Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь основных терминов






Авторитарный стиль управления – стиль, характеризующийся максимальным сосредоточением всей полноты властных полномочий у руководителя и устранением других членов группы (организации) от решения основных вопросов управления, а также воздействием на них преимущественно мерами принуждения.

Альтернативы принятия управленческих решений – любые варианты выхода из проблемных ситуаций, субъективно различаемые индивидом и (или) задаваемые ему извне.

Анализ – разложение целого на элементы и последующее установление взаимосвязей между ними с целью повышения качества прогнозирования, оптимизации, обоснования, планирования управленческого решения по развитию объекта и оперативного управления его реализацией.

Бюрократия – тип организации, для которой характерно специализированное разделение труда, четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы.

Вертикальные отношения (коммуникации) – отношения между уровнями управления при иерархически построенной структуре.

Власть – возможность действовать или воздействовать на ситуацию или поведение других людей.

Власть, основанная на вознаграждении – власть, основанная на убежденности исполнителя, что лицо, оказывающее влияние, имеет возможность удовлетворить его актуальную потребность.

Власть, основанная на принуждении – влияние, основанное на вере исполнителя, что оказывающий влияние может наказать его, затруднить удовлетворение его потребностей.

Влияние – любое поведение одного человека, которое вносит изменения в поведение, ощущения, отношения, самооценку и так далее другого человека.

Внешняя мотивация – совокупность побудительных причин деятельности, не связанных непосредственно с ее содержанием, лежащих вне ее.

Внутренняя мотивация – совокупность побудительных причин деятельности, непосредственно заложенных в самом содержании деятельности и условиях ее выполнения (например, интерес к самому процессу деятельности).

Всеобщее управление качеством (англ. Total Quality Management, TQM) – общеорганизационный метод непрерывного повышения качества всех организационных процессов.

Горизонтальные отношения – распределение работ и ответственности на одном и том же уровне.

Групповая динамика – совокупность внутригрупповых отношений, социально-психологических процессов и явлений, протекающих в процессе жизнедеятельности группы. Данное понятие характеризует взаимодействие членов группы, которое базируется на некоем общем интересе и может быть связано с достижением общей цели.

Делегирование – передача задач, властных полномочий и ответственности на более низкие уровни менеджмента.

Деловая карьера – это продвижение работника по ступенькам служебной лестницы или последовательная смена занятий, как в рамках отдельной фирмы, так и на протяжении жизни. Деловая карьера – один из способов стимулирования персонала к более эффективному труду, который сводится к проведению мероприятий, позволяющих работникам раскрыть свои способности и применить их наиболее выгодным для себя и фирмы способом.

Децентрализация – распределение полномочий по принятию решений по вертикали управления.

Диверсификация производства – расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства.

Дивизиональная структура – тип организационной структуры, разработанный в интересах больших организаций, для которых линейно-функциональные структуры перестают быть эффективными. Включает в себя ряд скоординированных дивизионов, каждый из которых строится как функциональная структура.

Единоначалие – принцип построения организаций, согласно которому подчиненный должен принимать полномочия только от одного начальника и быть ответственным только перед ним. Он в свою очередь несет всю полноту ответственности за функционирование системы в целом.

Законная власть – влияние, основанное на праве и традиции. Исполнитель знает, что руководитель имеет юридическое и нормативное право отдавать приказания и верит в необходимость подчинения им.

Имидж организации – образ, складывающийся у клиентов, партнеров, общественности. Основу имиджа составляют существующий стиль внутренних и внешних деловых и межличностных отношений персонала и официальная атрибутика – название, эмблема, товарный знак.

Интеграция – процесс, приводящий к формированию целостных организационных образований из самостоятельно функционирующих предприятий.

Интуиция – процесс порождения нового знания, протекающий без осознанного контроля за ним со стороны субъекта, в силу чего результат данного процесса носит характер непосредственного усмотрения.

