Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика Конституции Афганистана в Республиканский период




 

В июле 1973 г. в афганском государстве происходит антимонархический переворот, в результате монархия ликвидируется, а Афганистан объявляется Республикой. При подготовке и осуществлении антимонархического переворота активное участие принимают сторонники НДПА. Задачи вновь образованного высшего органа государственной власти – Центрального Комитета Республики Афганистан – являются:

– издание законов и декретов;

– утверждение государственных планов экономического и социального развития Республики Афганистан;

– утверждение основных направлений внутренней и внешней политики Республики Афганистан;

– утверждение государственного бюджета Республики Афганистан и т.д.

В первые месяцы после ликвидации монархии республиканское правительство осуществляет мероприятия в социально-экономической сфере: принимает меры по борьбе со взяточничеством, коррупцией, контрабандой; объявляет планы по разработке нового трудового законодательства; осуществляет некоторые меры по улучшению положения рабочих и мелких служащих. «В 1975 г. принимается Закон о земельной реформе, делаются попытки реформировать систему образования, создается Национальное управление по ликвидации неграмотности, все частные школы ставятся под контроль государства»[12].

По мере политической стабилизации режима усиливаются личные позиции М. Дауда и его сторонников в период с июля 1973 по апрель 1978 гг., которые заняли основные посты в государственном аппарате: главы государства, премьер-министра, министра иностранных дел и министра обороны. Это позволило М. Дауду получить поддержку в различных слоях общества. Первая Республиканская Конституция Афганистана была принята в январе 1977 г. на заседании Лоя Джирги. Конституция 1977 г. состояла из предисловия, 13 глав, 136 статей и закрепила следующие основные положения:

– республиканскую форму правления;

– статус нового главы государства – Президента;

– закрепила однопартийную систему и запрещала создание иных общественных организаций и политических партий;

– изменила систему, структуру и компетенцию высших органов государственной власти.

Известный афганский государственный деятель и исследователь М.М.С. Фарханг по поводу принятия новой конституции отмечал: «Этот Основной закон, как и сам режим, принявший его, по сущности своей был сложным и противоречивым»[13]. Большая часть положений конституции, особенно положения касающиеся прав и свобод граждан, были заимствованы из Конституции 1964 года. Конституция 1977 года, формально признавая демократический принцип, в действительности решительно отвергала создание независимых законодательных и судебных органов. Важнейшие функции в государстве были сосредоточены в руках Президента страны, полномочия которого были шире, чем у бывшего короля Афганистана. Это сводило на нет все преимущества новой конституции.



Несмотря на это, в данный период была проделана большая работа по разработке и принятию новой Конституции страны, которая была утверждена в феврале 1977 года. Были внесены изменения в определение конституционного строя страны. В конституции были закреплены изменения, которые происходили в политической жизни Афганистана после прихода к власти М. Дауда в 1973 году. В ст. 20 главы «Государство» утверждалось, что Афганистан – это республиканское, демократическое, независимое, единое и неделимое государство.

Статья 21 Конституции, в которой говорилось о национальной власти, также была изменена: в ней утверждалось, что государственная власть в Афганистане принадлежит народу. Были оставлены без изменения положения об «афганской нации» (ст. 21), о государственной религии и правах последователей других религий (ст. 22) и об официальных языках (ст. 23), которые были закреплены в принятых раньше конституциях страны.

К объективным причинам совершения Апрельской революции 1976 г. можно отнести:

1. Установление в соответствии с Конституцией 1977 г. авторитарного режима.

2. Запрещение деятельности политических партий и общественных организаций и создание однопартийной системы в Республике, что вызвало недовольство со стороны большинству оппозиционных партий.

3. Действия оппозиции, в конечном счете, привели к убийству одного из руководителей НДПА и аресту 26 апреля 1978 г. большинства ее руководителей.



27 апреля 1978 г. Вооруженные силы страны выступили против правительства М. Дауда и совершили Апрельскую революцию. В результате падения правительства к власти пришла Народно-демократическая партия Афганистана. После победы Апрельской революции провозглашается создание Демократической Республики Афганистан, формируется Революционный совет ДРА, а 29 апреля 1978 г. Декретом Революционного совета приостанавливается действие Конституции 1977 года.

