Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Живопись

Введение

Архитектура

Музыка и театр

Живопись


Введение.

 

Духовное творчество белорусского народа в XIV-XVIII веках выявилось в значительной степени в развитии фольклора: песенного, музыкального, хореографического. В устном народном творчестве отразились важнейшие исторические факты, народные представления, социальный опыт. Значительное место и устном творчестве занимали традиционные жанры обрядового песенного искусства: календарные, семейные, религиозные песни. Яркой образностью, поэтичностью выделяются баллады, сказки, пословицы, поговорки, где отражается природная смекалка простого народа, чувство юмора, оптимизм, где просматриваются социальные мотивы.

Социально-политическая и культурная эволюция белорусских земель и всего Великого княжества Литовского вызвала рост общественной потребности в развитии письменности, книжного дела. Это привело к формированию и укрупнению церковно-монастырских и частных библиотек, положило начало книгопечатанию, возникновению Многочисленных типографий. В культуре Беларуси все отчетливее начали проявляться ренессансные и реформационные тенденции, затронувшие все виды искусства. Это касалось и монументальной архитектуры, вступившей в контакт с архитектурой Западной Европы и впитавшей в себя готические черты. В этот период были созданы замечательные памятники зодчества: соборы, оборонительные сооружения, замковые и дворцовые ансамбли. Одним из самых значительных культовых сооружений XV пека стал Троицкий костел в деревне Ишкольдь Брестской области, напоминающий по стилю деревянные сакральные сооружения более раннего периода. Его отличительной чертой, указывающий на принадлежность к архитектурному сооружению белорусского ренессанса, является наличие круглых и арочных ниш, которые украшают фронтон и западную стену костела.

Изобразительное искусство XIV-XVIII веков богато жанрами. Это иконопись, фрески, книжная миниатюра, гравюра, орнамент, деревянная резная скульптура. В начале XVI столетия на территории Беларуси сложилась собственная иконописная школа, характерной чертой которой стал мягкий светлый колорит и развитая система орнаментации фонов в образах (икона «Параскева Пятница).

Иконописи XVII—XVIII веков присуща монументальность и совокупности с углублением психологических характеристик изображения икон, насыщенностью этнографическими элементами (икона «Успение», церковь деревни Пониква Каменецкого района Брестской области).

Ведущим жанром светского изобразительного искусства в XVII —XVIII веках была портретная живопись, которая украшала коллекции белорусской и литовской аристократии. Наиболее типичными были парадные портреты, по стилю схожие с подобными произведениями искусства Польши и Западной Европы и отличавшиеся реалистичностью изображения (портреты неизвестных художников того времени князя А.Г.Ходкевича, митрополита И. Солтопа, магната Юрия Радзивилла и другие).

В XVIII веке стал развиваться и такой вид искусства, как балет. В это время существовали крепостные балетные труппы в Гродненском балетном театре А. Тизенгауза, Несвижском и Слуцком театрах Радзивиллов, Слонимском театре М. Огинского, Шкловском театре Зорича. Для подготовки танцоров были открыты специальные балетные школы, преподавание в которых вели известные евроиен скис балетмейстеры. Такие школы действовали в Гродно, Несвиже, Слониме, Шклове, Слуцке.

Особое место в культуре белорусского этноса занимает изготовление поясов. Первая фабрика по производству поясов была основана в 60-е годы XVIII века в Слуцке М.К. Радзивиллом (отсюда и название «слуцкие пояса»). Первоначально на ней работали приглашенные из Турции и Персии мастера, однако в скором времени изготовлением поясов стали заниматься местные ткачи. Это совершенно изменило вид поясов, наполнило их традиционными белорусскими мотивами. Изготовленные на белорусских землях пояса отвечали самым высоким стандартам и смогли значительно потеснить на европейском рынке знаменитые пояса восточных мастеров.


 

Архитектура.