Канал связи – любое средство передачи информации: письменной, устной, формальной, неформальной, электронной, экспрессивной.

Коллегиальные решения – тип решений, реализуемых в непосредственном контакте членов группы друг с другом, а также в условиях ее иерархической организации.

Комитет – это группа внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания или комплекса заданий.

Коммуникативная структура – это совокупность позиций членов группы, в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и внешней средой, а также концентрация у них того или иного объема групповой информации.

Коммуникативные процессы – класс процессов, обеспечивающих функционирование коммуникативной подсистемы психики и лежащих в основе межличностного взаимодействия. Включает эмпатию, экспрессию, аттракцию, атрибуцию, вербальное и экспрессивное взаимодействие и др.

Коммуникационные шумы (помехи, преграды, барьеры) − любое вмешательство в коммуникационном процессе, способное исказить смысл сообщения.

Коммуникация – 1) обмен информацией и смыслом информации между двумя или более людьми; 2) одна из основных функций управления («связующая функция»), обеспечивающая координацию совместной деятельности в процессе деятельности организаций на основе обмена информацией между ее членами.

Компетентность – интегральное личностно-когнитивное качество руководителя, базирующееся на сформированности системы профессиональных знаний (экспертности) и умении их эффективно использовать.

Конкурентное преимущество – относительное преимущество организации над конкурентами по аспектам, которые рассматриваются клиентами как значимые.

Конкурентоспособность менеджера – преимущество менеджера по отношению к другому менеджеру, характеризующееся умением разработать систему обеспечения конкурентоспособности данного объекта, управлять коллективом по достижению целей системы.

Консенсус – метод принятия решения группой, в основе которого лежит принцип, что решение не принимается до тех пор, пока хотя бы один член группы имеет против него принципиальные возражения.

Контроль – функция менеджмента по обеспечению выполнения программ, планов, письменных или устных заданий, документов, реализующих управленческие решения.

Конфликт – отсутствие согласия между двумя или более сторонами – лицами или группами. в настоящее время существует два подхода к понятию «конфликт».

Конфликтная ситуация − исходное положение, основа конфликта (столкновения), порождаемая накоплением и обострением противоречий в системе социальных связей, в групповом поведении и межличностных отношениях.

Конформизм − психологическая характеристика позиции работника относительно позиции группы: пассивное принятие им определенного мнения, свойственного группе; приспособленчество, уступка в конфликте.

Коучинг – метод консультирования и тренинга, отличается от классического тренинга и классического консультирования тем, что коуч не даёт советов и жёстких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом. От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации.

Критерий эффективности – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего либо; мерило суждения, оценки.

Либеральный стиль руководства (попустительский) – стиль, характеризующийся предоставлением подчиненным максимальной свободы в выборе рабочих задач и контроля за своей работой, слабым использованием властных полномочий и низкой мерой организационного влияния руководителя.

Лидерство – тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к общей цели. Лидерство характеризует отношения, в основе которых лежит доверие, признание высокого уровня квалификации, готовность поддерживать во всех начинаниях, личные симпатии, стремление перенимать положительный опыт.

Линейные полномочия – полномочия, которые передаются от начальника непосредственно к подчиненному и далее к другим подчиненным.

Линейный руководитель – должностное лицо, несущее прямую ответственность за результаты работы организации или ее подразделения и наделенное властью и полномочиями отдавать распоряжения подчиненным.

Малая группа – это социально устойчивое объединение индивидов, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках определенной организации. В группе на поведение и (или) деятельность одного члена воздействует поведение и (или) деятельность других членов группы.

Матричная структура управления – структура управления с решетчатой организацией и двойным подчинением работников.

Менеджер − 1) наемный работник, занимающий руководящую должность в организации; 2) профессиональный управляющий; 3) руководитель различного уровня (низового, среднего, высшего), занимающий постоянную должность в организации и наделенный полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

Менеджерские характеристики – совокупность основных и наиболее типичных особенностей (личностных и социальных) «эффективного менеджера», выступающих в функции способностей к управленческой деятельности.

