Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследование Э.Вернер и Р. Смит






В 1955 году Эмми Вернер и Рут Смит решили провести психологическое исследование группы детей, рожденных и выросших на острове Кауаи на Гавайском архипелаге.

В ходе этого исследования Вернер и Смит решили понять, могут ли дети и взрослые справиться со стрессом, если он обрушивается на них в результате культурного и социального переворота. Для этого они с 1955 года начали вести подробные записи обо всех рожденных на острове детях: прохождение родов, наличие родовых травм, условия жизни (бедность, уровень достатка, профессия и образованность родителей, перенаселенность жилища), психопатологии и алкоголизм родителей и т.д.

Всех молодых матерей опрашивали сразу после рождения ребенка и через год - просили рассказать о характерных чертах, привычках и общительности ребенка, об обстановке в семье и т.д. Детей тоже тестировали: по мере взросления все дети (потом уже подростки и взрослые) острова периодически проходили серию медицинских и психологических обследований - в 1, 5 года, в 10 лет, в 18 лет, в 32 года и в 40 лет. Т.е. масштабы исследования таковы, что позволяют проследить жизнь островитян на протяжении уже 3-ех поколений, ведь дети, рожденные в 1955 году, уже давно стали дедушками.

Наблюдая за жизнью островитян, Вернер и Смит выделили группу людей, которые с самого начала жизни сталкивались с большим количеством трудностей: они перенесли дородовые или родовые осложнения, росли в страшной бедности, их родители были малообразованны, злоупотребляли алкоголем или имели психические болезни, часто ссорились между собой и подвергали детей побоям. Это и была " группа риска ". Таких детей оказалось примерно 30% от всех испытуемых. Исследователи были уверены, что при таких чрезвычайно тяжелых начальных условиях все эти дети обречены на нищету, алкоголизм, наркоманию. Наблюдение за " группой риска " дало поразительные результаты: примерно третья часть детей из " группы риска ", столкнувшись в детстве и юности со всеми мыслимыми трудностями, тем не менее смогли добиться в жизни успеха. Таких людей авторы назвали " непобедимыми ", а свойство психики, помогающее преодолевать трудности, назвали " эластичностью психики ".

Исследователи особо отметили, как мужчины с эластичной психикой воспринимают факт своего отцовства. Им не просто нравилось заботиться о своих детях, они считали, что воспитание детей является важным прежде всего и для их собственного самосовершенствования. Это их сильно отличало от сверстников, считающих детей помехой в собственной жизни. Исследователи выявили еще одно необычное отличие. Взрослые люди с эластичной психикой иначе общались со своими родителями, чем их сверстники из " группы риска". У них у всех были сложные отношения с родителями - либо из-за родительского алкоголизма или психических заболеваний, либо из-за напряженных отношений в семье. Однако дети с эластичной психикой, вырастая, просто " отключались" от родительских проблем. Это значит, что родительские проблемы их в эмоциональном плане больше не задевали.

Это любопытное наблюдение, т.к. повсеместно считается, что эмоциональный " отрыв" детей от родителей - это не очень хорошо. Разрыв подобной эмоциональной связи может восприниматься как патология. Однако, людям с эластичной психикой способность отрешиться от беспорядочной жизни родителей, очевидно, помогала сохранить собственное психическое здоровье.

В своей работе исследовательницы выделили 4 фактора, влияющие на различия между детьми группы риска, которые сумели успешно адаптироваться, и теми, которые адаптироваться не смогли: активное решение проблем; способность воспринять травмирующие обстоятельства конструктивно; способность стимулировать позитивное взаимодействие с другими; способность принять и увидеть значимость событий посредством веры.

Результаты исследования устойчивости раскрыли влияние на судьбу человека близких взаимоотношений с друзьями и наставниками (тренерами, учителями), которые поддерживали их начинания, верили в их потенциал и поощряли их в стремлении добиться в жизни как можно большего. Так, неуспешность родителей (родительский алкоголизм, психические заболевания, семейные нарушения) не предоставила возможности детям использовать потенциал семьи, который можно было бы выявить и развить, даже в том случае, когда физическое состояние родителей не позволяло им принимать деятельное участие в судьбе детей.

Данное исследование послужило отправной точкой для изменения взгляда в аспекте влияния семьи на ее членов и понимания характеристик семьи, переживающей стрессовое событие. Так, воздействие семьи на ее членов перестает восприниматься как угрожающее, каждый член семьи имеет потенциал и силы для восстановления и развития независимо от стрессовой ситуации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.