Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разработка политики максимизации прибыли






В финансовом менеджменте применяются два основных подхода к максимизации массы и темпов наращивания прибыли:

Сопоставление предельной выручки с предельными затратами наиболее эффективно при решении задач максимизации массы прибыли.

Сопоставление выручки от реализации с постоянными и переменными затратами применяется не только для расчета максимальной массы прибыли, но и для определения наивысших темпов ее прироста.

Суммарные затраты предприятия можно разделить на три основных категории:

Переменные (или пропорциональные) затраты возрастают либо уменьшаются пропорционально объему производства. Это расходы на закупку сырья и материалов, потребление электроэнергии, транспортные издержки, торгово-комиссионные и другие расходы.

Постоянные (непропорциональные или фиксированные) затраты не следуют за динамикой объема производства. К таким затратам относятся амортизационные отчисления, проценты за кредит, арендная плата, оклады управленческих работников, административные расходы и т.п.

Смешанные затраты состоят из постоянной и переменной частей. Примеры таких затрат: почтовые и телеграфные расходы, затраты на текущий ремонт оборудования и т.п. В дальнейшем величиной смешанных затрат можно пренебречь.

Какова практическая польза от классификации затрат на переменные и постоянные? Во-первых, такое деление помогает решить задачу максимизации массы и прироста прибыли за счет относительного сокращения тех или иных расходов. Во – вторых, эта классификация позволяет судить об окупаемости затрат и дает возможность определить «запас финансовой прочности» предприятия на случай осложнения конъюнктуры и иных затруднений.

Самым эффективным методом финансового анализа с целью оперативного и стратегического планирования служит операционный анализ, называемый также анализом «Издержки – Объем – Прибыль» («Costs – Volume – Profit» - CVP), отслеживающий зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства / сбыта.

Ключевыми элементами операционного анализа служат: производственный (операционный) рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности.

Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.

Понятие операционного рычагасвязано со структурой себестои­мости и, в частности, с соотношением между условно-постоянными и ус­ловно-переменными затратами. Рассмотрение в этом аспекте структуры себестоимости позволяет, во-первых, решать задачу максимизации при­были за счет относительного сокращения тех или иных расходов при при­росте физического объема продаж, а, во-вторых, деление затрат на услов­но-постоянные и условно-переменные позволяет судить об окупаемости затрат и предоставляет возможность рассчитать запас финансовой проч­ности предприятия на случай затруднений, осложнений на рынке, в-третьих, дает возможность рассчитать критический объем продаж, покры­вающий затраты и обеспечивающий безубыточную деятельность пред­приятия.

Решение этих задач позволяет прийти к следующему выводу: если предприятие создает определенный объем условно-постоянных расходов, то любое изменение выручки от продаж порождает еще более сильное из­менение прибыли. Это явление называется эффектом производственного (операционного) левериджа (рычага) (ЭОР).

Операционный рычаг показывает, на сколько процентов изменится прибыль от продаж при изменении выручки от продаж на 1 %.

Необходимым условием применения механизма операционного ры­чага является использование маржинального метода, основанного на под­разделении затрат предприятия на постоянные и переменные. Как извест­но, постоянные затраты не зависят от объема производства, а переменные - изменяются с ростом (снижением) объема выпуска и продаж. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.

 

СВПР = Валовая маржа/Прибыль

 

Предположим, что выручка от реализации в первом году составила 4160 тыс. руб. при переменных затратах 2680 тыс. руб. и постоянных затратах 1000 тысяч рублей (в сумме 3680 тыс. руб.). Прибыль равна 480 тыс. руб. Предположим далее, что выручка от реализации возрастает до 4700 тыс. руб. (+ 12, 98%). Увеличиваются на те же 12, 98% и переменные затраты. Теперь они составляют 3028 тыс. руб. Постоянные затраты не изменяются. Прибыль достигает 672 тыс. руб., что на 40% больше прошлой прибыли. Выручка от реализации увеличилась всего на 12, 98%, а прибыль на 40%.При дальнейшем увеличении выручки от реализации на 7, 28% происходит увеличение прибыли на 18% (см. табл. 5.4). Следовательно оптимальным вариантом сочетания постоянных и переменных затрат для максимизации объемов и увеличения темпов прироста прибыли будет вариант, когда:

- переменные затраты 3028 тыс. руб.

