Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иллюстрация». Виды иллюстрации






Иллюстрация – поясняющий, наглядный пример, текст, снабженный рисунком, фотографиями, слайдами, музыкальными фрагментами, отрывками из литературных произведений, документами, таблицами, графиками и т.д.

В клубных мероприятиях, имеющих публицистический характер, то есть освещающих вопросы политики и общественной жизни, чаще всего используется иллюстрация. Существует несколько видов иллюстрации.

1. Документ. Это может быть фрагмент газетной статьи, телеграммы, приказы, цифры, распоряжения, фрагменты дневников, личные письма и т.д. Использование этого материала в сценариях создает ощущение достоверности, личной сопричастности зрителей или участников мероприятия к событиям сегодняшнего дня или истории. Для создателя сценария мероприятия важно образно осмыслить документ.

2. Факт. В документе могут содержаться факты в виде статистических данных, событий, процессов. Достоверность факта, образно осмысленная, усиливает эту достоверность, делает ее более значимой.

Например. Достоверный факт, что Великая Отечественная Война продолжалась 1418 дней. В этой войне погибло 20 миллионов советских людей. Если эти факты подать в образной форме, то вот что может из этого может получиться.(фрагмент из вечера о ВОВ)

1 ведущий (у него в руках гитара) - Война… От Бреста до Москвы 1100 километров. От Москвы до Берлина –1600... Значит всего каких-то 2700 километров.

2 ведущий – Не так уж много, правда. Если поездом, то двое суток. А самолетом – вообще около трех часов.

1 вед. – А перебежками? По-пластунски? Да с боями?

2 вед. – Тогда четыре года. Долгих. И трудных. А это – 1418 дней. Или 34 тысячи часов.

1 вед. – И 20 миллионов погибших советских людей. Представьте только: это ведь 7, 5 тысяч убитыми на каждом километре. На каждом!

Поет песню В. Высоцкого «На братских могилах не ставят крестов»

2 вед. – Я вот сейчас подумал от времени. За 1418 дней погибло 20 миллионов только советских людей. Это ведь ежедневно – 14 тысяч. Это ведь в час – 600. А каждую минуту – 10 человек. Каждую минуту! Вот так и запомним. Навсегда!

Помните!

Через века,

Через года, - помните!

Песню свою отправляя в полет, -

Помните!

О тех, кто уже никогда не споет, -

Помните!

 

1 вед. – Детям своим

расскажите о них,

Чтобы запомнили! Детям детей расскажите о них,

Чтобы тоже запомнили! (Р. Рождественский)

 

Из этого примера видно, что образное осмысление фактов позволяет действие выстроить художественно. Любой документальный факт может быть подан либо очевидцем (участником события), либо передан (сыгран, рассказан и т.п.) ведущим или иным персонажем.

3. Словообразное, эмоциональное тоже является видом иллюстрирования, элементом художественной выразительности. Это выражается не только в интонациях, использовании «крылатых слов», умелом владении паузой и даже не в приемах повествования, воспоминания, и не только в импровизации. Самое существенное в выразительности речи – это индивидуальность говорящего, творческая выразительность, обаяние. Образ оратора (ведущего) в условиях массового мероприятия, кроме того, помогают создавать, казалось бы такие мелочи, как костюм, поза, жест, интонация, реквизит (указка, карта, модель и пр.) И естественно – это свой, индивидуальный подход личности к раскрытию одной и той же темы. Слово, его художественная сторона, помогают создавать «художественно-образное действие, которое обусловлено темой, авторским замыслом, документальностью. Слово помогает создать убедительную, образную трактовку какого-либо события. Например, одно и то же слово «хлеб» можно в массовом мероприятии интерпретировать по- разному, даже в зависимости от формы мероприятия.

4. Слайды, кино и фотодокументы. Они дополняют звучащее слово и содействуют созданию

образного строя всего клубного мероприятия. У кинофрагмента, используемого в драматургии тематического вечера, праздника, представления и в других формах, есть еще одна функция, – он может вызвать, «спровоцировать» в зрительном зале стремительный взлет эмоционального напряжения. Из слайдов, кино и фотодокументов можно создать видеоряд – одновременный показ их на нескольких экранах на фоне текста. Кадры должны быть тщательно выстроены и смонтированы. Их восприятие можно усилить музыкой, которая отражает данную тему. Например, финал тематического вечера, посвященного ВОВ можно выстроить следующим образом. Ведущий читает текст (Р. Рождественский)

……… Но о тех, кто уже не придет никогда, -

Заклинаю, - помните!

И сразу же вспыхивают три экрана. На них кинокадры чередуются со слайдами: людской поток к могиле Неизвестного солдата, мемориал под Курском, мемориал на Мамаевом кургане, уборка хлеба, дети в классе, пограничники на посту… И весь видеоряд сопровождается песней М. Фрадкина на стихи Р. Рождественского «За того парня».

5. Музыка – песни, фрагменты музыкальных произведений. Они могут исполняться солистами, коллективами, записаны на аудиокассеты. Музыкальные произведения могут звучать самостоятельно или дополнять киновидеоряд, или слова ведущего.

6. «Реконструкция» события. Она может быть воссоздана в сценических условиях – лесная поляна, блиндаж, улица, околица села и т.д., или организована в совершенно реальных условиях, в тех местах, которые имеют определенную историческую значимость.

7. Непосредственное выступление какого-нибудь интересного человека в тематическом вечере, устном журнале, празднике и т.п. Зерном этого вида документальности является организация момента прямого общения приглашенного с аудиторией и целенаправленное воздействие на нее. Необходимо правильно информировать зрителей (участников) о человеке, который выйдет на сцену, причем в таком образно выстроенном слове, которое давало бы эмоциональную, привлекательную информацию, приглашающую повнимательней присмотреться к гостю клубного мероприятия. Выступление гостя – это чаще всего рассказ о событиях, фактах. Вариантов рассказов много: рассказ-приглашение, рассказ-воспоминание, рассказ-размышление. Но в любом случае с выступающим нужно предварительно пообщаться, изложить ему, что мы хотели бы от него услышать и в каком ключе – выступление лирическое, публицистически острое, неторопливое и т.д. И, конечно, обговорить время выступления, чтобы оно не сбило темп и ритм мероприятия. Можно использовать с выступающими в мероприятии интервью. Для этого необходимо определить круг вопросов, которые будут затронуты в разговоре на сцене. Точно поставленный вопрос, поддержка разговора ведущего с выступающим в заданном русле, комментарии и уточнения сказанного, активизация собеседника ведущим мероприятия, поможет сделать выступление более эмоциональным, значимым, запоминающимся.

8. Речевая фонограмма. Она включается в структуру тематического вечера, дископрограммы, праздника. Под речевой фонограммой принято понимать все формы речи (монологи, чтение фрагментов из документов, отдельные слова, фразы), записанные на магнитофонную ленту и предназначенные для включения в сценическое действие. Использование фонограммы – это всегда обращение к первоисточнику. В драматургию вечера, праздника включаются выступления выдающихся людей, ученых поэтов, писателей, современников и участников событий. Речевая фонограмма делается не более, чем на 2-3 минуты. А параллельно можно использовать слайды, фотографии, кинокадры, то есть построить видовой, изобразительный ряд. Такое сочетание носит название - «звуковидеоряд». Все это вместе создает впечатление непрерывности организованного в клубном мероприятии действия, помогает находить яркие, образные решения для организации документального материала.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.