Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнение личностных и поведенческих качеств у тради­ционных менеджеров, предпринимателей и интрапренеров






Качества Традиционные менеджеры Предприниматели Интрапенеры
       
Ведущие мотивы Стремление получить продвижение по службе и иметь другие признаки престижа в корпорации, такие как собственный кабинет, штат, власть Стремление иметь независимость, свободу действий, творчески работать, создавать капитал Стремление к независимости действий, приобретению позиций в корпорации и
Восприятие временной перспективы Ориентируются на короткие временные горизонты: недельные, месячные, квартальные и годовые планы Ориентация на 5-10-летние периоды как вехи роста своего бизнеса Ориентация зависит от срока реализации поставленных перед собой задач с учетом сроков работ в корпорации. Обычно занимает среднее положение между «традиционным менеджером» и «предпринимателем»
Характер деятельности Больше делегирует свои полномочия подчиненным и контролирует исполнение, чем сам напрямую включается в дело Прямая включенность в работу Больше выполняет работу сам, чем перепоручает ее кому-то
Отношение к риску Боязлив Разумно идет на риск Разумно идет на риск
Отношение к статусу Озабочен символами собственного статуса Озабочен символами собственного статуса Не озабочен традиционными символами статуса в фирме, хочет лишь независимости
Отношение к неудачам и ошибкам Стремится всячески избегать ошибок и неожиданностей Не боится ошибок, исправляет их и преодолевает препятствия Стремится скрывать от окружения рискованные проекты, пока не готов к их реализации
Принятие решений Обычно соглашается с теми, кто выше по положению Своими решениями реализует свою мечту Способен убедить других помогать в реализации своей мечты
Кому служит Служит другим Служит себе и потребителю Служит себе, потребителям и спонсорам

Окончание табл.2.1

       
Характер семьи, из которой вышел Старшие члены семьи работали на крупные организации Из семьи мелких предпринимателей, представителей свободных профессий или фермеров Из семьи мелких предпринимателей, представителей свободных профессий или фермеров
Отношение к другим В основном по нормам иерархических отношений В основном деловые и договорные отношения На основе договоренности с иерархической структурой

 

Четких границ между предпринимателями и менеджерами порой не существует. Две эти фигуры могут быть представлены в одном лице в малом бизнесе. Кроме того есть промежуточная фигура – интрапренер или «внутренний предприниматель» – обладающий тем же комплексом качеств (см. табл. 2.1), что и предприниматель.

Кто же есть менеджер на самом деле? Как известно, менеджер, в переводе с английского означает управленец. Менеджер – это тот, кто управляет другими людьми, отвечает за рациональное использование ресурсов (всех, которые ему даны), принимает управленческие решения и несет за них ответственность. Это специалист в области управленческой деятельности. Главными критериями успешности менеджера, является его способность находить верные решения в сложных ситуациях, умение найти грамотный и рациональный подход к своим подчиненным. Дать то указание или отдать приказ, который подчиненный исполнит с большим желанием. Ведь истина рождается, на самом деле, не в споре, а в диалоге. И именно умение вести диалог со своими коллегами, забыв при этом, о собственном эгоизме и самомнении, вызвать их доверие и уважение к себе, к своим словам и поступкам, желание понять своих подчиненных, а уже потом быть понятым ими – золотая жила современного менеджмента.

Да и сама прежняя модель отношений «начальник – подчиненный» давно уже исчерпала себя. Пришло время новой модели: «лидер – последователь». И настоящий менеджер, сегодня, должен говорить не о своих подчиненных, а о своих последователях. Ключевая разница между подчиненным и последователем, заключается в том, что последователь раскрывает свой творческий потенциал или, как говорят в народе, «вкладывает душу» в то, что он делает, опираясь на свое собственное внутреннее желание, а не на зоркое око «хорошего» администратора. Что же нужно современным менеджерам, чтобы быть лидерами и управлять своими последователями? Ответ прост – нужны новые знания. В самом общем смысле каждый успешный современный менеджер должен синтезировать в себе и постоянно развивать две группы компетенций: специальные компетенции и так называемые базовые компетенции менеджера. Компетенция это способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. К специальным компетенциям следует отнести знания, умения и навыки менеджера, позволяющие ему грамотно определить стратегию развития компании, опираясь на три имеющихся ключевых ресурса: время, деньги и персонал. Понятие времени при этом следует рассматривать достаточно широко – это и текущее состояние рынка, и общее состояние макросреды, и уровень реальных притязаний потребителей, и многое другое. Также к специальным компетенциям следует отнести умение менеджера обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность.