- постоянные затраты 1000 тыс. руб.

- суммарные затраты 4028тыс. руб.

 

Таблица 5.4 - Расчет силы воздействия производственного рычага

Показатели 1 год 2 год 3 год
       
Выручка от реализации, тыс. руб.      
Темп роста выручки от реализации, %   12, 98 7, 23
Переменные затраты, тыс. руб.      
Темп роста переменных затрат, %   12, 98 7, 23
Постоянные затраты, тыс. руб.      
Суммарные затраты, тыс. руб.      
Валовая маржа, тыс. руб.      
Прибыль, тыс. руб.      
Темп роста прибыли, %   40, 0 18, 0
Сила воздействия производственного рычага 3, 1 2, 5 2, 3

 

Решая задачу максимизации темпов прироста прибыли, можно манипулировать увеличением или уменьшением не только переменных, но и постоянных затрат, и в зависимости от этого находить, на сколько процентов возрастет прибыль.

Сила воздействия производственного рычага в нашем случае равна (4160тыс. руб. – 3028 тыс. руб.) / 480 тыс. руб.= 3, 1. Это означает, что при возможном увеличении выручки от реализации, скажем на 3%, прибыль возрастет на 3%* 3, 1=9, 3%, при снижении выручки от реализации на 10% прибыль снизится на 10%*3, 1 = 31%.

Сила воздействия производственного рычага всегда рассчитывается для определенного объема продаж, для данной выручки от реализации. Изменяется выручка от реализации, изменяется и сила воздействия операционного рычага.

Когда выручка от реализации снижается, сила воздействия производственного рычага возрастает. Каждый процент снижения выручки дает тогда все больший процент снижения прибыли.

При возрастании же выручки от реализации сила воздействия производственного рычага убывает: каждый процент снижения прироста выручки дает все меньший и меньший процент прироста прибыли.

Сила воздействия производственного рычага указывает на степень предпринимательского риска, связанного с фирмой: чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск.

Найденное значение эффекта операционного рычага в дальнейшем используется для прогнозирования изменения прибыли в зависимости от изменения выручки предприятия.

Анализ приведенных расчетов позволяет сделать вывод о том, что в основе изменения эффекта операционного рычага лежит изменение удель­ного веса постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия. При этом необходимо иметь в виду, что чувствительность прибыли к изменению объема продаж может быть неоднозначной на предприятиях, имеющих различное соотношение постоянных и переменных затрат. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.

Следует отметить, что в конкретных ситуациях проявление меха­низма операционного рычага имеет ряд особенностей, которые необходи­мо учитывать в процессе его использования.

Эти особенности состоят в следующем.

1 Положительное воздействие ЭОР начинает проявляться лишь по­сле того, как предприятие преодолело точку безубыточной своей деятель­ности.

Для того, чтобы положительный ЭОР начал проявляться, предпри­ятие в начале должно получить достаточной размер маржинального дохо­да, чтобы покрыть свои постоянные затраты. Это связано с тем, что пред­приятие обязано возмещать свои постоянные затраты независимо от кон­кретного объема продаж, поэтому чем выше сумма постоянных затрат, тем позже при прочих равных условиях оно достигнет точки безубыточ­ности своей деятельности. В связи с этим, пока предприятие не обеспечи­ло безубыточность своей деятельности, высокий уровень постоянных за­трат будет являться дополнительным «грузом» на пути к достижению точ­ки безубыточности.

По мере дальнейшего увеличения объема продаж и удаления от точки безубыточности эффект операционного рычага начинает снижаться. Каждый последующий процент прироста объема продаж будет приводить ко все меньшему темпу прироста суммы прибыли.

2 Механизм операционного рычага имеет и обратную направлен­ность - при любом снижении объема продаж в еще большей степени бу­дет уменьшаться размер прибыли предприятия.

3 Между эффектом операционного рычага и прибылью предприятия существует обратная зависимость. Чем выше прибыль предприятия, тем ниже ЭОР и наоборот. Это позволяет сделать вывод о том, что операцион-ный рычаг является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в процессе осуществления производственной деятельности.