В мае 1978 г. Революционный совет ДРА принял новый конституционно-правовой акт под названием «Основные направления революционных задач ДРА»[14]. Этот документ состоял из краткого предисловия, двух частей. 30 пунктов и устанавливал основные функции Революционного совета и Правительства ДРА. В предисловии определялись основные цели и задачи Апрельской революции, роль НДПА как авангарда рабочего класса и всех трудящихся страны, указывалось, что «до принятия новой Конституции следует опираться на положения «Основных направлений революционных задач ДРА»[15].

В первой части документа намечались основные мероприятия по осуществлению внутренней политики правительства, во второй части – внешней политики. Конституционное значение имели и другие декреты Революционного совета ДРА: Декрет об отмене ростовщической задолженности крестьян; Декрет о земельной реформе.

Можно отметить, что данные конституционно-правовые акты не могли заменить Конституцию. 1 октября 1979 г. создается специальная комиссия для разработки нового проекта Конституции ДРА, однако работа над проектом затруднялась из-за нестабильности политической обстановки, разногласий партийных лидеров в НДПА, вооруженных переворотов в течение сентября-декабря 1979 г. и смены руководителей страны (Тараки, Амин, Кармаль).

21 апреля 1980 г. руководство Б. Кармаля приняло конституционно-правовой акт «Основные принципы ДРА», который затем был утвержден Революционным советом. «Основные принципы ДРА» состояли из предисловия, 10 глав, 68 статей. Этот конституционно-правовой документ отличался по объему, содержанию и структуре от «Основных направлений революционных задач ДРА» 1978 г. Однако этот документ также носил временный характер.

Анализируя «Основные принципы ДРА» можно сделать вывод, что «Основные принципы ДРА»:

– во-первых, практически узаконивают тоталитарный режим в стране;

– во-вторых, закрепляют монополию одной правящей политической партии;

– в-третьих, существование однопартийности, в конечном итоге, приводит к преобразованию НДПА в правящую партию;

– в-четвертых, проведенные преобразования в государственном аппарате не создали ни в центре, ни на местах эффективного механизма государственной власти.

В середине 80-х годов в мире происходят изменения, создающие благоприятные условия для решения некоторых международных споров. Под влиянием политики перестройки, которая была провозглашена в СССР, появились принципиально новые перспективы решения афганских проблем. После отстранения от власти Бабрака Кармаля был провозглашен и стал реализовываться курс НДПА и Правительства ДРА на национальное примирение. «Приход Наджибуллы к власти связан с возобновлением Женевских переговоров, которые были начаты в 1982 г. между Демократической Республикой Афганистан и Исламской Республикой Пакистан под наблюдением генерального секретаря Организации Объединенных Наций»[16].

Во внутриполитической жизни Афганистана следовало решить множество проблем, большинство из которых требовало конституционно-правового регулирования. Поэтому функция законотворчества выдвигалась на первый план. 3 февраля 1986 г. на заседании Президиума Революционного совета ДРА был утвержден состав комиссии Революционного совета по разработке проекта Конституции Демократической Республики Афганистан. К ноябрю 1987 г. был разработан последний вариант. Для принятия Конституции созвана Лоя Джирга, и 30 ноября 1987 г. Конституция была принята.

В преамбуле Конституции 1987 г. провозглашались принципы свободы, демократии, укрепления независимости, национального суверенитета и защиты территориальной целостности страны, достижения национального примирения и укрепления национального единства, обеспечения социальной справедливости и равенства, развития национальной экономики и повышения жизненного уровня народа, повышения роли и авторитета Афганистана на международной арене.

Положения Конституции 1987 г. открывали путь к национальному примирению; она отменила монополию правящей Народно-демократической партии Афганистана на осуществление государственной власти; провозгласила создание различных политических партий и создала благоприятные условия для нормального функционирования государственных органов власти. В статье 1 Афганистан провозглашался независимым, единым, неделимым, исламским государством. «Государственная власть в Республике Афганистан принадлежит народу. В Конституции говорилось, что народ осуществляет национальную власть посредством Лойя Джирги и Национального Совета»[17].

С того времени, как была установлена независимость страны, до создания переходного правительства в Афганистане принимались многочисленные конституции. В ранее принятых конституциях вопросы межнациональных отношений либо не были отражены, либо истолковывались ограниченно. Факт многонационального характера государства впервые в истории Афганистана признали в Конституции, которая была принята в 1987 году, во время правления Наджибуллы.

