Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические основы учета движения основных средств






1.1 Сущность, классификация и оценка основных средств

В соответствии с действующими нормативными документами все предприятия и организации обязаны вести учет операций основных средств, которые представляют собой совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ (услуг), либо для управления организацией, а также активы, предназначенные для предоставления организацией за плату во временное владение или во временное пользование.

Порядок организации учета основных средств определяется Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденным Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н (в ред. Приказов МФ РФ от 18.05.2002 № 45н, от 12.12.2005 № 147н, от 18.09.2006 № 116н, от 27.11.2006 № 156н), а также Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.11.2003 г. № 91н. {в ред. Приказа МФ РФ от 27.11.2006 № 156н).

При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

ü использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение или во временное пользование;

ü объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

ü организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

ü объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Последнее условие относится только к коммерческим организациям, ведь основной целью их создания является получение прибыли и ее распределение между учредителями.

К основным средствам относятся активы организации неоднократно участвующие в производственном процессе, сохраняющие при этом свою материально-вещественную форму, переносящие свою стоимость на производимую продукцию (работы, услуги) по частям по мере изнашивания (в виде амортизации). Основными средствами признаются активы со сроком службы более 12 месяцев и стоимостью единицы, которых на момент приобретения превышает величину, определяемую Министерством финансов Республики Беларусь (за исключением сельскохозяйственных машин и орудий, строительного механизированного инструмента, рабочего скота, которые считаются основными средствами независимо от их стоимости).

Основные средства входят в состав внеоборотных активов организации.

Для учета, анализа и оценки основные средства группируются по:

1. По вещественно-натуральному составу:

ü здания и сооружения;

ü передаточные устройства, измерительные приборы и регулирующие устройства;

ü объекты природопользования и землепользования;

ü транспортные средства;

ü машины и оборудование;

ü вычислительная техника и оргтехника;

ü рабочий скот;

ü многолетние насаждения;

ü другие виды основных средств.

2. По отношению к производственному процессу:

ü производственные — участвуют непосредственно в процессе производства продукции (услуг), или создают условия для его осуществления, при этом переносят свою стоимость на готовую продукцию (услуги) в виде амортизации (оборудование, производственные здания);

ü непроизводственные — в отличие от производственных не участвуют непосредственно в процессе производства и предназначены для непроизводственного потребления.

3. По принадлежности:

ü собственные;

ü заемные.

4. По возрастному составу:

ü до 5 лет;

ü от 5 до 10 лет;

ü от 10 до 15 лет;

ü от 15 до 20 лет;

ü свыше 20 лет.

5. По степени воздействия на предмет труда:

ü активные – непосредственно участвуют в превращении предметов труда в готовую продукцию (оборудование, транспорт);

ü пассивные – создают условия для нормального функционирования активной части (здания, сооружения).

Объекты основных средств стоимостью не более 20 000 рублей за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и т.п. могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. Для обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

Вместе с тем нужно учитывать, что в целях налогообложения прибыли, основные средства первоначальной стоимостью не более 20 000 руб. списываются в состав материальных расходов в полной сумме в момент ввода в эксплуатацию (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Если в бухгалтерском учете установить лимит в размере 20 000 руб., то это неизбежно приведет к расхождению данных бухгалтерского и налогового учета и образованию временных разниц, подлежащих учету в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».

Основные средства предприятия разнообразны по составу и назначению. Чтобы вести их учет необходима классификация их по видам, назначению или характеру участия в процессе производства, отраслям экономики, степени использования и по принадлежности. Согласно «Общероссийскому классификатору основных средств», утвержденному Госкомстатом РФ от 26.12.94 г. № 359 в целях единообразия в статистической отчетности, аналитический учет основных средств организуется по объектам в разрезе сфер эксплуатации (производственная и непроизводственная), в разрезе отраслей экономики (промышленность, ЖКХ и т.д.), по видам (здания, сооружения, машины и др.), по группам и подгруппам.

Согласно ПБУ 6/01 активы, которые предназначены для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, теперь также включаются в состав основных средств. Однако, как и прежде, первоначальная стоимость таких активов учитывается на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», а сумма начисленной амортизации – на отдельном субсчете к счету 02 «Амортизация основных средств». Включение имущества, отражаемого на счете 03, в состав основных средств автоматически включает его и в налоговую базу по налогу на имущество организаций.

Независимо от организационно-правовой формы собственности все предприятия учет основных средств в бухгалтерии организуют по классификационным группам в разрезе инвентарных объектов.

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Так как в ПБУ 6/01 критерий существенности не уточняется, то организация должна самостоятельно определить его количественные характеристики и отразить их в своей учетной политике в целях бухгалтерского учета. При этом следует учитывать, что аргументировано обосновать существенное различие сроков полезного использования можно только в том случае, если в соответствии с Классификацией основных средств (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1) отдельные части объекта попадают в разные амортизационные группы.

В бухгалтерском учете различают первоначальную, остаточную и восстановительную стоимость основных средств, правила определения которых, раскрыты в Положении по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) и Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств № 91н.

В соответствии с данными документами, основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Порядок определения первоначальной стоимости зависит от способа поступления объекта основных средств.

Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.

Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются: суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу); суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам; суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств, регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств; таможенные пошлины и таможенные сборы, невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств, иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

Основные средства в процессе использования изнашиваются, ветшают, их первоначальная стоимость уменьшается. Денежное выражение потери объектами своих физических и техническо-экономических качеств называется износом. Первоначальная стоимость за вычетом суммы износа называется остаточной стоимостью основных средств.

С течением времени первоначальная стоимость основных средств отклоняется от стоимости аналогичных основных средств, приобретаемых или возводимых в современных условиях. Для устранения этого отклонения необходимо периодически осуществлять переоценку основных средств и определять восстановительную стоимость. Под восстановительной стоимостью основных средств понимается стоимость воспроизводства основных средств, т.е. приобретения или строительства инвентарных объектов исходя из действующих цен на момент переоценки.

Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается только в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов (при проведении работ капитального характера). При этом увеличение (уменьшение) первоначальной стоимости основных средств относится на добавочный капитал организации.

Для отдельного объекта (элемента) основных фондов этот показатель исчисляют по формуле:

где – первоначальная стоимость основных фондов на начало периода эксплуатации, руб.;

– стоимость приобретённых оборудования, инструмента, инвентаря, руб.;

– стоимость монтажных работ, руб.;

– затраты на транспортировку, руб.

Поскольку в процессе эксплуатации величина основных фондов предприятия изменяется в результате ввода новых фондов и выбытия части действовавших, общая первоначальная стоимость основных фондов рассчитывается на начало планового года, на конец этого года и в среднем за год (на основе данных ежемесячного учёта).

Первоначальная стоимость основных фондов на конец года (Скперв) может быть рассчитана по формуле:

где – первоначальная стоимость основных фондов на начало планового периода, руб.;

– стоимость основных фондов, вводимых в действие в плановом году, руб.;

– стоимость основных фондов, выводимых из эксплуатации в том же году, руб.

Среднегодовая первоначальная стоимость основных фондов (Сперв.ср.) определяется по формуле:

где М1 и М2 - число месяцев использования соответственно вновь вводимых или выбывающих основных фондов.

Среднегодовая стоимость основных фондов может также определяться исходя из стоимости на начало и конец года Сн и Ск и на конец каждого месяца С1 (кроме декабря) по формуле:

Недостаток оценки основных фондов по первоначальной стоимости заключается в том, что стоимость изготовления и цены на основные фонды изменяются с течением времени, поэтому одинаковые элементы основных фондов, приобретаемые в разное время, имеют различную оценку. Смешанная оценка основных фондов затрудняет анализ их величины и структуры по отдельным предприятиям, искажает показатели динамики основных фондов на предприятиях и в отрасли. Кроме того, при этом методе оценки не видна степень изношенности основных фондов.

Оценка основных фондов по остаточной стоимости имеет важное экономическое значение, поскольку она позволяет решить вопрос о целесообразности дальнейшей эксплуатации малопроизводительного оборудования и списания устаревших машин, оборудования, аппаратов и снятия их с производства.

1.2 Общие принципы учета основных средств

В соответствии с Планом счетов на счете 01 «Основные средства» обобщается информация о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по счету 01 «Основные средства» по первоначальной стоимости. Объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией на счете 01 «Основные средства» в соответствующей доле. Амортизация основных средств учитывается на счете 02 «Амортизация основных средств». В бухгалтерском учете все объекты основных средств учитываются в суммовом выражении либо в оборотно-сальдовой ведомости стандартного вида либо только в регистре счета 01. Синтетический учет ведется в журналах-ордерах № 13, 10, 10/1 или в заменяющих их машинограммах.

Основными способами поступления основных средств на предприятие являются:

1.Приобретение основных средств за плату. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату (как новых, так и бывших в эксплуатации), признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).

Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:

ü суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

ü суммы, уплачиваемые за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

ü суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объекта основных средств;

ü регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;

ü таможенные пошлины и таможенные сборы;

ü невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;

ü вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации и иным лицам, через которых приобретен объект основных средств;

ü иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.

2. Создание основных средств. При создании основных средств, кроме расходов на приобретение в затраты включаются:

ü суммы, уплачиваемые за выполнение работ или оказание услуг сторонним организациям по заказам, договорам подряда, договорам авторского заказа либо договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ (НИОКР);

ü расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых при создании основных средств или при выполнении НИОКР по трудовому договору;

ü отчисления на социальные нужды;

ü расходы на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других основных средств и иного имущества, амортизация основных средств и нематериальных активов, использованных непосредственно при создании основных средств, фактическая (первоначальная) стоимость которых формируется;

ü иные расходы, непосредственно связанные с созданием основных средств и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.

3. Приобретение основных средств, в качестве вклада в уставный капитал. Создаваемая организация приходует основные средства по первоначальной стоимости, которая складывается из цены соглашения, т.е. денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

4. Поступление основных средств по договору дарения (безвозмездно). Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы.

5 .Поступление основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами (договор мены). Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей. При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче, стоимость основных средств, полученных организацией, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств.