Менеджмент – 1) междисциплинарная наука, основанная на исследовании влияния технических, экономических, организационных, экологических, психологических, социальных и других аспектов на эффективность использования ресурсов и конкурентоспособность принимаемого решения; 2) вид профессиональной деятельности людей по организации процессов достижения системы целей, принимаемых и реализуемых с использованием научных подходов, концепции маркетинга и человеческого фактора.

Методы разработки управленческого решения − организационные, технологические, экономические, правовые и социальные мероприятия, направленные на формирование управленческого решения.

Миссия – основная общая цель организации, ее предназначение, роль в определенной сфере деятельности и социальная роль в обществе.

Модель – условный образ объекта управления. Модели могут быть логическими, физическими, экономико-математическими.

Мониторинг – непрерывное комплексное наблюдение за объектами, измерение параметров и анализ их функционирования.

Мотивация – создание внутреннего и внешнего побуждения к действиям.

Набор персонала – это создание необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого организация отбирает наиболее подходящих для нее работников. Набор обычно ведут из внешних и внутренних источников.

Неформальные группы – группы, создаваемые не распоряжениями руководства, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками и т.п.

Норма управляемости – это оптимальное количество подчиненных, непосредственно замкнутых на руководителя.

Обратная связь – связь, представляющая собой различную информацию, поступающую от потребителя к лицу, принявшему решение, или к лицу, от которого поступила информация по решению проблемы.

Организационная культура – наличие у всех членов организации общих целей, их непосредственное участие в выработке путей достижения этих целей, заинтересованность в достижении общих конечных результатов организации.

Организационная структура – логическое соотношение уровней управления и функциональных областей, организованных таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей организации.

Организационное развитие – это научная теория, основанная на применении поведенческого подхода в сочетании с гуманистическими принципами, направленная на планомерное проведение изменений в рамках подразделений организации с целью повышения эффективности работы организационных систем.

Организационные изменения – это формирование нового организационного устройства, адекватного характеру изменений внешней среды. Организационные изменения сопровождаются сломом привычных и разделяемых сотрудниками ценностей, норм и шаблонов действия, а также традиционных способов принятия решений, которые становятся препятствием в адаптации организации к темпу и направлениям рыночных изменений.

Организация – функция менеджмента как процесса по реализации планов, суть которой – в координации действий отдельных элементов системы; форма объединения людей для их совместной деятельности в рамках определенной организационно-правовой формы.

Органическая структура – тип организационной структуры, позволяющий гибко реагировать на изменения в окружающей среде и тем самым принципиально отличающийся от бюрократической (механистической) структуры.

Ответственность – принимаемые субъектом обязательства выполнять задания, обеспечивая их удовлетворительное завершение, а также быть подвергнутым санкциям в случае их невыполнения.

Планирование – функция менеджмента, комплекс работ по анализу ситуаций и факторов внешней среды, прогнозированию, оптимизации, оценке альтернативных вариантов достижения целей, выбору наилучшего варианта плана.

Политика – общие ориентиры для действий и принятия решений организацией, регулирующие выработку и реализацию ее планов.

Полномочия – ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач.

Постоянный комитет (Standing committee) – это постоянно действующая группа внутри организации, имеющая конкретную цель.

Потребность – один из основных компонентов мотивационной системы личности; состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

Принятие решения – процесс анализа, прогнозирования и оценки ситуации, выбора и согласования наилучшего альтернативного варианта достижения поставленной цели.

Проблема – понятие, характеризующее разницу между действительным и желаемым состоянием объекта.

Прогнозирование – 1) одна из управленческих функций, направленная на предвидение возможных изменений внешней и внутренней среды организации и их учет при управлении ею; 2) регулятивный психический процесс, выступающий в индивидуальной деятельности в форме антиципации; 3) метод планирования, в котором предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего.