Конституция в качестве главного закона в любом государстве имеет основополагающее значение, регулируя экономические, социальные, политические и культурные отношения, среди которых и межнациональные отношения в обществе. В конституции определяются нормы и положения, которые регулируют права и обязанности граждан, функционирование и взаимодействие законодательных и исполнительных органов, в рамках которых граждане и государственные органы вступают между собой в правовые отношения.

Вместе с этим в многонациональных государствах конституцией должно обеспечиваться национальное единство всех народов, которые проживают в стране, их равноправие перед законом. В этом отношении Афганистаном пройден долгий путь совершенствования системы законодательства: от признания основных прав и свобод личности до самого факта признания того, что государство имеет многонациональный характер.

При доработке текста Конституции в 1990 г. были внесены существенные изменения и дополнения во многие положения Конституции. Изменения в основном касались расширения политических прав и свобод граждан, организации нормального функционирования государственных органов. Из преамбулы исключалось положение о Народно-демократической партии Афганистана в качестве инициатора и организатора политики национального примирения. Основой политической системы Афганистана провозглашался политический плюрализм, были исключены или изменены статьи, которые касались роли Национального фронта, профсоюзов, молодежных и женских общественных организаций.

Также исключалась статья, по которой государство регулировало внутреннюю и внешнюю торговлю и оказывало поддержку собственной продукции в конкурентной борьбе с иностранным капиталом и монополиями. Изменялся состав Лоя Джирги. Новая редакция конституции давала президенту дополнительные полномочия: утверждать государственный гимн, отменять законы, которые противоречат конституции, формировать аппарат президента.

В конечном итоге изменения должны были способствовать нормализации обстановки в Афганистане. Однако внесенные поправки не изменили ситуацию. Попытки проведения конституционных реформ оказались напрасными, так как в апреле 1992 г. в стране в очередной раз произошла насильственная смена политической власти. Кризис режима Наджибулы пришелся на 1992 г. В Кабул вошли вооруженные отряды моджахедов, было провозглашено Исламское государство Афганистан. Наджибулла укрылся в миссии ООН в Кабуле, где пробыл до 1996 г. Начинается новый этап борьбы за влияние и власть в Афганистане. На этот раз борьба принимает характер вооруженной борьбы между разными партиями, которые некогда составляли широкую оппозицию официальной власти. Были разрушены целые районы афганской столицы, погибли тысячи людей. На этом фоне набирала силу новое военно-политическое образование – движение Талибан, за достаточно короткий промежуток времени овладевшее всеми южными районами Афганистана, а в 1996 г. захватившее Кабул. Наджибулла, скрывавшийся в миссии ООН, был казнен.

А.М. Балбеко указывает на то, что «рост влияния талибов обусловлен переплетением местных условий с внешней поддержкой. Афганистан всегда был одной из беднейших стран Азии. Участие в многолетней войне отбросило его экономическое развитие на много лет назад»[18]. Что же собой представляет само исламское движение «Талибан» (ИДТ)? Каковы истоки его формирования? «Несмотря на то, что в печати много писалось о том, как из выпускников медресе формировалось мощное движение «Талибан», многое остается до сих пор неясным. Например, как из школ по изучению Корана вышли тысячи хорошо обученных бойцов? Откуда у этих бедняков-беженцев появилось в изобилии современное оружие?»[19].

Скорее всего, мифология движения «Талибан» послужила прикрытием прямого финансирования и военной подготовки армии вторжения со стороны Корпуса пограничной стражи и элитных подразделений десантных войск Пакистана под непосредственным руководством генерала Насруллы Бабара, бывшего министра внутренних дел в правительстве Беназир Бхутто.

Пакистан и США совместными усилиями открыли в приграничных районах Афганистана и Пакистана многочисленные медресе – религиозные школы. Цель организации этих школ – создание своеобразного религиозно-идеологического пояса вдоль афгано-пакистанской границы для поддержания боевого духа моджахедов. Руководило этой акцией МВД Пакистана во главе с Насруллой Бабаром. Афганские беженцы, оставшиеся без средств к существованию, шли на учебу в эти медресе. Они-то и стали первыми талибами. Основным направлением обучения в этих учебных заведениях была военная подготовка (хотя присутствовала религиозная и общеобразовательная подготовка).

