Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок оформления полномочий представителя 6 страница






Аналогичный институт существовал и в гражданском судо­производстве царской России.

Поэтому, учитывая данные обстоятельства, законодатель в ре­зультате принятия Федерального закона от 30 ноября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуаль­ный кодекс РСФСР» возродил в российском гражданском процессе заочное производство, позволяющее суду рассматривать иски в упрощенном порядке и без ответчика.

Данное упрощение порядка гражданского судопроизводства непосредственно связано с отсутствием ответчика, который не выступает в судебном заседании, не заявляет ходатайства, не оспаривает утверждений истца и т. п. Вместе с тем неявка истца в суд такие процессуальные последствия не вызывает.

Таким образом, заочное производство представляет собой установленный законом порядок проведения судебного заседа­ния и принятия решения по иску в отсутствие ответчика.

То есть заочное производство возможно, если ответчик не со­общил об уважительных причинах неявки и не просил о рас­смотрении дела в его отсутствие (ч. 1 ст. 233 ГПК). Заочное

производство представляет собой исключение из состязательного гражданского судопроизводства. Заочным может быть только рассмотрение и разрешение исков. Особое производство и произ­водство по делам, возникающим из публичных правоотношений, не регламентированы как заочные.

При разбирательстве гражданского дела по правилам заочно­го производства закон предусматривает четыре обязательных условия:

— ответчик должен быть надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания;

— ответчик в суд не явился без уважительных причин и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие;

— истец согласен на рассмотрение и разрешение дела в по­рядке заочного производства в отсутствие ответчика;

— истцом не изменен предмет или основание иска, не увели­чен размер исковых требований.

При несоблюдении любого из указанных условий заочное производство неправомерно.

В соответствии с ч. 2 ст. 233 ГПК вынесение заочного реше­ния допускается и тогда, когда в процессе участвуют несколько ответчиков, и все ответчики не явились в судебное заседание по неуважительным причинам.

В гражданском процессе для заочного производства характер­но своеобразное проявление принципа диспозитивности: с одной стороны, у истца как бы шире диспозитивные полномочия, а с другой, — он ограничен в возможности распоряжаться исковыми средствами защиты права.

В начале судебного заседания судья разъясняет явившемуся истцу его право на разбирательство дела в обычном или в по­рядке заочного производства, т. е. истцу предоставляется право истца выбирать порядок разбирательства его искового требова­ния. Однако данное право может быть реализовано лишь при неявке ответчика в суд.

При согласии истца суд выносит определение о заочном раз­бирательстве данного иска (ч. 1 ст. 233 ГПК). Если истец не со­гласен на рассмотрение дела в порядке заочного производства, то суд обязан отложить рассмотрение дела и направить ответчи­ку извещение о времени и месте нового судебного заседания.

Истец в заочном производстве ограничен в праве свободно распоряжаться процессуальными средствами. Так, он не может изменять предмет и основание иска и увеличивать размер иско­вых требований.

В тех случаях, когда в заочном производстве истец желает изменить предмет или основание иска, а также увеличить размер исковых требований, судья обязан отложить разбирательство дела и вновь вызвать в судебное заседание ответчика, так как изменение элементов или цены иска допустимо в суде лишь в присутствии ответчика.

В заочном производстве судебное заседание строится так же, как и в состязательном судопроизводстве, за исключением пере­численных особенностей. Суд в исследовании обстоятельств дела ограничен доказательствами, имеющимися в деле, поскольку он хотя и учитывает доводы и ходатайства обеих сторон, однако в основном это будут материалы истца. Доказательственные ма­териалы ответчика в деле существуют в виде документов или вещей.

Поэтому в целом такой порядок не вполне обеспечивает объ­ективное и всестороннее выяснение действительных обстоятель­ств дела, спорных правоотношений сторон. Вместе с тем он це­лесообразен и необходим, поскольку дисциплинирует ответчика, повышает его ответственность за собственное поведение и спо­собствует своевременному разрешению гражданских дел.

Проведенное судебное заседание заканчивается вынесением решения, которое закон называет заочным.

47. Заочное решение суда – это одна из форм рассмотрения искового заявления и принятия вердикта по нему без присутствия ответчика. Такой порядок осуществления правосудия имеет несколько существенных особенностей, которые стоит учитывать всем сторонам, согласным на рассмотрение иска в заочной форме.

 

Основания

 

Основания заочного производства – это одна из особенностей, оказывающих влияние на то, как отменить заочного решения суда.