Программа – результат планирования, представляющий целостную и согласованную последовательность действий и процедур достижения целей, их распределение по подразделениям и отдельным исполнителям, а также синхронизированную между ними по времени.

Проектная структура управления – временная организация работ и управления, связанная с выполнением проекта.

Развитие персонала – это комплекс мероприятий, направленных на повышение профессиональной и управленческой компетентности персонала компании для более эффективного достижения целей и задач организации.

Разделение труда – один из главных принципов организации производственных и управленческих процессов, обеспечивший их автоматизацию и специализацию, на основе которых, в свою очередь, стали возможными современное массовое производство, повышение качества и экономия ресурсов.

Релевантная информация для принятия решения − данные, отбираемые под конкретные задачи, лицо, цель и период времени.

Реорганизация труда – изменение условий труда путем расширения объема или углубления содержательности работ в целях повышения внутренней удовлетворенности работников.

Риск – вероятность достижения положительного или отрицательного проектного результата в зависимости от действий внешних и внутренних факторов, определяющих степень неопределенности объекта и субъекта риска.

Руководство процесс управления группой, осуществляемый руководителем как посредником социального контроля и власти на основе правовых полномочий и норм более широкого социального образования, в которую входит данная группа.

Самовоспитание – целенаправленный процесс по развитию лучших, социально ценных свойств личности и категорическому запрещению самому себе дурных поступков и помыслов.

Самообразование – это целенаправленный и определенным образом организованный процесс приобретения необходимых в профессиональной деятельности знаний, формирования умений и навыков путем самостоятельных занятий на рабочем месте и/или вне него.

Саморазвитие менеджера – это процесс осознанного целенаправленного развития себя как руководителя, который включает самостоятельное совершенствование своих знаний, умений, личностных и функциональных качеств, компетенции в целом, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности.

Синергия – 1) преимущество, возникающее, когда организация развивает новые виды деятельности, используя имеющиеся возможности; 2) эффект, достигаемый в результате объединения двух или более взаимодополняющих видов деятельности.

Система менеджмента – система научных подходов и методов, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем, способствующая принятию и реализации конкурентоспособных решений.

Системный подход – методология исследования объектов как систем. Система состоит из двух составляющих: 1) внешнее окружение, включающее вход, выход системы, ее связь с внешней средой, обратную связь (первично); 2) внутренняя структура – совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта на объект, переработку входа в выход и достижение целей системы (вторично).

Ситуационный подход − способ управления, решения проблем в зависимости от конкретной ситуации.

Скалярная цепь – иерархия уровней управления, создаваемая делегированием полномочий для осуществления вертикального разделения координированных работ (обозначается также как «цепь команд»).

Слухи – специфический вид межличностных неформальных коммуникаций, в процессе которых сюжет, до известной степени отражающий некоторые реальные или вымышленные события, становится достоянием обширной диффузной аудитории.

Социально–психологический климат − эмоциональный фон межличностных отношений в группе, имеющий субъективную значимость для каждого члена группы.

Специальный комитет – это временная группа, сформированная для выполнения определенной цели.

Способ разрешения конфликта − совокупность характерных приемов (конфронтация, уклонение, приспособление, сотрудничество, компромисс), отличающих стиль поведения, образ действий по устранению причины конфликтного столкновения.

Среда косвенного воздействия – внешняя среда, факторы которой могут не оказывать немедленного и прямого воздействия на организацию, но тем не менее влияют на нее.

Среда прямого воздействия – внешняя среда, факторы которой оказывают немедленное и прямое воздействие на организацию.

Статус – понятие, обозначающее либо нормативно регламентированное (формально устанавливаемое), либо неформально сложившееся положение человека в системе межличностных отношений, в групповой (организационной) иерархии, а также меру его влияния на них.

