Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья гражданN 5487-1 от 22.07.1993, редакция от 27.12.2009






Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении примерных программ подготовки водителей транспортных средств разливных категорий»N 635 от 18.06.2010

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом»N 73 от 08.08.1995

Приказ Министерства здравоохранения СССР «О профилактике дорожно-транспортных происшествий и совершенствовании системы оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях»N 3 от 04.01.1983, редакция от 11.06.2010

Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации «Об утверждении состава и рекомендаций по применению аптечки первой помощи (автомобильной)»N 325 от 20.08.1996, в редакции приказа Минздравсоцразвития России N 697н от 08.09.2009

Постановление Правительства Российской Федерации «О правилах дорожного движения»N 1090 от 23.03.1993, редакция 10.05.2010

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «О первой помощи»N 353н от 17.05.2010

перечнем мероприятий по оказанию первой помощи, утвержденным на федеральном уровне (приказ Минздравсоцразвития России «О первой помощи» России N 353н от 17.05.2010).

Данный перечень включает следующие мероприятия:

1. Оценка обстановки (с определением угрозы для собственной жизни, угрозы для пострадавших и окружающих, с оценкой количества пострадавших).

2. Вызов скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь по закону или специальному правилу.

3. Определение признаков жизни (с определением наличия сознания, дыхания, пульса на сонных артериях).

4. Извлечение пострадавшего из транспортного средства и его перемещение.

5. Восстановление и поддержание проходимости верхних дыхательных путей.

6. Проведение сердечно-легочной реанимации.

7. Остановка кровотечения и наложение повязок.

8. Проведение опроса больного на наличие признаков сердечного приступа.

9. Проведение осмотра больного/пострадавшего в результате несчастных случаев, травм, отравлений и других состояний и заболеваний, угрожающих их жизни и здоровью.

10. Герметизация раны при ранении грудной клетки.

11. Фиксация шейного отдела позвоночника.

12. Проведение иммобилизации (фиксации конечностей).

13. Местное охлаждение.

14. Термоизоляция при холодовой травме.

15. Придание оптимального положения.

Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений»N 1396 от 15.12.1999, редакция от 14.02.2009

В Российской Федерации за последние десятилетия сложилась система поэтапного оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП. Решены многие организационные вопросы взаимодействия различных ведомств по оказанию медицинской помощи на этапах эвакуации. Создана система подготовки различных категорий участников дорожного движения к оказанию первой медицинской помощи пострадавшим, в этой сфере уже накоплен определенный опыт. Экстренная психологическая помощь это система краткосрочных мероприятий, направленная на оказание помощи одному человеку, группе людей или большому числу пострадавших после кризисного или чрезвычайного события в целях регуляции актуального психологического, психофизиологического состояния и негативных эмоциональных переживаний, связанных с кризисным или чрезвычайным событием, при помощи профессиональных методов, которые соответствуют требованиям ситуации. Оказание экстренной психологической помощи имеет своей целью поддержание психического и психофизиологического самочувствия и работу с вновь возникшими (возникшими в результате кризисной ситуации) негативными эмоциональными переживаниями (например, страх, чувство вины, гнев, беспомощность и т.д.). Достижение этой цели определяет значительное снижение вероятности возникновения различных отсроченных последствий у пострадавших (психосоматические проблемы, ПТСР и др.)

Ежегодно в России в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) погибают около 30 тысяч человек и свыше 250 тысяч получают ранения.

Основными причинами смерти пострадавших в ДТП являются следующие факторы:

· травмы, не совместимые с жизнью, - 20%;

· задержка скорой помощи - 10%;

· бездействие или неправильные действия очевидцев ДТП - 70%.


Санитарные потери при ДТП чрезвычайно велики

Показатели летальности при ДТП имеют тенденцию к ежегодному росту. За 2010 г. по Российской Федерации число ДТП составило около 160 000, число пострадавших в них — более 180 000 человек, более 29 000 ДТП было со смертельным исходом. За период с января по июнь 2009 г., по данным МВД России, зарегистрировано 129127 ДТП, в которых погибли более 24000 человек, получили ранения 147950 человек. Средний возраст погибших: 25—34 года.

Согласно приведенным данным, в Российской Федерации число погибших за год при ДТП в 5-10 раз превышает аналогичные показатели в экономически развитых странах мира.
По данным статистики МЗ РФ (МКБ-10), за 2010 г. смертность от внешних причин (транспортных несчастных случаев) в нашей стране составила (на 100 000 человек) 25, 2, из них 39, 9 мужчин и 11, 9 женщин (для сравнения в Швеции этот показатель составил 7, 4 и 3, 3; в Германии — 16, 3 и 5, 5; в США — 21, 7 и 9, 9 соответственно).