Выбытие основных средств происходит в следующих ситуациях:

1. при списании объектов за непригодностью к дальнейшей эксплуатации;

2. при реализации объектов;

3. при безвозмездной передаче другому предприятию;

4. при передаче в счет взносов в уставные капиталы других предприятий и т.д.

Операции реализации и прочего выбытия основных средств оформляются типовыми формами первичной учетной документации – актами о списании и приемки-передачи основных средств (ф. № 4, 4а, 46, и др.).

Для учета выбытия объектов основных средств (в результате продажи, списания, частичной ликвидации, передачи безвозмездно и др.) к счету 01 «Основные средства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств», в дебет которого переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит – сумма накопленной амортизации.

По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Поступления, связанные с продажей и прочим списанием основных средств, отражаются по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы», в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств.

При этом нужно иметь в виду, что к счету 91 «Прочие доходы и расходы» могут открываться субсчета 1 «Прочие доходы» и 2 «Прочие расходы», на которых записи накапливаются в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставляются дебетовые и кредитовые обороты с целью выявления сальдо прочих доходов или прочих расходов. Указанное сальдо, учтенное на счете 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов», касающихся, в частности, продажи, выбытия и прочего списания объектов основных средств, ежемесячно списывается на счет 99 «Прибыли и убытки».

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организаций» (ПБУ 9/99) поступления от продажи основных средств включаются в прочие доходы. Указанные поступления принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре.

Если выбывает объект основных средств, стоимость которого в результате переоценки была увеличена, то сумму его дооценки, числящуюся на счете 83 «Добавочный капитал» следует включить в состав нераспределенной прибыли:

Дебет 83 Кредит 84.

1. Списание объектов за непригодностью к дальнейшей эксплуатации. В соответствии с ПБУ 9/99 и 10/99, расходы, связанные со списанием основных средств относятся к прочим расходам, а оприходованные в результате ликвидации материальные ценности включаются в состав операционных доходов, что указано в таблице 1.1

  Таблица 1.1
Содержание хозяйственных операций Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
Списание балансовой стоимости основных средств 01 – «Выбытие ОС»  
Списание начисленной амортизации   01 – «Выбытие ОС»
Отражены расходы по ликвидации основных средств 91.2 69, 70, 23
Оприходованы материальные ценности от ликвидации основных средств   91.1
Списана остаточная стоимость основных средств 91.2 01 – «Выбытие ОС»  
Отражен финансовый результат от списания основных средств (прибыль или убыток) 91.2 99.9 99.1 91.1  
           

 

2. Реализация объектов основных средств. Если списание объекта основных средств производится в результате его продажи, то выручка от продажи принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре. При реализации основных средств юридическим лицом у продавца основных средств на счетах бухгалтерского учета производятся записи, что указано в таблице 1.2:

  Таблица 1.2
Содержание хозяйственных операций Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
Отражена договорная стоимость реализуемых основных средств   91.1
Отражена сумма НДС, подлежащая получению от покупателя (если сделка облагается НДС) 91.2  
Отражена сумма, поступившая от контрагента в оплату основных средств    
Отражена сумма расходов, связанных с реализацией основных средств (без учета НДС) 91.2 76, 23
Списание балансовой стоимости основных средств 01 – «Выбытие ОС»    
Списание начисленной амортизации   01 – «Выбытие ОС»  
Списана остаточная стоимость основных средств 91.2 01 – «Выбытие ОС»  
Отражен финансовый результат от реализации основных средств (прибыль или убыток) 91.2 99.9 99.1   91.1  
           

 

3. Безвозмездная передача другому предприятию. При безвозмездной передаче основных средств у передающей стороны на счетах бухгалтерского учета при этом возникают следующие записи, что указано в таблице 1.3:

  Таблица 1.3
Содержание хозяйственных операций Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
Списание балансовой стоимости безвозмездно передаваемых основных средств 01 – «Выбытие ОС»  
Списание начисленной амортизации по безвозмездно передаваемым основным средствам   01 – «Выбытие ОС»
Списана остаточная стоимость безвозмездно передаваемых основных средств 91.2 01 – «Выбытие ОС»
Отражена сумма НДС, подлежащая к уплате (если сделка облагается НДС) Плательщиком НДС является передающая сторона 91.2  
Отражена сумма расходов, связанных с безвозмездной передачей основных средств (без учета НДС) 91.2 60 и др.
Списывается НДС, уплаченный поставщикам (подрядчикам) по расходам, связанным с передачей основных средств 91.2  
Отражен убыток от безвозмездной передачи основных средств. 99.9 91.1
         

 

4. Передача в счет взносов в уставные капиталы других предприятий. При отражении передачи основных средств в качестве вклада в уставный капитал другого предприятия на счетах бухгалтерского учета возникают следующие записи, что указано в таблице 1.4:

  Таблица 1.4
Содержание хозяйственных операций Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
Списание балансовой стоимости основных средств 01 – «Выбытие ОС»  
Списание начисленной амортизации   01 – «Выбытие ОС»
Списана остаточная стоимость основных средств 91.2 01 – «Выбытие ОС»
Отражена передача объекта основных средств в счет вклада в уставный капитал   91.1
Отражена разница между остаточной стоимостью основных средств и оценкой вклада в уставный капитал 91.2 99.9 99.1 91.1  

