Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность рыночных отношений в картофелеводческом подкомплексе.






В современной экономической литературе существует множество формулировок, определяющих рынок как экономическую категорию, но большинство из них сводятся к тому, что он является формой экономических отношений между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами. При этом рыночные отношения различаются по степени развития, особенностям модификации, историческим, социальным и иным признакам, которые в той или иной мере характеризуют рынок как сложное динамичное и многостороннее явление [3].

Рыночные отношения отражают сущность производственных связей и, обладая значительной самостоятельностью, активно воздействуют на эффективность и конечные результаты воспроизводственного процесса. При этом эффективное функционирование продовольственного рынка возможно при рациональном сочетании государственного регулирования и самофинансирования, обеспечивающих независимость экономического поведения хозяйствующих субъектов рынка; конкуренцию товаропроизводителей с целью выбора необходимых для заключения рыночных сделок контрагентов; право хозяйствующих субъектов рынка определять собственные цены на товары и владеть достоверной информацией о рыночной ситуации.

Повышение товарности сельского хозяйства ведет к расширению потенциальной емкости рынков средств производства за счет роста спроса на них. Рост товарного производства и углубление специализации регионов способствуют развитию межрегионального обмена и формированию взаимосвязанных региональных и местных рынков в единый национальный рынок. Причем региональный рынок формируется при тесном взаимодействии внутрирегионального производства и обмена, а также межрегионального обмена за счет ввоза и вывоза продукции АПК [21].

Рынок картофеля как и любой другой продуктовый рынок представляет собой такой тип его функционирования, когда рыночные отношения не ограничены только сферой обмена, а включают в себя товарно-денежные отношения, с помощью и посредством которых регулируются производство, сбыт и потребление картофеля, а также формируются гибкие хозяйственные связи между всеми субъектами рынка картофеля. В соответствии с этим определением рынок картофеля — это сложная, динамически развивающаяся организационно-экономическая система противоположная административно-командным методам регулирования производства, сбыта и потребления картофеля [15].

Рынок картофеля, связанный со стадиями расширенного воспроизводства в отрасли картофелеводства, несет в себе динамичное и относительно сложное структурное образование с множеством элементов рыночной системы. Экономические отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами рынка картофеля, основаны на купле-продаже, обеспечивающих как предложение картофеля и продуктов его переработки, так и спрос на них. Вся система хозяйственных связей и совокупность экономических отношений, охватывающая все стадии расширенного воспроизводства — производство, распределение, обмен и потребление картофеля, образуют механизм рынка картофеля. При этом рынок картофеля имеет свои особенности по сравнению с другими продуктовыми рынками [15].

Одна из особенностей заключается в том, что производство картофеля зависит от меняющихся и непредсказуемых погодных условий, в силу чего в системе отношений спрос-предложение последнее не всегда зависит от товаропроизводителей и каждый из них подвержен определенному риску.

Другая особенность связана с гарантированным спросом на продукцию отрасли картофелеводства. Особенно высок спрос на нее в условиях дефицита многих продуктов питания. Этот фактор дает существенную экономическую выгоду, поскольку товаропроизводителям не приходится работать в условиях неопределенности сбыта, и они могут эффективно использовать данное преимущество.

Третья особенность вытекает из большого объема выращенных клубней скоропортящегося характера. Отсутствие прогрессивных технологий хранения при значительных объемах продукции в современных условиях и в ближайшей перспективе не позволяют рассчитывать на использование крупных картофелехранилищ. Поэтому целесообразно строительство местных хранилищ небольших размеров. Производитель товарного картофеля должен стремиться в максимально сжатые сроки реализовать скоропортящуюся продукцию потребителю, что позволит избежать значительных потерь выращенных клубней и не приведет к снижению доходности производства.

Важнейшая особенность рынка картофеля связана и с тем, что значительная часть его потребителей сосредоточена не в селах, а в городах. Поэтому маркетинг рынка данной продукции предполагает участие посредников, что означает потерю доли дохода производителей товарного картофеля. Несмотря на то, что в экономически развитых странах маркетинговые затраты составляют большой удельный вес в стоимости продукции, расходы на него в производстве и реализации продукции отрасли картофелеводства важны и неизбежны.

Характеризуя особенность рынка картофеля, следует отметить, что как при плановой экономике, так и при формировании рыночных отношений он охватывал и охватывает сравнительно небольшую часть продукции отрасли картофелеводства. В свою очередь рынок картофеля и продуктов его переработки характеризуется эластичностью, подвижностью, существованием в производстве как крупных собственников, так и мелких предприятий, способностью быстрее реагировать на быстро меняющуюся экономическую ситуацию. Однако рынок картофеля может существовать только в условиях конкуренции, без нее рыночные отношения состояться не могут, так как конкуренция стимулирует развитие научно-технического прогресса, более высокую производительность труда, снижение издержек производства.