Современный менеджер, должен быть, хорошо информирован в вопросах развития отрасли, в которой работает его компания: состояние исследований, техники, технологий, конкуренции, динамики спроса на продукцию. Он должен быть знаком с опытом менеджмента в других компаниях и отраслях. И, конечно, уметь использовать современные информационные технологии, средства связи и коммуникаций; должен понимать, как и с помощью каких инструментов, он будет способен обеспечивать эффективное управление и стратегическое развитие своей компании, опираясь на все компоненты действующей управленческой системы.

Следует выделять не менее пяти компонент, которые представляют собой единый комплекс политик, реализуемых любой современной компанией, стремящейся обеспечить себе устойчивое стратегическое лидерство в быстроменяющихся условиях.

Первая из них – это кадровая политика. Как известно, именно персонал является главным ресурсом успеха любой компании. В современных западных компаниях, персонал уже давно называют человеческим капиталом. Согласно статистике, 64% прибыли приносит грамотно подобранный и хорошо обученный персонал. Поэтому, управленческие инструменты кадровой политики должны обеспечивать эффективный подбор персонала в компанию, позволять управлять процессом адаптации и процессом прохождения испытательного срока для новых сотрудников, помогать развивать индивидуальные достижения сотрудников и оценивать их результативность.

Следующая политика – финансовая. Основные управленческие инструменты финансовой политики, должны обеспечивать адекватное финансовое планирование, реализовывать эффективный управленческий учет, обеспечивать контроль соблюдения бюджетов, позволять производить итоговую и текущую оценку основных финансовых показателей деятельности компании.

Тоже самое относится и ко всем остальным политикам компании: маркетинговой, технологической и политике в области безопасности. Все они должны быть наполнены своим набором инструментов и обеспечивать эффективное достижение установленных в компании целей.

В комплексе весь набор управленческих инструментов представляет собой действующую в компании управленческую систему. Чем лучше и четче разработаны сами инструменты и чем выше компетенции менеджеров и специалистов компании, тем технологичней и эффективней сам управленческий процесс. Отсутствие управленческой системы в компании ведет к патриархальности в управлении и тотальной зависимости от конкретных специалистов, что, в свою очередь, часто приводит к внутреннему шантажу руководства со стороны последних, к «заболачиванию» делового климата в компании. В такой обстановке здоровые и профессиональные кадры не сохранишь никакой мотивацией – они будут уходить из компании.

Вторую группу компетенций современного менеджера представляют собой базовые компетенции. К этой группе компетенций относятся личностные качества менеджера: интеллектуальные, волевые, эмоциональные, нравственные, коммуникативные. Современный менеджер должен иметь личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны сотрудников.

Следует также особо отметить отдельную базовую компетенцию современного менеджера о которой очень мало говориться в учебниках по менеджменту, но которая на самом деле является фундаментом всей управленческой деятельности менеджера. Эта компетенция представляет собой личностную силу (зрелость) самого менеджера и включает в себя семь измерений:

Так, в начале любого проекта менеджеру нужно собрать сведения и вникнуть в существо дел, т.е. необходимы развитые качества восприятия. Затем надлежит все обдумать, поговорить об этом, составить бизнес-план, т.е. нужны качества группы взаимосвязи. Далее выбираются тактические пути осуществления бизнес-плана, т.е. необходимы качества группы выбор. В течение всего процесса осуществления проекта необходимы качества группы воля. Они придают проекту наполненность и силу, и особенно важны в тех случаях, когда возникают препятствия и трудности. На стадии практической реализации проекта для менеджера очень важными становятся качества группы активность. А качества веры придают уникальность проекту, наполняют его особым смыслом, рождают вдохновение, позволяют не сдаваться и продолжать бороться в критической ситуации. Последняя группа качеств – мудрость – имеет выделенное положение. Она соответствует глубокому осознанию целостности и взаимосвязанности явлений, окружающих человека. Эти качества позволяют, например, действовать «экологично», не всегда упорствовать в достижении целей проекта, сохраняя веру в конечный выигрыш, а добившись побед и признания, не попасть в ловушку успеха и тщеславия.

 

Выводы

1. Без рыночных отношений невозможно перейти к экономическим методам управления. Рыночная экономика обеспечивает эффективное ведение хозяйства благодаря предприимчивости руководителей. При этом производство подчиняется запросам и интересам потребителей. Современный рынок – это и не стихия и не разрушительные силы, как было принято считать раньше. Рыночные отношения постоянно регулируются при помощи налогов, финансовых льгот, субсидий, процентных ставок и других инструментов. В постсоветской России при переходе от чрезмерно цен­трализованной, плановой экономики к рыночной сокращались вертикальные, жесткие связи государственных органов с хозяй­ствующими субъектами и соответствующие структуры. Одно­временно с этим образовывались горизонтальные связи между хозяйствующими субъектами. При этом существенно повыша­лась роль самоорганизации, которая постепенно развивалась и становилась важнейшим источником функционирования и разви­тия хозяйствующих субъектов. Мировая практика знает две модели рыночной экономики: либеральную и социально ориентированную.

