Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.






Воспитание включено в общую систему коррекционно-воспитательного воздействия. Процесс обучения и воспитания трудно разграничить, т.к. И обучение и воспитание включены в деятельность ребенка. При этом процесс воспитания более сложный, по сравнению с обучением. В отличие от обучения, воспитание - более длительный процесс, его результаты значительно отсрочены во времени, они носят неодинаковый для всех характер.

Воспитание включено в единый процесс социализации личности наряду с процессом обучения. В процессе обучения и воспитания у детей и подростков с УО значительно сглаживаются отклонения в познавательной деятельности, в эмоц сфере, развивается предметно-практическое и наглядно-образное мышление, коррегируется ряд недостатков психических процессов. Все это создает основу для формирования убеждений и мировоззрения.

Результаты коррекционно воспитат работы ориентированы на осознанное усвоение норм поведения учащихся, на выработку адекватного реагирования на происходящие события. В процессе воспитания любых детей нет готовых рецептов, одинаковых решений, однозначно эффективных для всех методов и приемов. Еще более трудной эта задача становится для УО детей, которые разнородны по своему составу. Главной задачей воспитания является развитие разносторонняя личность с целью подготовки к самост жизни и труду. Личность ребенка формируется и развивается под влиянием повседневного опыта, окружающей природы, и самое главное через систему пед воздействия.

Для формирования личности и коррекции недостатков необходимо несколько условий; 0:

1) соблюдение режима дня, который предусматривает разумное чередование различных видов деятельности и способствует формированию навыков культурного поведения

2) реализация индивидуального подхода к учащимся на основе их изучения

3) систематическое проведение подробной разъяснительной работы по каждому порученному заданию

4) обеспечение посильного участия воспитанников в различных видах деятельности

5) осущ систематического контроля

Все эти условия реализуются в детском коллективе.

Одной из спец задач воспитания является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников, в разных ситуациях и в различных видах деятельности. При этом кор влияние воспитат работы эффективно тогда, когда оно ориентировано на развитие у уо детей ВПФ, а так же логического мышления и формирования мотивов их практической деятельности.

Благодаря компенсаторным возможностям и пластичности нс в процессе воспитания происходит развитие сложных сторон личности, формируются умения жить и работать в коллективе.

Еще одной задачей воспитания выступает организация детского коллектива. Есть еще ряд задач, например - поиск коррекц компенсаторных средств, которые способствуют выработке положительных качеств личности у воспитанников, при этом внимание должно быть направлено на развитие любознательности и интереса к новым видам деятельности. При этом нужно развивать сложную систему потребностей и интересов ребенка. Еще одной глобальной задачей является является развитие активности и самостоятельности детей, которая осущ-ся через вовлечение всех детей в практическую деятельность и развитие интереса к этой деятельности. При этом рекомендуют постепенно и постоянно усложнять поручения, рекомендуют создавать постоянно действующую систему пед стимуляции активной деятельности школьников и вести учет за выполнением обязанностей.

Существует задача выработки умений правильно оценивать окружающих и самих себя. В результате целенаправленной работы к старшим классам заметно повышается уровень притязаний и формируется умение сознательно регулировать свои положительные и отрицательные эмоции, более осознанной, дифференцированной становится самооценка.

Задача формирования потребности общения с друг другом. Решение данной задачи осущ через общение и деятельность детей. При этом нужно следовать основным принципам коллективного воспитания, создавать психологически безопасную и комфортную среду для общения, способствовать укреплению дружеских контактов между детьми.

Предполагается комплексный подход к воспитанию, то есть предусмотрено соблюдение единства умственного, нравственного, эстетического, физического и правового воспитания.

23. Общая характеристика процесса воспитания умственно отсталых учащихся: цели, задачи, принципы, основные направления, формы, методы и средства.

