Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что такое потенциал предприятия

Анализ использования потенциала предприятия и внутренней среды хозяйствования, Матрица SWOT

 

Что такое потенциал предприятия

Потенциал предприятия (в широком смысле) — это совокупность всех «стратегических» ресурсов находящихся в распоряжении предприятия и имеющих наиболее важное значение для осуществления функционирования предприятия в разных условиях.

К стратегическим относятся такие виды ресурсов, структуру и объемы которых возможно существенно изменить только созидая и притворяя в жизнь соответствующие им стратегические решения. Примером может послужить работа в условиях кризиса платежеспособности, где, в качестве стратегических ресурсов, играют роль финансовые или какие-либо другие ликвидные активы и кредитные линии предприятия. Если рассматривать деятельность компании при нормальных условиях, то в качестве компонентов потенциала будут рассматриваться ресурсы, обеспечивающие достижение предприятием лидерства в конкурентной борьбе. Например новое оборудование, прогрессивная технология, патенты, интеллектуальные ресурсы и прочее.

Общее, что встречается в понятие «потенциал», состоит в наличии какой-либо возможности для осуществления чего-либо или наличии некоторой совокупности необходимых средств, требующихся для достижения определенных целей.

Потенциалом коммерческого предприятия называют способность создавать и поставлять на рынок продукцию, на котрую есть спрос и котрая обеспечивает поступление достаточного кол-ва прибыли при максимально продуктивном использовании всех наиболее важных ресурсов (факторов производства).

Структура располагаемых предприятием необходимых для создания и распространения конечного продукта ресурсов (материального обеспечения, производящего оборудования, рабочих площадей, технологических процессов, кадровых, информационных и финансовых ресурсов) наиболее точным образом соответствует выполняемому плану выпуска данного продукта. Из данного определения можно сделать вывод, что наработка приемлемой нормы прибыли в условиях высокой конкуренции возможно сугубо при использовании современного, эффективного производственного оборудования, технологий и менеджеров с высокой квалификацией.

Понятие «потенциал» присуще для разных уровней управления национальной экономики: потенциал всей страны, конкретной отрасли, целого региона, одного предприятия, производственного подразделения, отдельного работника. Вполне естественно то, что структура используемых ресурсов и их параметров на разных управленческих уровнях экономикой являются одинаковыми.

Относительно к коммерческой организации понятие «потенциал» используется в совокупности с разнообразными категориями экономики и управления. В частных случаях, речь идет о разнообразных видах потенциалов, так например ресурсном потенциале, потенциале менеджмента, маркетинговом потенциале, потенциале сбыта, потенциале наращивания стоимости компании, потенциале поставщика, покупательском потенциале, потенциале жизненного цикла продукции и предприятия, потенциале конкурентозащищенности и многих других.

Все перечисленные частные виды потенциалов в итоге возможно интегрировать, что, в свою очередь, позволит добиться числовой оценки конкурентоспособного и производственного потенциала организации.

Виды потенциалов предприятия

Все множество имеющихся в компании частных видов потенциалов можно интегрировать в обобщенное понятие — конкурентный потенциал или производственный потенциал предприятия.

 

 

Что такое внешняя среда предприятия?

Предприятие - это открытая система, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой.

Внешняя среда - это сочетание активных субъектов хозяйствования, условий экономического характера, общественных условий, условий природного характера, национальных и межународных институционных структур, а также разнообразных факторов, имеющих влияние на предприятие и его сферы деятельности.

Внешнюю среду можно поделить на:

микросреду - среду непосредственного влияния на организацию, которую формируют поставщики материально-технических ресурсов, потребители услуг и продукции фирмы, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, органы государственного управления, финансово-кредитные учреждения, страховые компании;

макросреду - среду, которая влияет на само педприятие и формирует его микросреду. В неё входят природная среда, демографическая обстановка, научно-технический прогресс, экономическая среда, изменения экологии, политическая и международная среды.

