Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психофизическая адаптация коллектива и его участников к условиям выступления перед аудиторией.






 

Адаптация – приспособление к изменяющимся внешним условиям. Публичное выступление — это те внешние условия, к которым нужно адаптироваться. Слагаемыми оптимального концертного состояния яв­ляются компоненты физической, умственной и эмоциональной подготовки. Два последних компонента представляют собой соб­ственно психологическую подготовку, основывающуюся на хоро­шем физическом самочувствии исполнителя. Оптимальному концертному состоянию противостоят такие два неблагоприятных для выступления состояния, как эстрадная лихорадка и апатия. Сильное волнение проявляется в напряженных и лихорадочных движениях, треморе рук и ног, торопливой речи с проглатыванием слов и отдель­ных слогов, а также в акцентированной мимике и жестикуля­ции. Понятно, что долго пребывать в таком состоянии человек не может. Нервная система начинает истощаться и после какого-то периода времени организм входит в состояние апатии — полно­го безразличия к тому, что с ним может произойти в данный момент. В таком состоянии человек делается вялым, замыкается в себе, может появиться сонливость. Исполнитель испытывает недомогание и слабость. Так бывает в резуль­тате долгого ожидания очередности выступления. При достаточно частых и регулярных выступлениях организм адаптируется к сложной ситуации, и человек научается справ­ляться с волнением. Если перерывы между выступлениями рас­тягиваются, достигая 2—3 месяцев, то адаптации не происходит. Следовательно, руководитель должен чаще организовывать публичные выступления: концерты, участие в конкурсах, мероприятиях ДУ.

Одной из драм, которая развертывается на концертно-исполнительной сцене, является то, что те из исполнителей, самодеятельных артистов, кото­рые обладают более тонко организованной нервной системой и отличаются впечатлительностью и ранимостью, а следователь­но, и одухотворенностью исполнения, особенно болезненно пе­реживают стресс публичного исполнения.

Как бы ни были велики психологические сложности пу­бличного исполнения, они могут быть с успехом устранены, если руководитель будет владеть соответствующими прие­мами и способами их преодоления. Как правило, удачным выступлениям сопутствуют приподня­тое настроение, желание выступать хорошо, особый боевой задор, отсутствие утомления, хорошие отношения с окружающими, нормальное физическое самочувствие.

Способность находиться в оптимальном концертном состоянии тесно связана с такими характеристиками личности, как отсутствие чувства тревоги и беспокойства, сковывающей застенчивости. Са­мое же главное здесь — горячее желание выступать перед слушате­лями и общаться с ними посредством искусства. У тех, кто не обла­дает исполнительскими способностями, публичное выступление нередко страдает различными недостатками.

Чаще всего это бывает у самодеятельных артистов, у которых:

— отсутствуют навыки психической мобилизации на испол­нение;

— не сформирована потребность в выступлении перед слу­шателями;

— отмечается высокая личностная тревожность и как след­ствие этого — снижение эмоциональной устойчивости;

— не осознаны цели обучения;

— исполняемые произведения недостаточно хорошо выуче­ны;

— сформирован рефлекс на обязательное волнение перед выступлением и его отрицательное влияние на исполнение;

— внутренняя установка направлена не столько на исполне­ние произведения в нужном образе, сколько на самооценку собственной личности

 

Руководителю в самом начале работы с коллективом необходимо провести психологические исследования темперамента, экстравертности/ интравертности, тревожности и др., чтобы с учетом индивидуальных особенностей заранее продумать работу с каждым участником по формированию оптимального концертного состояния.

Для удачного выступления участники коллектива должны быть знакомы с местом выступления, желательно провести репетицию в новых условиях. Первое выступление коллектива должно проходить в «домашних» условиях. Обычно у каждого руководителя есть свои рецепты, как подготовить кружковцев к концерту, в том числе и ритуальные действия. Чтобы оградить себяот неудачного выступления, нужно хорошо и тщательно к нему подготовиться, твердо выучить программу, выступление планировать только тогда, когда нет сомнений в том, что коллектив выступит удачно. Уделяя много времени и внимания работе с коллективом в период обучения и репетиций, руководителю следует, вместе с тем, уметь определить момент, когда коллектив может выступить, когда ему уже нельзя больше «вариться в собственном соку», когда необходим выход на сцену, контакт со зрителями.

Обостренное восприятие у участников коллектива во время концертного вы­ступления делает их особенно чуткими к действиям руководителя. Его поведение, манеры, характер обращений — все становится объектом пристального внимания участников. Руководителю подражают, что лучше многих воспитательных мер влияет на формиро­вание культуры у самодеятельных артистов, их эмоциональной отзывчивости. Руководитель своими действиями, своей увлеченностью создает настроение творческого вдохновения, то есть обстановку, при которой каждый участник может показать все, на что он способен как артист, как человек. Для этого руководителю нужно ценить и уважать в каждом из участников прежде всего индивидуаль­ность; не подчеркивать ни словом, ни жестом своего профессио­нального превосходства; постоянно напоминать об общности твор­ческих задач.

Можно наметить ряд приемов и методов, которые повышают психологическую устойчивость участников творческого коллектива во время публичного выступления.

Один из них обыгрывание. В этом приеме психологической подготовки музыкант-исполнитель постепенно приближается к ситуации публичного выступления, начиная от самостоятельных занятий и кончая игрой в кругу друзей. Обыгрывание произведения или программы надо делать как можно более часто и постараться достичь того, чтобы, говоря словами Станиславского, трудное стало привычным, привычное — легким, а легкое — приятным.

Ролевая подготовка. Смысл этого приема заключается в том, что исполнитель, абстрагируясь от своих собственных личност­ных качеств, входит в образ хорошо ему известного артиста, не боящегося публичных выступлений, и начинает играть как бы в образе другого человека. Вол­шебная сила воображения, магического «если бы» давно из­вестна людям.

Выявление потенциальных ошибок. Даже когда программа вы­ступления кажется идеально выученной и можно ее играть на сцене, каждый руководитель хочет на всякий случай застраховаться от ошибок. Для этого можно приглашать на рабочие репетиции зрителей из числа друзей, родственников, знакомых. Таким образом создается атмосфера зрительного зала, к тому же это заинтересованные зрители, которые могут поделиться впечатлениями, сказать о недочетах. Для выявления ошибок руководитель может создавать помехи во время выступления: менять условия, шуметь, можно предложить выступать с завязанными глазами (для музыкантов) и др.

Предконцертное самочувствие ученика в значительной мере зависит и от психологического состояния его педагога. Руководитель должен уметь вселять бодрость и энтузиазм в своих уче­ников, т.е. быть для них своеобразным психотерапевтом. Нет ничего более нелепого и более психотравмирующего для учени­ка, нежели вид собственного наставника, волнующегося до дрожи и в то же время призывающего к спокойствию и уверен­ности в своих силах.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.