Статусная (социометрическая) структура – это совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых межличностных предпочтений, т.е. это система предпочтений и отвержений, эмоциональных симпатий и антипатий между участниками группы.

Стиль руководства – это совокупность типичных и относительно устойчивых приемов воздействия руководителя на подчиненных при выполнении им управленческих функций. Это привычная особенность и манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, используемая для того, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей.

Стратегический менеджмент – теория и практика обеспечения конкурентоспособности и эффективности решений путем разработки стратегии организации и возложения ответственности за эту работу на ее руководителей.

Стратегия – обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов; набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.

Стресс – это состояние эмоционального (душевного), поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.

Структура – способ сочетания составных частей (компонентов) системы для наилучшего выполнения главной цели системы.

Структура власти – это система взаиморасположения участников группы в зависимости от их способности оказывать влияние в группе.

Тактика – методы, используемые для достижения стратегических целей.

Темперамент это устойчивое сочетание психологических и динамических свойств личности, постоянно проявляющиеся в её деятельности и поведении.

Тенденция – 1) выявленные в результате анализа, наблюдаемые устойчивые соотношения, свойства, признаки, присущие системе; 2) сложившаяся направленность процессов.

Технология − средство, с помощью которого ресурсы производства преобразуются в конечный результат.

Трудовые ресурсы предприятия (персонал) – это совокупность всех физических лиц, которые состоят с предприятием как с юридическим лицом в регулируемых договором найма отношениях.

Убеждение – использующийся в управленческих коммуникациях метод воздействия на личность через обращение к ее собственному критическому суждению. Основа убеждения – логическая аргументация фактов.

Управление изменениями – это структурированный процесс, задача которого – предложить и внедрить изменения в соответствии с техническими и экономическими возможностями организации.

Управление конфликтом это деятельность по обеспечению развития конфликтного взаимодействия минующего кризисные периоды.

Управление организацией – это процесс осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей.

Управление персоналом – направление в современном менеджменте, связанное с систематизированным и комплексным решением всех кадровых проблем организации, с обеспечением кадровых функций управления.

Управление риском – процесс изучения параметров объекта и субъекта риска, внешних и внутренних факторов, влияющих на объект и поведение субъекта риска, оптимизация риска, его планирования, учета и контроля, мотивации и регулирования выполнения работ по управлению риском.

Управленческая деятельность – тип профессиональной деятельности, специфика которого определяется ее основной и наиболее общей задачей – необходимостью организации деятельности других людей в направлении достижения общих целей, а также опорой при этом на принцип иерархии.

Управленческая решетка – схема, описывающая стиль менеджмента в зависимости от соотношения двух параметров: стремления к выполнению задания и внимания к отношениям между людьми.

Управленческое решение – результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.

Уровень руководства – принадлежность руководителя к одному из трех основных значений общего «континуума управления» – высшему, среднему или низовому.

Фактор – частный показатель объекта или процесса, протекающего в системе, который оказывает влияние на функцию.

Факторы гигиены – факторы, наличие которых снимает чувство неудовлетворенности работой, но само по себе не повышает удовлетворенности от нее.

Факторы-мотиваторы – факторы, которые непосредственно связаны с содержанием самой работы, а их наличие прямо ведет к повышению удовлетворенности от ее выполнения.

Формальные группы − группы внутри организации, которые создаются по воле руководства и обычно выделяются как структурные подразделения фирмы. Они имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи.

Функциональные обязанности – изложенные в письменном виде задачи, обязанности и ответственность работника.

Функциональный руководитель – менеджер, ответственный за специализированную функцию управления, например маркетинг, персонал, производство и т.п.

Функция управления – согласованная система качественно сходных задач, «направленных на обеспечение какого-либо важнейшего аспекта управленческой деятельности.

Характер совокупность устойчивых индивидуальных свойств и особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в общении и деятельности.

