Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды грамматических категорий.






По количеству объединяемых ими членов (грамматических форм):

• двучленные (бинарные) — объединяют две грамматические формы, противопоставленные друг другу;

• трехчленные (тринарные) — объединяют три члена;

• многочленные грамматические категории — представляют собой систему из более чем трех членов, противопоставленных друг другу.

По характеру грамматических форм:

• словоизменительные (формообразующие) - представлены формами одного и того же слова;

• несловоизменительные грамматические категории — являются классифицирующими; они объединяют грамматические формы, представляющие собой не формы одного и того же слова, а самостоятельные лексические единицы, которые не изменяются, а распределяются по формам данной категории; члены несловоизменительной категории или могут быть связаны словообразовательными отношениями.

По отношению к внеязыковой действительности и. следовательно, функции:

• интерпретативные, или содержательные грамматические категории интерпретируют определенные явления и отношения во внеязыковой действител ьности;

• реляционные, или формальные грамматические категории служат только средством выражения синтаксических связей языковых единиц.

Грамматические категории подразделяются на следующие типы:

• морфологическая категория — закрытая система с ограниченным числом элементов, представляет собой не просто систему оппозиций элементарных грамматических значений, а систему противопоставлений граммем как двусторонних сущностей, обладающих каждая своим

означаемым и своим означающим (или стандартным набором означающих). Число элементов предопределяет число морфологических оппозиций и набор дифференциальных семантических признаков граммем (грамматическая категория падежа в русск. включает в себя 6 граммем, число оппозиций между ними достигает 16);

• синтаксические грамматические — категории, принадлежащие прежде всего синтаксическим единицам языка (категория предикативности или категория членов предложения), однако они могут быть выражены и единицами, относящимися к другим языковым уровням (словом

и его формой). Это деление характерно в основном для языков флективного типа, в языках агглютинативного типа границы между морфологическими и синтаксическими категориями стерты.

 

 

45. Классификация языков — определение места каждого языка среди языков мира; распределение языков мира по группам на основе определенных признаков в соответствии с принципами, лежащими в основе исследования.

Вопросы классификации многообразия языков мира, распределения их по определенным таксонимическим (от греч. taxis — расположение по порядку, nomos — закон) рубрикам стати активно разрабатываться в начале XIX в. Со второй половины XX в. возрос интерес к возможностям других классификаций языков мира, признание получили ареальная и функциональная классификации языков. Каждая классификация объясняет языковое сходство со своих общетеоретических позиций и соответственно подразделяет языки. Наиболее разработанными и признанными являются две классификации — генеалогическая и типологическая (или морфологическая).

Генеалогическая (генетическая) классификация:

• базируется на понятии языкового родства;

• цель — определить место того или иного языка в кругу родственных языков, установить его генетические связи;

• основной метод — сравнительно-исторический;

• основная классификационная категория — семья, ветвь, группа языков;

• степень устойчивости классификации — абсолютно устойчивая (так как каждый язык изначально принадлежит к той или иной семье, группе языков и не может изменить характер этой принадлежности).

Типологическая классификация (первоначапьно известная как морфологическая):

• базируется на понятии сходства (формального и/или семантического) и соответственно различия языков; основывается на особенностях структуры языков (на признаках морфологического строения слова, способах соединения морфем, роли флексий и аффиксов в образовании грамматических форм слова и в передаче грамматического значения слова);

• цель — сгруппировать языки в крупные классы на основе сходства их грамматической структуры (принципов ее организации), определить место того или иного языка с учетом формальной организации его языкового строя;

• основной метод — сравнительно-сопоставительный;

• основная классификационная категория - тип, класс языков;

• степень устойчивости классификации - относительна и исторически изменчива (так как каждый язык постоянно развивается, меняются его структура и сами теоретические осмысления этой структуры).

Географическая (ареальная) классификация (возможна и внутри одного

языка применительно к его диалектам):

• связана с местом распространения (первоначального или позднего) того или иного языка (или диалекта);

• цель — определить ареал языка (или диалекта) с учетом границ его языковых особенностей;

• основной метод - лингвогеографический;

• основная классификационная категория — ареат или зона;

• степень устойчивости классификации — обладает большей или меньшей устойчивостью в зависимости от признаков, положенных в ее основание.

