Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Медитация.






Основная цель заключается в направлении восприятия снаружи внутрь и прервать «постороннюю»мыслительную деятельность.[см.28, с.372]

5. Упражнение «психодрама субличности».

Данное упражнение позволяет прояснить многие внутренние проблемы [ см 28, с372].

Контрольные вопросы, тесты и задания

для самостоятельной работы(18 ч.)

Вопросы:

1. Соотнесение понятия: человек, личность, индивид.

2. В чем состоит процесс социализации личности?

3. В чем состоит процесс интериоризации общественных ценностей человеком?

4. Сформулируйте проблемы адаптации молодого специалиста на производстве.

5. В чем состоит процесс антиципирования межличностных отношений на производстве?

6. Смысл статусно-ролевой характеристики личности.

7. Что подразумевается под психологическими механизмами мотивации человека?

8. Что такое самосознание личности?

9. Что такое саморегуляция личности?

10.Классификация потребности личности.

11.Как влияет социальная среда на формирование личности?

12.Роль наследственности в формировании личности.

13.Интересы личности.

14.Психологическая структура личности.

15.Биологическое в человеке.

16.Социальное в человеке.

 

Тесты и задания:

1. Составьте перечень ролей, в которых Вы выступаете в течение месяца, и каждую роль рассмотрите функционально.Проанализируйте затраты времени на выполнение тех или иных функций. Найдите резервы, попробуйте рационализировать затраты времени. Для этого заведите дневник и заполняйте его каждый день в течение недели. Записывайте все, что Вы делали в течение дня (включая отдых, развлечения, время на транспорт, самообслуживание, пустое время провождение, просмотр телепередач и т.д.). В конце недели проанализируйте записи, выписав в одну колонку временные затраты конструктивного характера, в другую – попусту потраченное время. Подумайте, насколько разумно Вы тратите свое время и где ваши резервы. Желаем успехов! [см.7, с.62]

2. Тест «Тип личности человека».

Тест основан на функциональной асимметрии головного мозга и считается одним из наиболее объективных.[см.7, с.45]

3. Психогеометрический тест.

Тест определяет форму (или тип) личности.

Дает подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения человека на обыденном, понятном каждому языке.

Помогает составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях. [см.27, с.440] и [см.25, с.18]

4. Определение направленности личности. (Ориентационная анкета).

Методика определяет личностную направленность на себя, на общение и на дело [см.32, с.47].

5. Личностный дифференциал.

Методика отражает сформировавшиеся культуре представления о нашей культуре. Она изучает определенные свойства личности, ее самосознание, межличностные отношения. [см.32, с.170]

6. Тест юмористических фраз.

Методика диагностики мотивационной сферы личности. В основе методики лежит прием свободной тематической классификации многозначных стимулов – юмористических фраз.[см.32, с.38]

7. Методика изучения темперамента.

Методика определяет тип темперамента в процентном соотношении.[см.7, с. 63]

8. Тест «Оптимист? Пессимист?».[см.25, c.25]

9. Шкала оценки потребности в достижении.

Методика позволяет оценить стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиваться своего во что бы то ни стало.[см.32, c.30]

10. Шкала оценки мотивации одобрения.

Методика позволяет оценить уровень стремления заслужить одобрения значимых окружающих людей.[см.32, c.32]

 

Литература

1. Алфимова В.И., Трубников В.И. Генные основы темперамента и личности. // Вопросы психологии, 2000 №2 с.128 -139

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: 1998

3. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: 2000 – 288 с.

4. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: МГУ 1990

5. Гримак Л. П. Общение с собой. Начало психологии активности. М.: Политиздат, 1991

6. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986

7. Ковалевич В. Т., Козлов А. А. Социально-психологические и экономические аспекты управлений социально-производственными системами. Красноярск: Крас ГАСА, 1998

8. Кон И. С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984

9. Крайк Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000

10.Леви В. Искусство быть другим. М.: 1981

11.Марков В.Н., Синягин Ю.В. Потенциал личности // Мир психологии 2000 №1 с.250-262

12.Мендь В.В., Овчаров А.А. Краткие характеристики типов личности // Соционика и психология 1999 №№ 5-6 с. 6-12

13.Мишин О.В. А.Г. Маслоу и культурно-историческая концепция личностного развития (опыт сопостановления различных подходов к формированию нормы культуры поведения) //Мир психологии, 1999 №1 с.295-302

14.Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стиливая саморегуляция поведения человека. // Вопросы псилогии, 2000 №2 с.118 -127

15.Москоленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск, 1989

16.Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте М.: 1991

17.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений. Книга 3., М.: ВЛАДОС, 1995

18.Ницше Ф. Человеческое слишком человеческое В 2 т. М.: Мысль, 1990 т.1

19.Основы социально–психологической теории. Учебное пособие/Под ред.: Богомолова Н. Н., Бодалева А.А., Сухова А.Н. – М.: 1995 – 421с.

