Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Со стороны жениха и невесты






· близкие родственники - jууқ тууган

· прадед по отцу - улу абаш;

· прадед по матери - улу тайбаш;

· прабабушка по отцу - улу энеш;

· прабабушка по матери - улу тайнеш;

· бабушка по матери - тайнеш;

· бабушка по отцу - энеш;

· дед по матери - тайбаш;

· дед по отцу - абаш

· родители – эне-аба

· мать - эне

· отец – аба, ада

· тетя (жена старшего брата отца) – абӧ нӧ ш

· жены братьев – абызын

· родная сестра – сийиным

· младший брат отца – ача ˡ

· старший брат отца, – ача², абағ ай

· родной старший брат – ача³

· племянник, племянница – jееп

· муж старшей сестры, муж тети – jесте

· младший брат – қ арындаш1

· младший племянник – қ арындаш2

· жена брата – келди

· младшая сестра – сийин;

· тетя – эйе1

· старшая сестра – эйе2;

· старшая племянница – эйе3.

· сестры – эйелу-сыйанду

· двоюродная сестра по материнской линии – пö лö ˡ;

· дети двух родных сестёр по матери – пö лö ².

· молодежь – jаш ӧ ск ӱ рим

· музыкант – қ омысчи

 

Включенность значимого для свадьбы результата в ПС «субъект - действие – результат».

· готовить - ас; еда, пища - аш курсак; тергом – ливерная колбаса; крови-кан – кровяная колбаса; бешбармак; пёрёктор, калачиктар (пироги и калачи, вскипяченные на раскаленном масле); қ атама (хворост); табақ курсагы (воздушное печенье, испеченное на блюдце)

· шитье – кӧ к

· союз – қ олбычи

· вечеринка – қ омыс

· сватья (кудагай), сват (куда) – сватать (қ удала), сватовство (қ удалаш) – согласие (jес)

· заплетать косу (ӧ р) – коса девичья (чӱ рмеси)

· праздник – пасым

· помолвка (сыру) – жених, невеста (қ олту)

· свадьба – той

· фамилия, род – тӧ л

· поколение – ӱ йе

 

Включенность значимого для свадьбы средства в ПС «субъект - действие – средство»

· плата за невесту – калым

· приданое – сеп, тö жö к- jастық

· постель, перина – тö жö к

· подушка - jастық

· деньги – ақ ча

· платок – плат

· нарядное платье невесты – чиймек

· подкладка в верхней части платья - jарынгат

· манишка из красного шелка или атласа, часть свадебного платья - – тӧ штӧ к

· кушак, который повязывается на свадебное платье невесты - кур

· украшение волос для девушки – пуш

· украшение волос замужней женщины – тана [Кацюба, 1991, с.36]

· стеганая безрукавка из красного ситца – купайка

· шуба из овчины - тон

· стеганая одежда – сырмал

· соболья женская шапка, которую дарили невесте – киштюрюк

· обувь невесты – чарык

· задняя часть барана на свадьбе у жениха давалась дядям невесты, а на свадьбе у невесты – дядям жениха – уча [Кацюба, 1993, с.34]

· грудинка барана предназначена родственникам жениха и невесты – теш [Там же]

· предплечье барана подавалось только зятю на свадьбе у невесты - шагайткы Там же]

· скот – мал, малдар

· баран – қ уча

· конь – ат

· ритуальные ветки березы – сом

· ритуальное покрывало, использовавшееся в ритуале, связанном с поклонением огню – кёжö гö

· жених, невеста (қ олту) – обмениваться (орнош) – кольцо (jӱ стӱ к)

· подарок невесте – кӧ рнӧ

· подарок молодоженам – тем

· наследство, имущество – ӱ л

· музыкант (қ омысчи) – песня (табыр) – плясать (секир)

 

Включенность субъектов предсвадебных, свадебных и послесвадебных событий в ПС «субъект по социальному положению»

· жених, муж; невеста, жена – қ олту

· женатый, замужняя – қ олтулу

· муж (старый) – ӧ бӧ гӧ н

· семейный – пала-парқ алу

· хозяйка, жена – ӱ йдеге

· жена, друг – эш

· хозяин дома – ээзи

 

 

Словарная статья обнаруживает особенности фрагмента языковой картины мира телеутов. Многие из слов вышли из употребления. Создаваемый словарь является электронным, он будет доступен телеутам, которые могут сделать исправления, дополнения. То есть словарь будет совершенствоваться.