Менеджмент предприятия обязан внимательно следить за факторами негативного и положительного воздействия, наиболее ощутимо воздействующих на результаты его работы, так как предприятие должно в полной мере использовать все благоприятные возможности и своевременно ликвидировать влияние отрецательных факторов.

Поставщики - это разные субъекты хозяйствования, снабжающие предприятия материально-техническими и энергетическими компанентами производства, необходимыми для выпуска определенных услуг и товаров.

Ключевыми клиентами предприятий являются покупатели продукции (услуг) различных торговых площадок и рынков:

- потребительском (население, покупающее товары и услуги, чтобы употребить их лично);

- производителей (фирмы, покупающие продукцию производственно-технического назначения);

- промежуточных продавцов, покупающие услуги и товары с целью последующей их перепродажи и получения за счет этого прибыли;

- государственных учреждений (оптовые покупатели продукции для нужд государства);

- международном (зарубежные потребители на ранее перечисленных типах клиентурных рынков).

Маркетинговые посредники - это компании, оказывающие помощь предприятию в продвижении, продаже и распространении его товаров среди клиентов. К ним причисляют торговых посредников, фирмы профессионально организующиетовародвижения, агентства оказывающиемаркетинговые услуги и кредитно-финансовые учреждения.

Конкуренты - соперники предприятия в борьбе за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, имеющие цель получать наивысшую прибыль.

Предприятиям для организации конкурентоспособного производства продукции нужно заниматься регулярным изучением всех конкурентоспособных фирм, заниматься разработкой и соблюдением определенных рыночных стратегий и тактик.

Контактные аудитории - это фирмы, выказывающие потенциальный или реальный интерес к предприятию или способные оказывать влияние на его целеустремленность и успех. Это финансовые компании (банки, акционеры, инвестиционные фирмы, фондовая биржа), СМИ, разные учреждения государственной представительской и исполнительной власти, население и граждане, входящие в общественные организации.

В макросреде организации работает на много больше различных факторов, чем в микросреде. Им характерна многовариантность, непредсказуемость и неопределенность конечного результата.

Природные факторы. Для природной среды свойственны: нехватка определенных видов сырья, подорожание энергии и повышенное влияние государства на процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Демографические факторы. Для демографической среды свойственны: высокий уровень смертности, низкая рождаемость, старение населения, увеличение числа служащих.

Более низкая рождаемость снижает потребность в продукции на демографических рынках - детских, подростковых, молодежных, что побуждает фирмы ориентировать свою деятельность для удовлетворения нужд людей среднего, предпенсионного и пенсионного возраста. Изменения структуры населения по возрастным категориям приводят к снижению трудового потенциала, т.к. в трудоспособном возрасте во многих регионах остаётся меньшая часть населения. Это вынуждает предприятия разрабатывать стратегии экономии человеческого труда посредством технико-технологического переоснащения, повышения уровня механизации и автоматизации производственных процессов.

Научно-технические факторы. Научно-технический прогресс играет важнейшую роль в совершенствовании и повышении интенсивности промышленного производства. Он включает в себя все звенья процесса, определяющего основные, теоретические исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологические разработки, моделирование образцов новейшей техники, ее изучение и массовое производство, а также внедрение новой техники в народное хозяйство. Происходит обновление материально-технической базы промышленных предприятий, увеличивается производительность труда, растет эффективность производства.

Экономические факторы. К главным факторам этой среды относятся: увеличение и упадок промышленного производства, размеры и скорость инфляции, изменения курса рубля в сравнении с валютой других государств, структура налогообложения и кредитования, спрос и предложение на рынке, платежеспособность контрагентов, уровень и динамика цен, безработица.

Экологические факторы. Для этой среды характерны: рост загрязнения окружающей среды и усиление вмешательства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, ужесточение государственного контроля за доброкачественностью и безопасностью товаров.

Политические факторы. На производственной и социальной деятельности предприятия определенно сказываются события, происходящие в политической среде. Для нее характерны: законодательное регулирование предпринимательской деятельности, повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением законов. Внезапные изменения в политической ситуации в стране могут привести к изменению условий хозяйствования, к повышению ресурсных затрат, потере прибыли.