Социальная адаптация и реабилитация слабоумных, которая позволяет им жить и трудиться в обычных условиях, рассматривается всеми государ- ствами мира как конечная цель их воспитания и обучения. Сущность социальной адаптации и реабилитации умственно отсталых детей понимается специалистами разных стран не совсем одинаково. Однако можно назвать ряд разделяемых всеми педагогических принципов. Так, работники специальных учреждений для умственно отсталых детей большинства стран мира признают необходимым: 1) развивать у умственно отсталых детей активность; самостоятельность и уверенность в своих силах; 2) формировать чувства детей; 3) максимально индивидуализировать процесс обучения; 4) разнообразить методы обучения; 5) в большей (чем в массовой школе) степени конкретизировать изучае мый учебный материал; 6) широко использовать игровую деятельность (особенно на первых годах обучения умственно отсталых детей); 7) осуществлять более тесную связь умственного и физического воспита ния; 8) придать обучению ярко выраженную жизненную направленность; 9) предоставить учителю значительную свободу в определении объема изучаемого материала; 10) обеспечить умственно отсталым возможность проводить много времени среди нормальных детей. Последний принцип в связи с развитием интегрированной системы воспитания и обучения аномальных детей имеет за рубежом особую попу- лярность. Как уже отмечалось выше, за рубежом ширится движение против закрытых специальных учреждений, изолирующих умственно отсталых детей от обычной социальной среды. Преимущество отдается обучению умственно отсталых детей в специальных классах при обычных школах или в учреждениях семейного характера. 201 Все без исключения государства признают, что трудовому обучению должно отводиться много места в социальной реабилитации, как бы широко или узко ее ни понимали. Различные страны своими путями осуществляют трудовую подготовку учащихся специальных учреждений и наполняют ее специфическим содержанием. Ни у кого не вызывает сомнения необходимость обучения учащихся специальных школ ручному труду. Однако по вопросу о профессиональной подготовке этих учащихся высказываются различные точки зрения. Многие страны выражают сомнение в целесообразности осуществлять профессиональное обучение в специальных школах. Предполагается, что специальная школа должна обучать элементарному ручному труду без какой бы то ни было профессиональной направленности. Это мотивируется тем, что будто бы ранняя профессионализация сковывает человека, ограничивает его жизненные возможности. Большинство стран мира обеспечивает трудовую подготовку умственно отсталых в специальных центрах, профессиональных школах. Срок обучения в них—от одного года до четырех лет. Характер, виды профессий, которыми овладевают умственно отсталые дети в разных странах, не отличаются большим разнообразием. Они зависят от экономических, географических и этнографических условий. Среди этих профессий можно назвать швейное, столярное, слесарное, ткацкое, строи- тельное, поварское и пекарское дело, а также домоводство. Широкое распространение получает сельскохозяйственное профессиональное обучение и подготовка для работы в сфере обслуживания (посыльные, курьеры, привратники и пр.). Почти все страны испытывают затруднения в трудоустройстве умственно отсталых юношей и девушек. Эти трудности проистекают из того, что в одних странах профессиональная подготовка умственно отсталых вообще не осуществляется, в других—эта подготовка явно недостаточна, чтобы найти место приложения для их рабочих рук-. Кроме того, трудоустройство оканчивающих специальные школы осложняется тем, что в законодательстве большинства стран нет положения, обязывающего принимать на работу умственно отсталых. Таким образом, все вопросы трудоустройства зависят от инициативы школ, родительской общественности. Американские, английские и другие социологи отмечают, что проблема трудоустройства умственно отсталых будет все более усложняться в связи с повышением требований к интеллектуальному уровню рабочих. Они при- знают, что выпускники специальных школ смогут найти применение своим силам только в сфере обслуживания. Одним из важнейших показателей состояния государственной заботы об умственно отсталых детях является обязательность их обучения. В последние годы появляется все больше государств, в которых специаль-- ным законодательством обязательное обучение детей школьного возраста распространяется и на детей умственно отсталых. 202 Однако в ряде стран дело обучения и воспитания аномальных детей еще не стало полностью государственным. Как правило, государства не выделяют достаточных ассигнований на нужды обучения аномальных детей. Они стремятся переложить большую часть забот об аномальных детях на плечи общественности, благотворительности. В решении проблемы воспитания и обучения умственно отсталых в этих государ- ствах проявляется явное противоречие: законами ряда стран введено обязательное обучение умственно отсталых детей, но не изданы законы, обязывающие соответст- вующие власти открывать специальные учреждения для этих детей. В результате сводится на нет смысл закона об обязательном обучении. В результате такой позиции государственных органов по вопросу воспи- тания и обучения умственно отсталых детей многие из них лишены возможности получать образование.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.