Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отношение к религии: - умозрительный мистицизм.






Гераклит разделяет веру Фалеса – все полно богов, демонов и душ. Верит в существование богов, героев, загробную жизнь. Гераклит видит смерть как таинство, в котором посвященный переходит от мрака к свету, очищаясь от нечистоты. Загробная судьба усопших различна - по их заслугам. Лучшие восстают перед богом и становятся хранителями смертных. Гераклит выступает против мистического культа с жертвоприношениями Дионису, как средство искупления – это суеверие. Единственное средство спасения – это философия и праведная жизнь просвещенная ею.

Философия Гераклита – это скорее мышление в образах, чем в понятиях. Кратил: в одну реку нельзя войти и однажды.

Гераклит: «этот космос – один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимися и мерами потухающим. // «и добро и зло одно»// «У Бога все прекрасно». Бог – по Гераклиту, воплощение космической справедливости, но не человеческой. «Человеческий образ мыслей не обладает разумом, божественный обладает».

 

5. Пифагор и пифагорейский союз (метемпсихоз, катарсис)

Основатель Пифагор (580 – 500гг. до Р.Х.) учился у египетских жрецов и восточных магов. По своим политическим взглядам – аристократ. Считал, что власть аристократов обеспечивает порядок, а демократия – нарушение порядка. Основал «пифагорейский союз» - религиозно-философское братство, орден, в котором предписывался определенный аскетический «пифагорейский образ жизни», соблюдение многообразных предписаний:

Ø Не ешь бобов, не ломай хлеба, по утрам разглаживай постель, чтобы не оставить следы своего тела.

Ø Общая собственность.

Ø Одинаковый образ жизни

Ø занятие математикой и политикой.

В начале Vв. до Р.Х. союз разгромлен демократией.

УЧЕНИЕ:

Основой всего сущего являются число. Число образует порядок во вселенной и обществе. Познание мира – это познание чисел, которые управляют миром. Число – это сущность всех вещей. Такая абсолютизация ведет к мистике чисел. Каждое число имеет свой мистический смысл. Особое уважение к числам 3 и 10. Вся вселенная определяется троицей. Число небесных сфер равнялась 10. Пифагорейцы увлекались символика чисел. Большое значение придавали чёт-нечет. С теми или иными числами соотносили понятия: справедливость — «4» и т.д. С т. зр. проф. прот. В. Мустафина символика чисел не имеет серьёзного значения, может быть лишь поэтическое значение. Эта символика делала пифагорейцев популярными.

С теорией чисел связано учение о противоположностях - все вещи представляют собой противоположности.

Ø Правое-левое

Ø Мужское – женское

Ø Свет – тьма.

Ø Предел (огонь) – беспредельность (воздух).

Учение о перевоплощении душ – метемпсихоз (греч.).

Учение о катарсисе (греч.) – очищении тела (через вегетарианство) и очищение души – через восприятие музыки космических сфер.

Вслед за Гераклитом пифагорейцы обратили преимущественное внимание на то, что вещи меняются. Они задались вопросом о законосообразности самого этого изменения, причём, моделью, возможно, послужили изменения звездного мира (особенно планеты), это движение планет довольно легко просчитать. Счёт — это арифметические величины, друг от друга отличающиеся. Просчитали — значит установили закон изменений в звездном мире.

Пифагорейцы, кроме астрономии, обращали внимание на музыку. Струнные инструменты: длина струны влияет на высоту тона, зависимость здесь очевидная. Длина струны подвергается измерению, и можно установить, что такая‑ то длина такой‑ то струны даёт такой‑ то звук. Связь между просчётами, касающимися длины струны, высоты звука, а звук даёт музыку, а музыка была известна в древности, — это навлекло, на первый взгляд, на странный ход мысли, но это дельный ход мысли: не являются ли числовые соотношения между различными величинами законом, которому подчиняются изменения чего‑ то вообще, т.е. все изменения в мире, предполагали пифагорейцы, возможно теоретически просчитать, поэтому такое важное значение они придавали математике. Они утверждают, что «число — начало всего» не в том смысле, что как «вода» или «земля». Имеется в виду, что числовые изменения сопровождают изменения вообще, поэтому форма изменения — это числа.

Мы правильно поймём пифагорейцев только в том случае, если под их увлечением математикой усмотрим то наблюдение, что математическое соотношение между изменяемыми вещами всегда одно и то же (астрономия и музыка).

Была мысль, что придет время, когда просчёты будут абсолютными, тогда можно будет просчитать количество атомов и их траекторию, и можно всё предугадать на много лет вперед, как сейчас предугадывают затмения.

Они ответили на вопрос, как получаются изменения (подчиняются закономерностям, которые можно измерить). Но они не ответили на вопрос об arche.

 

6. Элейская школа: Парменид (определение бытия, знание и мнение). Атомизм Демокрита.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.