Международные факторы, к которым можно отнести интернационализацию мировой экономики, изменение стоимости доллара и евро на мировом рынке, рост экономической мощи отдельных государств, становление международной финансовой системы, открытие новых крупных рынков и др., оказывают влияние на предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность.

 

 

Что такое внутренняя среда хозяйствования?

Не меньшее влияние на деятельность предпринимательского предприятия оказывают и составляющие внутренней среды предприятия:

(1) производственно-технические факторы;

(2) социальные условия и их составляющие;

(3) экономические факторы;

(4) информационная составляющая;

(5) маркетинговый фактор;

(6) фактор деловых отношений и поведения сотрудников.

1. Производственно-технические факторы включают всю совокупность машин, оборудования, инструментов, приспособлений, сырья, материалов, полуфабрикатов, технологии производства продукции.

От состава машин и оборудования, инструментов и приспособлений, их прогрессивности, уровня физического и морального износа, интенсивности применения, технологии и качества обслуживания во многом зависит успех деятельности предприятия; количество и качество выпускаемой продукции, уровень рентабельности и размер прибыли.

Не меньшее влияние на эти показатели деятельности предприятия оказывают состав и качество используемых сырья и материалов, полуфабрикатов. Значительное воздействие на все составляющие внутренней среды предприятия оказывают применяемые на предприятии технологии. В современных условиях, когда предприятия все чаше применяют высокие технологии, это воздействие многократно возрастает. Применяемые на предприятии технологии оказывают влияние на все составляющие внутренней среды, они взаимосвязаны с ними. В том числе и на персонал предприятия, его квалификацию и уровень образования, методы стимулирования труда, культуру поведения.

2. В понятие социальная составляющая внутренней среды предприятия входит весь сложный комплекс отношений между людьми, работающими на предприятии. От их способностей, отношения к труду, мотивации, поведения во многом зависят результаты работы предприятий. Не случайно во всех промышленно развитых странах уделяется большое внимание подбору кадров, их расстановке на предприятии, повышению их квалификации, созданию ясной и четкой системы продвижения по служебной лестнице.

В последние годы большое внимание уделяется формированию организационной культуры. Высокая организационная культура помогает предприятию успешно достигать поставленных целей и задач. Важное значение приобретает профессиональная этика, отражающая особенности нравственного сознания, поведения и взаимоотношений людей, обусловленные спецификой профессиональной деятельности. Выделяют три наиболее важные и сложные проблемы на пути формирования деловой этики любого предпринимателя:

(1) выполнение деловыми партнерами взаимных обязательств;

(2) применение силовых методов в деловых отношениях;

(3) взаимоотношения с властными структурами и коррупция.

Чем выше образовательный и квалификационный уровень бизнесменов, тем нетерпимее они к недобросовестности партнеров. Что касается второй проблемы, то, к сожалению, организованное насилие стало почти обычной практикой для российского бизнеса. В наличии третьей проблемы - коррупции и вымогательства чиновников - одинаково виновны и чиновники и предприниматели. Нередко предприниматели используют корыстолюбие чиновников, чтобы добиться определенных льгот, выгод.

3. Экономическая составляющая представляет собой совокупность экономических процессов, включающих движение капитала и денежных средств, экономические показатели деятельности предприятия, в том числе такой как " рентабельность" - соотношение затрат и доходов.

4. Особое место в ряду факторов внутренней среды предприятий занимает информационная составляющая - совокупность организационно-технических средств, обеспечивающих каналы и сети предприятия информацией для эффективных коммуникаций в управлении предприятием. С появлением и развитием информационных сетей, включая Интернет, успех предприятия все в большей степени определяется уровнем используемых им информационных технологий.

Основное назначение информационных технологий - максимальное приближение персонала управления предприятием к выполнению ими основной функции - принятию решений. Информационные технологии освобождают работников от рутинных операций подготовки информации для принятия решения и выработки соответствующих рекомендаций.

