Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процесс коммуникаций и его основные элементы






Коммуникационный процесс, как обмен информацией между двумя и более людьми, предполагает, что обе стороны играют активную роль. Это не дорога с односторонним движением. Для обеспечения его эффективности, следует иметь представление об основных элементах и этапах этого процесса (рис. 8.2.).

 

 
 

 


Рис. 8.2. Этапы коммуникационного процесса.

 

В теории о коммуникациях выделяют следующие элементы:

1. Отправитель – лицо, собирающее и передающее информацию.

2. Сообщение – информация, закодированная с помощью символов (буквы, знаки, графические элементы и т.д.).

3. Канал – средство передачи информации.

4. Получатель – лицо, которому предназначена информация.

При обмене информация проходит несколько этапов. Их задача – чтобы обе стороны правильно поняли и разделили исходную идею. Следует иметь в виду, что на каждом из этапов смысл информации может быть искажен или полностью утрачен.

Этапы коммуникационного процесса:

1. Зарождение идеи (формулирование или отбор идеи).

2. Кодирование и выбор канала.

3. Передача.

4. Декодирование и восприятие.

В данном случае реализуется следующая последовательность действий. Отправитель формулирует или отбирает идею – кодирует и выбирает канал – передает идею по каналу – получатель декодирует и воспринимает полученную информацию.

Коммуникационный процесс начинается с формулировки идеи или отбора информации. Отправитель решает, какую именно идею он хочет сделать предметом обмена информацией. Это важный момент, так как от него зависит дальнейшая судьба общей цели. Здесь необходимо осознать – какие идеи предназначены к передаче до того, как вы отправили сообщение, и уверенность в адекватности и уместности ваших идей с учетом конкретной ситуации и цели.Лозунг этапа: «Не начинайте говорить, не начав делать»

Кодирование и выбор канала.

Идею, прежде чем передать, необходимо, закодировать, используя при этом слова, интонации, жесты. Это превращает идею в сообщение. Кроме того, необходимо выбрать канал, совместимый с типом символов, используемых для кодирования. Это может быть речь, письменные материалы, электронные средства связи, электронная почта, видеопленка и т.д. Канал должен соответствовать идеи (сложно передать картину словами, ананас лучше попробовать, чем выслушать лекцию о его вкусовых качествах и т. д.). Если это не так, то обмен информацией будет неэффективен. Нельзя, например, говорить о серьезных нарушениях техники безопасности за чашкой чая.

Выбор средств сообщения не следует ограничивать единственным каналом. Желательно использовать два или более средств коммуникации.

Передача – т. е. физическая передача сообщения получателю.

Декодирование – перевод символов отправителя в мысли получателя. Необходимо, чтобы символы, выбранные отправителем, имели такое же значение и для получателя, тогда он будет точно знать, что от него хотят. В этом случае обмен информацией следует считать эффективным.

Процесс коммуникации характеризуется такими понятиями, как обратная связь и помехи.

При обратной связи отправитель и получатель меняются ролями. Процесс обмена информацией проходит те же этапы. Обратная связь необходима, чтобы понять, в какой мере сообщение было воспринято и понято. Без нее эффективность управления резко снижается.

В ходе коммуникационного процесса может появляться еще один элемент, искажающий смысл передаваемой информации это коммуникационные барьеры (помехи, преграды).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.