Эффективность рынка картофеля зависит прежде всего от эффективности производства. Экономическая эффективность производства картофеля определяется системой показателей с учетом целевого назначения. Система показателей позволит провести комплексный анализ и сделать выводы об основных направлениях повышения экономической эффективности производства продукции картофелеводства. Основными показателями эффективности производства продовольственного картофеля с выделением ранних, средних и поздних сортов являются:

-урожайность (ц/га)

-выход стандартных клубней (%)

-затраты труда на 1 га посева и на 1 ц продукции (чел.-ч)

-производственные затраты на 1 га посева и себестоимость 1 ц картофеля (р.)

-уровень товарности (%)

-прибыль (чистый доход) на 1 га посева и 1 ц реализованной продукции

-уровень рентабельности

-окупаемость затрат выручкой (%)

При использовании клубней для переработки система показателей включает:

-урожайность (ц/га)

-содержание сухого вещества (%)

-крахмалистость (%)

-расход сырья на производство единицы переработанной продукции

-выход с 1 га крахмала (ц), спирта (дал)

-затраты труда на 1 ц клубней, крахмала, 1 дал спирта

-себестоимость единицы продукции (р.)

-уровень рентабельности.[11]

Для всестороннего анализа экономической эффективности, выявления резервов её повышения следует использовать следующие показатели, характеризующие отдельные стороны получаемого эффекта: показатели использования трудовых ресурсов (производительность труда, доля прироста продукции за счёт роста производительности труда), показатели использования основных и оборотных фондов (фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств).[17]
- Фондоотдача. Исчисляется как отношение объема произведенной продукции к средней стоимости основных производственных фондов.

-Рентабельность производства – обобщающий относительный показатель эффективности производства.

-Трудоемкость продукции — величина, обратная показателю производительности живого труда, определяется как отношение количества труда, затраченного в сфере материального производства, к общему объему произведенной продукции:

t= T/Q, (1)

где t — трудоемкость продукции;

Т— количество труда, затраченного в сфере производства;

Q — общий объем произведенной продукции (как правило, валовой продукции).

-Материалоемкость общественного продукта - исчисляется как отношение затрат сырья, материалов, топлива, энергии и других предметов труда к валовому общественному продукту.

-Материалоемкость продукции отрасли (объединения, предприятия) - определяется как отношение материальных затрат к общему объему произведенной продукции:

т = М/Q (2)

где т — уровень материалоемкости продукции;

М — общий объем материальных затрат на производство продукции в стоимостном выражении;

Q — общий объем произведенной продукции (как правило, валовой продукции).

Снижение материалоемкости продукции эффективно для народного хозяйства страны.

-Фондоемкость продукции исчисляется как отношение средней стоимости основных производственных фондов народного хозяйства к общему объему произведенной продукции:

F= f/Q (3)

где F— фондоемкость продукции;

f— средняя стоимость основных производственных фондов на родного хозяйства;

Q — общий объем произведенной продукции (как правило, валовой продукции).

Уровень рентабельности, %:

показывает сколько прибыли (убытка) получено на 1 руб. возмещенных затрат.

Норма прибыли показывает сколько прибыли или убытка получено в рублях (копейках) на 1 рубль или 100 рублей основных и оборотных средств.

Урожайность и производственные затраты находятся в прямой зависимости. С повышением урожайности наибольший прирост затрат на 1 га приходится на удобрения, амортизацию и текущий ремонт, автотранспорт и оплату труда. Удельный вес этих затрат составляет 96% прироста прямых издержек [17].

Севооборот — технологический фактор интенсивного картофелеводства. Размещение картофеля в севообороте по лучшим и хорошим предшественникам (озимая рожь, оборот пласта многолетних трав, зернобобовые и крестоцветные культуры, корнеплоды) увеличивает урожай клубней на 30-40 % в сравнении с бессменной культурой, обеспечивает благоприятную фитосанитарную безопасность растений. Вынос приусадебного картофелеводства в поля севооборотов общественных хозяйств — одно из направлений повышения урожайности и поддержания благоприятной фитосанитарной обстановки на посевах картофеля [24].

Таким образом можно сказать, что для функционирования рынка картофеля необходимо государственное регулирование, стратегия, эффективность производства.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.