Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Античная философия классического периода: учение Аристотеля






Аристотель (384 до н. э., Стагир — 322 до н. э) - древнегреческий ученый и философ. Ученик Платона. Основал лицей. Древнегреческий натуралист классического периода, философ, создатель логики и наиболее влиятельный из диалектиков древности.

Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Создал систему мыслительных категорий. Считал качественными характеристиками всего сущего: сущность, качество, кол-во, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом (систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля).

«Первая философия» Аристотеля (позднее названа метафизикой) содержит учение о 4 основных принципах бытия.

Бытие — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия:

1. Материя, гиле — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).

2. Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Форм – бесконечное множество, они неизменны. Вещи обр-ся за счет активности формы в момент ее контакта с материей. 4вида движений: увеличение и уменьшение, превращение из одного в другое, возникновение и уничтожение, перемещение в пространстве.

3. Действующая причина (начало) — «то, откуда». Началом всех начал является Бог – форма без материи, форма форм. Бог – не высшее благо, а предельное основание мира, перводвигатель мира, придающий ему целесообразность. Бог наход-ся в самом мире.

4. Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо.

В метафизике док-л: пространство не бесконечно, оно состоит из вещей занимающих свои места. Сл-но пространство – сумма мест всех вещей. Время можно измерить количеством движения, его невозможно понять. Прошлого – уже нет, бедующего еще нет. Теперь – это некоторые точки бесконечно малые, а сл-но и времени нет. Критиковал теорию эйдосов (сущности вещей, общего в вещах). Общее выделить трудно, по теории эйдосов сущность наход-ся вне вещи, а это невозможно.

Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи; разум же усматривает общее в единичном. Однако с помощью одних только ощущений и восприятий приобрести научное знание нельзя, потому что все вещи имеют изменчивый и переходящий характер. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи.

Детально и глубоко разобрав теорию познания, Аристотель создал труд по логике – науке о законах человеческого мышления. Сформулировал закон противоречия (одно из противоположных утверждений ложно), з-н исключенного третьего, з-н тождества (роза есть роза).

Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства. Наилучшее государство — это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (то есть «среднего» элемента между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.

Основным общим правилом, по идее Аристотеля, должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры

Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие: Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В политии правит большинство в интересах общей пользы. Менее правильны: монархия и аристократия.

Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей:

Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.

Олигархия — соблюдает выгоды состоятельных граждан.

Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.