 

Проведение судебного заседания и рассмотрение иска по существу в данном порядке возможно только при наличии установленных законом оснований:

 

ответчик дал свое согласие на рассмотрение иска в его отсутствие, закрепив это соответствующим документом, составленным в письменной форме;

все ответчики по делу ознакомлены с датой и временем проведения заседания, получили уведомления или считаются уведомленными, однако на процесс не явились и о причинах своего отсутствия не уведомили.

На рассмотрение заявления в такой форме требуется согласие не только всех ответчиков, но и истца. Если заявитель против судебного рассмотрения его требований без участия оппонента, заседание будет перенесено, а ответчику направлено новое уведомление с требованием о явке в суд.

 

Вступление в силу

 

Нормами права установлено, что законная сила заочного решения суда приобретается только тогда, когда стороны не использовали свои права на отмену и обжалование судебного акта, а сроки для данных процедур истекли. Другими словами, минимальный срок для обретения решением законной силы составляет 7 дней – срок, предоставленный ответчику для отмены и 30 дней – периода для обжалования акта всеми его сторонами.

 

Срок обжалования заочного решения суда может быть увеличен в случае, если сторона разбирательства выступит с ходатайством об отмене решения. Тогда обжалование может быть инициировано в течение месяца после отказа суда отменить свое решение, вынесенное в заочной форме.

 

Основания для отмены

 

Право отменить решение, вынесенное заочно и без его участия, ответчику гарантировано гражданским процессуальным законодательством. Вместе с тем это не является исключительным правом и возможно только в одном случае, установленном законом.

 

Основания для отмены заочного решения суда ограничены одним случаем – если сторона разбирательства, привлеченная в качестве ответчика, не принимала участия в процессе по объективной и уважительной причине и не могла уведомить суд о наличии таковой. При этом уважительность причины может быть доказана суду всеми доступными способами: официальными бумагами, выписками из истории болезни, свидетельскими показаниями, проездными документами и т.п.

 

Порядок отмены

 

Возможность выступить с инициативой отмены предоставлена ответчику в 7-дневный срок с даты первого ознакомления с копией судебного решения. Письменная просьба об отмене в виде заявления направляется в принявший решение и суд и подлежит рассмотрению в течение 10 дней.

 

Отмена заочного решения влечет за собой рассмотрение просьб и требований истца и всего дела с самого начала, с привлечением свидетельств и доказательств, в том числе и ранее не учтенных судом.

 

Обжалование

 

Право на обжалование в данном порядке судопроизводства может быть реализовано в двух формах: отмены решения в заочной форме, о чем уже было сказано выше, и обжалования его в общепринятом апелляционном порядке.

 

Обжалование заочного решения суда в апелляционном порядке производится по общим правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством. Порядок такого обжалования применим исключительно тогда, когда ответчиком не использовано право отмены резолютивной части акта, вынесенного в заочной форме, или ему отказано в отмене.

 

Период для обжалования предоставляется стандартный – 30 дней, но такой срок начинает течь с момента прошествия 7 дней, предоставленных ответчику для подачи ходатайства об отмене заочного решения.

 

Жалоба на заочное решение, как и другая апелляционная, подается в судебный орган, вынесший обжалуемый судебный акт. Содержание документа также должно соответствовать общим требованиям и содержать мотивированное ходатайство об:

 

отмене всей резолютивной части вынесенного судебного акта;

отмене части принятого в заочной форме судебного решения.

По общему правилу, жалобу будет рассматривать суд вышестоящей инстанции по отношению к суду, вынесшему заочное решение.

 

Заочное производство – одна из упрощенных форм рассмотрения иска и принятия по нему решения. Вместе с тем особенности такого порядка судопроизводства следует учитывать при участии в гражданских делах, рассматриваемых заочно.

48. Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений

В этой главе раскрываются особенности рассмотрения дел, вытекающих из публичных правоотношений.

Публичн ы е правоотношения – это правоотношения, возникающие при деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных и муниципальных органов.

В нашей стране в настоящее время идет реформа государственного управления. Федеральная власть передала в ведение органов местного самоуправления большое количество вопросов, ранее относившихся к компетенции государственных структур. Ни для кого не секрет, что уровень подготовки специалистов органов местного самоуправления довольно низок. В результате должностные лица государственных органов допускают грубейшие нарушения законодательства, что влечет за собой нарушение законных прав и интересов граждан. Законодательством предусмотрен специальный порядок рассмотрения данной категории дел.