 

5. Выбытие в качестве вклада в совместную деятельность (простое товарищество) отражается следующими проводками на балансе участника договора, что указано в таблице 1.5:

  Таблица 1.5
Содержание хозяйственных операций Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
Списание балансовой стоимости основных средств 01 – «Выбытие ОС»  
Списание начисленной амортизации   01 – «Выбытие ОС»
Передача основных средств в счет вклада в общее имущество простого товарищества по остаточной стоимости (в сумме фактических затрат на приобретение) 91.2  
Передача основных средств в счет вклада в общее имущество простого товарищества в оценке согласно договору простого товарищества.   91.1
Отражена разница между остаточной стоимостью основных средств и оценкой вклада в совместную деятельность 91.2 99.9 99.1 91.1  

 

6. Ликвидация основных средств в результате аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, что указано в таблице 1.6:

  Таблица 1.6
Содержание хозяйственных операций Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
Списание балансовой стоимости основных средств 01 – «Выбытие ОС»  
Списание начисленной амортизации   01 – «Выбытие ОС»
Списана остаточная стоимость основных средств, утраченных в результате чрезвычайных обстоятельств 91.2 01 – «Выбытие ОС»

 

7. Списание основных средств в результате выявленной недостачи, хищения основных средств отражается проводками, что указано в таблице 1.7:

  Таблица 1.7
Содержание хозяйственных операций Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
Списание балансовой стоимости основных средств 01 – «Выбытие ОС»  
Списание начисленной амортизации   01 – «Выбытие ОС»
Списание остаточной стоимости основных средств   01 – «Выбытие ОС»
Недостача отнесена на виновное лицо    
Произведено списание недостачи на финансовый результат по решению суда 99.9    

 

8. Передача основных средств в доверительное управление отражается на балансе учредителя управления: Дебет 79.3 Кредит 01.

2 ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОПЕРАЦИЙ НАЛИЧИЯ И ДВИЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА МУП «АВТОВОКЗАЛ»

2.1 Основные показатели деятельности предприятия МУП «Автовокзал»

Фирменное наименование предприятия: полное – Муниципальное унитарное предприятие «Автовокзал», сокращенное – МУП «Автовокзал».

МУП «Автовокзал» расположен по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Вокзальная, д.10.

Предприятие создано на основании решения комитета по управлению имуществом г. Чайковского от 15 августа 1995 года № 27 «Об утверждении муниципального унитарного предприятия «Автовокзал» и зарегистрировано Постановлением Главы администрации г. Чайковского 22 августа 1995 года № 781 «О регистрации муниципального унитарного предприятия «Автовокзал».

Предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за собственником.

Предприятие, является унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения.

Предприятие создано с целью расширения рынка услуг, а так же извлечения прибыли.

Предметом деятельности Предприятия, является удовлетворение потребностей граждан и юридических лиц в транспортных и сопутствующих услугах.

Основными видами деятельности предприятия является:

ü организация пассажирских автобусных перевозок;

ü предварительная и текущая продажа билетов на все виды транспорта;

ü организация пассажирских перевозок по заявкам;

ü торгово-закупочная деятельность;

ü оказание гостиничных услуг;

ü оказание услуг общественного питания;

ü услуги платной автостоянки;

ü оказание услуг по автосервису;

ü посредническая деятельность;

ü оказание услуг по ксерокопированию;

ü консультативная деятельность;

ü оказание услуг по грузовым автомобильным перевозкам;

ü иные коммерческие виды деятельности, не запрещенные законодательством.

Единоличным исполнительным органом Предприятия является – Директор.

Основные показатели деятельности предприятия отражаются в бухгалтерской отчетности. Анализ актива баланса МУП «Автовокзал» за 2010 – 2011 годы, отражены в таблице 2.1.

 

Анализ структуры и динамики активов предприятия Таблица 2.1

Статьи баланса Абсолютные величины Удельный вес Изменения
На 31 декабря 2010 года, тыс. руб. На 31 декабря 2011 года, тыс. руб. На 31 декабря 2010 года, % На 31 декабря 2011 года, % Абс. разница, тыс. руб Темп роста, %
I. Внеоборотные активы     71, 95 61, 41 +209 6, 16
Основные средства     58, 62 61, 41 +923 34, 48
Доходные вложения в материальные ценности   15, 13 -713
II. Оборотные активы     28, 05 38, 59 +940 71, 1
Запасы     7, 81 3, 72 -150 40, 76
Дебиторская задолженность     5, 07 7, 56 +204 85, 36
Денежные средства и денежные эквиваленты     5, 64 19, 94 +903 339, 47
Прочие оборотные активы     9, 53 7, 37 -16 3, 57
БАЛАНС           24, 38

 

Вывод: общая стоимость имущества организации за отчетный год увеличилась на 1149 тыс. рублей или на 24, 38%. Это свидетельствует о том, что предприятие увеличило свои хозяйственные обороты.