Несмотря на канонизированные формы церковной архитектуры, в XV—XVI столетиях на территории Беларуси стали сооружаться храмы оборонительного характера. К ним относится сохранившаяся до наших дней церковь в деревне Сынковичи Гродненской области. Ее основу составляем объем нефов с толстыми стенами и четырьмя гранеными башнями, расположенными по углам, что придает памятнику готический облик. Исключение составляет арочный поясок на апсидах, который можно отнести к особенностям архитектуры Киевской Руси. Еще одним образцом культово-оборонительного зодчества является церковь в деревне Мурованка Гродненской области. Особенно примечательно внутреннее оформление храма, которое отличается декоративностью: соединением светлых и темных тонов побелки и кирпича, арочных проемов и плоских арочных ниш, поясков карнизов. Звездчатые своды, система нервюр, отвесная форма крыши отражает черты готического стиля. Вместе с тем цветовые контрасты, пластика фронтона, горизонтальные тяги на фасадах и ярусах башен соответствуют стилистике ренессансной архитектуры, а пластические линии граней фронтона вообще близки мотивам барокко.

Ренессансные традиции в замковой архитектуре Беларуси наиболее полно представлены в замке Мир Гродненской области (XVI-XVII вв.). Он представляет собой дворец в стиле ренессанса, окруженный мощными, сложенными из кирпича, стенами (высота 13 м, толщина 3 м) и башнями (высота 25 м), оштукатуренными и облицованными тесаным камнем. Одна из таких башен в середине задней стены имеет въездные ворота. Подобные замки были возведены также в местечке Любча Гродненской области, местечке Смоляны Витебской области и т.д. Эти архитектурные комплексы свидетельствуют о том, что под воздействием идей ренессанса суровость готики и скупость крепостных и замковых форм сменилась на формы дворцовой, светской архитектуры, олицетворяющие оптимизм, эмоциональность, демократичность мировоззрения людей, живших в эпоху Возрождения.

В первой половине XVII века на территории Беларуси появляются костельные комплексы, включавшие в себя костел и монастырь. Примером такого архитектурного сооружения является комплекс в Гольшанах (Гродненская область), о котором писал в свое время Владимир Короткевич. Именно здесь в четвертый раз женился 73-летний польский король Ягайло (1422 г.) на 16-летней дочери князя Андрея Гольшанского.

В белорусской архитектуре XVII — XVIII веков появляются новые стили – барокко и классицизм. К лучшим на мятникам архитектуры этого периода принадлежат: бернардинский и иезуитский костелы в Гродно, ратуша и Богоявленский собор в Могилеве, костел в Пинске и др. Одним из первых памятником барокко на территории Беларуси стал костел Божьего тела в Несвиже (XVI в.), спроектированный известным итальянским архитектором Бернардони по образцу церкви Иль Джезу в Риме. Костел назывался фарным, ибо указывал и освещал путь к Богу, подобно маяку для мореплавателей на острове Фарос. Под костелом находится семейная гробница рода Радзивиллов. Здесь же, в Несвиже, Бернардони возвел и дворцово-замковый комплекс с парком и ирригационной системой. Замок был окружен валом (высота 20 м) и глубоким рвом с подъемными мостами. Сам дворец (резиденция магнатов Радзивиллов) представлял собой трехэтажное здание с восьмигранными угловыми башнями. Он состоял из 12 залов, украшенных резьбой, росписями, каминами, изразцами. В нем находилась знаменитая Несвижская галерея и богатая библиотека.

Постепенно в архитектуре на смену раннему барокко приходит позднее, которое в Беларуси и Литве приобрело национальные черты и отчетливо проявилось в так называемом «виленском барокко». Известнейшим представителем последнего стал европейский мастер Ян Криштоф Глаубиц – автор проектов костела Иоанна Крестителя в Сталовичах (1740-1746 гг.), кармелитского костела Успения Богородицы с монастырем в Глубоком Витебской области (1735 г.) и перестройки известной полоцкой Софии — в то время униатской церкви (1738—1750 гг.). Выдающимся памятником архитектуры барокко является также костел св. Андрея в Слониме Гродненской области, который выделяется динамизмом, живописностью, утонченностью объемов и форм. В этом же стиле построены Францисканский костел в Гольшанах, Крестовоздвиженская церковь в Жировичах Гродненской области, костел в Будславе Минской области, иезуитский коллегиум и Варваринская церковь в Пинске и другие.

