Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические методы в социальной работе






Психологические методы в социальной работе можно разделить на две группы: научно-исследовательские и практические.

К научно-исследовательским методам относится совокупность научных методов, направленных на изучение влияния социальных факторов на психическое здоровье и их роли в возникновении, течении, прогнозе, исходе психических расстройств.

Виды научно-исследовательских методов:

эпидемиологический метод, который определяет распространенность психоэмоциональных расстройств, позволяет объективно и корректно оценить вклад разнообразных социальных факторов в процессы формирования и течения психической патологии, охарактеризовать сущность и частоту расстройств в отдельных популяциях, придать многочисленным и зачастую противоречивым материалам надежную эпидемиологическую основу, являющуюся критерием репрезентативности и достоверности;

психопатологический метод. Здесь предметом изучения являются расстройства и их зависимость от факторов социальной среды ' методы социологического исследования, включают широкий спектр социально-демографических, социометрических, транскультуральных и ряда иных методов, направленных на выяснение причинно-следственных закономерностей психического здоровья и его нарушений. Источниками информации в социологических методах являются разнообразные опросники, оценочные шкалы, интервью.

различные виды статистической и медицинской документации.

Применение социологических методов в психологии требует соблюдения ряда условий.

1. Выбор объекта исследований, дифференцированного по конкретным признакам (по профессиональным, социальным, региональным критериям, по этнокультуральным признакам).

2. Выбор адекватных задачам социальной психологии социологических параметров. Одними из наиболее значимых являются понятия «уровень жизни» и «качество жизни». Уровень жизни представляет собой объективный критерий, отражающий реальные условия сосуществования общества и индивида.

К практическим методам относятся практические формы социально-психологической помощи клиентам. Классификация Л. Чиомпи (2003):

а) социальная поддержка и опека больных с наиболее тяжело протекающими формами психических заболеваний (шизофрения, хронические депрессии, алкоголизм, наркомания, старческие психозы и т.д.). Социальная поддержка осуществляется мобильными многопрофильными группами специалистов и предполагает работу по месту жительства больного, в семье, на работе;

б) превентивная кризисная интервенция, осуществляемая в амбулаторных, стационарных или полустационарных условиях;

в) социальная и профессиональная реабилитация клиентов;

г) семейная терапия

д) различные виды социотерапии: терапия средой, психодрама, тренинг социальных навыков и др.

21. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИИ

В своем развитии государственно-правовые основы социальной работы в новой России прошли несколько этапов. В основание выделения этих этапов необходимо положить два взаимосвязанных процесса: а) социальное увеличение (снижение) государственной помощи малоимущим; б) государственно-правовая институционализация социальной работы.

Первый этап (1991-1994) формирования государственно-правовых основ социальной работы начался с реформ правительства Б.Н. Ельцина – Е.Т. Гайдара еще в рамках СССР, а затем после его распада. Вместе с подготовкой институциональных (нормативных, организационных, управленческих, образовательных) основ социальной работы подрывались социальные основы существования значительного числа людей, что подтвердилось политическим кризисом 1993 г., а затем падением курса рубля в 1994 г. («черный вторник»). Правительство пыталось сохранить некоторые социально-правовые гарантии, частично смягчить последствия роста цен, закрытия предприятий (например, Закон «О занятости населения»).

Второй этап (1994-1998). Значительное сужение социальной базы либеральных сил. Возник значительный социальный вакуум, поскольку исчезали прежние реальные социально-экономические гарантии. К этому времени относится и принятие ряда правовых нормативных актов о социальной работе, в том числе законов о социальном обслуживании. В нескольких вузах уже состоялись выпуски социальных работников, был утвержден государственный образовательный стандарт, изучался опыт социальной работы в зарубежных государствах.

Третий этап (сентябрь 1998—август 2004) начался с попыток преодолеть последствия спада, поддержать построение социального государства, поднять престиж социального работника. Установившаяся благоприятная внешняя конъюнктура на рынке топлива и сырья позволила в некоторой степени улучшить положение с пенсиями, зарплатами бюджетников, в том числе и социальных работников, реализовывать нормы законов о социальном обслуживании населения, социальной защите инвалидов.

Четвертый этап формирования социального государства начался с августа-сентября 2004 г. На очередь выходили отложенные, но необходимые для стратегии реформ крайне болезненные преобразования в социальной сфере. Они касаются социальных льгот в сфере транспорта, ЖКХ, здравоохранения Государство стремится освободиться от части обязательств перед обществом, данных на первом, втором и третьем этапе.

Новый этап показывает, что Россия стоит на распутье. И хотя состояние современной России еще не обрело должной стабильности, выбор этот предстоит между европейским типом социального правового государства и типом «минимального социального государства», к тому же весьма редуцированного в российских условиях.

22. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Управление – это осознанное, систематическое, специально организованное воздействие на общество, с целью упорядочить и усовершенствовать его социально-деятельностную структуру. Воздействие означает способы, формы, приемы решения как глобальных, так и конкретных общественных проблем. Цель воздействия – оптимизировать функционирование объектов, субъектов, явлений, социальных процессов.

Необходима технологизация социальных процессов, которая сводится к следующему:

• разграничение, разделение, расчленение процесса на внутренне взаимосвязанные этапы, фазы, операции;

• координация и поэтапность действий, направленных на достижение искомого результата;

• однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций;

Социальная технологизация базируется на социальных технологиях. Социальные технологии можно трактовать двояко.