Из анализа словарной статьи следует, что в свадебном обряде телеутского народа выделяются три периода: досвадебный, свадебный и послесвадебный.

К досвадебному периоду можно отнести следующие пропозиционально связанные между собой понятия, включающие именования субъектов, действий, различных объектов, значимых для ситуаций предсвадебного события: қ ыс – девушка; уул – парень; кайылдаш – дружба; айылда – ходить в гости; қ удала/ сӧ стӧ – сватать; қ удалаш – сватовство; куучын-эрмек – предложение; jес – согласие; алка – благословлять; сыру – помолвка; септен – приготавливать приданое; кӧ к – шитье; киже ал – жениться; кижи пер – выдавать замуж; ӧ р – заплетать косу.

Процесс досвадебного обряда зависел от того, как невеста выходила замуж: с согласия или без согласия родителей. В первом случае происходило сватовство (қ удалаш): сваты получали согласие на брак от родителей невесты, устанавливали размер калыма и назначались дни последующих обрядов.

Невеста выходила замуж и без согласия родителей, похищалась женихом. Похищение могло осуществляться с согласия девушки. Если такой договоренности не было, то ее обманными путями вызывали на улицу и умыкали. Раиса Дмитриевна Шадеева рассказывает: «Собирался женский дом, т.е. женщины собирались и решали, какую девушку украсть. По волосам определяли, какая девушка лучше. Если волосы росли ровно, без пробора, то у нее родятся мальчики, если есть пробор – то девочки».

Яраштык – мирение – проходило, если девушку украли, длилось два дня. Оговаривалось количество денег, скота, а также количество гостей, которые будут присутствовать на свадьбе

«Свадьбу проводили, когда собрали урожай, или в зимний период времени - по прошествии нескольких дней, недель, года и более после сговора. В пост свадьбы не играли. Свадьба празднуется три дня: первый день (паштама), второй день (пайтал бахы) и третий день (пелмен)», - уточняет Р. Д. Шадеева.

Свадьба начиналась в доме невесты, перед этим родственники жениха наряжали невесту в национальный свадебный наряд. После этого жених, невеста и родственники жениха ехали в дом к родителям невесты, чтобы пригласить всех на свадьбу.

Информанты отмечают, что в первую очередь на свадьбу приглашались близкие родственники (jууқ тууган), потом дальние родственники, друзья. На свадебную церемонию всегда приглашали музыкантов (қ омысчи). Не допускались к церемонии только разведенки. Раньше существовал обычай приглашать на свадьбу шамана. Но о его действиях во время свадьбы жители не помнят.

Кимеева и Тыдыкова отмечают, что в телеутской свадьбе существовал обряд - «поклонение духу огня [Кацюба,, 1993; Кимеева, Тадыкова, 2011, с.19-20]. О значимости сома в день свадьбы пишет Кацюба [Кацюба, 1993, с.47]. Данные факты не сохранились в памяти современных телеутов.

А вот о том, какие были угощения и как накрывались столы, Р. Д. Шадеева вспоминает подробно: «На свадьбе делали два стола: женский и мужской. На женском столе были бешбармак, пёрёктор и калачиктар (пироги и калачи, вскипяченные на раскаленном масле), қ атама (хворост), табақ курсагы (воздушное печенье, испеченное на блюдце). Непременным напитком на свадьбе был сок калины. Мужской стол был чисто мясным. Раньше на свадьбах мужчины собирались вокруг костра и ели сваренное мясо барана, который был зарезан накануне вечером родственниками со стороны жениха.

На третий день свадьбы молодожены и родственники жениха делали пельмени и угощали родственников невесты, что происходит и в настоящее время».

Невесте и жениху готовили подарки. Со стороны жениха - деньги, а со стороны невесты приготавливали в сундуке приданое: национальные платья, платки, посуду, постельное белье. Мать шила лоскутное одеяло и подушки. Подушек было три, две для жениха и невесты, а еще одну для будущего ребенка. К свадьбе родственники невесты готовили много национальных платьев (для женщин) и рубах (для мужчин), которые были предназначены для близких родственников (из рассказов информантов).

Платье невесте шили из красивых ярких тканей и украшали нагрудной манишкой (тошток) из красного сукна с отделкой под золото или серебро. До свадьбы девушка носила одну косу, после того как она становилась женой, ей заплетали две косы.