В середине XVIII века позднее барокко стало дополняться чертами нового стиля — рококо. Это органическое сочетание двух стилей проявилось в творчестве архитектора М.Д. Пепельмана, творившего в Гродно. По его проекту был построен Новый замок (1737-1744 гг.), резиденция польского короля

В это же время были возведены пышные магнатские резиденции Сапегов в Ружанах, Огинских в Слониме, Тизенгаузов в Гродно. В стиле классицизма был построен дворец П. Румянцева в Гомеле (1785 г.), который органически сочетался с расположенным на берегу реки Сож парковым массивом. Подобные дворцы чаще всего строились на открытых местах, украшались садово-парковыми ансамблями, архитектурной лепкой, резьбой по дереву и камню, настенной росписью. Подобные усадьбы стали настоящими центрами культурной жизни Беларуси и Литвы. Белорусские магнаты окружали себя роскошью. Они выписывали из-за границы лучших архитекторов, художников, музыкантов.

После Брестской унии 1596 года многие православные церкви и монастыри были переданы униатам и католическим орденам, которые стали их перестраивать. Строительство православных храмов было прекращено. Тем не менее, несмотря на противодействие, в четырёх городах Великого княжества Литовского возникли православные монастыри, начало которым положили деревянные церкви. Древнейшая церковь во имя святых апостолов Петра и Павла в Минске построена в 1611 году на пожертвования православной шляхты. Храм стал соборным в Петропавловском православном монастыре. С 1795 по 1799 годы был кафедральным собором Минской епархии. Два раза реставрировался и перестраивался, в 1933 году закрыт. Вновь действует с 1997 года. Это единственный архитектурный памятник эпохи Ренессанса.

В 1597 году сёстры Феодора и Анна Воловичи на своём участке в Вильно построили деревянную православную церковь в честь Сошествия Святого Духа, вокруг которой сгруппировались члены православного виленского Свято-Троицкого братства, оставшиеся без храма, перешедшего к униатам. С 1609 года там образовался православный монастырь с пятиклассным училищем, типографией и богадельней. К 1611 году это был единственный виленский православный храм, не отданный униатам. Объясняется это тем, что Свято-Троицкое братство ещё в 1588 году получило от константинопольского патриарха права ставропигии и местным духовным властям не подчинялось. В 1634 году король Владислав IV разрешил построить на месте деревянной церкви каменную. В начала XVIII века церковь разорили шведы, затем её восстановили, но при большом пожаре 1749 года она сгорела дотла. Восстановлена архитектором И. Глаубицем. Это — единственная в Литве православная церковь в стиле виленского барокко, больше похожая на костёл: в основе плана лежит латинский крест, церковь имеет две башни, над скрещением главного и поперечного нефов ─ высокий купол.

В 1623 году подкоморием Богданом Статкевичем-Заверским был заложен Оршанский Богоявленский Кутеинский монастырь, ставший одним из центров православия на долгие годы. Комплекс монастыря составляли деревянный Богоявленский собор (1635), Свято-Духовская (1762) и Троицкая церкви в стиле барокко, колокольня и хозяйственные постройки. От первоначальных строений сохранилась часть каменной стены. В 1812 году монастырь был разрушен. В 1995 году отреставрирована Троицкая церковь, но её первоначальный облик утерян.

