Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЭКУМЕНИЗМ. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ




Экуменизм (от греч. «Oikoumene» - обитаемый мир, вселенная) - комплексное понятие, включающее в себя учение о единой Христианской Церкви, наряду с движением за воссоединение христианских церквей или же внутрихристианскими поисками единства. Экуменизм нельзя понимать как вероучение, идеологию или церковно-политическое движение, так как это понятие не имеет строгого определения.

В первые века между Западной и Восточной Церковью в вопросах веры царило полное единодушие, но со временем стало назревать некоторое отчуждение по некоторым вопросам, что привело к полному разделению Церквей. Этот процесс проходил болезненно, так как осознание общего прошлого единства еще долго было в памяти христиан. Последующее воссоединение уже не могло быть достигнуто по различным причинам, главная из которых – Папские претензии на главенство. Восточные христиане не хотели принимать западные взгляды по ряду вероучительных вопросов, а западные, со своей стороны отвергали греческую святоотеческую традицию.

После распада Византийской империи и турецкого захвата восточно-христианский мир был откинут в своем развитии на много лет назад, что привело к возвышению запада. Запад стал относиться к святоотеческой традиции Востока как к заблуждающейся культуре. А после Реформации желание Запада склонить и наложить свое мироощущение на другой мир становилось все сильнее. Растущее могущество Запада навязывало мнение о том, что средоточие власти всего христианского мира должно быть в Риме. «Западный раскол есть произвольное, ничем не заслуженное отлучение всего Востока, захват монополии Божественного вдохновения – словом, нравственное братоубийство. Таков смысл великой ереси против вселенскости Церкви, - ереси, отнимающей у веры ее нравственную основу и потому делающей веру невозможной»[1].

Сначала христиане на Западе и на Востоке примирились с разделением и жили отдельно друг от друга, постоянно соперничая и практически враждуя. Как результат - утрата веры, отход от Церкви и возникновение различных сект, окультных движений и т.д.

В предверии первой мировой войны, христиане стали задумываться о необходимости объединения для предотвращения волны бездуховности и отрицания Бога. Как попытка объединения на своих условиях в среде протестантов на Западе возникает экуменическое движение.

Идея экуменизма развилась в протестантской среде из «теории ветвей», в которой говориться о том, что все христианские конфессии верят в Иисуса Христа, имеют общие таинства, поэтому являются единой Христовой Церковью, несмотря на различие в догматах. Они решили, что будет великая польза, если ветви начнут сближение через совместные молитвы и евхаристическое общение, взаимно обогащая друг друга.

Экуменизм как движение окончательно оформилось в 20 веке и обусловлено общими процессами глобализации и ростом массового безбожия. Первая мировая война, гонения, которым подверглись верующие в СССР, способствовали развитию экуменических идей. Среди христиан различных конфессий стали складываться представления о необходимости всеобщего мира, единой борьбы с атеизмом. Ватикан и некоторые протестантские церкви выпустили миротворческие послания, призывающие христиан всего мира объединяться для предотвращения уничтожения человечества. В середине 1920 годов имели место различные экуменические инициативы: встречи и дискуссии католической и протестантской молодежи, создание в 1926 году в Париже Центра религиозных исследований «Истина».

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2017 год. (0.005 сек.)