Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Руководство: власть и личное влияние






Основные понятия. Полномочия и их особенности.

Формы власти и руководства. Убеждение и участие.

Централизация и децентрализация управления организацией.

Способы децентрализации системы управления.

Основные понятия. Полномочия и их особенности

Власть – возможность влиять на поведение других лиц. Для власти характерно наличие ее баланса, который, в свою очередь, основан на двух составляющих:

1) власть руководителя над подчиненными (зависимость подчинённых от руководителя);

2) власть подчиненных над руководителем (зависимость руководителя от подчиненных).

Зачастую, при нарушении баланса власти происходит ее потеря и последующая смена ролей «начальник» – «подчинённый».

Таким образом, руководитель должен осознавать, что поскольку подчиненные часто также обладают властью, использование им в одностороннем порядке своей власти в полном объеме может вызвать у подчиненных такую реакцию, при которой они захотят продемонстрировать свою собственную власть. А это, в свою очередь, может привести к напрасной трате усилий (ресурсов) и снижению уровня достижения целей.

Влияние – любое поведение одного человека, которое вносит изменения в поведение, ощущения, отношения, самооценку и так далее другого человека. Руководители должны оказывать влия­ние таким способом, который легко предсказать и который ве­дет не просто к принятию данной идеи, а к действию — фак­тическому труду, необходимому для достижения целей органи­зации. Для того, чтобы сделать свое лидерство и влияние эф­фективными, руководитель должен развивать и применять власть.

Для эффективного использования влияния менеджеру необходимо выполнить ряд условий:

- потребность, к которой апеллируют, должна быть активной и сильной (актуальной);

- человек, на которого влияют, должен рассматривать влияние как источник удовлетворения или неудовлетворения (в той или иной степени) какой-то потребности;

- человек, на которого влияют, должен ожидать с достаточно высокой вероятностью того, что исполнение приведет к удовлетворению или неудовлетворению его потребности;

- человек, на которого влияют, должен верить, что его усилия имеют хороший шанс оправдать ожидания руководителя.

Формы влияния и средства могут быть самыми разнообразными. В идеальном случае максимальное влияние (а следовательно, и власть) затрагивает наиболее значимые уровни ценностей и потребностей человека. Это можно выразить формулой: уровень влияния облеченного властью лица А на лицо Б = степени зависимости лица Б от лица А.

Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач.

Полномочия делегируются должности, а не индивиду, который занимает ее в данный момент. Это отражено в старой военной поговорке — «честь отдается мундиру, а не человеку». Когда индивид меняет работу, он теряет полномочия старой должности и получает полномочия новой.

Различают 2 типа полномочий:

1) линейные полномочия;

2) штабные полномочия.

Линейными полномочиями обладает линейный персонал. Штабными полномочиями обладает штабной персонал.

Линейные полномочия – это те полномочия, которые делегируются (передаются) непосредственно от руководителя к подчиненному, в результате таких действий образуется цепь команд.

В отличие от линейных существует значительное количество разновидностей штабных полномочий. Остановимся на них более подробно.

1. Рекомендательные полномочия.

Если штабной персонал (например, работники отдела маркетинга) обладает рекомендательными полномочиями, это значит, что линейный персонал обращается к сотрудникам отдела маркетинга за советом, рекомендациями, по своему усмотрению, по мере необходимости. Однако линейные руководители не обязаны на самом деле следовать рекомендациям штабного аппарата.

2. Полномочия: обязательные согласования.

Если штабные работники обладают выше названными полномочиями, то это означает, что линейные руководители обязаны в обязательном порядке прежде чем принять решение согласовать свои действия со штабным персоналом в пределах их компетенции. Однако линейные руководители не обязаны и в этом случае следовать рекомендациям штабного персонала.

3. Параллельные полномочия.

В случае если штабной персонал наделен параллельными полномочиями, последний имеет право отклонять решения линейных руководителей. Решение принимается только в том случае, если между линейными и штабными работниками будет достигнут консенсус. Параллельными полномочиями обладает главный бухгалтер (бухгалтер) при подписании финансовых документов. Например, платежное поручение на перечисление денежных средств с расчетного счета предприятия действительно, как правило, при наличии двух подписей – директора предприятия и бухгалтера.

4. Функциональные полномочия.

При таких полномочиях штабной персонал может давать указания линейным работникам в пределах своей компетенции.

5. Линейные полномочия внутри штабных подразделений. По мере роста штабного аппарата внутри него формируется линейная структура. Например, в бухгалтерии главному бухгалтеру подчиняется заместитель главного бухгалтера, которому в свою очередь подчиняются простые бухгалтера. Таким образом, выстраивается цепь команд.

Вышеназванные штабные полномочия были перечислены в порядке возрастания силы воздействия на линейный персонал.

В специальной литературе делается различие между властью и полномочиями.

Полномочия означают формальную власть, которой обладает личность благодаря своему положению в организации.

Указания или приказы начальника выполняются потому, что они должны выполняться, так как люди, занимающие более высокое положение, имеют власть над подчиненными. В иерархии власти главный исполнительный директор занимает место выше регионального менеджера, который в свою очередь стоит выше заведующего отделом сбыта.

Полномочия характеризуются следующими особенностями:

- полномочия определены в должностной инструкции. Индивид обладает полномочиями благодаря своей должности, а не каким-то личностным характеристикам.

- полномочия признаются подчиненными. Индивид, наделенный юридической властью, использует свои полномочия и может потребовать исполнения приказов.

- полномочия реализуются по вертикали, т.е. сверху вниз в иерархической структуре организации. Власть можно получить из многих источников, и это зависит от типа власти, к которому прибегают в организации. Она может быть получена на основе межличностных, структурных и ситуативных отношений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.