Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лек 10 Принципы проектирования СТОА






Организация производства работ по ТО и ремонту легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, зависит в основном от географических и социально – экономических условий конкретных территорий: густонаселенные города с концентрированным спросом на услуги автотехобслуживания; сельская местность с территориально – рассредоточенным спросом; районы нового освоения и курортные зоны с резко колеблющимся спросом. Планировочные решения СТОА определяются организационными формами их деятельности в инфраструктуре конкретного района. Существующие производственные структуры можно подразделить: по уровню концентрации – крупные, средние и мелкие, по уровню специализации – комплексные и специализированные, по назначению – стационарные (городские и дорожные) и передвижные.

К основным требованиям, предъявляемым в настоящее время к проектированию станций, относятся следующие: 1) максимальное удовлетворение потребностей в производстве работ по ТО и ремонту легковых автомобилей, принадлежащих гражданам; 2) максимальное приближение СТОА к потребителям их услуг; 3) обеспечение достаточной технологической гибкости планировочных решений СТОА, позволяющей осуществлять переход от одной организационной формы СТОА к другой с минимальными затратами.

Обеспечение требования максимального приближения сети СТОА к потребителю и сосредоточение квалифицированного обслуживания в местах концентрации автомобилей предполагают наличие ступенчатой системы организации сети СТОА, основанной на формировании сети предприятий автотехобслуживания из типовых СТОА с различным набором работ по ТО и ремонту легковых автомобилей для удовлетворения спроса одинаковой частоты. Организация сети СТОА в соответствии с этим требованием будет способствовать сокращению времени на ТО и ремонт автомобилей, а также на ожидание начала производства этих работ.

Для такой организации сети СТОА необходимо наличие предприятий не только разной мощности, но и специализированных на выполнении различных видов услуг, причем чем больше спрос на производство работ, тем ближе должна быть расположена СТОА к потребителю. Это позволит значительно повысить эффективность использования оборудования и других производственных фондов вследствие большей концентрации работ при рациональном радиусе действия СТОА и снизить их себестоимость [39, 42].

Создание технологически гибких планировочных решений СТОА, обеспечивающих более плавный переход от одного типоразмера СТОА к другому при поэтапном развитии станции, позволит более рационально использовать капиталовложения и сократить затраты при реконструкции СТОА (принцип саморазвития).

Для удовлетворения рассмотренных выше требований необходимы не только новые планировочные решения СТОА, но и новые организационные формы их развития. Следовательно, и планировочные решения станций также должны быть различными. В то же время технологические и планировочные решения отдельных типовых элементов СТОА будут одинаковы. В этих условиях задача определения рациональной планировки СТОА представляет собой задачу рационального расчленения комплекса работ по ТО и ремонту легковых автомобилей на самостоятельные производственные процессы с последующим определением вариантов планировочных решений помещений для их производства в различном сочетании и с дальнейшей их типизацией.

Качество технологической планировки в значительной степени влияет на производственную деятельность СТОА. В результате рациональной планировки могут быть на 15 – 20 % снижены непроизводительные затраты времени. Для этого необходимо предусмотреть возможность дальнейшего развития предприятий и обеспечить быстроту и качество приемки, ТО и ремонта автомобилей, повышение производительности труда и пропускной способности предприятия {40, 41].

Выбор и деление участка считается важным этапом проектирования. Как правило, выбирают ровный прямоугольный участок с соотношением сторон 2: 3. При выборе участка для СТОА учитывают возможность ее расширения. В размещении зданий на территории СТОА наметилось два основных направления. Одно из них характеризуется размещением всех служб СТОА в одном здании при функциональном разграничении и взаимосвязи производственных зон внутри станции (рис. 36). Другое направление – деблокированный способ проектирования (рис. 37), при котором облегчается поэтапный ввод СТОА в эксплуатацию и ее дальнейшее расширение в нужном направлении.

Открытая или закрытая стоянка автомобилей является связующим звеном между отдельными производственными помещениями и участками. Ее рассчитывают как минимум на число автомобилей в 2 раза большее по сравнению с количеством рабочих постов, учитывая время ожидания постановки автомобиля на рабочие посты и время, затрачиваемое на выдачу его владельцам.

