Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стихийные процессы передачи информации






В информационном пространстве общества происходят количественные и качественные изменения, меняют направленность потоки и каналы циркуляций массовой информации, изменяется ёё окраска и существенное содержание.

В последнее время многие исследователи отметили падение доверия к официальным источником информации. Образовавшийся в массовом сознание информационный вакуум не может не заполнятся недостающей информацией. Особое место среди подобного рода информации занимают слухи, как один из видов массовой актуальной информации. В современном информационном пространстве слухи становятся значимым социальным явлением, овладевающее массовым сознанием.

Слух-молва, известие о ком-нибудь, о чём-нибудь, обычно ещё ничем не подтверждённая. Это есть форма распространения социально-значимой информации в обществе, группе и не обладающей достаточной и надёжной информационной основой – наличием установленных фактов, событий. Интенсивность и направленность слухов, глубина их проникновение в массовое сознание является важнейшим показателем состояния общества, степени социальной напряжённости в нем. Немаловажное значение в появление и циркуляции слухов играет СМИ[ 21 ]

 

Семинарские занятия

Занятие 1(6 ч.)

Тема: Массовая коммуникация-общение больших социальных групп.

1) Особенности общения в условиях массовой коммуникации.

2) Три стороны общения в массовой коммуникации.

3) Коммуникатор и аудитория как субъекты общения.

4) Основные различия между массовой коммуникацией и межличностным общением.

5) Социальные и социально-психологические функции массовой коммуникации.

 

Занятие 2(10 ч.)

1. Передача сообщения. Проводится в форме игровой ситуации. По окончании занятия анализируется явления, происходящие при передачи информации, выявляются причины, по которым происходят изменения в передаваемой информации. [см.19, с.110]

2. Проверьте своё умение передавать сообщения.

Проводится в форме игры. Предназначена для оценки своих способностей оперировать словами. [см.19, с. 110].

3. Занятие проводится в форме дискуссии. Участникам на обсуждение предлагается вопрос: «Обедняет или обогащает массовая коммуникация наше общение?»[см. 4, с. 101].

4. Дельфи.

Занятие проводится в форме обсуждения. Участникам предлагается выдвинуть гипотезы о появление новых средств массовой коммуникации и их влияние на общение людей. [см. 6].

 

Контрольные вопросы, тесты и задания

для самостоятельной работы (16 ч.)

Вопросы:

1. Массовые информационные процессы как вид опосредованного общения.

2. Основные различия между массовой коммуникацией и межличностным общением.

3. Массовая коммуникация-общение больших социальных групп.

4. Коммуникатор и аудитория. Отношение аудитории к коммуникатору.

5. Средства массовой коммуникации.

6. Сравнительная характеристика каналов массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, ИНТЕРНЕТ).

7. Функции массовой коммуникации.

8. Методы исследования средств массовой коммуникации (контент-анализ, опрос, интервью, тесты, эксперимент).

9. Психологические эффекты массовых информационных процессов.

10. Слухи, как форма стихийной передачи информации.

11. Влияние традиций и социальных установок на восприятие массовых информационных потоков.

12. Социально-психологические механизмы формирования мифологического сознания.

13. Пропаганда.

14. Проблема дефицита коммуникации.

15. Психологические последствия информатизации.

Тесты и задания:

1.Анкета “МК-ориентации”.

Выявляет массово-коммуникационные ориентации через определение популярности различных видов СМИ и названия конкретных газет, журналов, телеканалов, радиостанции, теле- и радиопрограмм, а так же вебсайтов ИНТЕРНЕТ. Участникам предлагается ответить на вопросы анкеты. [см. 26].

2.Тест ”Неоконченные предложения”.

Испытуемому нужно дописать содержащиеся в тексте предложения.

Предназначен для изучения восприятия различных аспектов определенной телепередачи, в том числе и коммуникатора.

3.Тест «20 ответов».

Участникам исследования нужно дать 20 различных ответов на один вопрос: ”Данный коммуникатор - кто он? ”. Объектом исследования может выступать любой коммуникатор: ведущий, обозреватель, персонаж телесюжета и т. д. Предназначен для оценки восприятия коммуникатора.

