и представляет оформленный реферат оппоненту. Оппонент готовит рецензию и знакомит с ней автора. Процедура защиты реферата на семинарском занятии: выступление автора с докладом по теме реферата (7 минут); ответы на вопросы экспертов (10-15 минут); выступление оппонента (5 минут); ответы автора на замечания оппонента (до 5 минут); дискуссия. Анализируются ошибки, недостатки, в написании реферата, отмечаются достоинства и разрабатываются рекомендации на будущее.

Одной из форм проведения семинара могут быть устный опрос, проверочные тесты для контроля знаний, дискуссия по наиболее интересным темам курса, а также учебные конференции.

Самостоятельная работа предполагает формирование навыка пользования литературой, самостоятельного поиска ответа на вопросы, написание эссе по рекомендуемым темам. Написание эссе способствует более глубокому усвоению материала, проработку наиболее важных вопросов. Данная дисциплина является важной в дальнейшем изучении дисциплин по направлению подготовки 034700.62 «Документоведение и архивоведение», профиль подготовки «Документоведение и документационное обеспечение управления».

 

 

Данная рабочая программа содержит следующие сокращения:

 

ВПО – высшее профессиональное образование

ОК – общекультурная компетенция

ПК - профессиональная компетенция

ООП – основная образовательная программа

СРС – самостоятельная работа студентов

РФ – Российская Федерация

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт

 

 

Разработчики: Кафедра «Социологии и управления персоналом»   к.ф.н., профессор   Мельников Е.Г.
    (занимаемая должность)   (инициалы, фамилия)
         
(место работы)   (занимаемая должность)   (инициалы, фамилия)

 

 

Эксперты:        
(место работы)   (занимаемая должность)   (инициалы, фамилия)
         
(место работы)   (занимаемая должность)   (инициалы, фамилия)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.