Функциональная классификация исходит из сферы функционирования языка; базируется на изучении актов речи и типов языковой коммуникации и делит языки:

• на естественные, являющиеся средством общения (устные и письменные языки);

• искусственные, т. е. не воспроизводящие форм естественных языков;

• графические, применяющиеся в сфере науки и техники (языки программирования, информационные, логические и др.).

Культурно-историческая классификация рассматривает языки с точки зрения их отношения к истории культуры; учитывает историческую последовательность развития культуры; выделяет:

• бесписьменные;

• письменные;

• литературные языки народности и нации;

• межнационального общения.

По распространенности языка и количеству говорящих на нем людей различают:

• языки, которые распространены в узком кругу говорящих (племенные языки Африки, Полинезии; " одноаульные" языки Дагестана);

• языки, на которых говорят отдельные народности (дунганский — в Киргизии);

• языки, на которых говорит вся нация (чешский, болгарский языки);

• языки, которые используются несколькими нациями, так называемые межнациональные (французский — во Франции, Бельгии, Швейцарии; русский, обслуживающий народы России);

• языки, которые функционируют как международные (английский, французский, испанский, китайский, арабский, русский — который, кроме того, является и межнациональным языком).

По степени активности языка различают:

• живые — активно функционирующие языки;

• мертвые (латинский, галльский, готский) — сохранившиеся только в памятниках письменности, в названиях мест или в виде заимствований в других языках или же исчезнувшие бесследно; некоторые мертвые языки применяются и сегодня (латинский — язык католической церкви, медицины, научной терминологии).

 

44. Члены предложения — структурно-семантические компоненты предложения, выраженные словами или словосочетаниями со свойственными им синтаксическими категориями. Части речи и члены предложения отличаются друг от друга и взаимодействуют между собой, так как каждая знаменательная часть речи в высказывании выступает в роли того или иного члена предложения.

Критерии выделения членов предложения:

• логический (или смысловой);

• формальный (или грамматический);

• коммуникативная функция предложения, позволяющая определить в нем тему и рему сообщения. Члены предложения по их функции и по их отношению к грамматическому минимуму предложения делят:

• на главные члены — подлежащее и сказуемое (выполняют в предложении логические функции и выступают ядерными, грамматически опорными компонентами предложения);

• второстепенные члены — определение, дополнение и обстоятельство (выполняют в предложении структурно-семантические функции, расширяя, уточняя, детализируя содержание высказывания).

Между главными и второстепенными членами в предложении существуют отношения зависимости: второстепенные члены грамматически зависят от главных членов.

Функции главных членов предложения:

• являются центром структуры предложения, его ядром, так как именно они организуют минимальную основу предложения;

• определяют формально грамматическую организацию предложения, выражают его грамматические значения (модальность, время, лицо);

• выполняют логическую функцию.

Функции второстепенных членов предложения:

• семантическая функция, т. е. являются распространителями остальных его членов (главных и второстепенных) или всего предложения в целом, когда потребности общения заставляют уточнять, конкретизировать, " развертывать" компоненты предложения;

• информативно могут быть существеннее главных.

Подлежащее (калька с лат. subjectum 'субъект') — мавный грамматически независимый член предложения, обозначающий предмет и указывающий на " логический субъект" (в традиционной концепции) или — шире — на объект, к которому относится сказуемое. Подлежащее может быть выражено существительным в им. п., но в этой позиции может

употребляться любая субстантивированная форма, фразеологизм и даже целое предложение.

Сказуемое — главный грамматически полузависимый член предложения, зависящий только от подлежащего и указывающий на действие, состояние, свойство или качество в их отношении к субъекту или — шире—к объекту, выраженному подлежащим, т. е. сказуемое выражает предикативный признак подлежащего.