Близ Мстиславля на месте явления иконы Божией Матери была построена деревянная православная церковь. Поскольку явление произошло в день Сошествия Святого Духа, то и каменный монастырь, выросший здесь в 1641 году в урочище Тупичевщина стараниями местного помещика Константина Мацкевича, назвали Тупичевским Святодуховским. Он имел 4 церкви, колокольню, большое подсобное хозяйство и скоро стал одним из центров православия в Великом княжестве Литовском. В XVII веке на многие километры вокруг кроме него не было ни одного православного храма. В 1941 году монастырь сгорел. Остались лишь часть каменной стены толщиной в метр с башенками (конец XIX в.) и подземелья. На месте монастыря маслодельно-сыродельный завод. В 1665 году в окрестностях города дочерью мстиславского стольника Марианной Суходольской заложен женский Мазоловский монастырь, от которого после пожаров и перестроек остались две церкви конца XVIII века. В 1772 году он был передан униатам.

В XVII веке в архитектуре Великого княжества Литовского сформировался художественный стиль барокко. Башни утратили своё функциональное значение, сделавшись композиционными элементами. Основными приметами культовых зданий стали монументальность, соответствие горизонтальных и вертикальных членений, тектоническое единство объёмов. Таковы костёлы кармелитов в Засвири, бернардинок в Слониме, августинцев в Михалишках. В более массивных культовых зданиях бралась за образец трёхнефовая крестово-купольная базилика с двумя башенными фасадами. Таковы Успенский собор в Могилёве, Успенский собор в Жировичах. В XVII веке только в Гродно построены костёл и монастырь бригиток (1634—1642), монастырь францисканцев (1635), кафедральный костёл иезуитов (1678), позже — костёл и монастырь базилианок (1720—1751). Со второй половины XVII века из-за войн и эпидемий развитие городов в Великом княжестве Литовском приостановилось почти на столетие. Население уменьшилось, многие сёла были разграблены и сожжены. Тем не менее, возводились монастыри и костёлы. Так, в 1647 году окончательно достроен виленский костёл св. Игнатия в стиле барокко с монастырём иезуитов. В середине XVIII века после пожара здания перестроили. В 1648—1689 годах подканцлером Великого княжества Литовского Казимиром Сапегой возведён один из известных монастырей XVII века архитектуры зрелого барокко ― Берёзовский монастырь картезианцев. В 1648 году закончено строительство пинского униатского кафедрального костёла св. Станислава (1635—1648) — не сохранившегося памятника архитектуры середины XVII века. В 1657 году в его склепе был захоронен католический святой Андрей Боболя. Впоследствии монастырь перешёл к базилианам, затем к православным, в 1800 году освящён как Богоявленский. Построенное в середине XVII века, здание коллегиума соединяет в себе архитектуру ренессанса и барокко.

В XVII веке в Слониме построен костёл каноников латеранских, перестроенный в XIX веке, а затем и разрушенный. Во второй половине XVII века в Слониме построен костёл бернардинок. Примечателен он тем, что его фасад обращён во двор, а на улицу смотрит алтарная часть. Алтари костёла созданы по эскизам И. Глаубица.

В Ивье на Гродненщине около 1600 года на средства С. Кишки на месте старой деревянной церкви построены Петропавловский костёл и монастырь бернардинцев в стиле барокко. Он неоднократно разрушался и так же неоднократно восстанавливался и достраивался.

Построен Жодишковский Троицкий костёл кальвинистов ― памятник архитектуры ренессанса 1612 года[113]. В 1615 году в Большой Берестовице на средства Иеронима Ходкевича был построен новый костёл, который по своей архитектуре близок к храму Петра и Павла в Кракове и строился по проекту того же архитектора. Костёл был освящён в честь Пресвятой Девы Марии. Со временем при нём была открыта одна из первых на Гродненщине приходских школ, а затем и больница для бедных. Этот храм хорошо сохранился. В 1617—1787 гг. построен каменный Троицкий костёл в Ружанах с элементами классицизма, в 1620 году возведён костёл иезуитов в Замостье близ Слуцка, в Мстиславле в 1637 году построен костёл кармелитов, построены кирпичные Троицкий костёл и монастырь бернардинцев в стиле барокко в Друе на Витебщине (1643—1646).

