Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность, структура и типология социального взаимодействия






В современном научном знании категория «взаимодействие» является одной из фундаментальных и применяется не только в гуманитарных (философия, психология, педагогика, социология), но и естественнонаучных отраслях (физика, биология и др.). В наиболее широком виде взаимодействие трактуется как «…вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи» [27, с. 170].

Проблема взаимодействия – одна из центральных в психологической науке. Социальная психология рассматривает социальное взаимодействие как состоящее из двух уровней – межгруппового и межличностного взаимодействия [2, с. 73].

Межгрупповое взаимодействие становится объектом изучения зарубежных ученых с конца 1920-х гг. (З. Фрейд, Д. Доллард, Дж. Кэмпбелл и др.). В российской науке теория межгруппового взаимодействия разрабатывается во второй половине ХХ в. (В.С. Агеев, В.П. Поздняков, И.Р. Сушков и др.). Подробно исследованы такие явления межгруппового взаимодействия, как социальные и этнические стереотипы, межкультурные и межэтнические контакты, приверженность группе [4, с. 6].

Межличностное взаимодействие и особенно такая его форма, как общение, также относится к наиболее интенсивно разрабатываемым в психологии проблемам. Сформировался круг исследований и понятийное «поле», в рамках которых данное социально-психологическое явление может быть описано достаточно полно.

Генезис взаимодействия. Большинство специалистов сходятся во мнении, что взаимодействие побуждается индивидуальными, групповыми и общественными потребностями жизнедеятельности. При этом уточняется (Ю.Л. Ханин и др.), что взаимодействие возникает, развертывается и изменяется под влиянием деятельности, которая к тому же обусловливает и действие других факторов – социально-психологических и личностных [6, с. 18].

На сегодняшний день выделяется пять основных функций взаимодействия: прагматическая (организация совместной деятельности), формирующая (формирование и изменение психологического облика участвующих сторон), познавательная (познание людьми друг друга), подтверждающая (утверждение человека в социальной общности), организации и поддержания межличностных отношений (А.А. Бодалев, И.Н. Колобова, А.А. Леонтьев и др.) [23, с. 12].

Сущность взаимодействия определяется на основе соотнесения его с категориями «общение» и «деятельность».

Взаимодействие и общение. По отношению к толкованию соотношения категорий «взаимодействие» и «общение» в психологии существует несколько подходов. Первый указывает на тождество данных понятий. Так, А.А. Леонтьев рассматривает общение как взаимодействие с другими людьми, как внутренний механизм жизни коллектива. Без общения взаимодействие невозможно [23, с. 13].

Второйподход рассматривает взаимодействие как более широкое и комплексное явление, стороной (формой) которого является общение (Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, Ю.Л. Ханин и др.). Взаимодействие людей осуществляется посредством различных контактов – формы взаимодействия, которая характеризуется непосредственностью и пространственно-временной близостью людей. Различают зрительное взаимодействие (например, движение людей по улице), зрительно-кинестетическое (более тесное движение в метро) и манипулятивное взаимодействие (например, совместная работа на конвейере, управление самолетом и т. п.). При общении, как замечает Н.Н. Обозов, обязателен взаимный обмен мыслями и чувствами с образованием общего фонда этих мыслей и чувств. Ю.Л. Ханин справедливо рассматривал общение как коммуникативное поведение членов группы и коллективов [28, с. 110].

Третийподход представлен в работах Г.М. Андреевой. Общение рассматривается в широком смысле слова как реальность межличностных и общественных отношений, а взаимодействие (интеракция) – это сторона общения. Интеракция заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями [2, с. 82].

Взаимодействие и деятельность. В понимании отношения категорий «взаимодействие» и «деятельность» также нет однозначного мнения. Сложилось два подхода, в которых:

- деятельность рассматривается как форма взаимодействия (А.Л. Журавлев, Б.Ф. Ломов);

- взаимодействие трактуется как сторона совместной деятельности (А.А. Леонтьев, Н.Н. Обозов и др.).

По мнению А.А. Леонтьева и Н.Н. Обозова, в совместной деятельности можно выделить две взаимосвязанных стороны – предметную деятельность и взаимодействие, в том числе и общение. А.А. Леонтьев отмечает: «Взаимодействие – это коллективная деятельность, которая рассматривается нами не со стороны содержания или продукта, а в плане ее социальной организации» [23, с. 29].

