Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Страшная это опасность – безделье за партой






ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Страшная это опасность – безделье за партой…

В. А. Сухомлинский

Все первоклассники очень похожи друг на друга. Спросите, чем? Желанием учиться! Вспомните, с какими горящими глазами от нетерпения глазами они приходят в сентябре в школу, как боятся пропустить хоть один учебный день, с каким обожанием смотрят на свою первую учительницу. Почему же буквально через несколько месяцев появляются дети, которым становится скучно и неинтересно в школе? Как одним педагогам удаётся сохранить познавательный интерес ребят на всю школьную жизнь и почему это не получается у других?

Дошкольное детство наполнено движением, игрой, которая является ведущим видом деятельности дошколят, свободой выбора (хочу – играю, хочу – не играю). Приобретая гордое и долгожданное звание «ученик», ребёнок часто теряет намного больше – свою непосредственность, возможность свободного творчества, занятие любимым делом. Но ведь, по сути, он совсем недалеко ушел от дошкольника – он так же любит играть, двигаться, задавать вопросы. В этой ситуации только от нас, педагогов, зависит, сможем ли мы вырастить пытливого, любознательного, стремящегося к самообразованию творца или взрастим ещё одного равнодушного исполнителя.

Деятельность – основа и решающее условие развития личности. Только то знание станет для ребёнка его собственностью, которое открыто им в активном поиске. Ведь больше всего информации – до 90% - запоминается после участия в реальном процессе и только около 20% - при пассивном слушании.

Активные формы и методы обучения для младших школьников – это, прежде всего, игры во всем их разнообразии. Именно в игре ребёнку предоставляется уникальная возможность быть самим собой, проявлять свои способности, реализовывать фантазии, быть свободным и естественным. Активность также невозможна без взаимодействия со сверстниками, без споров, дискуссий, решения проблемных вопросов и задач.

Наверное, порой, учителю удобно, когда в классе «мёртвая тишина», когда дети послушно и терпеливо выполняют любое предложенное им задание, даже не пытаясь поинтересоваться его целесообразностью. По насколько больше пользы принесёт урок, который вызовет у учащихся интерес не только зрительский, но и созидательный, связанный с их собственной поисковой, творческой и даже двигательной активностью.

Чем меньше будет «серых» и скучных уроков, тем больше ребята будут «жить» в классе, вынося из учебных занятий как интеллектуальный, так и жизненный багаж, тем больше творческих огоньков интереса сохранится в глазах наших детей. А это ли не мечта каждого педагога?

Сделать эту мечту реальностью поможет применение в учебном процессе таких форм и методов, которые заинтересуют, включат в активную работу самых пассивных ребят.

Метод обучения «отвечает» за организацию деятельности, а значит, именно от применяемого метода зависит, какого типа учебно-познавательная деятельность обеспечивается на уроке.

Форма обучения «отвечает» за отношения в процессе обучения и его организацию. Это структура отношений между педагогом и учащимися, а так же самими учениками, в том числе в учебном процессе.

Форма организации обучения дополняет метод, поскольку формируемая с помощью метода учебная деятельность совершается лишь при наличии отношений между участниками учебного процесса.

С помощью методов организации учебного процесса ребята легко познакомятся, научатся осуществлять рефлексивную деятельность, сотрудничать со сверстниками.

Методы организации дискуссии научат младших школьников искусству ведения учебного диалога, а методы учебного познания помогут сделать учебный процесс эффективным и увлекательным как для учащихся, так и для самого педагога.

В современной школе учителя всё активнее используют новые методики и методы проведения уроков. Я в течение двух лет работала с применением активных методов обучения и хочу отметить их несомненную пользу, как для учителя, так и для ученика. Предлагаю вам ознакомиться с положительными и отрицательными сторонами активных методов обучения.

Активные методы обучения

За

1.Ученик чувствует свою успешность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

2.Практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

3.Атмосфера взаимной поддержки позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

4.Интерактив практически исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим.

5.Учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

6.Активные методы развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивают воспитательную задачу, поскольку приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.

7.Интерактив снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий

Против

1.Даже интерактивные методы обучения не способны преодолеть нежелания ребёнка участвовать в процессе обучения.

2.Для некоторых детей активные методы предстают чем-то, что разрушает их привычное представление о процессе обучения, что соответственно создаёт некий внутренний дискомфорт

3.Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе.

4.Для некоторых детей работа в команде с использованием активных методов – только способ ничего не делать

5.Если учитель в должной мере не владеет методиками интерактива, то процесс обучения может превратиться в обычную анархию.

6.И, наконец, не нужно забывать о том, что увлечение активными методами может увести от главного на уроке – получение знаний по конкретному вопросу.

 

Вывод: Как показывает практика использования активных методов обучения, они способствуют не только активизации процесса познания, но учат детей конструктивному общению, поиску компромиссов, что немаловажно в современной жизни. Поэтому я говорю интерактиву – ДА!

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.