Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья.




Введение в предмет, методология и структура курса.

 

История экономических учений лишь часть, хоть и важнейшая, истории экономической мысли.

История экономической мысли начинается с тех незапамятных времен, когда люди впервые задумались над целями своих действий, способами и средствами их достижения, а также отношениями, складывающимися между людьми в процессе и результате добывания и распространения благ, обмена производственными продуктами и услугами. Экономическая мысль - понятие чрезвычайно широкое. Это и представление, бытующее в массовом сознании и религиозные оценки и предписания, касающихся хоз-ных отношений, это и теоретические конструкции ученых и экономические программы политических партий. Многообразна также и сфера экономической мысли, поле приложения, размышлений и выводов, практических решений. Здесь и общие закономерности, и особенности экономики отдельных отраслей, и проблема размещения производства, и денежное обращение, и эффективность капиталовложений, и налоговая система, и история экономики, и хозяйственное законодательство...

Экономические учения представляют собой теоретические концепции, отражающие основные закономерности экономической жизни, описывающие отношения между ее субъектами, выявляющая движущие силы и значимые факторы создания, распределения и обмена благ.

Экономические учения моложе экономической мысли. История экономической мысли начинается с 16 века.

Предметом курса ИЭУ является процесс возникновения, развития и смены экономических идей и воззрений по мере происходящих изменений в экономике, науке, технике и соц.сфере.

Структура курса включает 3 этапа

1) Экономические учения эпохи до рыночной экономики.

2) Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики. Период становления капитализма.

3) Экономические учения эпохи регулируемой (социально-ориентированной) рыночной экономики.

 

Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья.

1. Экономическая мысль Др. Востока.

2. Экономическая мысль Др. Греции и Др. Рима.

3. Экономическая мысль Средневековой Европы.

С появлением первых гос-ых образований и зарождением различных форм участия гос-ва в хозяйственной жизни, т.е. со времен первых цивилизаций перед образованием возникло множество насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор и едва ли когда-нибудь будет утрачена. В их числе наиболее значимой была и будет проблема толкования идеальной модели социально экономического устройства общества на основе логически выверенной систематизацией логических и экономических идей и концепций экономической теории в результате всеобщего одобрения в качестве руководства при осуществлении хозяйственной политики.



1) Выразители экономической мысли древнего мира(крупные мыслители-философы и отдельные правители рабовладельческих об-в) стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладения и натуральное хозяйство, как главное условие открытого разумом и охраняемого гражданскими законами непреходящего “собственного” порядка.

2) Доказательство идеологов Др. Мира базировались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-рабовладельческих операций, т.е. против свободного функционирования денег и торгового капиталов.

Главной особенностью экономической мысли Древнего Востока (восточного рабства) заключается в масштабных хозяйственных функциях государства. Так создание ирригационных систем и контроль над ними требовал безусловного участия государственных органов в этой деятельности, в том числе в создании части правовых мер. Однако присутствовала чрезмерная государственная опека.

На примере Древнего Египта человечество располагает самыми ранними памятниками экономической мысли за всю историю самоорганизации в рамках государственных образований. Один из них датируется 22 ст.до н.э. и им является некое послание, к-е называется “Поучение гераклаопольского царя своему сыну”. В нем приводятся “правила” государственного управления руководства хозяйством, овладение к-ми для правителя также важно, так и всякая другая сфера искусства.

Другой памятник дотирован нач 18 века до н.э. и называется: “Речения Ипусера”. Главной идеей этого речения - недопущение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащение просталюдинов и начала в стране гражданской войны.



Вавилония - это древневосточное государство, расположенное в междуречье Тигра и Ефрата, оставило потомкам творение своего царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.), часто именуемое Кодексом законов, к-рый действовал в этой стране в 18 веке до н.э. В соответствии с ним во избежание разрушения натурально-хозяйственных отношений и угрозу суверенитету страны из-за ослабления государственных структур и армии от сократившихся поступлений налогов в казну вводились чрезвычайно жесткие правовые нормы. Некоторые примеры законодательных установок в кодексе Хаммурапи:

1. Посягнувший на чужую частную собственность в том числе на раба, карается обращением в рабство либо смертной казнью.

