Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Л Е К Ц И Я № 21






Тема: «КОММУНИКАТИВНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

План лекции

1. Ритмико-интонационные средства в немецком языке.

2. Значение неопределенного артикля для выявления «нового» в

составе немецкого предложения.

3. Роль логического ударения в немецком языке.

Основными средствами выражения познавательной установки говорящего являются ритмико-интонационные сдвиги и сдвиги в порядке слов по сравнению с «нормальным» строением пред­ложения. Оба эти средства тесно связаны друг с другом — член предложения, несущий на себе особое, «логическое» ударение, нередко оказывается сдвинутым со своего привычного места в предложении. Существенную роль играет здесь и употребление артикля.

Ритмико-интонационные средства выражают, прежде всего, какой именно член предложения является носителем нового, ремы, — на этот член предложения падает особо сильное ударе­ние, которое часто носит название «логического ударения», хотя оно обусловлено как раз не общелогическим содержанием пред­ложения. Логическое ударение, как мы только что указали, часто бывает связано со сдвигами в порядке слов. Но оно может быть и не связано с изменением нормального порядка слов, напр.: Nun, du wirst das alles nicht tun! (Th. Mann), где логическое уда­рение в тексте, как это часто бывает, обозначено графическими средствами.

Познавательная установка говорящего, в частности наличие логического предиката в предложении, выявляется и в синтагматическом членении предложения. Подчеркнутое выделение от­дельных членов предложения, их резкое противопоставление с позиций познавательной установки говорящего ведет к увеличе­нию числа синтагм в предложении; отсутствие этих моментов может повести к тому, что даже довольно обширное предложе­ние окажется односинтагматическим.

Порядок слов выражает как сдвиги в соотносительной важ­ности членов предложения, так и последовательность понятий в развертывании мысли, выраженной в предложении. Это те функции, которые порядок слов несет в плане выявления по­знавательной установки говорящего и которые являются лишь частью всех функций порядка слов в немецком языке. Кроме того, как отмечает О. И. Москаль­ская, «значение определенности и неопределенности имени су­ществительного и роль существительного в предложении с точки з рения его комм уникативного содержания — как исходного пункта сообщения или сообщаемого, нового — совпадают далеко не всегда и потому не могут быть отождествлены»

Особенно в развернутых предложениях, в которых содержится большое число имен существительных, чрезвычайно возрастает трудность определения «данного» и «нового» непосредственно из формы ар­тиклей, так что здесь эти составы предложения выделяются — в той мере, в какой они вообще выделяются, — с помощью всей совокупности средств, служащих для этой цели.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что выражают ритмико-интонационные средства в немецком языке?

2. Какую роль играет употребление артикля для говорящего?

3. Какое значением имеет обособляющеевыделение членов предложения?

4. Имеет ли значение определённости и неопределённости для говорящего?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.