5. Важное значение среди факторов внутренней среды предприятия имеет маркетинговая составляющая. Она предусматривает обеспечение потребностей покупателей в товарах или услугах предприятия путем изучения рынка, создания эффективной рекламы и системы сбыта. Маркетинг оказывает также активное воздействие на рынок, на существующий спрос в целях увеличения рыночной доли предприятия и повышения рентабельности продаж.

6. Деловые отношения и поведение сотрудников неотрывны от социальных условий. Однако, учитывая их актуальность и недостаточное к ним внимание, мы выделили их в самостоятельную составляющую. Действительно, многие предпринимательские предприятия теряют значительную долю успеха из-за наложившихся деловых отношений и поведения сотрудников. В процессе деловых отношений выделяют ряд этапов: установление контакта, ориентация в ситуации, обсуждение вопроса, проблемы, принятие решения, выход из контакта. Задача делового общения - не только успешно общаться с людьми, но и влиять на них в нужном для вас направлении.

 

SWOT анализ и матрица SWOT

Что такое СВОТ-анализ? Когда и зачем он применяется? Существуют ли методы, помогающие неспециалисту провести качественный SWOT-анализ?

В данной статье раскрывается методика проведения SWOT-анализа, перечислены параметры, на которые необходимо обратить особое внимание, приведены образцы стандартных матриц, используемых при его осуществлении. В статье приведены также собственные опытные разработки автора, помогающие осуществить качественный анализ.

Состояние компании зависит от того, насколько успешно она способна реагировать на различные воздействия извне. Анализируя внешнюю ситуацию, необходимо выделять наиболее существенные на конкретный период времени факторы. Взаимосвязанное рассмотрение этих факторов с возможностями компании позволяет решать возникающие проблемы. При решении разного уровня задач необходимо также четко представлять, поддаются ли критические факторы контролю со стороны компании. Являются ли они внутренними или внешними, поддающимися изменениям усилиями компании или это внешние события, на которые компания влиять не в состоянии. Одним из самых распространенных методов, оценивающих в комплексе внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие компании можно назвать SWOT-анализ (СВОТ-анализ).

SWOT-анализ является необходимым элементом исследований, обязательным предварительным этапом при составлении любого уровня стратегических и маркетинговых планов. Данные, полученные в результате ситуационного анализа, служат базисными элементами при разработке стратегических целей и задач компании.

Это настолько удобная универсальная методика, что она применима и в повседневной жизни. Неплохо провести «SWOT-самоанализ», для того, чтобы понять, куда двигаться дальше в карьерном развитии. Перед собеседованием при приеме на работу ситуационный анализ поможет реально оценить свои силы и возможности, четко определиться на какие моменты вам нужно будет акцентировать внимание, а что постараться оставить за кадром. Он поможет просчитать некоторые «каверзные вопросы» интервьюера и подготовится к логическому обоснование своих ответов. Даже во многих житейских проблемах освоенная простая методика поможет найти правильное адекватное ситуации решение.

Аббревиатура SWOT означает:

Strengths – сильные стороны

Weakness – слабые стороны

Opportunities – возможности

Threats – угрозы

Иначе говоря, SWOT анализ – это анализ сильных и слабых сторон организации а также возможностей и угроз со стороны внешней окружающей среды. «S» и «W» относятся к состоянию компании, а «O» и «T» к внешнему окружению организации.

По результатам ситуационного анализа можно оценить, обладает ли компания внутренними силами и ресурсами, чтобы реализовать имеющиеся возможности и противостоять угрозам, и какие внутренние недостатки требуют скорейшего устранения.

Может ли быть сделан качественный анализ не маркетологом?

Главное при проведении SWOT-анализа, также как и других исследований и стратегического планирования, это не корочка диплома, а умение мыслить, умение посмотреть на свою организацию, встающие задачи и проблемы «взглядом со стороны».