Внеоборотные активы увеличились на 209 тыс. рублей – это означает, что на предприятии наблюдается тенденция роста оборотных активов и увеличение основных средств. В 2010 году внеоборотные активы составили 71, 95%, а оборотные 28, 05%, а в 2011 году внеоборотные активы уменьшились и составили 61, 41%, зато оборотные активы возросли и составили 38, 59%.

В составе имущества оборотные активы на начало отчетного периода составили 1322 тыс. рублей. За отчетный период они увеличились на 940 тыс. рублей, что составило 71, 1%. Это произошло за счет увеличения дебиторской задолженности и денежных средств предприятия.

Дебиторская задолженность с начала года увеличилась на 204 тыс. рублей, ее удельный вес увеличился на 85, 36%. Это говорит о том, что клиенты МУП «Автовокзал» к концу отчетного года увеличили свою задолженность перед этим предприятием. Денежные средства на конец отчетного периода увеличились на 903 тыс. рублей, что составило 339, 47%.

 

Анализ структуры и динамики пассивов предприятия Таблица 2.2

Статьи баланса Абсолютные величины Удельный вес Изменения
На 31 декабря 2010 года, тыс. руб. На 31 декабря 2011 года, тыс. руб. На 31 декабря 2010 года, % На 31 декабря 2011 года, % Абс. Разница, тыс. руб Темп роста, %
III. Капитал и резервы     76, 66 66, 21 +268 7, 42
Уставный капитал     36, 9 29, 67
Добавочный капитал     81, 84 65, 8
Резервный капитал     55, 38 4, 45
Нераспределенная прибыль (2244) (1976) -47, 61 -33, 71 -268 11, 94
IV. Краткосрочные обязательства     23, 36 33, 79 +880 79, 93
Кредиторская задолженность     22, 51 33, 79 +920 86, 71
Прочие обязательства   0, 83 -39
БАЛАНС           24, 38

Вывод: Стоимость источников финансирования имущества за 2011 год увеличилась на 1149 тыс. рублей. Это обусловлено главным образом увеличением собственных средств на 268тыс. рублей или 7, 42%.

Собственный капитал предприятия за анализируемый период увеличился на 268 тыс.р, это произошло из-за сокращения нераспределенной прибыли на 268 тыс.р. или на 11, 34%.

Проведя общий анализ пассива предприятия за анализируемый год, можно сказать, что в целом по пассиву наблюдается положительная тенденция развития, увеличивается собственный капитал и общая стоимость имущества предприятия. Однако предприятие по-прежнему находится в неустойчивом финансовом положении, т.к. существенно увеличило рост своих внешних обязательств.

 

Агрегированный баланс для анализа ликвидности Таблица 2.3

Актив На 31 декабря 2010 года На 31 декабря 2011 года Пассив На 31 декабря 2010 года На 31 декабря 2011 года Платежный излишек или недостача
                 
А1. Наиболее ликвидные активы     П1. Наиболее срочные обязательст-ва     -795 -812  
А2.Быстрореали-зуемые активы     П2.Кратко-срочные пассивы   +648 +875  
А3. Медленно реализуемые активы     П3.Долго-срочные обязательст-ва +368 +218  
А4.Труднореализуе-мые активы     П4.Постоян-ные пассивы     -222 -281  
ИТОГО     ИТОГО      

Вывод: Исходя из полученных данных, можно охарактеризовать ликвидность бухгалтерского баланса за анализируемый период как недостаточную, так как соотношение медленно реализуемых активов и долгосрочных пассивов не соответствует нормативным условиям (А3> П3). Показатель А1 П1 в течение отчетного периода находился в пределах нормативных значений, что говорит о достаточности средств для покрытия наиболее срочных обязательств. Быстро реализуемые активы превышают краткосрочные пассивы и организации А2 П2, предприятие сможет стать платежеспособным при расчете с кредиторами и получения денежных средств от продажи продукции.

 

Анализ платежеспособности на основе показателей ликвидности Таблица 2.4

 

Коэффициент Рекомендуемые значения На 31 декабря 2010 года На 31 декабря 2011 года Изменения +/-
1.Коэффициент абсолютной ликвидности 0, 2 – 0, 3 0, 2 0, 6 +0, 4
2.Коэффициент быстрой ликвидности 0, 7 – 0, 8 0, 9 1, 03 +0, 13
3. Коэффициент текущей ликвидности 1 – 2 1, 2 1, 14 -0, 06

 

Вывод: Коэффициент абсолютной ликвидности, характеризует способность организации погасить всю или часть краткосрочной задолженности за счет
денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, имеет значение 0, 2 и соответствует рекомендуемому значению.

Для коэффициента быстрой ликвидности нормативным значением является 1. В данном случае его значение составило 0, 9. Это говорит
о недостатке у организации ликвидных активов, которыми можно погасить наиболее срочные обязательства.

Коэффициента текущей ликвидности 1, 2 соответствует норме. За
анализируемый период коэффициент вырос на 0, 4.

Предприятие является платежеспособным, так как все показатели находятся в рекомендуемом значении.