2. Иногда рынок противопоставляют плану. Но это противопоставление противоречит реалиям экономики. Согласия нет между рынком и административно-командной системой, но это не исключает планомерного развития экономики. Рыночный механизм и плановое регулирование должны сочетаться между собой, что способствует снижению наибольшего эффекта. Отношения на рынке в равной степени основываются на действии закона стоимости, спроса, предло жения и на координирующем воздействии плановых регуляторов, которые определяют общие правила состояния хозяйства.

3. «Менеджмент» (manage – управлять) – слово английского происхождения. Трактовок менеджмента существует великое множество. И это оправдано, так как на любой стадии развития организации мы имеем дело с менеджментом различного типа (технологический, финансовый, корпоративный, функциональный и т. п.). В общем виде менеджмент следует представлять как науку и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную среду. Другими словами, менеджмент – это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.

4. Во-первых, следует подчеркнуть принад­лежность менеджмента к предпринимательской структуре (организа­ции), а не к государству, хотя организация может быть и государст­венной. Во-вторых, выделяется профессиональная направленность менеджмента, требующая разносторонних знаний. В-третьих, ме­неджмент выступает как совокупность принципов, функций, методов и форм управления. Менеджер отвечает за эффективность деятельно­сти организации и получает за это соответствующий доход. Менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности определенных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

5. Менеджмент как наука, возникшая на базе практического опыта управления, опирается на всю сумму знаний об управлении, накопленных человечеством, и содержит концепции, теории, принципы, способы и формы управления. Менеджмент как искусство исходит из того, что управлению можно научиться только через опыт и которым могут овладеть люди, имеющие к этому талант. Менеджмент как вид деятельности специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий – функций управления. Менеджмент как аппарат управления деятельностью организации фокусирует внимание на его иерархическом структурном составе, на характере связей между подразделениями и элементами структуры управления, на степени централизации и децентрализации, на полномочиях и ответственности работников. В рамках иерархической структуры аппарата управления реализуются функции управления. В свою очередь иерархия аппарата управления находит конкретное отражение в схеме управления.

6. В России произошла смена парадигмы управления. Радикальное изменение парадигмы управления – системы взглядов на управление – во второй половине XX века связано с развитием рыночно-предпринимательских экономических отношений.

Прежняя парадигма управления в России базировалась на марксистской трактовке экономического развития. Роль экономического фундамента справедливого распределения по результатам труда выполняла общественная собственность на средства производства, план выступал как регулятор производства.

Переход к полицентрической системе хозяйствования должен обеспечить значительное повышение роли самоуправления на всех уровнях. В условиях Российской Федерации центры хозяйствования все больше перемещаются на уровень регионов, экономическая самостоятельность которых возрастает. Это приводит к увеличению количества и сложности задач, решаемых в регионах, существенно упрощая систему управления народным хозяйством в целом, снижая энтропию – элемент случайности и способствуя повышению управляемости экономики России. Важным положением новой парадигмы является установка на сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями государственного сектора.

7. По сравнению с другими видами труда в организации, управленческий труд имеет ряд специфических особенностей:

- он представляет собой умственный труд, состоящий из трех видов деятельности: организационно-административной и воспитательной, аналитической и конструктивной, информационно-технической;

- участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредованно, через труд других работников;

- предметом труда является информация;

- средством труда – организационная и вычислительная техника;

- результатом труда – управленческое решение.

8. Модель современного менеджера включает специальные и базовыекомпетенции менеджера.

К специальным компетенциям следует отнести знания, умения и навыки менеджера, позволяющие ему грамотно определить стратегию развития компании, опираясь на три имеющихся ключевых ресурса: время, деньги и персонал. Понятие времени при этом следует рассматривать достаточно широко – это и текущее состояние рынка, и общее состояние макросреды, и уровень реальных притязаний потребителей, и многое другое. Также к специальным компетенциям следует отнести умение менеджера обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность.

К базовым компетенциям относятся личностные качества менеджера: интеллектуальные, волевые, эмоциональные, нравственные, коммуникативные. Современный менеджер должен иметь личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны сотрудников.

 

Вопросы для повторения

1. Сущность рыночного управления, его основные характеристики.

2. В чем сущность самоорганизующихся систем? Необходимость в них регулирующего органа.

3. Модели рыночной экономики: либеральная и социально-ориентированная.

4. Отличие менеджера от администратора-руководителя.

5. В чем сущность интрапренерства?

6. Менеджмент как наука и искусство. Общее и отличие.

7. Сущность новой парадигмы управления.

8. Особенности управленческой деятельности.

9. Специальные и базовые компетенции менеджера.

10. Основные политики, реализуемые современной компанией, стремящейся обеспечить себе устойчивое стратегическое лидерство в быстроменяющихся условиях.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.