В связи с изложенным возникает необходимость в первоочередном принятии прогрессивных и эффективных мер, направленных на предупреждение возникновения ДТП и снижение тяжести их последствий, и следовательно проблема обеспечения участников дорожного движения медицинской помощью ставится в ряд наиболее важных и актуальных.

Анализ летальности при сочетанных и множественных травмах показывает, что подавляющее большинство пострадавших погибают на догоспитальном этапе.

По данным Н.П.Пахомовой и соавт., (2005), полученным при изучении реальной организации оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП на автодорогах федерального значения, медицинская помощь пострадавшим оказывается в недостаточном объеме: восстановление сердечной деятельности осуществлялось только в 13, 1% случаев, восстановление дыхания — в 6, 1% случаев, мероприятия по борьбе с шоком — в 16, 3% случаев, иммобилизация _ в 36, 3% случаев.

Число погибших могло быть существенно меньше, если бы пострадавшим при ДТП была оказана квалифицированная доврачебная помощь. К сожалению, смерть значительного количества людей произошла не столько из-за тяжести повреждений, сколько из-за неверных действий тех, кто оказывал им доврачебную помощь, или из-за бездействия окружающих.

Для того чтобы не терять драгоценного времени, а часто ценой промедления становится человеческая жизнь, необходимо четко усвоить алгоритм действий в ситуациях, связанных с дорожными происшествиями, в которых имеются пострадавшие. Если Вам еще предстоит обучаться в автошколе, с полным вниманием отнеситесь к занятиям по оказанию медицинской помощи. В критической ситуации эти знания могут очень пригодиться.

Неоказание необходимой помощи влечет ответственность в соответствии с законом. Так, Уголовным кодексом РФ предусмотрено две статьи:

Статья 124. Неоказание помощи больному

Неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного, наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев.

То же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть больного либо причинение тяжкого вреда его здоровью, наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Обратите внимание, что Правила дорожного движения (п. 2.5) обязывают водителя при ДТП оказать доврачебную помощь пострадавшим. Именно об этих обязанностях, регламентированных Правилами дорожного движения, идет речь в статье 124.

 

Статья 125. Оставление в опасности

Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

 

Общая последовательность оказания первой медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях заключаются в следующем:

1. прекращение дальнейшего воздействия на пострадавшего повреждающего фактора;

2. поддержание жизненно важных функций организма пострадавшего;

3. передача пострадавшего бригаде скорой помощи или доставка его в лечебное учреждение.

 

Помощь, оказываемая пострадавшим в ДТП, подразделяется на три этапа:

Первый этап – оказание медицинской помощи на месте происшествия – включает в себя:

доврачебную помощь пострадавшим в ДТП, а также в необходимых случаях самопомощь и взаимопомощь. На этом же этапе квалифицированную медицинскую помощь оказывают сотрудники бригад скорой помощи и службы спасения, вызванные на место происшествия. Основное внимание уделено действиям по оказанию доврачебной помощи на этом этапе лицами, не имеющими специального медицинского образования;

Т.о. первый этап направлен на:

1) оказание первой доврачебной помощи;

2) квалифицированную медицинскую помощь, оказываемую специалистами службы скорой медицинской помощи.

Второй этап – оказание медицинской помощи в пути следования в соответствующее лечебное учреждение, закрепленное согласно указанию МЗ РФ за федеральными дорогами приказами руководителей органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации. Этот этап осуществляется также работниками службы скорой медицинской помощи.
Второй этап - при транспортировке пострадавших в лечебное учреждение. Данный этап обычно выполняется медицинскими или спасательными специальными бригадами. Однако в ряде случаев доставка пострадавших в лечебное учреждение может выполняться, например, водителями попутного транспорта. На данном этапе пострадавшим также оказывается необходимая помощь.

Третий этап – оказание медицинской помощи в лечебном учреждении.
Наиболее важным с точки зрения дальнейшего прогноза является первый этап оказания медицинской помощи.

На месте происшествия оказание первой медицинской помощи, включающей в себя оказание само- и взаимопомощи, должно осуществляться людьми, оказавшимися на месте происшествия (водителями автомашин, работниками ГИБДД, работниками дорожных служб и др.). Объем и характер такой помощи зависят от уровня подготовки людей, ее оказывающих. В настоящее время МЗ РФ разработана и согласована с Министерством образования РФ «Примерная программа и учебный план по оказанию первой помощи при дорожно-транспортных происшествиях для специальной подготовки водителей транспортных средств различных категорий», которая введена в программу обучения водителей.

Однако функционирование системы медицинского обеспечения пострадавших в ДТП на первом этапе нельзя признать удовлетворительным. Существуют нерешенные проблемы, особенно при оказании медицинской помощи в первый (так называемый золотой) час после получения травмы. К сожалению, не получили необходимого развития и система оказания квалифицированной медицинской помощи на месте происшествия, и система эвакуации пострадавших с места происшествия.