Дела, вытекающие из публичных правоотношений, рассматриваются судами в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом. Закон устанавливает исчерпывающий перечень дел, вытекающих из публичных правоотношений, который перечислен в ст. 245 ГПК РФ:

Суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений:

• по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;

• по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

• по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

• иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

В ряде случаев в федеральных законах, устанавливающих порядок обжалования спорных правоотношений, прямо указано, в каком порядке происходит обжалование. Данная категория дел имеет свои особенности.

Статья 246 ГПК РФ закон предусматривает специальный порядок:

1. Дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, – коллегиально по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в данной главе, разделах 24–26 ГПК РФ и другими федеральными законами (см. ниже).

2. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, не применяются правила заочного производства.

3. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

4. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица. В случае неявки указанные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до десяти установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.

Поясним, на основании чего суд приступает к рассмотрению дела, возникшего из публичных правоотношений.

Статья 247 ГПК РФ устанавливает следующий порядок обращения в суд:

1. Суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица.

В заявлении должно быть указано: какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).

2. Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в суд. 3. В случае, если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления с соблюдением требований ст. 131 и 132 ГПК РФ (см. выше). В случае, если при этом нарушаются правила подсудности дела, судья возвращает заявление. Статья 248 ГПК РФ устанавливает, что отказ в принятии заявления или прекращение производства по делу, возникшему из публичных правоотношений, допускается, если имеется решение суда, принятое по заявлению о том же предмете и вступившее в законную силу.

Требование закона вполне объяснимо, так как суд ранее уже вынес решение по данному спору, о чем имеется вступившее в законную силу решение суда. В этом случае нет никакой необходимости в повторном рассмотрении дела.

Для данной категории дел закон устанавливает специальные правила доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного акта, его законности.

Статья 249 ГПК РФ устанавливает следующий порядок распределения обязанностей по доказыванию по делам, возникающим из публичных правоотношений:

1. Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). 2. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела. Должностные лица, не исполняющие требований суда о предоставлении доказательств, подвергаются штрафу в размере до десяти установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда. Как видно из содержания данной статьи закон возлагает обязанность доказывания на ответчика. В этом и состоит принципиальное отличие от искового производства, где обязанность доказывания возлагается на лицо, обратившееся в суд.

После вступления в законную силу решения суда по делу, возникающему из публичных правоотношений, лица, участвующие в деле, а также иные лица не могут заявлять в суде те же требования и по тем же основаниям.

49. Общая характеристика и состав особого производства.

 

 

В гражданском процессе особое производство представляет собой особый процессуальный порядок рассмотрения дел в судах первой инстанции, применяемый в отношении определенного законом круга гражданских дел, общей чертой которых является отсутствие в них материально-правового спора между заинтересованными лицами.

Термин «особое производство» был известен еще римскому праву, которое в отличие от спорного искового производства знало и так называемое бесспорное, добровольное судопроизводство, в котором не оспаривалось правопритязание. Этот термин воспринят и российским гражданским процессуальным правом.

Особое производство отличается от искового производства и производства по делам из публичных правоотношений, в основе которых лежит спор о материальном праве. Это основное отличие обуславливает ряд процессуальных особенностей, которыми характеризуется особое производство.

В правоведении под законным интересом понимаются социальные потребности, взятые законом под свою охрану не путем предоставления их носителю субъективных материальных права, а предоставлением им (или другим лицам) права прибегнуть к судебной или иным правовым формам защиты.

При этом защита законного интереса в особом производстве необходима заявителю не ради самой защиты, а для осуществления или приобретения субъективного права в будущем. Так, гражданину необходимо установить в судебном порядке факт нахождения его на иждивении умершего потому, что состоявшееся решение по его заявлению послужит основанием для признания его наследником по закону.

Также в порядке особого производства устанавливаются юридические и доказательственные факты, а иногда делается вывод о правовом статусе гражданина или решаются другие правовые вопросы (на основании установленных фактов, например, гражданин признается безвестно отсутствующим или недееспособным и т.д.)

Юридическая значимость факта, устанавливаемая в делах особого производства, должна определяться конкретно по каждому делу. Для определения юридической значимости факта следует выяснить цель данного факта, то есть последствия, наступления которых желал бы заявитель.

Поэтому факт признается юридическим, если для достижения преследуемой заявителем цели он имеет правообразующее значение.