К административным и коммерческим относятся следующие помещения: продажи ЗЧ, демонстрационный зал, склад автомобилей и посты предпродажной подготовки, конторские помещения, касса, комната для клиентов, бюро контроля загрузки постов и нормирования, бухгалтерия, кабинеты начальника и мастеров, а также посты приемки автомобилей на ремонт.

При проектировании административных помещений часто соблюдается функциональный принцип «треугольник»: бюро приема заказов – помещение продажи ЗЧ – касса. Такое расположение помещений удобно для клиентов и обслуживающего персонала. Контора, демонстрационный зал, магазин по продаже ЗЧ и принадлежностей занимают в среднем 10 – 15 % общей площади застройки. Размер склада автомобилей зависит от ежедневного объема их продажи, и обычно на нем хранится двухнедельный запас. Административную и коммерческую зоны стараются организовать таким образом, чтобы из них не имелось свободного доступа в производственную зону, кроме постов приемки и выдачи автомобилей.

Производственная зона СТОА начинается с зоны приемки – выдачи автомобилей, которая относится как к административной и коммерческой, так и к производственной части станции. К ней примыкает зона диагностирования. Считается целесообразным контрольно – измерительное и диагностическое оборудование располагать таким образом, чтобы им было удобно пользоваться при приемке – выдаче автомобиля и при выполнении ТО и ремонта, т. е. диагностическое оборудование широко внедряется непосредственно в технологический процесс обслуживания и ремонт.

Участки постов ТО и ремонта чаще всего компонуют совместно, причем компоновочная схема в значительной мере зависит от способа организации работ на отдельных (универсальных и специализированных) участках (постах) или поточных линиях (при достаточной программе однородных воздействий). Эти участки должны быть хорошо связаны с участком приемки – выдачи и диагностирования автомобилей, а также складом ЗЧ (обычно склад занимает 10 – 15 % общей площади). Площадь участков постов ТО и ремонта составляет примерно 40 % общей производственной площади.

С учетом специфики выполняемых работ считается целесообразным, чтобы в зоне ТО и ремонта 1/3 постов была оснащена подъемниками обычного типа, 1/3 – канавами или подъемниками балконного типа для одновременной работы на двух уровнях и 1/3 представляла собой напольные посты. При такой оснастке производительность труда повышается в среднем на 15 %. Рациональное размещение на рабочих постах и вокруг них необходимого инструмента и оборудования уменьшает потери рабочего времени и повышает производительность труда на 10 %. Для универсальных постов (ТО и ТР) оборудование и инструменты подразделяют на устанавливаемые на каждом посту, на два – три поста и на передвижные.

Одной из характерных черт современной практики проектирования и строительства СТОА является стремление к максимальному учету требований конкретной ситуации и поэтапному развитию СТОА: 1) строительство небольшой СТОА, ориентированной на выполнение тех или иных видов работ; 2) реконструкция и внутренняя перепланировка СТОА для повышения производительности труда и подготовки станции к дальнейшему расширению; 3) расширение СТОА после накопления достаточного опыта и информации о специфике местных условий [39 – 42].

Несмотря на постоянный ввод в эксплуатацию новых СТОА, развитие производственных мощностей СТОА происходит в основном за счет расширения тех действующих станций, в проектах которых предусматривается такая возможность.

Такой способ развития СТОА характерен для многих стран. При этом площадь некоторых помещений и участков (административные помещения, участки диагностирования, моечных и смазочных работ, некоторые вспомогательные помещения) при расширении СТОА не изменяется, другие же площади, например, склад ЗЧ, зоны постов ТО и ТР, увеличиваются на кратную величину. В основном расширение СТОА происходит путем организации дополнительных производственных участков (агрегатно – механического, кузовного) и увеличения числа рабочих постов.

Таким образом, для современных поэтапно развивающихся СТОА необходимо следующее: 1) создание технологически гибких планировок на базе специализированных функциональных модулей; 2) разработка конструктивных решений, обеспечивающих поэтапное строительство и трансформацию в процессе производственной деятельности станций.

В условиях постоянного роста парка автомобилей, принадлежащих гражданам, наблюдается не только увеличение числа СТОА, но и постоянный их переход из одной организационно – производственной структуры в другую. Такому переходу должны соответствовать технологические и объемно – планировочные решения СТОА, позволяющие с минимальными капитальными затратами осуществлять их реконструкцию.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.