Харизма – свойства личности, позволяющие ей оказывать влияние на других в отсутствии иных способов воздействия.

Целевое управление (management by objectives) – процесс, состоящий из четырех основных этапов: 1) выработка четкой цели; 2) разработка реалистических планов ее достижения; 3) систематический контроль качества и результатов работы; 4) принятие корректирующих мер для достижения результатов.

Целеполагание – установление целей функционирования и развития организации и ее составных частей с учетом их взаимосвязей и непротиворечивости.

Цель – выраженное количественно или качественно будущее состояние объекта управления, достижение которого обеспечит решение проблемы.

Ценности – компоненты социальной системы, наделяемые особым значением в индивидуальном или общественном сознании и вследствие этого регулирующие общественное поведение.

Централизация – условие, при котором право принимать наиболее важные решения остается за высшим уровнем управления.

Экономические методы менеджмента – методы экономического регулирования отношений между субъектом и объектом управления при помощи налоговой системы страны и региона, кредитно-финансового механизма, таможенной системы, экономических нормативов функционирования организации, системы мотивации за качественный труд, применения методов оптимизации целей менеджмента.

Экономический эффект – разность между экономией, полученной в результате внедрения организационно-технического мероприятия, и затратами на разработку и внедрение этого мероприятия за срок его действия.

Эффективность – показатель степени достижения организацией ее целей. Характеризуется оптимальным соотношением между параметрами производства, экономичности, исполнения обязательств, адаптивности и развития организации.

Эффективность персонала – это свойство выполнять поставленную цель в заданных условиях и с определенным качеством. Показатели эффективности характеризуют степень приспособленности сотрудника к выполнению поставленных перед ним задач и являются обобщающими показателями оптимальности его деятельности.

Эффективность управления − результативность деятельности конкретной управляющей системы, которая отражается в различных показателях, как объекта, так и субъекта управления (собственно управленческой деятельности), причем эти показатели имеют количественные и качественные характеристики.

Эффективность управленческого решения – степень достижения запланированного результата на единицу затрат путем реализации решения.


Библиографический список

 

1. Бондаренко В.В. Менеджмент организации. Введение в специальность: учебное пособие/ В.В. Бондаренко, В.А. Юдина, О.Ф. Алехина. – М.: КНОРУС, 2010. – 232 с.

2. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов: [Электронный ресурс]. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. URL: https://www.knigafund.ru/books/149315.

3. Глухов В.В. Менеджмент: учеб. для студентов экон. специальностей / В. В. Глухов. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 600 с.

4. Ефимов А.Н. Менеджмент. Практикум: учеб. пособие / А. Н. Ефимов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 119 с.

5. Зельдович Б.З. Менеджмент: учеб. / Б. З. Зельдович. – М.: Экзамен, 2007. – 575 с.

6. Коротков Э.М. Менеджмент. Учебник для вузов, 2-е издание: [Электронный ресурс]. Издательство: " Юрайт", 2011. URL: https://e.lanbook.com/view/book/1668.

7. Малюк В.И. Менеджмент: деловые ситуации, практические задания, курсовое проектирование: практикум / В. И. Малюк. – М.: КНОРУС, 2009, 2010. – 293 с.

8. Менеджмент в вопросах и ответах: учебное пособие / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2007. – 174 с.

9. Менеджмент: учебное пособие / ред.: Н.Ю. Чаусов, О.А. Калугин. – М.: КНОРУС, 2010. – 496 с.

10. Менеджмент: учеб. пособие для студентов обучения по специальности 080502 / БГТУ им. В.Г.Шухова; ред. С. В. Куприянов. – Белгород: Изд-во БГТУ им. В. Г. Шухова, 2008. – 194 с.

11. Менеджмент: Учеб. пособие / С.В. Куприянов, Е.Н. Чижова, А.А. Шаповалов и др.– Белгород: Изд-во: БГТУ им. В.Г. Шухова, 2006. – 166 с.

