Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 3. Президент РФ избирается на 4-ре года на основе всеобщего тайного избирательного права






 

Президент РФ избирается на 4-ре года на основе всеобщего тайного избирательного права. Президентом может быть гражданин РФ (независимо от способа приобретения гражданства), постоянно проживающий на территории РФ не менее 10-ти лет, и достигший 35-го возраста. Однажды на практике возник спорный вопрос - кандидат в президенты должен прожить 10-ть лет в РФ неважно когда, или непосредственно перед избранием? Он был правильно решен - кандидат должен прожить в РФ 10-ть лет непосредственно перед избранием (толкование п.2 ст.81: проживающий, а не проживший 10 лет, следовательно - говорится о настоящем моменте). Одно и тоже лицо не может занимать должность Президента РФ более 2-ух раз подряд. Но если у него будет перерыв, то может опять отбыть два срока. Вопрос о сроках был поставлен еще Хрущевым, о том что высшее партийное должностное лицо не может занимать должность более двух раз подряд, естественно, что партийному руководству данная инициатива не понравилась. Если мы сравним старую Конституцию и новую, то мы не найдём ещё одного ограничения - это высший предел возраста лица, балатирующегося на пост Президента РФ, ранее это был предел в 65-ть лет. В нынешней Конституции данного ограничения нет, это связано с известными событиями. Но надо отметить, что сегодня Конституционный суд признаёт неконституционными законы, в которых содержатся возрастные (верхние) пределы возраста (пример - ФЗ " О высшем образовании"). Избиратели сами должны решать, кандидата какого возраста им выбрать.

Полномочия Президента РФ начинаются с момента его вступления в должность, а вступления в должность олицетворяется принятием Президентом торжественной присяги. Встала проблема, на чём Президенту приносить присягу, сначала хотели ввести американский способ - на Библии (но ведь у нас светское государство), тогда начали предлагать приносить присягу на религиозных книгах всех религий (Коран, Талмуд, Библия и т.д.), прикинули как это всё будет выглядеть, и поэтому решили, что лучше всего будет приносить присягу на Конституции РФ. п1. ст.82 содержит текст присяги Президента РФ: "..защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства...", по данной трактовке опять же, независимость в суверенитет на включается, тоже самое и относительно безопасности и целостности государства, видимо составители Конституции плохо себе представляли себе что же такое суверенитет.

Присяга Президента приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда. Возникает вопрос, почему нет судей Высший судов и членов Правительства? Такая идея в проекте действительно была, но её исключили, поскольку Президент РФ должен присягать перед должностными лицами, которые постоянно занимают свою должность, а также потому, что Правительство напрямую зависит от Президента (он его назначает), а вот судей можно было бы всех пригласить. Почему нет представителей местного самоуправления, так как таких представителей очень много и пришлось проводить выборы - кто поедет на церемонию принятия президентской присяги.

Президентские полномочия могут быть закончены:

1. 5 срок - после того, как Президент отработает тот период времени, на который он избран. Его полномочия считаются прекращёнными с момента принесения присяги вновь избранным Президентом. Если, к примеру, никого не избрали, то старый президент продолжает осуществлять свои функции, впредь до момента избрания, даже если окончился его срок.

2. Досрочно:

а) добровольная отставка - отставка БНЕ положила прецедент, кому он объявил о своей отставке, он просто объявил это народу. Должна быть осбая процедура выхода в отставку. Президент должен бы был направлять заявление о отставке в адрес Конституционного Суда, либо в Федеральное собрание с согласия Конституционного Суда.

б) стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия - процедуры опять же нет. КПРФ пыталась принять в Государственной Думе постановление по этому поводу, но не получилось. Проект такого закона должен содержать:

* какие заболевания дают основания для стойкой неспособности;

* кто даёт заключение о том, что Президент не способен осуществлять полномочия.

* кто заставит Президента пройти это медицинское освидетельствование. Не один психический больной себя больным никогда не признает.