 

В стиле раннего барокко в деревне Михалишки построен костёл Михаила Архангела (1653, архитектор К. Пенс), в деревне Вистичи на Брестчине — Троицкий костёл цистерцианцев (1678). На средства Е. Булгака, С. К. Радзивилла и Я.-А. Сангушко в 1683 году в Клецке построены костёл Благовещения Пресвятой Девы Марии и монастырь доминиканцев.

В старом городе Вильнюса сохранился костёл ордена августинцев Пресвятой Божией Матери Утешения (1670) — памятник позднего барокко, последнее по времени здание барочного типа в Вильнюсе. В XVIII веке возводились костёлы и монастыри униатов ― Софийский собор в Полоцке, Покровский монастырь в Толочине, Воскресенская церковь в Витебске, Богоявленская и Крестовоздвиженская церкви в Жировицах и др. Для костёлов этого времени в Великом княжестве Литовском характерны монументальные формы, сложившиеся под влиянием итальянского барокко. Это костёлы кармелитов в Мяделе (1739—1754) и Могилёве (1739—1752), бернардинцев в Будславе (1767—1783), иезуитов в Полоцке (1745).

Появились такие незаурядные строения, как костёл монастыря тринитариев в Кривичах на Мядельщине, костёл Матери Божией в Костеневичах близ Вилейки, костёл доминиканцев в Ракове на месте старого, построенного в 1686 году по фундации К. Сангушко. В Ивенце по проекту архитектора А. Чеховича в стиле виленского барокко построен костёл св. Михаила Архангела (1749). В 1869 году его передали православным, вследствие чего на башнях костёла появились луковичные купола. Когда в 1920 году Ивенец оказался под Польшей, купола убрали.

В середине XVII ― начале XVIII века, несмотря на ширящееся зрелое барокко, иногда внешнее оформление храмов всё же отличалось сдержанностью; костёлы, как ранее при готике, стали походить на маленькие крепости. Такой архитектурный стиль впоследствии получил название сарматского барокко. Это фарный костёл в Новогрудке начала XVIII века, костёл монастыря бенедиктинок в Минске (ныне православный кафедральный Святодуховский собор), костёл в Засвири (1714), костёл августинцев в Михалишках (вторая половина XVII в.). Понятие сарматизма вышло из теории, по которой некоторые славянские и балтские народы якобы произошли от древнего племени сарматов. По этой теории Сарматией считали Польшу, Великое княжество Литовское, Чехию. Средневековый историк А. Гваньини назвал свой труд «Описание Европейской Сарматии».


 

Музыка и театр.

 

Во второй половине XVII—XVIII в. существовали крепостные капеллы, которые выступали на семейных и больших публичных праздниках, и крепостные оркестры в Несвиже, Слониме, Гродно, Шклове, Могилеве, Ружанах, Деречине. Среди них выделялись оркестры смешанного состава, камерные струнные оркестры («домашняя музыка»), духовые («музыка шкловского корпуса»), роговые, ударных, народных инструментов («янычарская музыка», «литовская музыка»). Широкую известность получил крепостной оркестр в Несвиже. Местные магнаты пригласили туда первоклассных музыкантов: капельмейстера Дж. Альбертини, скрипача Дж. Константини, виолончелиста Я. Фляйшмана. «Северными Афинами» называли имение Залесье Махала Клеофаса Огинского — автора знаменитого полонеза «Прощание с Родиной», активного участника восстания 1794 г. Наиболее популярным музыкальным произведением у шляхты являлась опера с сюжетом из жизни крестьян или самой шляхты. Так, инициатором создания оперы «Агатка» на стихи Матея Радзивилла и музыку Яна Давида Голанда был известный Пане Коханку.