12. Менеджмент: учебник / гос.университет управления; ред. М. Л. Разу. – М.: КНОРУС, 2008. – 472 с.

13. Мескон М.Х. Основы менеджмента [учеб.]: пер. с англ. / М.Х.Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Дело, 2012. – 672 с.

14. Семёнова И.И. История менеджмента: учебное пособие: [Электронный ресурс]. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. URL: https://www.knigafund.ru/books/149262.

15. Фомина В.П., Алексеева С.Г. Основы менеджмента: Учебное пособие: [Электронный ресурс]. Издательство: Издательство МГОУ, 2010. URL: https://www.knigafund.ru/books/148935.

16. Цветков, А. Н. Менеджмент: учебник / А. Н. Цветков. – СПб.: ПИТЕР, 2010. – 251 с.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………..  
1. Теоретические основы управления ……………………………..  
1.1. Понятие и необходимость управления ……………………  
1.2. Особенности управления социально-экономическими системами ……………………………………………………  
1.3. Основные понятия и категории управления ………………  
2. Концепции менеджмента ………………………………...............  
2.1. Система рыночного управления. Её отличие от административно-командного управления ………………..  
2.2. Понятие, необходимость и значение менеджмента ………  
2.3. Менеджмент как наука. Менеджмент как практика. Менеджмент как искусство. Менеджмент как процесс. Менеджмент как аппарат управления ……………………..  
2.4. Смена парадигмы управления в России …………………...  
2.5. Характер труда и профессиональные компетенции менеджера. Модель менеджера. Предприниматель и менеджер …………………………………………………….  
3. Принципы менеджмента ……………………………………........  
3.1. Понятие и значение принципов менеджмента. Принципы управления Тейлора, Эмерсона, Файоля …………………..  
3.2. Классификация принципов. Общие и частные принципы управления ………………………………………………….  
3.3. Современные принципы управления ……………...............  
3.4. Управление в сложных и непредсказуемых условиях окружающего мира ………………………………………….  
4. Социальная ответственность и этика менеджмента ………........  
4.1. Понятие социальной ответственности. Основные концепции социальной ответственности ………………….  
4.2. Виды и направления социальной ответственности ………  
4.3. Аргументы в поддержку и против социальной ответственности ……………………………………………..  
4.4. Нормы и стандарты в области социальной ответственности, принятые в международной практике …  
4.5. Понимание принципов корпоративной социальной ответственности в России …………………………………..    
5. Научные школы менеджмента …………………………………...  
5.1. Предпосылки формирования научного менеджмента ……  
5.2. Школа научного управления ……………………………….  
5.3. Школа административного управления …………………...  
5.4. Школа человеческих отношений …………………………..  
5.5. Школа науки управления. Количественный подход ……..  
5.6. Современные школы управления ………………………….  
5.7. Вклад российских ученых в формирование научных школ менеджмента ………………………………………….  
6. Организация как объект современного менеджмента ………….  
6.1. Понятие и сущность организации …………………………  
6.2. Законы развития и жизненный цикл организации ………..  
6.3. Классификация организаций. Организационно-правовые формы управления организациями ………………………...  
6.4. Внутренняя среда организации, ее основные элементы ….  
6.5. Внешняя среда организации и ее характеристики ………..  
7. Создание организаций ……………………………………………  
7.1. Организационная структура управления: понятие, элементы и связи структуры управления ………………….  
7.2. Принципы построения структуры управления организацией ………………………………………………...  
7.3. Основные виды организационных структур управления и их характеристика …………………………………………..  
7.4. Современные тенденции в развитии организационных структур управления ………………………………………..  
8. Коммуникации в менеджменте …………………………………..  
8.1. Понятие коммуникаций и их значение в управлении …….  
8.2. Виды коммуникаций ………………………………………..  
8.3. Процесс коммуникаций и его основные элементы ……….  
8.4. Коммуникационные барьеры в организации ……………...  
8.5. Коммуникационные сети …………………………………...  
9. Принятие решений в управлении ………………………………..  
9.1. Принятие решений как составная часть процесса управления.………………………………………………….  
9.2. Этапы и процедуры принятия решений …………………..  
9.3. Основные методы и модели принятия решений …………  
9.4. Организация выполнения управленческого решения ……  
     