Кроме того, в особом производстве может быть установлен сравнительно большой круг доказательственных фактов, то есть таких, из существования которых можно сделать вывод о наличии (или отсутствии) исковых (юридических) фактов. Так, факт рождения человека является юридическим фактом, влекущим правовые последствия, а факт регистрации этого рождения – доказательственный факт.

Поэтому сущность особого производства состоит в защите юридических интересов путем установления юридических или доказательственных фактов.

Состав лиц, участвующих в особом производстве, отличается от состава лиц, участвующих в исковом производстве. Поскольку в делах особого производства отсутствует спор о праве, то нет и сторон (истца и ответчика), и третьих лиц. Участвуют только заявители и заинтересованные лица.

Прокурор в рассмотрении и разрешении некоторых дел особого производства обязан участвовать в силу закона.

В порядке особого производства рассматриваются только те дела, которые прямо отнесены законом к этому виду судопроизводства. Так, в ст. 262 ГПК РФ законодателем перечислены рассматриваемые в порядке особого производства дела. К ним относятся следующие дела:

- об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

- об усыновлении (удочерении) ребёнка;

- о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;

- об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;

- об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация);

- о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;

- о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя и ордерным ценным бумагам (вызывное производство);

- о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;

- о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния;

- по заявлениям на совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;

- по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.

Несмотря на то, что ст. 262 ГПК РФ содержит в себе разнохарактерные дела, которые имеют между собой много существенных отличий, вместе с тем общими критериями, которые объединяют их в рамках особого производства являются:

- отсутствие спора о праве (когда отсутствует материально-правовое требование одного лица к другому);

- отсутствие сторон (истца и ответчика), между которыми возможен данный спор.

Поэтому с учетом этого необходимо признать о наличии в гражданском процессе особого производства по одиннадцати категориям гражданских дел.

Необходимо отметить, что данный перечень дел особого производства в основном носит исчерпывающий характер, хотя законодатель этот перечень не «закрыл», полагая, что федеральными законами к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и другие дела.

С учетом изложенного имеются все основания признать особое производство как урегулированный нормами гражданского процессуального права порядок рассмотрения и разрешения перечисленных в ст. 262 ГПК РФ конкретных дел, которые характеризуются отсутствием спора о праве, а также сторон (истца и ответчика) с взаимоисключающими имущественными и личными неимущественными законными интересами.

Часть 1 ст. 263 ГПК РФ содержит правила, которые определяют порядок производства по отдельным категориям дел, относящимся к особому производству. В основу порядка рассмотрения и разрешения дел особого производства, положены общие правила гражданского производства, то есть правила искового производства, за исключением тех изъятий и дополнений, которые установлены законом и составляют специфику судопроизводства по данной категории дел.

Данная группа дел рассматривается судьей единолично.

Необходимо отметить, что особое производство тесно связано с остальными видами гражданского судопроизводства, основано на общих принципах гражданского процесса, которые определяют порядок рассмотрения и разрешения гражданских дел. Кроме того, дела особого производства проходят те же самые стадии, что и остальные гражданские дела.

Так, в производстве в целом при рассмотрении дел особого производства действуют принципы осуществления правосудия только судом, независимости судей, гласности и т. д. В стадии судебного разбирательства действуют принципы устности, непрерывности и непосредственности судебного разбирательства.

Судебное разбирательство дела в особом производстве состоит их тех же правил частей, что и исковое. Судебное доказывание подчинено тем же правилам, как и исковое. Вместе с тем в связи с отсутствием сторон и спора о праве в этом виде производства действие принципа состязательности проявляется в меньшей степени, нежели в исковом.

В связи с отсутствием в подобных делах стороны, лицо, обратившееся в суд с заявлением, именуется заявителем. Возбуждение в суде дел особого производства происходит не предъявлением иска в отношении конкретного ответчика и подачи искового заявления, а подачей заявления с просьбой подтвердить то или иное обстоятельство, имеющее юридическое значение, либо подтвердить бесспорное право.

К числу заявителей могут быть отнесены лица, которые наделены правом на обращение в суд с заявлением о признании гражданина ограничено дееспособным или недееспособным предоставлено членам семьи, близким родственникам (родителями, детьми, братьями, сестрами) независимо от совместного с ним проживания, органам опеки и попечительства, психиатрическому и психоневрологическому учреждению.