Центрами распространения профессиональной музыкальной культуры стали религиозные православные братства, где одним из основных предметов преподавания была музыка. Выпускники таких школ прекрасно владели нотной грамотой и навыками ИС ношения сложных многоголосых произведений. В это же время получили распространение гимны на светскую и религиозную тематику — канты, отражавшие многие стороны жизни белорусского народа. Они постепенно приобрели популярность и стали неотъемлемой частью многих обрядов и праздников. В музыкальной культуре XVIII столетия значительное место занимали оркестры и капеллы, существовавшие при крепостных театрах. Их выступлениями сопровождались театральные постановки, церковные службы, парады, балы. Музыканты таких оркестров чаще всего были крепостными, прошедшими специальную подготовку у зарубежных преподавателей.

В конце XVI — начале XVII века при братских школах, иезуитских коллегиумах, православных академиях начал зарождаться театр. Фактически это был полупрофессиональный школьный театр, где ставились драмы, написанные преподавателями этих учебных заведений. В перерывах между действиями разыгрывались так называемые интермедии — короткие сценки бытового сатирического характера, пародировавшие содержание драм. Их обычно ставили на белорусском языке и включали в них элементы поэтического, музыкального, танцевального фольклора белорусов. Часто интермедии оттесняли на второй план сами драмы и пользовались большим успехом у зрителей. В XVI—XVII веках продолжал существовать и пользоваться популярностью народный кукольный театр батлейка, без которой не обходилось ни одно народное гуляние и праздник.

Во второй половине XVIII столетия в среде магнатско-помещичьей верхушки Беларуси стал зарождаться интерес к европейскому театральному искусству. Это привело к созданию частновладельческих крепостных театров, наиболее известными из которых стали театры Радзивиллов в Несвиже и Слуцке, Шкловский театр Зорича, театры Сапегов в Ружанах, Дериче, Зельве. Они представляли собой балетно-оперно-драматические труппы, выступление которых сопровождали оркестры и капеллы. Большинство актеров и музыкантов таких театров были крепостными. Их готовили квалифицированные, приглашенные из-за рубежа, педагоги в специально созданных для этого школах. После смерти или разорения владельца театра бывшие актеры перекупались и часто блистали на профессиональных сценах Москвы и Петербурга. Так, к примеру, гродненская и слонимская труппы в конце XVIII века стали основой польского «Общества танцовщиков его королевского величества», а крепостные актеры графа С. Зорича были отобраны для работы на сцене санкт-петербургских императорских театров.

С середины XVIII в. любительские актерские труппы в частных владениях магнатов превращаются в профессиональные крепостные театры. Расцвет крепостного театра был обусловлен влиянием Просвещения. Театр являлся сильным средством воспитания и улучшения нравов общества. Развитию театрального искусства содействовали не только короли Речи Посполитой (Август II, Август III), но и магнаты. У последних общественно-политическая деятельность сочеталась с развлекательными формами быта. Во времена общего ухудшения жизни они стремились к вычурному украшению своего быта, что проявлялось в исполнении бессмысленных ритуалов, в интересе к моде в одежде — например, парики, обувь с красными каблуками. Все это соответствовапо рококо — стилю, который театрализовал быт. Например, у Иеронима Радзивилла отстрел зверей на охоте происходил в специальном бутафорском лесу. А Пане Коханку превратил в театр костельное богослужение: на мессе в Несвиже пели евреи, одетые в турецкие костюмы. Около Несвижа была построена «идеальная» деревня, которую он заселил обедневшей шляхтой. Ее жителей называли «альбанская банда». Сама жизнь обитателей этой деревни была театрализованной и бутафорской. Они ходили «вооруженные» турецкими мушкетами и восточными музыкальными инструментами. Таким образом, театр являлся частью быта.

Абсолютно уникальным явлением можно считать Несвижский театр Франтишки Уршули Радзивилл, жены магната Михала Казимира Радзивилла (Рыбоньки). Сначала дворцовые представления должны были «украшать» жизнь. Так, первая пьеса «Остроумная любовь» (1746) ставилась по случаю дня рождения Михала Казимира. Однако постепенно в театральную жизнь втянулись многие придворные Радзивиллов, шляхта, духовенство, богатые мещане.