 

 

Абсолютные показатели финансовой устойчивости Таблица 2.5

Показатель На 31 декабря 2010 года, тыс. руб. На 31 декабря 2011 года, тыс. руб. Изменения
1.Собственный капитал     +268
2.Внеоборотные активы     +209
3.СОС     +59
4.Долгосрочные обязательства
5.Собственные и долгосрочные источники формирования запасов     +59
6.Краткосрочные заемные средства     +880
7.Общие источники формирования запасов     +939
8.Запасы включающие НДС     -150
9. Излишек или недостаток СОС -146   +209
10.Излишек или недостаток СДИ -146   +209
11.Излишек или недостаток общей величины источников формирования запасов     +1089
12.Тип ФУ Неустойчивое ФС Абсолютное ФС Х

 

Вывод: На 31 декабря 2010 года финансовое состояние предприятия неустойчивое, но к концу года оно сменилось на абсолютное, за счет источников формирования запасов.

 

Анализ финансовой устойчивости Таблица 2.6

Показатель Рекомендуемое значение Уровень показателя Изменение
На 31 декабря 2010 года На 31 декабря 2011 года
1. Коэффициент автономии 0, 6 – 0, 7 0, 7 0, 6 -0, 11
2. Коэффициент финансовой зависимости 0, 5 – 0, 7 0, 3 0, 4 +0, 21
3. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами Не менее 0, 1 5, 3 3, 31 -1, 99
4. Коэффициент покрытия инвестиций > 0, 9 1, 2 1, 14 -0, 06
5. Коэффициент маневренности собственного капитала 0, 4 – 0, 6 0, 06 0, 07 +0, 01
6. Коэффициент мобильности имущества 0, 2 – 0, 5 0, 28 0, 39 +0, 11
7. Коэффициент мобильности оборотных средств   0, 6 – 0, 8 0, 06 0, 07 +0, 01
8. Коэффициент обеспеченности запасов 0, 6 – 0, 8 0, 6 1, 29 +0, 69
9. Коэффициент краткосрочной задолженности    

 

Вывод: Доля собственного капитала снизилась с 0, 77 на начало года до 0, 66 на конец года, т.е на 0, 11. Доля заемного капитала с 0, 3 на начало года до 0, 51 на конец года возросла на 0, 21.

 

Оценка структуры баланса Таблица 2.7

Показатель Рекомендуемое Значение На 31 декабря 2010 года На 31 декабря 2011 года
1.Коэффициент текущей ликвидности > 0, 2 1, 2 1, 14
2.Коэффициент обеспеченности собственными средствами Не менее 0, 1 0, 17 0, 12
3.Коэффициент восстановления > 1 0, 1

 

Вывод: Как следует из таблицы предприятие является платежеспособным, так как коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами составляет на конец года 0, 12, при рекомендуемом значении не менее 0, 1.

 

Прогноз банкротства по двусторонней модели Альтмана Таблица 2.8

Показатель На 31 декабря 2010 года На 31 декабря 2011 года
1. Коэффициент покрытия 1, 2 1, 14
2. Коэффициент финансовой зависимости 0, 3 0, 51
Сумма вероятность банкротства -1, 69 -1, 9
Оценка вероятности банкротства Меньше 50% Меньше 50%

 

Вывод: Банкротство предприятию не грозит в краткосрочном периоде. Так как выручка и себестоимость продаж возросла, в результате чего валовая прибыль снизилась на 649 тыс. рублей, снизились и коммерческие и управленческие расходы. Так как валовая прибыль снизилась, увеличились доходы от не основной деятельности, прибыль до налогообложения сократилась на 426 тыс. рублей, за счет увеличения прочих доходов и расходов.

Анализ прибыли Таблица 2.9

Наименование показателя За декабрь 2011 года За декабрь 2010 года Отклонение (+/-) Уровень в % к выручке в 2011 году Уровень в % выручке в 2010 году Откло-нение уровня
Выручка     +2031    
Себестоимость продаж (10881) (8201) +2680 58, 32 49, 33 +8, 99
Валовая прибыль(убыток)     -649 41, 68 50, 67 -8, 99
Коммерческие расходы (1900) (1927) -27 10, 18 11, 59 -1, 41
Управленческие расходы (4778) (4884) -106 25, 61 29, 38 -3, 77
Прибыль (убыток) от продаж     -516 5, 89 9, 71 -3, 82
Прочие доходы     +692 4, 34 0, 70 +3, 64
Прочие расходы (1004) (402) +602 5, 38 2, 42 +2, 96
Прибыль (убыток) до налогообложения     -426 4, 84 7, 99 -3, 15
Текущий налог на прибыль (559) (692) -133   4, 16 -1, 16
Чистая прибыль (убыток)     -293 1, 84 3, 83 -1, 99
СПРАВОЧНО   Совокупный финансовый результат периода     -293 1, 84 3, 83 -1, 99

 

Вывод: Из таблицы видно, что выручка за анализируемый период возросла на 2031 тыс. рублей, себестоимость так же увеличилась на 2680 тыс.рублей. Валовая прибыль по сравнению с 2010 годом снизилась на 649 тыс.рублей, так же снизились коммерческие расходы на 27тыс. рублей и управленческие расходы на 106 тыс.рублей.

