Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика обучения грамматике. Связь морфологии и синтаксиса, грамматики и развития речи учащихся.






Роль сведений о языке в школьном курсе:

1. Грамматика объясняет строение языка

2. На основе фонетики, лексики и грамматики развивается и совершенствуется речь.

3. Изучение языковых разделов развивает логическое мышление

4. Грамматика объясняет процессы правописания

5. Грамматика – основа выразительного чтения.

Содержание и важнейшие принципы преподавания.

В школьном курсе РЯ изучаются все его уровни: фонетический, лексико-семантический и грамматический.

В разделах изучаются единицы соответствующего уровня.

Грамматика занимает центральное место в школьном курсе, состоит из двух взаимосвязанных частей - морфологии и синтаксиса.

Цели изучения грамматики в школе:

1. дать понятие об основных особенностях грамматических единиц русского языка

2. познакомить с функционированием в речи этих грамматических единиц

3. дать понятие о грамматических нормах русского литературного языка (морфологии и синтаксиса), сформировать умения и навыки правильного использования грамматических единиц в собственной речи, в этом проявляется связь между изучением грамматики и культуры речи

4. дать понятие о возможностях стилистического использования грамматических единиц. На этой основе сформировать умения использовать грамматические единицы в собственной речи с учетом цели и ситуации общения. В этом проявляется связь между изучением грамматики и стилистики.

5. Сформировать базовые морфологические понятия для усвоения орфографии: часть речи, собственное и нарицательное существительное, склонение существительных, род, число, падеж, отрицательные и неопределенные местоимения и пр. Сформировать базовые синтаксические понятия: словосочетание, главное и зависимое слово в словосочетании, члены предложения и пр. Осуществляется связь между изучением грамматики с орфографией.

6. Сформировать базовые синтаксические понятия для усвоения пунктуации

А) понятия, относящиеся к структуре и интонации всего предложения: грамматическая основа, связка, пропуск члена предложения и пр.

Б) понятия, описывающие виды осложнений простых предложений и их интонацию: однородные члены, обобщающие слова, обособленные члены предложения, интонация звательная, перечислительная и пр.

В) понятия, характеризующие строение и интонацию сложного предложения

Г) понятия, описывающие предложения с прямой речью

Осуществляется связь между изучением синтаксиса и пунктуации. Отмеченные цели позволяют обозначить познавательное и практическое значение данного раздела. Грамматика изучается с 5 по 9 классы: морфология (5-7 кл.), синтаксис (5 пропедевтический курс, 8-9 кл.)

Принципы преподавания:

- единство формы и содержания

- постепенное формирование лингвистических знаний и лингвистических понятий с обязательной их систематизацией

- любое языковое понятие должно вводиться, использоваться, применяться обращение к другим разделам

- связь грамматики с речью

- взаимосвязь в изучении языковых разделов: лексика-морфемика; морфемика-морфология; морфология-синтаксис; синтаксис-фонетика (интонация)

- созидательное усвоение всех правил, определений. На основе анализа может сложиться понимание.

- взаимосвязь уроков языка с художественным текстом (анализ текста)

Приемы работы.

1. Работа с языковым понятием

Приставка:

- значимая часть слова

- находится перед корнем

- служит для образования новых слов

Анализировать как текст: что мы знаем о приставке основное? Какие признаки приставки помогают отличать приставку от других значимых частей?

а) структура определения

б) осмысление как находить явление (практическое применение)

в) приводить свои примеры

С понятиями, которые не определяются, работают через практическую деятельность.

2. Использование вопросов.

- вопросы учителя к определению

- дети учат дома определения, а на урок приходят с вопросами к определению

- вопросы практического характера

3. Сравнение / сопоставление

имен-глагола, причастия-деепричатия… - исключение смешивания признака

4. Замена одних форм (конструкций) другими

5. Использование наглядности

6. Систематизация и обобщение изученного

7. Разбор

может быть полным или частичным. Можно проводить в устной или письменной форме. Может быть смешанный разбор. Для разбора берутся уже изученные слова, связанные с темой урока. Методист Текучев А.В., считающий грамматический разбор одним из методов обучения русскому языку, предлагает следующую его классификацию:

- по содержанию: разбор МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ с двумя основными его разновидностями — разбором по составу слова и разбором по частям речи, и разбор СИНТАКСИЧЕСКИЙ — по членам предложения.

Разбор-суждение: на поляне – сущ., потому что…

Разбо-рассуждение: признаки перечисляются и доказываются

Разбор-указание: в слове… надо писать букву…

8. Поиск изучаемого языкового явления в тексте.

В грамматике выделяют два основных раздела: морфологию и синтаксис. Если синтаксис изучает предложение и словосочетание, структуру предложений, типы предложений, то морфология (от греч. morphe «форма» и logos «учение») – это грамматическое учение о слове, о его грамматических классах и категориях, способах выражения грамматических значений, а также учение о частях.

Связь морфологии и синтаксиса проявляется в том, что морфология изучает грамматические свойства слова, обеспечивающие их способность участвовать в построении предложений.

12)Методика изучения раздела «Фонетика. Орфоэпия. Графика». Фонетический и фонетико-графический разбор.