Сюжеты произведений Франтишки Радзивилл не были оригинальными, но и не являлись прямым пересказом на польском языке западноевропейских произведений. Она наполняла свои пьесы местным колоритом, фольклором, фактами из жизни Несвижа. При театре действовали балетная, музыкальная и театральная школы.

Европейскую славу приобрел Слонимский театр, созданный Михалом Казимиром Огинским, необычайно разносторонней и одаренной личностью. Он был и оперным композитором (автор опер «Елисейские поля», «Силы мира», «Положение сословий»), и музыкантом-виртуозом, и поэтом. Театр был основан в 1771 г. В нем работали профессиональные актеры из Польши, Германии, Италии, действовали хор, балет, музыкальная школа. Здесь устраивались грандиозные представления. Сцена театра была настолько огромной, что актеры могли заезжать на нее на лошадях. Когда возникала необходимость, то на сцене мог появиться бассейн, размещенный под полом. Тогда можно было наблюдать настоящие морские бои.

Кроме Несвижа и Слонима крепостные театры действовали в Гродно (Тизенгауза), Ружанах (Сапег), Свислочи (Тышкевича). Актеров для них готовили из мещанских и крепостных мальчиков и девочек. Об уровне их профессионального образования свидетельствует тот факт, что крепостные артисты Тизенгауза из Гродно были приняты в Варшавский королевский театр.

На сценах магнатских театров Беларуси ставились в основном французские и итальянские оперы, балеты. Драматические постановки устраивали, как правило, профессиональные передвижные труппы. В числе драматических представлений следует вспомнить постановку в гродненском театре комедии П. Бомарше «Севильский цирюльник».

Таким образом, культура белорусских земель во второй половине XVIII в. достигла значительных успехов и развивалась в русле идей Просвещения.


Живопись.

 

Середина XV века – зарождение светской живописи, которая достигла своего расцвета в XVI–XVIII веках. Развивалась монументальная живопись. В XVII веке резчики из Беларуси украшали храмы и дворцы Московского государства. Конец XVI века – складывается самобытный стиль оформления книги, начало которому положил Франциск Скорина. XIV–XVI века – высокого искусства достигает производство керамики и художественного стекла, художественная обработка металла, ювелирное дело. XVII–XVIII века – широкую известность получают ткаческие мануфактуры.

XVIII–XIX века – в традициях романтизма и классицизма развивается живопись. XX век – в искусстве существуют разнообразные стили и направления. Одно из них – авангардизм, лидерами которого являются К. Малевич и М. Шагал.

К концу XVI века сформировалась самобытная белорусская школа иконописи. В результате многочисленных войн и социально-политических потрясений большая часть белорусских икон утрачена. Сохранилось лишь несколько образов XV–XVI веков: «Богоматерь Одигитрия», «Богоматерь Одигитрия Смоленская», «Богоматерь Одигитрия Иерусалимская», «Параскева» и «Христос Вседержитель». Белорусские иконы отличаются своеобразным переосмыслением византийской иконографической стилистики, древнерусских и балканских, ренессансных и барочных идей. Для них характерно отражение естественных человеческих настроений (плач, радость, печаль), житейских ситуаций (рождение ребенка, похороны), местных пейзажей, архитектуры, интерьера, одежды, типажей крестьян, дворян, князей. По белорусским иконам можно изучать этнографические приметы сельского и городского уклада жизни.

Светская живопись возникла в середине XV века и достигла своего расцвета в XVI–XVIII веках. Развивалась и монументальная живопись. Следует сказать, что в XVII веке резчиков из Беларуси приглашали украшать храмы и дворцы Московского государства. Знаменитые иконостасы в Новодевичьем и Донском монастырях Москвы изготовили мастера с белорусской «пропиской».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тренинг. | Google Earth.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.