20.Парыгин П.Д. Социально-психологический климат коллектива М.: 1991

21.Психология. Учебник. / Под ред.: Крылова А.А. – М.: 2000 -584с.

22.Симпатов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность М.: 1984

23.Слободчиков В. И. Выявление и категориальный анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности. // Вопросы психологии, 2000 №2 с.42 –52

24.Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под ред.: Лабунской В.А. – М.: Гардарики, 1999 - 397

25.Социальная психология: Учебное пособие. Часть 1, 2 /под ред. Ковалевич В. Т.; КГТУ Красноярск, 1994

26.Социальная психология: методические указания для студентов заочного факультета / сост. Ковалевич В. Т., Носкова М. М., Зиборова С. В., КрПИ Красноярск, 1993

27.Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998

28.Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие.Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии.-М.: ВЛАДОС, 1995

29.Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер Теория личности. М.: ЗАО изд-во ЭКСМО-ПРЕСС 1999

30.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: изд-во Питер, 1999

31.Чернявская Г. К. Личность: проблемы саморегуляции. // СПЖ, 1996 №4 С.134-144

32.Энциклопедия психологических тестов. М.: ТЕРРА – книжный клуб, 1999

 

ТЕМА 6: Общение взаимопонимание. Конфликты. (18ч.)

1. Общение как способ взаимодействия между людьми.

2. Интерактивная, перцептивная и коммуникативная сторона общения

3. Знаки как средство общения.

4. Механизмы и феномены восприятия человека человеком.

5. Понятие конфликта.

6. Стадии, функции и типология конфликта.

7. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях.

8. Решение конфликта.

 

1.Общение как способ взаимодействия между людьми.

В процессе общения происходит взаимный обмен деятельностями, их способами и результатами, представлениями, идеями, установками, интересами и т.п. Общение выступает как самостоятельная и специфическая форма активности субъекта. Ее результат не преобразованный предмет, а отношения с другим человеком. И речь идет не просто о действии, не просто о воздействии одного субъекта на другой, а именно о взаимодействии. Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект.[14]

 

2. Интерактивная, перцептивная и коммуникативная сторона общения.

Интерактивное общение -это межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияние людей, складывающихся в их совместной деятельности.

Коммуникативное общение -это обмен информацией между ее участниками.

Перцептивное общение - предполагает восприятие общающимися друг друга.

[4, 7, 12, 14, 15]

 

3. Знаки как средство общения.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Под речью здесь понимается естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков.

Невербальная коммуникация играет большую вспомогательную роль в коммуникативном процессе. Это мимика, жесты, пантомима.

 

4. Механизмы и феномены восприятия человека человеком.

Идентификация- это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта.

Рефлексия - осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

Стереотипизация - это классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным явлениям, т.е. отвечающим социальным стереотипам. [1, 2, 15, 18]

 

5. Понятие конфликта.

Конфликт - это столкновение против положительно направленных целей, интересов, позиций, или взглядов 2х или нескольких человек.

 

6. Стадии, функции и типология конфликта.

Стадии конфликта.

1. Предконфликтная.

2. Связанная с возникновением объектов конфликтной ситуации.

3. Интелектуальный этап развития.

4. Критический этап.

5. Спадение напряженности.

6. Сопоставление официальных и неофициальных оценок поведения.

7. Разрешение конфликта. [13, 14, 23]

Функции конфликта.

1. Деструктивная (негативная).

2. Конструктивная (позитивная).

Деструктивный конфликт возникает, когда одна из сторон упорно настаивает на своей позиции, не учитывает интересы другой стороны.

Причины конструктивного конфликта; сверхурочные работы, несоответствие прав и обязанностей, конфликтные условия. [4, 7, 11]






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.