2. За несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане более не лишаются своей земли.

3. Срок долгового рабства (жены, сына, дочери, отца) не должен превышать 3-х лет, а сам долг отменяется по отбыванию срока наказания.

4. Предел денежной ссуды не может превышать 20%, натуральный - 33% от ее первоначальной суммы.

Своеобразие Древне Китайской экономической мысли ассоциируется с именем мыслителя Конфуция (531 - 479 гг. до н.э.). Его сборником был “Лунь-юй” (беседы и суждения), а также с идеями популярного в 4-3 веках до н.э. коллективного трактата “Гуань-цзы”. Сборник регламентируемых патриархальных отношений и защиты государства, экономического благополучия родовой знати, Конфуций настаивал на мысли, что только образованный правитель является “отцом народа” и гарантом правильного действия способен реально повлиять на равномерное распределение создавшегося объема богатств.

Авторы коллективного трактата “Гуань-цзы” в качестве главной выдвигали задачу сделать государство богатым, а народ довольным, посредством равномерного распределения богатства без обогащения торговцев и растовщиков. А также, как и Конфуций ратовали за незыблемость сословного деления общества.

Наиболее известным свидетельством экономической мысли Древне Индийской экономической мысли на протяжении 4-3 вв до н.э. является трактат “Артхашастра” к-рый расшифровывается: артха -исскуство, учение, шастра - доход. Его автором явился некий Каутилья.

В этом трактате автор возвестил своему народу положение о происхождении богатства и необходимости регулирования процессов торговой прибыли между купцами и государством. Согласно трактату, накопление богатства естественным образом предполагает деление общества на рабов и свободных граждан “ариев”, для которых не должно быть рабство и каждый, кто не возвращает причитающиеся за пользование землей долги обязан за это (возместить) разделить участь низшего сословия на определение время или навсегда.

Рабство, которое имело место в Древней Греции и Древнем Риме в 1 тыс.до н.э. называется классическим или античным. Выдающимся представителем экономической мысли античного рабства в период 5-4 вв. до н.э. явились Ксенафонд, Платон, Аристотель.

Ксенофонд (430 - 354 гг. до н.э.) экономическое воззрение Ксенофонда нашли отражения в трактате “Домострой”, в котором приводятся следующие положения:

1. Разделение труда на умственный и физический, а людей на свободных и рабов имеет естественное, т.е. природное происхождение.

2. Природному предназначению отвечает преимущественно разделение земледелья.

3. Производительно может выполняться “наиболее простая работа”.

4. Степень разделения труда обусловлена размерами разделения рынка сбыта.

5. Всякому товару присущи полезные свойства и способность обмениваться друг на друга.

6. Деньги изобретены людьми, чтобы с их помощью осуществлялось товарное обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение.

Платон (428 - 348). Отобразил свои экономические взгляды в двух своих произведениях: “Государство” и “Законы”. В первом сочинении речь идет от особо важной роли. Которую совместно выполнять, а аристократическое сословие (философы) и сословие воинов в обеспечении общественных интересов. Эти сословия олицетворяют аппарат идеального государства. Не должны эти сословия обладать собственностью и обременять себя хозяйством, т.к. их материальное обеспечение должно стать общественным. Остальная часть общества отнесена Платоном к обладающему и распоряжающемуся собственностью третьего сословия, названного им “чернью” (землевладельцы, ремесленики, купцы) и к рабам, приравненным к собственности свободных граждан. Во втором произведении “Законы” Платон выдвигаетидеального гос-ва, развивая и конкретизируя свою аргументацию и части осуждения ростовщичества, обоснование ведущей роли хозяйства земледелия по сравнению с ремеслом торговлей.

Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) Проект идеального государства Аристотеля изложен в его трудах “Никомахова этика”, “Политика” и др. В них он подобно Ксенофонду и Платону на обусловленности деления общества на свободных граждан и рабов и их труда на умственный и физический исключительно “законами природы” и указывает на более высокую роль в хозяйстве земледелия, а не ремесла или торговли. Но свою приверженность принципам натурального хозяйства Аристотель особенно ярко продемонстрировал в выдвинутой им оригинальной концепции “Об экономике и хрематистике”. Эта концепция носит классификационный характер, о чем свидетельствует то, что все виды хозяйства и деятельности людей от земледелия и скотоводства до ремеслиничества. И торговли он соотносит с одной из двух сфер естественной (экономика) и неестественной (хрематистика). Первая из них представлена земледелием, ремеслом и мелкой торговлей и должна поддерживаться государством, т.к. ее звенья способствуют удовлетворению насущных жизненных потребностей человечества. Вторая (хрематистика) основывается на бесчестных крупных, торговых, посреднических и ростовщических предприятиях, проводимых для достижения беспредельной и корыстной цели, суть которой состоит в искусстве наживать состояние. Таким образом, по рассматриваемой концепции Аристотеля, все, что могло бы подорвать основы натурально-хозяйственных отношений. А это обусловлено разделением труда движения торгового и денежного капитала относительно к издержкам хрематистики. Ростовщичество у Аристотеля вызывает ненависть. Оно представляет собой предоставление денежных ссуд в рост при условии уплаты заемщиком высших %. Как правило эти ссуды используются в качестве покупательного или платежного средства, а не капитала. Аристотель рассматривая богатство, делит его на два вида: натуральное и денежное. Первое он считает - истинным. Богатство, как совокупность потребительных стоимостей имеет свои границы ибо потребление имеет свои границу. Денежное богатство таких границ не имеет. Он подразумевает искусство приобретать богатство на 2 направления. Цель первого удовлетворение потребностей. Цель второго - накопление денег. Науку, занимающуюся натуральным богатством он называет экономией (учение о домашнем хозяйстве), а денежным богатством - хрематистикой (хрема - владение, состояние, т.е. наука о владении собственности). К объекту хрематистики он относится предельно отрицательно.

Катон Старший(234 -144 гг. до н.э.) В основном своем сочинении “О земледелии” (160) он отразил опыт и методы рабовладельческого строяземледелия в условиях расширения деятельности лажефундий (крупное землевладельческое поместье). Катон рекомендовал в этих хозяйствах продавать излишки в своем хозяйстве и покупать только то , что нельзя производить, в собственном хозяйстве; держать рабов в строгости и насаждать рознь между ними, выступал против роскоши.

Варон (116 - 27 гг. до н.э.) В своем основном произведении “О Сельском хозяйстве” Варон обосновывает достоинства этой отрасли экономики и осуждал переселение римлян в городские стены, где они предпочитают “работать в театре и цирке”, а не на ниве и не в винограднике”. Варон рекомендовал развивать наряду с земледелением и животноводством поскольку по его словам “фундамент всякому состоянию - это скотина”. Такой вывод , диктовался тем, что цены на зерно в Италии были низкими, т.к. оно в больших количествах поступало из провинций, а доходность животноводства была гораздо выше. Он был сторонником самообеспеченности рабовладельческих имений, а развитию производства сельской продукции на рынке не предавал особого значения.

Колумелл (1 век до н.э.) Известен своим обширным трудом “О сельском хозяйстве” (сначала 4 книги. К концу жизни - 12 книг). Дан обзор состояния античного хозяйства и на основе обобщения с/х практике всего средиземноморья высказал новые положения об агрономии. Отмечая низкую пр-сть труда рабов, Колумелл поставил вопрос о передаче ведения хозяйства колонам (колонус -земледелец), колонад - система экономических отношений. Которая сложилась в Римской империи на основе мелкой земельной аренды. Понимая, что сразу отказаться от рабского труда невозможно, он пытался разработать принципы рациональной организации рабского хозяйства.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал