Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Л Е К Ц И Я № 27






Тема: «ТЕКСТ, ЕГО ЕДИНИЦЫ. КАТЕГОРИЯ ТЕКСТА»

План лекции

1. Определение термина «текст» в лингвистике.

2. Этапы развития лингвистики текста.

3. Характеритстика основных объектов лингвистики текста.

4. Единицы лингвистики текста и объекты её изучения.

5. Понятие сверхфразового единства.

6. Основные положения лингвистики текста как самостоятельной

лингвистичесой дисциплины.

Основным и первичным языковым знаком служит текст, состоящий из конечного упорядоченного множества частичных знаков (Teilzeichen): «Первен­ствующим языковым знаком является текст», считает П. Гартмана. И далее: «Лингвистиче­ская концепция языкового знака должна исходить из той исконной фор­мы, в которой существуют языковые знаки: они существуют как тексты, т. е. конечные, упорядоченные множества организованных в текст частичных знаков различного рода и значения»2.

В лингвистике текста термин «текст» употребляется для обозначе­ния двух различных единиц, часто без последовательного их разграни­чения. Под «текстом» понимается, с одной стороны, любое высказы­вание, состоящее из одного или нескольких предложений, несущее в себе по замыслу говорящего законченный смысл, а с другой стороны, такое речевое произведение как повесть, роман, газетная или журналь­ная статья, научная монография, документы различного рода и т. п.

Если для теории синтаксиса главным объектом изучения остается текст в узком смысле слова, т. е. сверхфра­зовое единство (сложное синтаксическое целое), т. е. «микротекст», то для названных выше наук основной интерес, естественно, представ­ляет целое речевое произведение, т.е. «макротекст»,текст в широ­ком смысле слова.

Таким образом, следует различать два основных объекта лингви­стики текста, часто недифференцированно именуемых «текст»:

1) целое речевое произведение-текст, т. е. текст в широком смысле слова или макротекст (нем. Groß text, Gesamttext) и

2) сверхфразовое единство (сложное синтаксическое целое)-текст в узком смысле слова или микротекст ( нем. Teiltext или Kleintext, также transphrastisches Ganzes/ ü bersatzmä ß iges Ganzes).

Возможно совпадение границ сверхфразового единства и целого речевого

Сверхфразовое единство — понятие синтаксическое. Это — едини­ца синтаксиса, образующая особый уровень по отношению к предло­жению. Абзац — также стилистико-композиционная единица. Он не явля­ется единицей языка, хотя трудности делимитации сверхфразовых единств, разрешенные в основном лишь в последнее время, заставляли многих исследователей принимать за «точку отсчета» именно абзац (о соотнош ении абзаца и сверхфразового единства

Таким образом, единицами лингвистики текста и объектами ее изу­чения являются: 1) сверхфразовое единство (микротекст) и

2) целое речевое произведение (макротекст).

Соответственно и лингвистика текста включает в себя два основных раздела: 1 ) учение о сверхфразовых единствах и 2) учение о тексте в широком смысле слова — целом речевом произведении.

Одним из аспектов учения о целом речевом произведении является проблема композиции текста, поэтому в компетенцию лингвистики текста входит также абзац.

Предложение не является высшей единицей синтаксического уровня языка и речи. Не случайно в большинстве определений предложения содержится оговорка, что предложение выражает относительно закон­ченную мысль. Точно также при указании на коммуникативную природу предложения последнее определяется как минимальная единица ком­муникации.

Действительно, хотя предложение обладает всеми необхо­димыми свойствами, чтобы служить формой речевого общения и выра­жать мысли человека — оно имеет субъектно-предикатную структуру, характеризуется интонационной оформленностью, соединяет в себе функцию номинации с когнитивной и коммуникативной функциями — человеческая речь редко сводится к отдельным предложениям. Человек выражает свои мысли, сообщает их другим людям в форме высказыва­ний, состоящих в большинстве случаев из цепочки взаимосвязанных предложений, образующих сверхфразовое единство или «текст».

Отож­дествление понятий высказывание и текст и лежит в основе популяр­ного тезиса, что человеческая речь осуществляется не в форме предло­жений, а в форме текста. То же самое отождествление приводит многих исследователей к трактовке предложений-высказы­ваний как особой разновидности текста, т. е. как предложений-текстов (нем. textwertiger Einzelsatz или Ein-Satz-Text ), что создает дальней­шие терминологические трудности.

Каково же действительное соотношение между понятиями предло­жение— высказывание — сверхфразовое единство — текст? Исключим синонимическое употребление терминов высказывание и текст, оста­вив последний только для обозначения сложного синтаксического целого («микротекст») и целого речевого произведения («макротекст») и сведем таким образом понятийный ряд к трем единицам: предложе­ние— высказывание — сверхфразовое единство («микротекст»).

Целостность текста, тесная взаимосвязь его составляющих получила в современной лингвистике название когерентность текста (от лат. cohaerens связный, взаимосвязанный). Она весьма образно переда­ется также термином молекулярной физики когезия, т. е. сцепление молекул в теле.

Основные положения, выдвинутые в это время исследователями и укрепившие позиции лингвистики текста как самостоятельной лин­гвистической дисциплины, следующие:

1) Основной единицей речи, выражающей законченное высказыва­ние, является не предложение, а текст; предложение-высказывание есть лишь частный случай, особая разновидность текста (Ein-Satz-Text). Текст является высшей единицей синтаксического уровня.

В основе конкретных речевых произведений — текстов лежат общие принципы построения текстов; они относятся не к области речи, а к системе языка или к языковой компетенции. Следовательно, текст нужно считать не только единицей речи, но и единицей языка.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.