К послесвадебному периоду можно отнести следующие понятия: қ олбочы – союз; пала-парқ алу – семейный; ӱ йедеге – хозяйка, жена; эш – жена, друг; эрл ӱ – замужняя; ээзи – хозяин дома; кижилу, қ олтулу – женатый, замужняя; п ӧ л ӧ – дети; т ӧ р ӧ г ӧ н – родственник; т ӧ л – фамилия, род; ӱ йе – поколение; ӱ йеден- ӱ йеге – из поколения в поколение; ӱ л – наследство, имущество; пажы т ӱ шкен – вдовец; пажы кижи – вдова.

Системные связи в анализируемом фрейме представлены многозначными словами, проявляющими особенности ассоциативного мышления телеутов. В телеутском языке отмечается многозначность, не характерная для русского языка: қ айын эне – 1) свекровь; 2) теща; қ айын ада – 1) свекр; 2) тесть; қ олту - 1) жених; 2) невеста. Қ олтулу – женатый, замужняя. Братья, находящиеся в разных степенях родства, представлены лексемой ача – 1) младший брат отца; 2) старший брат отца; 3) родной старший брат. Лексема эйе обозначает как тетю, так и старшую сестру.

Жена обозначается различными пропозиционально связанными лексическими единицами. В сознании телеутов жена – хозяйка дома, что представлено в семантическом пространстве многозначного слова ӱ йедеге (хозяйка, жена); вместе с тем жена – это друг: эш – жена, друг. Жена после 60 лет называется эмеген. Молодую жену, как и молодого мужа, именуют қ олту. Различаются именования жен по родственным связям: абö нö ш – жена старшего брата отца; jең е – жена старшего брата, жена дяди по материнской линии; келин – 1) жена сына; 2) жена младшего брата.

Наличие многозначности – свидетельство употребительности данных слов в быту.

Фрейм «свадьба», как следует из представленного материала, являет собой этнообусловленную ситуативно-тематическую композицию, в которой представлены структуры знаний о телеутской свадьбе. Фреймы на уровне репрезентированных в них лексических единиц, содержащих в своей семантике различные функционально значимые смыслы, взаимодействуют друг с другом. Фрейм «свадьба» на основе фамильных признаков реализованных в нем лексем связан с фреймами: «родственные отношения» [Араева, Тарасова, 2013], «одежда», «пища» [Проскурина, 2014], «жилище» [Фаломкина, 2014], «украшение», «домашние животные»; «растения». Выступая в определенной синтаксической функции, члены разных фреймов входят в отношения пересечения, обусловливая многозначность слов. Категория многозначности являет собой ассоциативно связанные понятия, включенные в различные фреймы на уровне слова, обусловливая дополнительную закрепленность фреймов в долговременной памяти человека. Таким образом, наличие в языке структурно-системных связей в пределах фреймов – свидетельство того, что эти фреймы активно используются в речи, проявляя особенности мировидения использующих их людей.

В современной свадьбе переплетены телеутские и западные традиции. Тем не менее, у представителей старшего поколения сохранились воспоминания об исконной телеутской свадьбе, чему способствует интерес со стороны исследователей, изучающих язык, быт и традиции телеутов. Жители сел собираются на эти беседы и вспоминают события прежних лет, дополняя друг друга. Однако некоторые свадебные традиции, особенно связанные с шаманизмом, старшее поколение телеутов уже не помнит. Они сохранились в трудах Д. В. Кацюбы и Т. И. Кимеевой, Л. И. Тыдыковой. Экспедиции, на материале которых описана телеутская свадьба в их книгах, проходили в 60-х – 90-х годах ХХ столетия. Со времен первых экспедиций прошло почти 50 лет. Ушли из жизни люди, с которыми велись беседы. В 30-х годах ХХ в. в Беково еще был шаман. Смена шаманизма на православную веру привела к забвению обрядов, характерных для периода шаманизма, в том числе и свадебных, в которых шаман принимал участие. Выход из употребления одного из фреймов приводит к обеднению других фреймов. Но при этом идет их пополнение за счет появления новых традиций, обусловленных бытованием малочисленного народа в доминирующей языковой среде. В настоящее время молодое поколение телеутов обучается в высших учебных заведениях. Внимание к самобытной культуре телеутов со стороны ученых, экспедиции в места их проживания, создание новых типов словарей, постановка в 2015 г. театром-студией «»Встреча» КемГУ совместно с Драматическим театром спектакля в стиле «вербатим» по воспоминаниям телеутов – все это способствует повышению самосознания коренного народа Кузбасса, стремлению сохранить традиции предков.

 

 

Также мы рассматриваем телеутскую свадьбу в сравнении с русской, чтобы найти общие и отличительные особенности.