2.2 Документальное оформление движения основных средств на предприятии МУП «Автовокзал»

На МУП «Автовокзал» каждая запись на счетах бухгалтерского учета производится на основании первичных учетных документов, которые фиксируют факт совершения той или иной финансовой или хозяйственной операции.

При учете основных средств и их движения на МУП «Автовокзал» разработана рациональная система документооборота.

На МУП «Автовокзал» приказом определен круг лиц, на которых возлагается ответственность за сохранность и перемещение объектов основных средств, за правильное и своевременное оформление этих операций, определены должностные лица, которым предоставлено право подписи документов на приобретение, ввод в эксплуатацию, перемещение и списание основных средств.

В соответствии с Законом о бухгалтерском учете № 129-ФЗ первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:

ü наименование документа (формы), код формы;

ü дату составления;

ü наименование организации, от имени которой составлен документ;

ü содержание хозяйственной операции;

ü измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);

ü наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники).

Согласно п. 2 статьи 9 закона о бухгалтерском учете №129_ФЗ и п. 5 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбоме унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации. Документы, формы которых не предусмотрены в этих альбомах и утверждаемые организацией, должны содержать обязательные реквизиты в соответствии с вышеизложенными требованиями.

Несоблюдение всех этих требований (в частности, отсутствие в первичных учетных документах хотя бы одного из обязательных реквизитов) означает ведение бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка и может стать причиной применения к организации финансовых санкций.

Движение основных средств документально оформляется в соответствии с типовыми формами первичного учета в промышленности и строительстве и краткими указаниями по их применению и заполнению, которые утверждены постановлением Госкомстата РФ от 21 января 2003г.

Для учета основных средств на МУП «Автовокзал» действуют следующие унифицированные формы первичной учетной документации:

ü Форма ОС-1 – «Акт о приеме-передаче объекта основных средств ОС-1а -«Акт о приеме-передаче здания (сооружения)» (Приложение №3);

ü ОС-16 – «Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений»;

ü Форма ОС-2 – Накладная на внутреннее перемещение основных средств (Приложение №4);

ü Форма ОС-3 – «Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов» (Приложение №5);

ü Форма ОС-4 – «Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)»;

ü Форма ОС-4а – «Акт о списании автотранспортных средств»;

ü ОС-46 «Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)» (Приложение №6);

ü Форма ОС-6 – Инвентарная карточка учета основных средств (для зданий и сооружений) (Приложение №7);

ü ОС-6а – «Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств».

ü ОС-66 – «Инвентарная книга учета объектов основных средств»;

ü Форма ОС-14 – «Акт о приемке оборудования»;

ü Форма ОС-15 – «Акт приемки-передачи оборудования в монтаж»;

ü Форма ОС-16 – «Акт о выявленных дефектах оборудования».

Документ применяется для учета ввода объектов в эксплуатацию, за исключением тех случаев, когда ввод объектов в действие должен в соответствии с действующим законодательством оформляться в особом порядке, для оформления внутреннего перемещения основных средств из одного структурного подразделения организации в другое, для оформления передачи основных средств со склада (из запаса) в эксплуатацию.

При оформлении приемки основных средств акт составляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект членами приемочной комиссии, назначенной приказом руководителя организации. Составление общего акта, оформляющего приемку нескольких объектов основных средств, допускается лишь, если эти объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты в одном календарном месяце. Акт (накладная) после его оформления с приложенной технической документацией, относящейся к данному объекту, передается в бухгалтерию организации, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным.

ОС-1 а «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)» применяется при приеме-передаче зданий и сооружений.

ОС-16 «Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)» применяется при одновременной приеме-передаче группы основных средств.

Форма ОС-2 - Накладная на внутреннее перемещение основных средств на МУП «Автовокзал» применяется для оформления внутреннего перемещения основных средств в двух экземплярах работником структурного подразделения организации. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию, второй - структурному подразделению организации служит основанием для соответствующих записей в инвентарной карточке.

Акт приемки сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма №ОС-3) применяется для оформления приемки-сдачи основных средств из ремонта, реконструкции и модернизации.

Акт, подписанный работником структурного подразделения организации, уполномоченным на приемку основных средств, и представителем организации, производившего ремонт, реконструкцию и модернизацию, сдают в бухгалтерию организации.

Акт подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным. В технический паспорт соответствующего объекта основных средств должны быть внесены необходимые изменения в характеристику объекта, связанные с капитальным ремонтом, реконструкцией и модернизацией.

Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, акт составляют в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй экземпляр передают организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.

Акт на списание основных средств (форма № ОС-4) применяется для оформления полного или частичного списания основных средств (кроме автотранспортных средств).

Акт составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии, утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным.

Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации оставшихся в результате списания запчастей, материалов, металлолома и т.п.

Затраты по списанию, а также стоимость поступивших материальных ценностей после сноса и разборки зданий, сооружений, демонтажа оборудования и т.п. отражаются в разделе «Справка о затратах, связанных со списанием основных средств и о поступлении материальных ценностей от их списания».

Акт на списание автотранспортных средств (форма № ОС-4а) применяется для оформления списания автотранспортных средств.

