Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экуменическое движение в новейшее время.




Сегодня в Русской Православной Церкви и других Поместных Православных Церквах складывается отнюдь неоднозначное отношение к экуменическому движению.

Например, в 1997 г. ВСЦ покинула Грузинская Православная Церковь. Болгарская Православная Церковь вышла из экуменического движения и Всемирного Совета Церквей в 1998 году. Иерусалимский Патриархат, не выходя из Совета, перестал присылать делегации на его мероприятия. В 2014 году вышла в свет книга известного Афонского Болгарского богослова иеромонаха Виссариона «Краткая апология православного христианства от наветов экуменического синкретизма», в которой он оценивает экуменическое движение как глобальный обман, ведущий к опасным искажениям апостольской веры.

А вот что говорит в интервью «Российской газете», председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Илларион: «Экуменизм экуменизму рознь. Существуют его нездоровые формы, когда размываются границы между конфессиями, а вся межхристианская деятельность направлена на поиск вероучительных компромиссов. Православная Церковь такой компромисс не приемлет. Но если речь идет о диалоге с инославными христианами с целью лучше уяснить те различия, которые между нами существуют, и наладить систему взаимодействия, несмотря на эти различия, то, думаю, что такие формы межхристианского общения мы должны приветствовать. И они уж точно никоим образом не вредят чистоте Православия»[31].

В Сербской Православной Церкви с 1994 года ведутся рассуждения о вопросе членства во Всемирном Совете Церквей. Тогда же епископ Расский и Призренский Артемий подал Архиерейскому Собору доклад с указанием причин, по которым СПЦ должна выйти из ВСЦ. В 1997 году Собор назначил особую комиссию, которая, впрочем, за 2 года не пришла ни к какому определенному выводу. Тогда 280 клириков и монашествующих Сербской Церкви подали Архиерейскому Собору, состоявшемуся с 25 мая по 4 июня 1997 г. требование о выходе из состава ВСЦ, назвав при этом экуменизм «всеересью». Назначенная Собором Комиссия в составе нескольких епископов под председательством митр. Черногорского Амфилохия обсудила упомянутое требование и, изучив взаимоотношения СПЦ и ВСЦ, пришла к выводу о желательности выхода Сербской Церкви из ВСЦ . Однако требования немедленного выхода не последовало; наоборот, изложенная ниже рекомендация комиссии свидетельствует о мудром и взвешенном подходе к решению проблемы членства в ВСЦ; выводы комиссии говорят о глубоком понимании канонического права и тонком чутье православной жизни. Действительно, немедленный выход из ВСЦ поставит под вопрос правомерность евхаристического общения Сербской Церкви с теми Поместными православными Церквами, которые остаются в составе Всемирного Совета. Если эти Церкви «еретичны» - с ними надо прекратить евхаристическое общение; если же оно сохраняется - «тень» падает на СПЦ даже в случае выхода из ВСЦ. Поэтому комиссия рекомендовала: «Так как ... решение о выходе затрагивает не только внутреннюю жизнь ... СПЦ, но и все остальные православные Церкви во всем мире, комиссия считает, что эта проблема не может быть разрешена на местном уровне». Комиссия предложила известить Вселенского патриарха, глав других Поместных Церквей и созвать всеправославную комиссию для обсуждения вопроса пребывания Православных Церквей в ВСЦ. «Только после такого совещания наша Церковь должна будет сделать окончательное решение по этому вопросу»[32].



Профессор МДА Алексей Ильич Осипов высказывает мысль, в которой осуждает саму цель движения к межцерковному единству: «Церковное единство не относится к категории тех ценностей, которые можно создать путем договорных и организационных мероприятий, ибо оно не является следствием человеческой деятельности. Единство Церквей, поставленное в качестве цели, в своем практическом осуществлении приводит или к ошибкам или к фальши, выражающимся в языковом тумане, прикрывающем неясностью и двусмысленностью выражений, остающиеся принципиальные разногласия. Целью экуменического движения должно быть не зримое единство Церквей – но очищение христианских Церквей, общин и объединений от всего наносного, ложного, греховного в их стремлении к истине» [33].

В заключительном отчете специальной комиссии по участию Православных Церквей в работе ВСЦ (Женева, 2002) были выработаны новые подходы к членству во ВСЦ, новые механизмы принятия решений и сделаны конкретные предложения по проведению молитвенных собраний на межхристианских встречах. В частности, ВСЦ было рекомендовано полностью отказаться от использования термина «экуменическое богослужение». У ВСЦ нет и не может быть своей экклезиологии, а значит, не может быть и собственного богослужения. Было предложено также внести в устав ВСЦ положение о необходимости исповедания членами ВСЦ Никео-Константинопольского Символа веры и поднять нижний порог членства с 25 до 50 тыс. членов, так как с точки зрения комиссии православные должны составлять не менее 25% от общего количества членов. Заключительный отчет Специальной комиссии был представлен Центральному Комитету ВСЦ в феврале 2005, который одобрил поправки, внесенные комиссией в Устав и правила ВСЦ. Таким ообразом, был введен новый механизм принятия решений на основе консенсуса, предполагающего полное согласие участников; голосование невозможно по вопросам, затрагивающим экклезиологию Церквей-членов ВСЦ. Для обеспечения действия новых правил ЦК учредил постоянный Комитет по консенсусу и сотрудничеству, в состав которого в равном количестве будут входить представители Православных и протестантских Церквей-членов ВСЦ. Внесенные поправки были представлены для окончательного утверждения на 9-ю Ассамблею ВСЦ в феврале 2006 года, которая стала очередным поводом для возобновления дискуссии вокруг участия Русской Православной Церкви в работе ВСЦ, а также в экуменическом движении в целом.




mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2017 год. (0.004 сек.)