4.Анкета для проведения опроса по проблеме “Молодёжная газета” в студенческой аудитории. Участникам предлагается ответить на ряд вопросов.

Предназначена для исследования аудитории молодёжных газет.

5.Анкета биполярных профилей.

Испытуемому предлагается оценить определённого коммуникатора по какому-либо качеству и отметить их выраженность по определённой шкале.

6.Дневниковый опрос телезрителя.

Участники опроса отмечают в специальном дневнике –анкете либо в недельной телепрограмме время просмотренных ими телепередач, число членов семьи, смотревших их, возраст, пол, наилучшую и наихудшую программу недели и др.

7.Наблюдение за поведением аудитории во время просмотра конкретной телепередачи (по выбору). Наблюдатель фиксирует и заносит в бланк протокола наблюдения речевые и моторно-эмоционнальные проявления (тишина, возгласы одобрения, аплодисменты, движения тела, рук и т. д.). Используется как одно из средств выявления отношения аудитории к просмотру различных телепередач и другим источникам МК.

 

Примечание: Более подробное описание заданий 2-7 дано в ист. 4.

 

Литература

 

1. Андреева Г. М. Психология социального познания: Учебн. пособие. -М.: Аспект-Пресс, 1997.

2. Бабаева Ю. Д., Войскуновский А. Е. Психологические последствия информатизации//Психологич. журн. -1998. -Т. 19, №1.

3. Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. -М.: МГУ, 1991.

4. Богомолова Н. Н. Массовая коммуникация и общение. -М.: МГУ, 1988.

5. Введение в практическую социальную психологию/ Под. ред. Жукова, Петровской. -М., 1999.

6. Влияние средств массовой коммуникации на интересы детей и молодёжи. (Ред. кол.: Школьник Л. С., Хелемендик В. С.) –М.: НИИОП, 1989.

7. Гримак А. П. Грядущий век-век одиночества (к проблеме ИНТЕРНЕТа) //Мир психологии. -2000. -№2.

8. Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация: Сборник работ: Пер. с англ. /Сост. Петров В. В.: -М.: Прогресс, 1989.

9. Дмитриев А. В. Слухи как обьект социологического исследования// Социол. исслед. -1995. -№1.

10. Зильберман Д. Б. Традиция как коммуникация: традиция, ценности, письменность. //Вопр. философии. -1996. -№4.

11. Информация и коммуникация в развитии человека и осмысления им себя в социальной эволюции: От ред. кол. //Мир психологии. - 2000. -№2.

12. Ковалевич В. Т., Козлов А. А. Социально-психологические и экономические аспекты управления социально-производственными системами. -КрасГАСА, 1998.

13. Коган В. З. Теория информационного взаимодействия. -М.: 1989.

14. Лебон Г. Психология народов и масс. -СПб: Маркет, 1995.

15. Массовая информация и коммуникация в современном мире: Референтный сборник. -М.: ИНИОН АН СССР. -(Сер. ”Информация, наука, общество”). ч. 2. -1991.

16. Массовая коммуникация в формировании современного социо- культурного пространства. Круглый стол// Социол. исслед. – 2000. - №7.

17. Методологические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Шорохова Е. В.-М.: Наука, 1983

18. Методы социальной психологии / Под. ред. Кузьмина Е. С. -Л., 1977.

19. Прикладные проблемы социальной психологии / Отв. Ред. Шорохова Е. В., Левкович В. П.- М.: Наука, 1975

20. Старова О. Средства массовой информации как источник агрессии // Прикладн. психол. и психоанализ. –2000. -№2.

21. Слухи как социально-психологический феномен// Социол. исслед. –1993. -№3.

22. Средства массовой информации Р. Ф.: Справочник. -М.: РИА Новости, 1989.

23. Тарасов К. А. К поискам выхода из ловушки экранного насилия // Мир психол. -2000. -№2.

24. Терин В. П. Психологические характеристики телевизионного общения по Маклуэну // Мир психол. -2000. -№2.

25. Флягина И. А. Реклама как специфический вид массовой коммуникации и социокультурная динамика // Мир психол. -2000. -№2.

26. Шариков А. В., Баранов З. А. О связи ценностных и массово-ком- муникационых ориентаций // Психол. журн. -1999. -№3.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.