Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные экономические агенты






- домохозяйства

-фирмы

- государство

 

Домохозяйство – это экономическая единица, состоящая из одного или нескольких лиц, которая производит и реализует экономические ресурсы и использует полученные за них деньги для приобретения ТиУ, удовлетворяющих потребности человека.

Фирма – цель: получение, извлечение прибыли

Государство – это все государственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления в случае необходимости контроля над участниками экономической деятельности, для достижения общественных целей

главная цель – максимизация благосостояния граждан

сферы влияния –

- оборона

- экология

- образование

- здравоохранение

- социальная помощь и др.

 

 

Чтобы определить, в какой степени преобладает конку­ренция на том или ином рынке, они характеризуются по сле­дующим признакам:

-по количеству фирм, представленных на рынке,

-характеру производимой продукции (однородная или дифференцированная),

- наличию или отсутствию барьеров на пути вхождения фирм в отрасль или же выхода из нее,

- по степени доступности экономической информации участни­кам рынка.

Функции рынка:

1-Распределительная функция.

Рыночный механизм спроса и предложения распределяет ресурсы, блага и доходы между участниками экономической системы в пользу тех, кто смог применить их наиболее эффективно.

2- Стимулирующая функция. Рыночный механизм создаёт условия для наиболее эффективного использования ресурсов, реализации творческих способностей людей, применение достижений.

3-Контролирующая функция. Рынок следит за тем как используются ограниченные ресурсы и с помощью рыночных индикаторов (цена, норма прибыли, процентная ставка за пользование кредита и т. д.) перераспределяют ресурсы из отраслей, продукция которых не пользуется спросом в другие отрасли, испытывающие недостаток ресурсов (высокие цены, дефицит и т. д.)

4-Санирующая функция. Рыночный механизм выявляет фирмы банкроты.

 

Преимущества и недостатки рыночной системы:

Преимущества рынка:

1-эффективное распределение и использование ограниченных ресурсов

2-быстрое устранение дефицитов товаров и услуг

3-оптимальное использование результатов научно-технического прогресса (внедрение новых продуктов, технологий, новых форм организации труда)

4-отсутствие административного принуждения

5- наличие свободного экономического выбора

6-успешное функционирование при ограниченной информации

7- быстрая приспособляемость к изменяющимся условиям

8- способность удовлетворять разнообразные потребности, повышать качество

Вывод: рынок даёт возможность достигать максимальной экономической эффективности и наиболее полно удовлетворять потребности людей.

 

Недостатки рынка:

1. рынок не обеспечивает сохранность невосполнимых ресурсов и окружающей среды

2. нет гарантии реализации социально-экономических и иных прав человека (например, рыночный механизм не способен самостоятельно решать проблемы, связанные с тем, что некоторые фирмы не заботятся о повышении качества производимой ими продукции или рынок не гарантирует право на труд, доход, отдых…)

3.расслоение общества на бедных и богатых

4.рынок не обеспечивает производство товаров и услуг коллективного пользования (общественный транспорт, дороги, мосты, парки….)

5.наличие несовершенной конкуренции (монополизация рынка)

6. рыночная экономика развивается циклически (спад-подъем-спад…..)

7. рынок не создаёт условия для развития науки, общественного образования, культуры

 

Недостатки рыночной экономики могут быть компенсированы путём вмешательства государства в рыночный механизм.

Чтобы определить, в какой степени преобладает конку­ренция на том или ином рынке, они характеризуются по сле­дующим признакам:

-по количеству фирм, представленных на рынке,

-характеру производимой продукции (однородная или дифференцированная),

- наличию или отсутствию барьеров на пути вхождения фирм в отрасль или же выхода из нее,

- по степени доступности экономической информации участни­кам рынка.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.