Основным тактическим принципом оказания медицинской помощи при дорожно-транспортной травме на месте происшествия должен быть принцип оказания медицинской помощи в полном объеме, обеспечивающем сохранение жизни пациента. Под эти принципом подразумевается проведение только тех мероприятий, без которых жизнь пострадавшего остается под угрозой. Бригады скорой помощи не должны нарушать преемственности лечения и подменять собой госпитальный этап. Особо надо отметить важность и сложность этапа транспортировки пострадавших, во время которой часто наступает усугубление состояния.


Прежде чем приступить к эвакуации пострадавшего с места происшествия:

- выполнить все необходимые предварительные мероприятия по подготовке к транспортировке (подготовка пострадавшего, подготовка машины, обеспечение возможности инъекций, санации полости рта, глотки, трахеи, проведение оксигенотерапии и др.);

- соблюдать все условия транспортировки, конкретно для каждого пострадавшего, тяжести его состояния с учетом ведущих патологических синдромов (проведение мониторинга жизненно важных функций организма, проведение инфузионной терапии, готовность к сердечно-легочной реанимации, иммобилизация, проведение ИВЛ и др.);

- определить комплекс лечебных мероприятий, которые необходимо выполнить в пути (инфузионная терапия, ИВЛ, применение необходимой лекарственной терапии для поддержания витальных функций и др.).

Тема 3.Правила и порядок осмотра пострадавшего. Оценка состоянияпострадавшего Правила и порядок осмотра пострадавшего Основные критерии оценки нарушения сознания, дыхания (частоты), кровообращения. Последовательность осмотра: голова, шея и шейный отдел позвоночника, грудь, живот, таз, конечности, грудной и поясничный отделы позвоночника.Отработка приемов определения пульса (частота) на лучевой и сонной артериях. П риказ Минздрвсоцразвития России «О первой помощи» России N 353н от 17.05.2010) регламентирует алгоритм осмотра пострадавшего и оценки состояния пострадавшего: 1. Оценка обстановки (с определением угрозы для собственной жизни, угрозы для пострадавших и окружающих, с оценкой количества пострадавших).

2. Вызов скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь по закону или специальному правилу.

3. Определение признаков жизни (с определением наличия сознания, дыхания, пульса на сонных артериях).

4. Извлечение пострадавшего из транспортного средства и его перемещение.

5. Восстановление и поддержание проходимости верхних дыхательных путей.

6. Проведение сердечно-легочной реанимации.

7. Остановка кровотечения и наложение повязок.

8. Проведение опроса больного на наличие признаков сердечного приступа.

9. Проведение осмотра больного/пострадавшего в результате несчастных случаев, травм, отравлений и других состояний и заболеваний, угрожающих их жизни и здоровью.

10. Герметизация раны при ранении грудной клетки.

11. Фиксация шейного отдела позвоночника.

12. Проведение иммобилизации (фиксации конечностей).

13. Местное охлаждение.

14. Термоизоляция при холодовой травме.

15. Придание оптимального положения.

Лечебно-тактические мероприятия при оказании медицинской помощи пострадавшим в ДТП в период «золотого часа» сводятся к следующим:

• первоначальное выявление прогностически наиболее опасных для жизни пострадавшего симптомов;
• определение патологических синдромов для оценки степени тяжести повреждения и решения вопроса о дальнейших действиях.

При таком подходе можно выделить 4 группы пострадавших в зависимости от развития нарушения жизненно важных функций организма.

1-я группа — тяжесть состояния и повреждения таковы, что витальные функции нарушены, клиническая смерть либо наступила, либо может наступить в ближайшие минуты;
2-я группа — нарушение жизненно важных функций организма, возможен летальный исход в течение 1 часа;

3-я группа — нарушение жизненно важных функций организма, возможен летальный исход в течение суток;

4-я группа — травма, в результате которой впоследствии могут развиться нарушения жизненно важных функций организма.

Таким образом, от ведущего синдрома, обусловливающего наибольшую вероятность летального исхода, зависит последовательность действий при условии выигрыша времени для проведения последующих лечебных мероприятий.

Такой подход является целесообразным и при оказании медицинской помощи на месте происшествия, и при транспортировке пострадавшего в лечебно-профилактическое учреждение. Очень удобной для такого подхода к выбору лечебно-тактических мероприятий является классификация ведущих повреждений по группам сочетанных травм, предложенная профессором В.А.Соколовым, которая включает в себя часто встречающиеся синдромы при тяжелых травмах, поэтому может быть использована при выборе лечебно-тактических приоритетов у пострадавших в ДТП. При осуществлении лечебных мероприятий на месте происшествия необходимо учитывать наличие как имеющихся нарушений жизненно важных функций организма, так и возникающих симптомов, которые могут привести к таким нарушениям; возникновение возможных ранних осложнений, составляющих главную опасность для жизни пострадавшего.

 

 

Тема 4. Транспортировка пострадавших.Правила и способы извлечения пострадавшего





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.