Если вы способны отойти от своих субъективных оценок, а любые личностные оценки всегда носят субъективный характер, внимательно пройтись по параметрам SWOT, оценивая их как бы извне организации, принимая на себя то роль потенциального или реального покупателя/клиента, то конкурента, то просто стороннего наблюдателя, то вы справитесь со SWOT-анализом. Специального образования для базисного варианта анализа не нужно.

Нельзя доверять проведение анализа только собственникам бизнеса и большинству генеральных директоров. Ни те, ни другие, особенно основатели компаний (т.е. люди, которым принадлежала идея создания жизнеспособного и, особенно, успешного бизнеса) как правило, не в состоянии полностью отойти от собственных представлений о собственном бизнесе и взглянуть на него как незаинтересованный сторонний наблюдатель. И ни обширный опыт работы, никакое образование здесь не помогут.

Основные параметры SWOT-анализа

Неотъемлемыми частями SWOT-анализа можно назвать внутренний аудит компании и аудит внешней среды.

Внешний аудит, или анализ угроз и благоприятных возможностей внешней среды

В процессе проведения внешнего аудита оценивается привлекательность рынка и другие возможности и угрозы внешней среды.

Оценивая привлекательность рынка, следует обратить внимание на:

Тенденции рынка. Целью анализа тенденций рынка является описание развития спроса в каждом из сегментов рынка;

Поведение покупателей. Необходимо оценить поведение покупателя при покупке, использовании и владении товара, покупательские привычки, факторы, влияющие на процесс совершения покупки, анализ имиджа торговой марки или компании;

Структура сбыта. Здесь необходимо оценить ожидаемое состояние сети дистрибьюции, ожидания и мотивацию партнеров кампании;

Конкурентную среду. Не забудьте оценить в этом разделе анализа все четыре конкурентные силы по Портеру, рыночную силу потребителей и поставщиков, угрозу товаров субститутов (заменителей), барьеры входа на рынок.

Кроме того, важное влияние на успешность компании могут оказывать следующие факторы внешней макросреды, на которые, как правило компания влиять не может:

Законодательство и политическая среда, ожидаемые или возможные его изменения. Законодательные акты и другие нормативные документы, которые могут повлиять на работу компании. Например, для многих торговых и производственных компаний критически важными являются изменения в таможенном законодательстве, особенно для малого и среднего бизнеса. Даже изменение таможенных пошлин, если не быть готовым к таковому, может превратить вполне успешную небольшую компанию в банкрота.

Экономическое положение страны, региона. Изменение показателей ВНП, возможные крупные измененияв экономике, которые могут повлиять на вашу компанию, ожидаемая инфляция и ее влияние на бизнес. Думаю, комментарии излишни. Правильная оценка возможностей и угроз экономической ситуации позволит, например, своевременно внести жизненно важные изменения в ассортиментную и ценовую политику компании;

Социально-демографические факторы;

Изменение технологий. Также бывает критическим, особенно если на рынке ожидается появление товаров-субститутов, которые могут превратить товар компании в «устаревший хлам»;

Международная среда оказывает влияние на многие, но не все компании, в меньшей степени на малый бизнес;

Экологическая среда также должна учитываться некоторыми компаниями.

Затем принимаем во внимание все тенденции, которые компания может использовать и продумываем меры по нейтрализации угроз.

Внутренний аудит, анализ сильных и слабых сторон компании

В процессе проведения внутреннего аудита компании оцениваются ресурсы фирмы, ее бизнес процессы, анализируется конкурентоспособность. В процессе проведения анализа подтверждается или изменяется формулировка устойчивых конкурентных преимуществ компании.

Ключевые факторы анализа:

Менеджемент. Оценивается потенциал сотрудников компании высшего и среднего уровня, их квалификация, мотивация, лояльность.