В качестве заявителей в суде могут также выступать различные группы граждан и организации в зависимости от конкретной категории дел особого производства. Такое процессуальное положение в основном занимают граждане и организации, чьи права и интересы непосредственно затрагиваются решением по делу.

Такими заявителями могут быть, например, гражданин, для которого устанавливаемый юридический факт порождает определенные права; члены семьи гражданина, признаваемого ограниченно дееспособным; непосредственный участник нотариального производства (гражданин или организация), которому отказано в совершении нотариального действия или которое совершено неправильно и т.д.

В ст. 263 ГПК РФ отсутствует понятие заинтересованных лиц, а содержится лишь их примерный перечень, который конкретизируется в зависимости от категории дел особого производства, а также обстоятельств дела.

Заинтересованные лица в делах особого производства – это те же участники гражданского процесса, на субъективные права и обязанности которых потенциально могут оказать влияние пределы законной силы решения по какому-либо конкретному делу, когда решение суда может затронуть права и законные интересы этих лиц, что в итоге может повлечь за собой обязанность совершения ими каких-либо решений или же изменить их правовой статус.

В зависимости от степени заинтересованности можно выделить граждан, которые имеют прямую материально-правовую заинтересованность. К ним относятся, например, фактический держатель документа в вызывном производстве; гражданин, в отношении которого решается вопрос об ограничении дееспособности или признании недееспособным; родители (родитель) по делам об установлении усыновления (удочерения) и др.

В качестве заинтересованных лиц, судом также привлекаются органы записи актов гражданского состояния, отказавшие внести исправления в произведенную запись, государственный нотариус или нотариус, занимающийся частной практикой, совершившие нотариальные действия или отказавшие в его совершении, т.п.

В особом производстве, в котором отсутствую стороны, не могут принимать участие третьи лица.

Однако при рассмотрении дел особого производства нельзя одновременно подтверждать наличие факта и права заинтересованного лица, которое вытекает из данного факта.

Если, например, при решении вопрос о принятии заявления или рассмотрения дела по существу в порядке особого производства будет установлено наличие спора о праве, который подлежит разрешению в ином судебном порядке, то суд согласно п.1 ч.1 ст. 134, ст. 220 ГПК РФ должен отказать в принятии такого заявления либо прекратить производство по делу.

Если же будет установлен спор о праве, подведомственный суду общей юрисдикции, то суд должен вынести определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъяснить заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства (с.3 ст. 263 ГПК РФ).

50. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим

Правовые цели и последствия данного производства сходны с установлением фактов, которые имеют юридическое значение. Основное отличие состоит в степени достоверности судебных выводов. Установление факта смерти, например, означает установление истины по делу. Выводы же о безвестном отсутствии достоверны лишь относительно определенной местности и определенных лиц. Отнюдь не исключается, что безвестно отсутствующий находится в другом месте. Поскольку объявление умершим основывается на безвестном отсутствии, ему свойственна также относительность, т.е. смерть не установлена, она лишь предполагается.

В заявлении, подаваемом по месту жительства или нахождения заинтересованного лица, конкретизуется цель признания гражданина безвестно отсутствующим (ст. 276-277 ГПК РФ). Также указывается срок безвестного отсутствия, предпринятые заявителем меры по розыску. В порядке подготовки уточняется круг заинтересованных лиц, извещаются участники, в том числе прокурор, при необходимости делаются дополнительные запросы по месту вероятного нахождения отсутствующего. Установление местожительства безвестно отсутствующего влечет обычно прекращение производства по делу вследствие отказа заявителя от своих требований. В противном случае выносится решение об отклонении заявленной просьбы.

Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим рассматриваются с обязательным участием прокурора (ст. 278 ГПК РФ). Убедившись в безрезультатности розыска и отсутствии сведений о гражданине в месте постоянного жительства в течение года и более, суд выносит решение о признании гражданина безвестно отсутствующим. Этот факт имеет серьезные правовые последствия: возможность расторжения брака в упрощенном порядке (ст. 19 СК РФ), установление опеки над имуществом (ст. 52 ГПК РФ), право на пенсию по случаю потери кормильца и т.п.

В силу ст. 45 ГК РФ безвестное отсутствие в течение пяти и более лет служит законным основанием для объявления гражданина умершим. Исчезновение при экстремальных обстоятельствах, угрожающих жизни (наводнение, землетрясение и т.д.), дает право на объявление гражданина умершим по истечении шести месяцев.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.