Еще каких-то несколько сот лет назад свадьба являлась комплексом обрядов, которые совершались в строгой последовательности по определенному традицией сценарию. Важнейшими обрядами свадьбы на Руси считались сватовство, сговор, девичник, венчание, брачная ночь, свадебный пир. Каждый из них имел определённое смысловое значение. Сватовство, к примеру, выражалось в переговорах двух семей о возможности заключения брака между молодым человеком и девушкой. Прощание невесты с девичеством являлось обязательной стадией, характеризующей переход молодой девушки в категорию замужних женщин. Венчание выступало в качестве религиозного и юридического оформления брака, а брачная ночь – в виде его физического скрепления. Ну а свадебный пир выражал общественное одобрение брака.

Выполнение каждого из этих обрядов в определённой последовательности считалось правильной дорогой на пути создания семьи. Если последовательность обрядов нарушалась, либо какой-либо из них не выполнялся, брак считался несостоятельным (то есть событие было не до конца завершено).

Свадебный ритуал охватывал различные обрядовые действия, которые не являлись обязательными к исполнению. К примеру, смотрины можно было не проводить, если будущие жених и невеста проживали в одном населенном пункте (деревне). Если же парень, который посватался, жил в другой деревне и о его семье ничего не было известно, смотрины осуществлялись, согласно всем установленным правилам. Если родители будущих жениха и невесты прекрасно знали друг друга, да и сомнений относительно брака их детей не возникало, то сватовство и сговор проводили одновременно.

В свадебном обряде участвовали определенные действующие лица – свадебные чины, чье поведение подчинялось правилам, установленными традицией. Невеста и жених являлись главными персонажами, вокруг которых происходило свадебное действо, причем они играли пассивную роль. Инициативными участниками свадьбы были родители молодых, крестные, а также самые близкие родственники. Еще одними действующими лицами на русской свадьбе были друзья жениха и невесты или бояре, сваты, тысяцкий, дружка, помощники дружки (поддружья), каравайницы (молодые замужние женщины, счастливые в браке, имеющие хороших, здоровых детей) и т. д.

Важнейшая роль отводилась дружке или главному распорядителю свадьбы со стороны жениха. В его обязанности входило осуществление контроля за соответствием проводимой свадьбы русским традициям, развлечение присутствующих с помощью шуток и приговоров, а также защита участников свадьбы от нечистой силы. Каждый отдельно взятый свадебный чин имел в своем распоряжении специальный костюм или элемент одежды, украшение. К примеру, невесте в течение ритуала приходилось несколько раз менять одежду, демонстрируя тем самым изменение своего статуса. На «плакальном» этапе невесте полагалась быть в траурном наряде с закрытым платком лицом, в процессе венчания и брачного пира она носила нарядные одежды, полагалось быть нарядно одетой, а наутро после брачной ночи молодуха надевала самый нарядный и яркий костюм и женский головной убор. Жених обычно надевал вышитый квадратный платок (ширинку), который крепился к шапке, букетик цветов, закрепленный за шляпную ленту и наброшенное на плечи или подвязанное вместо пояса полотенце. Сваты отличались скрепленным через плечо вышитым полотенцем или красными перчатками на руках. Атрибутом дружки был кнут. Свадебные обряды, как своеобразное театрализованное действие, включали в себя специальные песни, приговоры, игры, присказки, плачи, заговоры, танцы.

Ядром русского свадебного ритуала являлось сложное переосмысление мифических представлений древности и христианских идей. К примеру, составной его частью стали действия, которые отражали далекие представления людей об умирании души девушки при переходе ее в категорию замужних дам и обретении ею после брачной ночи души молодухи. Часто магические действия, проводившиеся во время свадьбы (оберегающие, продуцирующие), имели языческий характер. Желание защитить и уберечь молодых от сглаза и порчи, а также любого негативного воздействия потусторонней силы, вынуждало закрывать лицо невесты платком или полотенцем, вкалывать в одежду молодых иголки, произносить заговоры, размахивать кнутом, палить вдогонку свадебному поезду, выбирать окружной путь к церкви. Чтобы молодые не испытывали нужды в семейной жизни и имели много детей их обсыпали зерном и хмелем, угощали курицей, садили на шубу, вывернутую мехом наружу. Все эти ритуальные действия сопровождались молитвами к Иисусу Христу, Богоматери, св. Николаю Угоднику. Вообще на Руси придавали большое значение благословению родителей, просили о защите христианских святых, которых упоминали в старинных причитаниях.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.