Признаки сказуемого:

• формально зависит от подлежащего;

• передавая модальность и время, образует предикативный центр предложения;

• обычно выражено глаголом, но его место могут занимать и различные обстоятельственные обороты.

Второстепенные члены предложения:

• определение — второстепенный грамматически зависимый член предложения, распространяющий и поясняющий любой член предложения с предметным значением и обозначающий признак, качество или свойство предмета. Оно связано с определяемым именем (или любой другой субстантивированной частью речи) атрибутивной связью по

способу согласования, реже — по способу управления или примыкания.

Определение обычно выражено прилагательным;

• дополнение — второстепенный грамматически зависимый член предложения, распространяющий и поясняющий любой член предложения со значением действия, предмета или признака и обозначающий объект в его отношении к действию, предмету или признаку. Дополнение обычно выражено существительным в косвенном падеже и присоединяется к другим словам с помощью управления. Виды дополнений:

• прямое (выраженное формой винительного падежа без предлога) коррелирует с подлежащим, поэтому его иногда относят к главным членам предложения;

• косвенное;

обстоятельство — второстепенный грамматически зависимый член предложения, распространяющий и поясняющий члены предложения со значением действия или признака или предложение в целом и обозначающий, где, когда, при каких обстоятельствах совершается действие, или указывающий на условие, причину, цель его осуществления, а также меру, степень и способ его прояааения. Обстоятельства выражены наречием, основной вид синтаксической связи — примыкание.

 

43. Предложение — центральная единица синтаксической системы, а по мнению многих современных лингвистов, вообще центральная единица языка, порождению которой в речи служат все прочие компоненты языковой системы в целом. В синтаксической системе предложение занимает основное положение, так как оно знаменует собой переход от сферы языка в сферу речи.

Функции предложения:

• формирование и выражение мысли;

• описание некоего положения дел как целостного ансамбля элементов ситуации.

Свойства предложения:

• обладает высоким прагматическим потенциалом (по сравнению со словосочетанием);

• привязка к коммуникативно-прагматическому контексту меньше, чем у текста, когда оно является лишь одной из составляющих текста, а не выступает автономно (будучи потенциальным минимумом текста) в роли речевого акта, т. е. минимального дискурса;

• способность быть возможным минимумом текста;

• является единицей текста, т. е. единицей, более близкой к тексту, нежели к словосочетанию;

• имеет коммуникативную предназначенность;

• интонационно оформлено;

• выступает и как речевая, и как языковая единица (как и словосочетание);

• само по себе не воспроизводимо как готовая, инвентарная единица;

• строится из слов (точнее — из словоформ), которые являются членами предложения;

• каждый раз строится заново в речи: в процессе реализации (актуализации) одной извходящих в синтаксическую систему языка инвариантных формально-содержательных схем (моделей); в процессе использования тех или иных (тоже инвариантных, принадлежащих языку) правил его преобразования из исходной формы в конечную.

Многоаспектный характер предложения проявляется в том, что оно:

• является коммуникативным знаком (комплексным знаковым образованием, способным служить передаче сообщения; выступает как минимальная коммуникативная единица, непосредственно соотносящаяся с минимальным коммуникативным действием — речевым актом);

• обладает ситуативной отнесенностью (т. е. соотносится с определенным классом сложных по строению ситуаций как своим комплексным денотатом в предметном ряду и соответственно с комплексным сигнификатом в мыслительном ряду);

• " привязка" предложения к конкретной ситуации осуществляется с помощью средств, относящих описываемую ситуацию к тому или иному модальному плану и временному плану;

• имеет структурный минимум, исходную структуру, которая может сводиться к единству подлежащего и сказуемого; единству подлежащего, сказуемого и дополнения; только сказуемому самому по себе (нулевая позиция подлежащего);

• распространяется и свертывается, соединяется с другими предложениями в более сложные комплексы в соответствии с конечным набором правил развертывания и трансформационных правил;

• при грамматическом описании предложения выявляется иерархия синтаксических значимых единиц: синтаксема — член предложения — предложение;

• содержательная структура предложения также многоаспектна.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.