Акт составляется в двух экземплярах и подписывается членами комиссии, назначенной руководителем организации, утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным. Первый экземпляр, с документом, подтверждающим снятие с учета в ГИБДД, передается в бухгалтерию, второй – остается у лица, ответственного за сохранность автотранспортных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.

Затраты по списанию, а также стоимость материальных ценностей, поступивших от разборки автотранспортных средств, отражают в разделе «Справка о затратах, связанных со списанием автотранспортных средств и о поступлении материальных ценностей от их списания».

Инвентарная карточка учета основных средств (форма № ОС-6) применяется для учета всех видов основных средств, а также для группового учета однотипных объектов основных средств, поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце и имеющих одно и то же производственно-хозяйственное назначение, техническую характеристику и стоимость.

Инвентарная карточка ведется в бухгалтерии на каждый объект или группу объектов. В случае группового учета карточка заполняется путем позиционных записей отдельных объектов основных средств. Форма заполняется в одном экземпляре на основании документов на зачисление объекта, его перемещения, дооборудования, реконструкции, модернизации, по капитальному ремонту и списанию.

В разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта» записываются только основные качественные и количественные показатели основного объекта, а также относящиеся к нему важнейшие пристройки, приспособления и принадлежности, ограничиваясь двумя-тремя наиболее важными для данного объекта качественными показателями, исключая дублирование данных имеющейся в организации технической документации на данный объект.

Краткую индивидуальную характеристику в случае группового учета основных средств дают не по каждому объекту отдельно, а в целом по всей группе объектов, учитываемых в инвентарной карточке.

При значительном изменении качественных и количественных показателей в характеристике объекта в результате реконструкции (модернизации), достройки и дооборудования прежнюю инвентарную карточку в случае невозможности отразить в ней все показатели, характеризующие реконструированный (модернизированный, дооборудованный, достроенный) объект в целом, заменяют новой. Старую инвентарную карточку сохраняют как справочный документ.

Акт о приемке оборудования (форма № ОС-14) применяется для оформления поступившего на склад оборудования для установки. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается приемной комиссией.

При осуществлении монтажных работ подрядным способом в состав приемной комиссии входит также представитель подрядной монтажной организации. В этом случае отдельный акт на передачу оборудования в монтаж не составляется. В получении оборудования на ответственное хранение уполномоченный представитель монтажной организации расписывается непосредственно в акте, и ему передается копия акта. В случае невозможности произвести качественную приемку оборудования при его поступлении на склад «Акт о приемке оборудования» (форма № ОС-14) является предварительным, составленным по наружному осмотру.

Акт приемки-передачи оборудования в монтаж (форма № ОС-15) применяется для оформления операций по сдаче оборудования, требующего монтажа, строительным и иным организациям, осуществляющим строительные или монтажные работы организациям.

Акт о выявленных дефектах оборудования (форма № ОС-16) составляется на дефекты, выявленные в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.

В унифицированные формы первичной учетной документации (кроме форм по учету кассовых операций), утвержденные Госкомстатом РФ, организация при необходимости может вносить дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты утвержденных Госкомстатом РФ унифицированных форм первичной учетной документации остаются без изменений (включая код, номер формы, наименование документа). Удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается. Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом организации.

2.3 Организация учета основных средств МУП «Автовокзал»

Учет поступления основных средств

Основные средства поступают в организацию:

1. от учредителей в счет вклада в уставный капитал;

2. в результате строительства;

3. путем приобретения за плату;

4. путем безвозмездной передачи;

5. по договору мены.

При получении в собственность основные средства в бухгалтерском учете на счете 08 отражаются вложения во внеоборотные активы. При вводе основных средств в эксплуатацию формируется первоначальная стоимость объектов основных средств, учитываемая на счете 01 " Основные средства".

Ввод в эксплуатацию основных средств осуществляется на основании письменного приказа (распоряжения) руководителя организации.

Далее в бухгалтерии составляют Акт приема-передачи основных средств по формам: № ОС-1, № ОС-1а (для ввода в эксплуатацию зданий и сооружений), № ОС-1б (при одновременном вводе в эксплуатацию нескольких объектов основных средств).

Принятые объекты основных средств учитывают в инвентарных карточках по формам: № ОС-6, № ОС-6а (для группы объектов). Инвентарная книга по форме № ОС-6б предназначена для учета на малых предприятиях, указано в таблице 2.1

Таблица 2.1

№ п/п Содержание операции Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
1. Получены основные средства от учредителей: · Сформирована задолженность учредителей по вкладам · Поступили основные средства в счет вклада в уставный капитал   75.1   75.1
2. Построены основные средства а) подрядным способом · Сформирована стоимость подрядных работ · Учтена стоимость подрядных работ б) хозяйственным способом · Списаны материалы на строительство · Начисленная сотрудникам, занятым строительством, заработная плата · Введен в эксплуатацию объект основных средств                
3. Приобретены основные средства а) не требующие монтажа · Начислено поставщику по счету · Учтены расходы на доставку · Введен в эксплуатацию объект основных средств б) требующие монтажа · Начислено поставщику за оборудование · Оборудование передано в монтаж · Списаны затраты на монтаж · Введен в эксплуатацию объект основных средств           76, 60, 23 и др.   10





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.