Исламское движение «Талибан» (букв. «ищущие» или «студенты»[20]) первоначально возникло в среде учащихся и выпускников ряда мусульманских учебных заведений из числа афганских беженцев-пуштунов в Пакистане. Его можно назвать жесткой, контролируемой на всех уровнях военно-религиозной организацией. Во время существования просоветского режима в Кабуле в Афганистане сложился большой слой конформистского духовенства, придававшего «новой власти» исламский имидж и способствовавшего консолидации ее социальной базы. Ответом на такую политику ряда духовных лидеров и стала идеология талибов, ориентированная на «возвращение к чистым истокам ислама»[21].

Религиозные воззрения талибов настолько радикальны, что их главные противники, моджахеды Северного альянса, ранее сражавшиеся против советских войск, сегодня даже приобретают образ борцов за религиозную терпимость. Агрессивный, фанатичный характер движения «Талибан» обнаружился с момента появления талибов на афганской политической сцене.

Во главе движения стояла «шура» (букв. «консультативный совет»[22]) – так называемая кандагарская шестерка высших мулл. Руководитель исламского движения «Талибан» – мулла Мухаммад Умар (Омар) – выпускник теологического центра в Пакистане. Требования «Талибана» суровы: единоначалие, приказы и распоряжения руководства не обсуждаются. И все же лидерам движения «Талибан» за пять лет упорных боев не удалось объединить всю страну, подавить сопротивление Северного альянса, создать «великий Афганистан».

В Афганистане имела место попытка создания искусственного режима при полном игнорировании этнической, социальной и политической природы этой страны. Полным ходом шла насильственная пуштунизация страны. В Афганистане вместе проживают пуштуны, узбеки, таджики, туркмены, хазарейцы, индусы и представители других этносов. Насаждавшийся талибами «новый порядок» был не просто вызовом военно-политического характера, а серьезным моральным испытанием как для народов, непосредственно вовлеченных в конфликт, так и для всего мирового сообщества. Жестокость и бесчеловечность целей и способов насаждения нового талибановского порядка не уступали деяниям Пол Пота в Кампучии.

Свое движение лидеры талибов называют «радикальным исламским Движением»[23]. Однако «для лидеров «Талибана» «зеленое знамя ислама» является лишь средством для фанатизации талибов, а суровая форма шариата – лишь дубинка для того, чтобы держать народ в страхе и подчинении. Ислам для талибских главарей только ширма, за которой они скрывают свои истинные цели»[24].

Ключом к урегулированию внутренней афганской ситуации являлось создание сильной центральной власти. Однако на пути к этой цели было немало препятствий. После свержения талибов видные представители афганского общества собрались под эгидой ООН в пригороде Бонна с целью разработать план управления страной. В результате начатого там и продолжившегося уже в Афганистане многолетнего процесса государство получило новую конституцию, двухпалатный парламент и первого в истории избранного президента – Хамида Карзая. Причем на каждом этапе государственного строительства широко использовались выборы, выборность и другие демократические институты, такие, например, как всенародное обсуждение Основного закона.

Новая конституция провозгласила Афганистан Исламской республикой. Однако, постулируя непротиворечивость национальных законов исламу, Основной закон, в то же время, не содержит никаких ссылок на шариат (мусульманское право) как источник законодательства. Тексты самой Конституции и ее преамбулы предваряются традиционной мусульманской формулой «Во имя Бога, милостивого, милосердного»[25]. Одновременно в них содержатся ссылки на демократию, права человека, приоритет международных соглашений, подписанных Афганистаном, Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека.

Провозглашаются равные права и обязанности всех граждан Афганистана без различия пола. Конституция постулирует персональный характер ответственности за преступление. Эти положения весьма важны для Афганистана, где до сих пор распространены и неравноправие полов, и кровная месть. Согласно Конституции, главой Исламской республики Афганистан выступает президент. Он является главой одновременно государства и правительства.

Парламент состоит из двух палат: Народной палаты, избираемой прямым голосованием, и Палаты старейшин, частично избираемой, частично назначаемой президентом. Половину назначаемых депутатов Палаты старейшин должны составлять женщины. Все эти элементы демократии западного типа пока получили лишь ограниченное распространение.

 



mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.007 сек.)Пожаловаться на материал