Значение раздела

Изучение фонетики раскрывает роль звуковой системы языка в речи. Показывает связь между звуком и смыслом. Она является основой орфоэпии. Помогает осваивать орфографию. Фонетика важна при работе с текстом (интонация, паузы, логические ударения, изобразительные возможности…)

Содержание раздела

Соотношение звука и буквы на основе знакомства со звуковым составом РЯ. Изучаются звуки гласные и согласные. Гласные: ударные /безударные; согласные: глухие /звонкие, твердые /мягкие, парные/ непарные+ шипящие, сонорные, j’.

Понятие слова, слоговое деление, ударные/ безударные слоги

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

Разные виды разбора

Умения:

- различать звуковой и буквенный состав слова

- фиксировать фонетический облик слова

- различение гласных и согласных звуков

- умение ставить ударение и определять ударный слог

- опознавать глухие звонкие, твердые мягкие шипящие

- среди гласных умение обозначать редуцированный гласный звук

- умение сравнивать звуковой состав слов

- умение использовать разные виды разбора

- графика: знать алфавит и пользоваться им

Виды разбора при изучении фонетики.

1)Фонетический разбор и 2)Фонетико-графический разбор(только у Разумовской!!!)

Берёза-разбор.

1)[б’ иэ р’ о з ъ]; [б’] – согл., зв., мягкий; [иэ] – гл., безуд. …. 6 звуков.

2)[б’ иэ р’ о з ъ]; + обозначен буквой Б; + обозначен буквой Е….6 букв (буквы Е и А обознач. безуд. редуц. Гласные).

Связана с орфоэпией, графикой и орфографией. Также с лексикой (омонимия, ударение)и синтаксисом (интонация).

13)Методика изучения раздела «Лексика и фразеология». Обогащение словарного запаса учащихся. Лексический анализ слова.

Роль раздела:

Обогащение словарного запаса учащегося. Лексика помогает работать с функционированием слова, улучшением понимания текста: выделение микротем в лексемах. Формирование орфографических навыков.

Содержание раздела:

В 5 классе – лексическое значение слова (прямое, переносное, однозначное, многозначное, синонимы, антонимы, омонимы).

Лексика с т.з. происхождения: исконно-русская, заимств., устар., активно действ., неологизмы

с т.з функционирования: общеупотр., ограниченная (диалекты, проф.лексика, жаргон, изобразит. возможности)

Цель

Обогащение слов.запаса, развитие речи, развитие эстетического чувства, развитие навыков лексического анализа текста. Учиться находить в тексте слова, непонятные с т.з. значения и пользоваться словарем.

Лексические нормы РЛЯ

Умения

-умение истолковывать смысл слова

-находить значение слова в различных словарях

-подбирать синонимы (подбор контекстных синонимов)

-подбирать антонимы, различать омонимы

-видеть изобразительные средства, роль лексич.единицы

- умение производить лексический разбор

- уточнять значение слова, чтобы правильно его написать

Полный лекический анализ слова:

1. Однозначное слово или многозначное

2. В прямом или переносном значении

3. Сопоставление словарного значения с контекстным

4. Общеупотребительное слово или нет

5. Активный или пассивный словарный запас

6. Исконно-русское слово или заимствованное

7. Имеются ли синонимы, антонимы, омонимы

8. В каком стиле речи преимущественно употребляется

Лексика связана с развитием речи, с работой с текстом (анализ, создание). Без лексики невозможно изучать орфографию, морфемику. Связана с морфологией (межчастиречная омонимия).

 

14)Методики изучения раздела «Морфемика и словообразование». Морфемный, словообразовательный и этимологический разбор.(только у Бабайцевой- у Разумовской это анализ).

Морфемика – наук о строении слова. Словообразование – о способах образования слов.

Связь с орфографией. Чтобы точно определить значение слова, чтобы понимать состав слова необходимо знать его правильное написание.

Словообразование – обогащение словарного запаса, грамотное письмо. Установление связей между различными частями речи.

Содержание.

Морфемика:

*все морфемы

*основа слова

* корень как основная значимая часть слова

Словообр.:

*производящая основа

*СО аффикс

* способы образования слова

*производная основа

*СО цепочка

* первообразные слова

* словообразование и словоизменение

Умения и навыки.

1. Выявлять в слове морфемы.

2. Определять окончание и основу

3. Подбирать однокоренные слова

4. Понимать значения, вносимые в однокоренные слова суффиксами и приставками

5. Производить морфемный анализ слова, словообразовательный анализ

6. Указывать способы СО, выстраивать СО цепочки

7. Строить СО гнездо

8. Объяснять правописание слова с опорой на его морфемный состав и СО.

План морфемного разбора

1. Выписать слово в той форме, в какой оно представлено в предложении. Определить слово как часть речи (изменяемая или неизменяемая часть речи).

2. У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. Чтобы определить окончание, необходимо слово просклонять или проспрягать.

3. Указать основу слова.

4. Выделить корень слова; подобрать однокоренные слова.

5. Выделить приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные гласные (если они есть); подобрать другие слова с такими же приставками, суффиксами и т.д., но с другим корнем.

План словообразовательного разбора

1. Поставить слово в начальную форму.

2. Указать основу слова и определить, является ли оно производным.

3. Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово).

4. Указать основу в производящем слове.

5. Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть).

6. Указать способ образования слова.

Методика этимологического анализа

1. Восстановить начальную форму слова и его частиречную принадлежность; установить лексическое значение слова.

2. Показать современное членение слова.

3. Определить с помощью этимологических словарей историческое членение слова. Показать его с помощью пунктирных линий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.