Маркетинг, включая анализ коммуникационной программы (реклама, личные продажи, pR), сравнение рекламной активности с конкурентами, эффективность собственных маркетинговых усилий;

Персонал, особенно работа торгового персонала, уровень квалификации и заинтересованности, соответствие мотивационных программ целям и задачам организации, а также анализ контактов, новых потребителей, стоимости содержания торгового персонала;

Анализ системы сбыта компании, потребностей и запросов торговых партнеров, распределения объемов продаж по членам сети дистрибюьюции, типам посредников (опт, розница), аудит дистрибьюторов, выделение приоритетных дилеров и т.д;

Анализ продуктового портфеля. Оцениваются текущие и ожидаемые объемы продаж, доля рынка, прибыльность по каждому из продуктов или продуктовой группе, качество, имидж марки;

Анализируются приоритетные конкуренты, их доля рынка, возможные преимущества по издержкам, цене, имидж их товаров, их конкурентное поведение текущее и возможное, их основные слабости;

Наличие устойчивого конкурентного преимущества, например, ресурсной базы, недоступной ближайшим конкурентам или патентованных технологий;

Анализ ценовой политики, ценовая эластичность спроса, возможные максимально приемлемые цены для товаров компании, сравнение с ценами конкурентов, политика скидок и других программ стимулирования сбыта.

Перечисленные факторы не являются исчерпывающими. В зависимости от специфики бизнеса и рынка могут выявиться и другие факторы, требующие тщательного анализа. В тоже время не следует скрупулезно анализировать в любых ситуациях все вышеперечисленные параметры. На данном этапе важно не только объективно оценить параметры, но и выбрать среди их множества ограниченный ряд существенно важные для выживаемости, развития, роста и прибыльности бизнеса.

Из собственного опыта, дополняющего классическую интерпретацию SWOT-анализа

1. Первое и главное – ситуационный анализ это объективный взгляд стороннего человека. Для его проведения надо суметь полностью отказаться от собственных субъективных оценок.

Обязательными при этом являются оценка ситуации с предполагаемых точек зрения:

 

а) потенциальных и действительных покупателей, клиентов компании, так называемой целевой группы (здесь могут помочь и простейшие опросы собственных покупателей и покупателей конкурентов);

в) ближайших конкурентов;

с) лидера рынка, если лидером не является ваша компания.

Такой подход поможет выявить отрицательные моменты, на которые не осознавая, а иногда сознательно, в компании до этого внимание не обращалось.

2. Перед выбором параметров для анализа следует определить «ключевые компетенции» или «ключевые факторы успеха» компании на рынке, т.е. факторы, связанные с технологией, производством, маркетингом, финансами и т.д., от которых зависит в значительной степени успешность или провал бизнеса на выбранном рынке, реализация стратегий и достижение целей.

Ключевыми компетенциями можно назвать отличительные возможности компании, совокупность ее навыков процессов и технологий, которые являются в настоящий момент наиболее привлекательными для клиентов и которые обеспечивают наибольшее преимущество на конкурентном рынке.

Например, для оптового торговца товарами низшей ценовой категории в числе КФУ можно назвать конкурентоспособные цены, вернее соотношение цены/качества, предоставление отсрочки платежей, мотивацию и профессионализм торгового персонала и т.д.

Методология проведения ситуационного анализа, матрицы SWOT-анализа

Первый этап – выделение наиболее важных параметров анализа, описан в предыдущей главе. Определившись с параметрами, рекомендую вначале занести их по пунктам в форме описания.

Затем описанные параметры заносятся в таблицу, часто называемую матрицей SWOT-анализа. Систематизация параметров в матрицах дает возможность на этапах выбора и реализации стратегии вносить необходимые корректировки в оценку параметров и в стратегию.

 

https://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/potencial-predpriyatiya.html

https://www.bibliofond.ru/view.aspx? id=488309

https://studme.org/16280414/ekonomika/sreda_funktsionirovaniya_predpriyatiya

https://www.aup.ru/books/m170/1_3.htm

https://studopedia.net/2_1024_vnutrennyaya-sreda-organizatsii.html

https://marketing.by/novosti-rynka/metodika-provedeniya-swot-analiza-obraztsy-matrits-swot/

https://powerbranding.ru/biznes-analiz/swot/matrix/

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные формы завершения конфликтов | Введение. В наше время нет ни одной развитой страны, где бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.