в) отрешение от должности - процедура отрешения (это покушение с негодными средствами), сегодня эта процедура практически не осуществима. Ст.93 Конституции РФ. Пока губернаторы и председатели законодательных собраний субъектов входят в Совет Федерации, навряд ли они поддержат такую инициативу. Есть такой принцип - не портить отношения с центром. Президент РФ отрешается от должности только при государственной измене или при совершении иного тяжкого преступления (а если преступление не тяжкое?). Предположим, Президент Х совершает на улице хулиганские действия (нападает на граждан) в любом другом государстве это было бы преступлением, достаточным для отрешения президента от должности. Государственная измена или совершение тяжкого преступления Президентом РФ должны быть подтверждены решением Верховного суда, но судебное решение по таким делам, выносится только после определенных следственных действий. А комиссия Государственной Думы (которая и ведет эти действия) не является органом представительного следствия, и на этом основании Верховный Суд РФ может отказать в приёме такого дела. Также совершенно невозможно получение одобрения Конституционным Судом РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Можно предложить два выхода из данной ситуации:

1. Записать в УПК возможность принятия Верховным Судом таких дел к производству без предварительного следствия.

2. При импичменте создаётся специальная группа в Государственной Думе, необходимо приравнять эту группу по статусу к органу, который может осуществлять предварительной следствие.

Если Президент нарушает присягу, то это не является основанием для отрешения от должности, и это весьма странно. Необходим более широкий перечень оснований отрешения Президента РФ от должности.

Акты Президента:

1. Указы - могут быть как нормативного, так и индивидуального характера. Указ Президента, который утверждает статус и порядок получения какого-либо ордена или медали, безусловно носит нормативный характер, так как содержит правила многократного характера. Награждение какого-либо лица этим орденом, это уже указ индивидуального характера. Указы Президента издаются в виде отдельных актов. По юридической силе указы Президента РФ идут за федеральными законами и постановлениями палат федерального собрания.

2. Распоряжения - как правило, носят индивидуальный характер. Могут быть либо в виде отдельных актов, либо в виде резолюции на тех или иных документах.

Вопрос 4. Полномочия Президента можно подразделить на несколько групп:

1. Полномочия Президента как главы государства (уже разобрали, см. выше).

2. Полномочия Президента по формированию других органов федеральной власти:

• Президент РФ представляет Государственной Думе кандидатуры Председателя Правительства РФ;

• Президент утверждает членов Правительства;

• Президент представляет Совету Федерации для утверждения кандидатуры судей высших федеральных судов. Генерального Прокурора;

• Президент назначает выборы в Государственную Думу;

• Президент может распустить Государственную Думу;

• назначает на высшие дипломатические и военные должности и т.д. (остальное самостоятельно в учебнике).

3. Полномочия Президента в сфере военного командования и военного строительства:

• Президент утверждает военную доктрину;

• присваивает высшие воинские звания;

• возглавляет Совет Безопасности;

• является главнокомандующим всех военных сил.

4. Полномочия Президента в области внешнеполитической деятельности.

• Президент возглавляет всю работу по организации внешней политики государства;

• он принимает верительные и отзывные грамоты, это документы которые иностранные послы вручают главе государства. Когда посол прибывает в страну, он вручает Президенту верительную грамоту (с этого момента он обретает свои полномочия), а когда посол покидает страну, то он вручает Президенту отзывную грамоту (соответственно, и теряет свои полномочия);

• назначает дипломатических представителей в иностранные государства;

• представляет РФ на международных переговорах.

5. Полномочия по нормотворчеству и утверждению законов.

• Президент обладает правом законодательной и конституционной инициативы;

• Президент РФ подписывает законы;

• Президент РФ обладает правом вето на законы принятые Федеральным Собранием;

• Президент РФ сам издаёт указы нормативного характера;

• Президент РФ имеет право обращаться в Конституционный Суд по вопросу о конституционности той или иной юридической нормы;

• Президент РФ организует согласительные процедуры при коллизии нормативных актов РФ и её субъектов.

6. Полномочия Президента РФ в сфере охраны общественного порядка, обеспечения прав и свобод граждан.

• Президент имеет право объявить чрезвычайное положение;

• осуществляет помилование;

• является гарантом прав и свобод граждан РФ.

Задание - самостоятельно доработать те полномочия (помимо вышеуказанных), которые упоминаются в юридической литературе.


Федеральное Собрание России

1. Общая характеристика.

2. Структура Государственной Думы.

3. Состав полномочий Государственной Думы.

4. Законодательный процесс в Государственной Думе.

5. О юридической технике в законопроектах.

6. Совет Федерации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.