Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитание самостоятельности.






Человеку по природе свойственна самостоятельность, стремление самому все попробовать, испытать. Приходя на первые уроки музыки, дети сталкиваются с новой для них областью, в которой на каждом шагу возникают явления, вызывающие интерес. Необходимо, чтобы ребенок с самого же начала мог получить ответы на те многочисленные «почему?», которые не могут у него не возникнуть, чтобы он и впредь задавал их и себе и педагогу. Это явится залогом развития его самостоятельности. Педагог, воспитывающий в ученике пытливость мысли, дает ему вернейший ключ к самостоятельной творческой работе. Важно систематически использовать широкие обобщения, позволяющие в частном раскрыть закономерности художественных явлений.

Обобщения педагога значительно лучше усваиваются, если ученику на этой основе предлагается самостоятельно решать различные исполнительские задачи. Они могут быть весьма разнообразными, Например, впервые показав где-нибудь в полифоническом произведении прием связи звуков путем скольжения пальцев с клавиши на клавишу, педагог предлагает ученику найти в том же сочинении другие места, в которых целесообразно использовать аналогичную аппликатуру. Очень часто ученик проделывает лишнюю и даже вредную работу. Невнимательно разбирая и заучивая ошибки, он потом тратит много времени на их исправление. Педагог приучает постепенно ученика не только слушать свое исполнение, но и контролировать себя в процессе работы там, где скорее всего могут возникнуть ошибки и погрешности исполнения. Надо знакомить учащихся с типическими случаями появления тех или иных ошибок.

Важно, чтобы ученик знал и о том, какие ошибки и недостатки чаще всего встречаются у него самого. Так одному следует остерегаться преувеличенной свободы исполнения, другому — метричности, один склонен ускорять темп, другой – замедлять. Для воспитания в учениках самостоятельности полезно, чтобы они время от времени сами, без помощи педагога, выучивали небольшие произведения. Обсуждения их всем классом с последующим выявлением достоинств и недостатков исполнения, а желательно и с вынесением оценки, будет способствовать улучшению качества самостоятельной работы учащихся.
Л. Баренбойм ещё в 70-е годы выделил определенные тенденции:
1. Важнейшая из них — это воспитание творческой развитой личности.
2. Мировое музыкальное образование должно быть всеобщим.
3. Репертуарные споры, особенности десятилетий.
4. В основу Музыкального образования должно быть положено развитие музыкально слуха.
5. Развитие творческих навыков учащихся (импровизация, подбор по слуху, композиция).

В наше время с первой тенденцией никто не спорит.

Вторая довольно проблематична: сделать музыкальное образование всеобщим невозможно. Но необходимо его двигать к всеобщему:
- необходима система преемственности. Одно время педагоги — энтузиасты (чаще «белые вороны») проводили семинары. Дальше произошел разрыв; это начинание необходимо поддерживать, иначе все хорошее естественным путем забывается.
- необходим достаточный уровень просветительства — создание среды для преемственности.

Третья тенденция — репертуар:
- воспитывать на том, что дети хорошо знают на слух;
- детям нужна тишина, чтобы вырабатывалось внимание;
- возможно сочетание различных систем; постепенно искать то, что ребёнку ближе.

Четвертая тенденция — развитие музыкального слуха:
- учить записи нот после того, как ребенок уже слышит, что он играет, подбирает и поёт;
- делать разумный отсев печатного материала самим педагогом.

Пятая тенденция - развитие творческих навыков учащихся:
- учить подбору детей;
- нужны пособия для учителей и учеников.

Общая тенденция позднего времени: изменение возрастных рамок начала обучения от 70 лет и далее, так и от 3-4 лет и далее.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.