4 Эффект операционного рычага проявляется только в коротком пе­риоде. Это определяется тем, что постоянные затраты предприятия оста­ются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе увеличения объема продаж происходит очередной ска­чок суммы постоянных затрат, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою производ­ственную деятельность. Иными словами, после такого скачка эффект опе­рационного рычага проявляется в новых условиях хозяйствования по-новому.

Понимание механизма проявления эффекта операционного рычага позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и пере­менных затрат в целях повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности при различных тенденциях конъюнктуры то­варного рынка и стадии жизненного цикла предприятия.

При неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, определяющей возможное снижение объема продаж, а также на ранних стадиях жизнен­ного цикла предприятия, когда им еще не преодолена точка безубыточно­сти, необходимо принимать меры к снижению постоянных затрат пред­приятия. И наоборот, при благоприятной конъюнктуре товарного рынка и наличии определенного запаса прочности, требования к осуществлению режима экономии постоянных затрат могут быть существенно ослаблены. В такие периоды предприятие может значительно расширять объем ре­альных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию основных производственных фондов.

При управлении постоянными затратами следует иметь в виду, что высокий их уровень в значительной мере определяется отраслевыми осо­бенностями деятельности, определяющими различный уровень фондоем­кости производимой продукции, дифференциацию уровня механизации и автоматизации труда. Кроме того, следует отметить, что постоянные за­траты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому пред­приятия, имеющие высокое значение эффекта операционного рычага, те­ряют гибкость в управлении своими затратами.

Однако, несмотря на эти объективные ограничители, на каждом предприятии имеется достаточно возможностей снижения, при необходи­мости, суммы и удельного веса постоянных затрат. К числу таких резер­вов можно отнести: существенное сокращение накладных расходов (рас-ходов по управлению) при неблагоприятной конъюнктуре товарного рын­ка; продажу части неиспользуемого оборудования и нематериальных ак­тивов с целью снижения потока амортизационных отчислений; широкое использование краткосрочных форм лизинга машин и оборудования вме­сто их приобретения в собственность; сокращение объема ряда потреб­ляемых коммунальных услуг и другие.

При управлении переменными затратами основным ориентиром должно быть обеспечение постоянной их экономии, так как между суммой этих затрат и объемом производства и продаж существует прямая зависи­мость. Обеспечение этой экономии до преодоления предприятием точки безубыточности ведет к росту маржинального дохода, что позволяет бы­стрей преодолеть эту точку. После преодоления точки безубыточности сумма экономии переменных затрат будет обеспечивать прямой прирост прибыли предприятия. К числу основных резервов экономии переменных затрат можно отнести: снижение численности работников основного и вспомогательных производств за счет обеспечения роста производитель­ности их труда; сокращение размеров запасов сырья, материалов и гото­вой продукции в периоды неблагоприятной конъюнктуры товарного рын­ка; обеспечение выгодных для предприятия условий поставки сырья и ма­териалов и другие.

Использование механизма операционного рычага, целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное измене­ние их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволит увеличить потенциал формирования прибыли предприятия.

Переходим теперь к определению запаса финансовой прочности предприятия. Для этого необходимо сначала овладеть понятием порога рентабельности.

Порог рентабельности– это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю.

Порог рентабельности = Постоянные затраты / Валовая маржа (5.17)

в относительном выражении

Зная порог рентабельности, определим запас финансовой прочности предприятия.

Разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности и составляет запас финансовой прочности предприятия. Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое положение предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидных средств:

Запас финансовой прочности = Выручка от реализации - (5.18)

- Порог рентабельности

Таблица 5.5 – Расчет ключевых элементов операционного анализа

Показатель Обозначение
1 Выручка от реализации ВР
Минус  
Переменные издержки Пер. Изд.
= Валовая маржа ВМ
2 Коэффициент валовой маржи = ВМ/ВР кВМ
То же, в процентах: ВМ, % = ВМ/ВР * 100%  
3 Постоянные издержки Пост. Изд.
4 Порог рентабельности = Пост. Изд./кВМ ПР
5 Запас финансовой прочности  
В рублях: ЗФП, руб. = ВР – ПР ЗФП
В % к выручке от реализации: ЗФП, % = ЗФП/ВР  
6 Прибыль = ЗФП * кВМ Пр
7 Сила воздействия производственного рычага = ВМ/Пр СПР

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.