В.Н. Мясищев рассматривает взаимодействие как процесс воздействия сторон друг на друга, обусловленный их индивидуальными и (или) групповыми целями. Социальное взаимодействие протекает в двух формах: общении и совместной деятельности. Их разделение в определенной степени условно, так как совместная деятельность не может быть реализована без элементов общения. В свою очередь, общение часто выступает как компонент или средство совместной деятельности. Социальное взаимодействие на микроуровне реализуется как межличностное взаимодействие [26, с. 301].

Структура взаимодействия. Круг элементов взаимодействия определяется учеными по-разному. Б.Ф. Парыгин отмечает в структуре взаимодействия составляющие, характеризующие взаимодействие как процесс. Автор выделяет: совокупную, кооперативную деятельность; информационные связи; взаимовлияние, взаимоотношение и взаимопонимание [32, с. 250]. Эту точку зрения поддерживают Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский, Н.Н. Обозов и др.

Н.Н. Обозов и Я.Л. Коломенский (считающие взаимодействие более широким понятием, чем общение) включают в него взаимные действия, взаимопонимание, взаимоотношение и взаимовлияние. Как справедливо отмечают авторы, межличностное взаимодействие протекает в единстве когнитивных (осознание субъекта), аффективных (отношение к субъекту) и поведенческих (действия по отношению к субъекту) процессов [15, с. 43].

Среди точек зрения зарубежных психологов можно отметить концепцию М. Аргайла (М. Argyle), который выделяет во взаимодействии вербальную и невербальную коммуникацию, контакт глазами, восприятие других, диадные отношения и социальные навыки [46, р. 10].

Наиболее известны трехкомпонентные схемы взаимодействия: практическое, аффективное и гностическое (А.А. Бодалев); регулятивное, аффективное и информационное (Б.Ф. Ломов); информационное, организационное и перцептивное (В.Г. Крысько, И.Д. Куликов) [19, с. 302]. А.И. Шипилов выделяет такие структурные компоненты взаимодействия, как: поведенческий (практический или организационный), информационный (коммуникативный), аффективный (отношение к другому) и гностический (перцептивный) [43, с. 22].

Типология взаимодействия. В психологии, как и в других общественных науках, изучающих социальное взаимодействие (социология, политология и др.), традиционно различают два основных типа взаимодействия. Это известная дихотомическая схема «кооперация – конкуренция», обоснованная еще в начале XX в. социологом Г. Зиммелем, а в социальной психологи – М. Дойчем. Иногда эту дихотомию обозначают сходными терминами: как согласие и конфликт, приспособление и оппозиция, ассоциация и диссоциация. Есть и работы, где такая типология уточняется. Так, Т. Иолов и Д. Градев различают следующие типы взаимодействия: сотрудничество, дистанция, комфорт [2, с. 106].

Кооперативное взаимодействие предусматривает координацию единых сил участников (упорядочение, комбинирование, суммирование этих сил). Большая часть социально-психологических исследований межличностного взаимодействия посвящена изучению именно этого типа взаимодействия. Такие феномены, как сработанность, взаимопонимание, сплоченность, совместная деятельность, развитие взаимоотношений – наиболее полно проявляются при кооперативном взаимодействии.

Конкурентный тип взаимодействия наиболее часто исследуется как соревнование (игровое соперничество) и конфликт. Конфликт активно изучается в отечественной психологии в последние полвека (А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, Л.А. Петровская, Б.И. Хасан и др.).

Н.В. Гришина, анализируя модели конфликта, выделила три типа взаимодействия: сотрудничество, кооперацию и конкуренцию. Основанием для предложенной типологии являются различия в параметре «цели – средства». При сотрудничестве его участники хотят не только решить проблему, но договориться, прийти к взаимопониманию; при кооперации – просто решить проблему; при конкуренции – «победить» [8, с. 19].

Типы взаимодействия в конкретных ситуациях реализуются в определенном стиле поведения. Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический [2, с. 104].