10. Функции управления ……………………………………………  
10.1. Содержание, механизм действия и координация функций управления ………………………………………  
10.2. Стратегическое планирование, его значение …………….  
10.3. Процесс планирования, разработки и оценки стратегии..  
10.4. Понятие и необходимость контроля. Этапы процесса контроля.…………………………………………………...  
10.5. Поведенческие аспекты контроля ………………………..  
11. Мотивация персонала …………………………………………..  
11.1. Общая характеристика мотивации, ее значение в управлении трудовой деятельностью ……………………  
11.2. Содержательные теории мотивации ……………………..  
11.3. Процессуальные теории мотивации ……………………..  
12. Групповая динамика ……………………………………………  
12.1. Понятие малой группы. Виды групп и их особенности...  
12.2. Хоторнский эксперимент в теории управления. Феномен группоборазования ……………………………..  
12.3 Этапы развития группы, общая характеристика групп ….  
12.4. Групповые структуры и групповое сплочение …………..  
12.5. Неформальные группы в организации …………………...  
12.6. Управление с помощью комитетов ………………………  
13. Руководство: власть и личное влияние ………………………..  
13.1. Основные понятия. Полномочия и их особенности …….  
13.2. Формы власти и руководства. Убеждение и участие …...  
13.3. Централизация и децентрализация управления организацией ………………………………………………  
13.4. Способы децентрализации системы управления ……….  
14. Лидерство ………………………………………………………...  
14.1. Природа лидерства и его основа ………………………….  
14.2. Подходы к изучению лидерства ………………………….  
14.3. Понятие и сущность стиля руководства …………………  
15. Управление конфликтами и стрессами ………………………...  
15.1. Понятие и сущность конфликта. Классификация конфликтов ………………………………………………...  
15.2. Модели развития конфликта ……………………………...  
15.3. Методы управления конфликтами ………………………..  
15.4. Организационный конфликт ……………………………...  
15.5. Стресс и его природа ……………………………………....  
16. Управление изменениями и организационное развитие ……...  
16.1. Организационное развитие ………………………………..  
16.2. Организационные изменения. Управление изменениями.  
16.3. Сопротивление изменения: причины, разновидности, факторы, формы …………………………………………...  
16.4. Преодоление сопротивления организационным изменениям ………………………………………………...  
17. Управление трудовыми ресурсами …………………………….  
17.1. Понятие трудовых ресурсов. Этапы управления, планирование трудовых ресурсов ………………………..  
17.2. Набор и отбор персонала ………………………………….  
17.3. Определение заработной платы и льгот. Профессиональная адаптация. Развитие персонала …….  
17.4. Оценка трудовой деятельности …………………………...  
17.5. Планирование деловой карьеры. Реорганизация труда и повышение качества трудовой жизни …………………....  
18. Эффективность и качество менеджмента ……………………...  
18.1. Понятие, виды и признаки эффективности менеджмента ……………………………………………….  
18.2. Факторы, критерии и показатели эффективности Менеджмента ……………………………………………....  
18.3. Эффективность менеджмента в жизненном цикле организации. Пути повышения эффективности менеджмента в организации ……………………………....    
18.4. Саморазвитие и самосовершенствование менеджера …...  
Заключение …………………………………………………………..  
Итоговые тестовые задания ………………………………………...  
Словарь основных терминов ………………………………………..  
Библиографический список ………………………………………...  

 

Учебное издание

 

Куприянов Сергей Васильевич

Шаповалов Александр Анатольевич

Божков Юрий Николаевич






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.