А.Г. Ковалев выделяет такие стили воздействия, как императивный, манипулятивный и диалоговый. Императивный стиль рассматривается как достижение контроля над поведением и внутренними побуждениями, вынуждение к определенным действиям или решениям. В качестве средств используются приказ, указание, предписание и требование. Несмотря на очевидную полярность данного стиля по отношению к диалоговому, он, по мнению А.Г. Ковалева, может быть реализован в условиях, «…где человек в силу... обстоятельств обладает ограниченными возможностями для осуществления самостоятельного выбора поступков и решений» [14, с. 43]. Это экстремальные ситуации, условия дефицита времени при регламентации служебных отношений и т. п.

Одной из форм социального взаимодействия выступает аттракция.

Аттракция – это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего и продукт этого процесса, то есть некоторое качество отношения [3, с. 78]. Слово «аттракция» (attraction) обозначает буквально – притяжение, влечение. В психологии это понятие закрепилось в качестве термина родового для широкого круга феноменов эмоциональных отношений – от симпатии, возникающей на самом первом этапе знакомства, до любовных переживаний [4, с. 27].

В настоящее время существуют достаточно разнообразные подходы к объяснению данного феномена в межличностном взаимодействии.

Одни из них описывали преимущественно ее интраиндивидуальные, внутренние предпосылки, другие – механизмы общения, третьи – стадии его развития, четвертые – конечные результаты.

В поведенческой модели аттракции, характерной для необихевиоризма (Д. Хоманс, Д. Тибо и Г. Келли), считается важнейшим условием всякого парного взаимодействия обмен вознаграждениями (положительное подкрепление) и издержками (отрицательное подкрепление). Чтобы личные отношения развивались и поддерживались, согласно позиции теоретиков необихевиоризма, партнеры должны получать друг от друга и от самого процесса взаимодействия максимум поощрений и минимум издержек.

Более сложные модели, например, Дж. Клора и Д. Бирна, анализируют не только «исходы», но и типы стимулов – соотношение таких факторов аттракции, как сходство личных черт, близость социальных установок и характер эмоционального взаимодействия партнеров. Однако их общей

методологической основой остается теория научения.

Психодинамическая теория, представленная, в частности, психоанализом, усматривает истоки дружбы, как и всех прочих привязанностей, в неосознаваемых эмоциональных потребностях личности. Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что все человеческие влечения и привязанности, будь то дружба, родительская любовь или преданность идее, имеют, в конечном счете, инстинктивную природу, являясь формами полового влечения, либидо.

Авторы более поздних психоаналитических теорий мотивации, сложившихся в рамках неофрейдистских концепций, признают наличие у человека особых межличностных, коммуникативных потребностей. Например, американский психолог У. Шутц, автор модели «фундаментальной ориентации межличностных отношений», утверждает, что человек обладает, определенным соотношением трех межличностных потребностей: в принадлежности, (аффилиации), контроле и любви. Уровень каждой из этих потребностей закладывается в раннем детстве, предопределяя будущие коммуникативные свойства и реальное общение взрослого.

Символический интеракционизм (Д. Мид, Д. Мак-Колл и др.) выдвигает на первый план социально-структурные (ролевые) и культурно-символические аспекты личных отношений в связи с развитием самосознания. Поскольку личность формируется и осознает себя только во взаимодействии с другими людьми, приверженцы этого направления видят цель изучения дружбы в расшифровке психологического содержания этого процесса – уяснении, почему данное Я привязывается к данному Другому.

Межличностная аттракция, по определению Мак-Колла, отличается от формальных или деловых взаимоотношений тем, что в ней присутствует Я, желающее на основе своей положительной привязанности к Другому установления личных взаимно активных отношений с ним. Хотя по своим исходным посылкам все перечисленные подходы к осмыслению психологических аспектов межличностного взаимодействия различны, вместе с тем, они взаимодополнительны, каждый из них имеет определенное рациональное зерно. Межличностное взаимодействие, дружба разных людей никогда не могут быть одинаковыми, а имеют индивидуально-типологические, возрастные и половые вариации [15, с. 39].

Таким образом, во взаимодействии отражены процессы общения и совместной деятельности. Социальное взаимодействие состоит из двух уровней – межгрупповое и межличностное взаимодействие. Взаимодействие включает поведенческий, информационный, аффективный и гностический компоненты. Типами взаимодействия являются сотрудничество, кооперация и конкуренция.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.