1) как способы применения теоретических выводов той или иной науки в решении практических задач. Общественные науки имеют дело прежде всего с практическими задачами, связанными с функционированием и совершенствованием социальных объектов, под которыми в данном случае следует понимать не только группы, слои людей, отдельных индивидов, но и социальные явления и процессы в разных сферах жизнедеятельности;

2) как совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, для решения тех или иных социальных проблем.

В социальных технологиях можно выделить две формы:

• программы, содержащие процедуры и операции (как способы и средства деятельности);

• саму деятельность, построенную в соответствии с такими программами.

Социальные технологии рассматриваются как способы осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения.

Термин «социальные технологии» появился в отечественном обществознании сравнительно недавно. Однако это не означает, что в стране вообще не занимались социальными технологиями. Были выработаны способы применения теоретических выводов общественных наук для решения широкого круга социальных проблем, применялись различные приемы, методы и воздействия для достижения целей социального развития общества.

Стадии социальных технологий:

• теоретическое обоснование:

• технологические процедуры;

• технологический инструментарий:

• критерии и методы;

• замеры результатов:

• гуманитарно-экономическое обеспечение:

• этапы внедрения.

23. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Социальные технологии существенно отличаются друг от друга по своему содержанию.

Глобальные социальные технологии выделяются с точки зрения масштабности. Они связаны с решением общечеловеческих проблем. Речь идет о таких знаниях, методах, способах, которые способствуют уяснению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Внедрение глобальных технологий прямо или косвенно касается жизнедеятельности и социальной защищенности людей. Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы и приемы инновационной деятельности, которые направлены на осуществление нововведений в обществе, на реализацию инициатив, вызывающих качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводящих к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе. Рутинные социальные технологии предусматривают такие методы воздействия на социальные процессы, которые характеризуются малой наукоемкостью, отражают вчерашний день социального воздействия и не стимулируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям. Региональные социальные технологии направлены на изучение и реализацию закономерностей территориальной организации социальной жизни и планомерное ее изменение.

Одной из разновидностей универсальных технологий является технология глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, природы, обеспечения населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).

Информационные социальные технологии охватывают способы и приемы оптимизации информационного процесса, его воспроизводства и функционирования. Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие творческих способностей людей. Исторические технологии предполагают технологизацию исторических знаний как условия политического, экономического, духовного и социального диагностирования. Демографические технологии нацелены на изучение механизма воспроизводства населения и выработку способов изменения его численности, состава, размещения и т.д. Политические технологии как вид социальных технологий представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления политической деятельности. Административно-управленческие технологии среди управленческих технологий имеют особую важность как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект.

24. СПЕЦИФИКА ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Социальные технологии применительно к социальной работе трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, для решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения. Если рассматривать социальную работу как науку, то социальные технологии есть способы применения теоретических выводов и решений практических задач социальной работы. Важно в этой связи подчеркнуть органическое единство знаний и умений социальной работы как науки.

Когда речь идет о социальной работе как учебном процессе, сущностью социальных технологий выступает целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, методах и организации, т.е. эти технологии носят в основном обучающий, информационный характер.

Рассматривая социальную работу как особый вид практической деятельности, сущность социальных технологий можно интерпретировать в первую очередь как совокупность приемов, методов и воздействий, направленных на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, оптимальное развитие социальной сферы в целом и ее структурных компонентов.

Направления (виды) социальной работы с различными группами населения: социальный контроль и социальная профилактика, социальная терапия и социальная реабилитация, социальная помощь и защита и др. Эти виды социальной работы и выступают ее основными технологиями, которые принято называть общими (применимыми ко всем объектам) и частными (применимыми лишь к некоторым, например попечительство, опека). Они очень тесно связаны между собой и в то же время относительно автономны, специфичны по целевому назначению и функциональному содержанию.

Различают технологии работы с социально уязвимыми слоями населения; технологии социальной защиты всех слоев населения; технологии глобального характера, затрагивающие процесс функционирования и развития общества; технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности социальной направленности. Выделяют собственно социальные технологии, социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские и т.д.

Технологии в социальной работе различаются по своемууровню: простые, доступные неспециалистам: сложные, требующие квалификации одного специалиста; сложные, требующие квалификации специалистов в разных областях. Различают социальные технологии и по сложности субъекта социальной работы, в частности социальные службы различных уровней и направлений.

25. ФУНКЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Функции технологий социальной работы диагностическая функция – изучение социальным работником особенностей группы людей (или отдельного человека), степени влияния на них (или на него) микросреды и постановка «социального диагноза»;

прогностическая функция – программирование и прогнозирование влияния на объекты социальной работы всех социальных институтов общества, выработка отдельной модели социального поведения этих объектов;

предупредительно-профилактическая (или социально-терапевтическая) функция – приведение в действие социально-правовых, юридических, психологических, социально-медицинских, педагогических и других механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений, организация социотерапевтической, социально-бытовой, психолого-педагогической, медицинской, юридической и иной помощи нуждающимся, обеспечение защиты прав семьи, женщин, подростков, детей, молодежи: правозащитная функция – использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки, защиту населения;

социально-педагогическая функция – выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности и привлечение к работе с ними различных учреждений, организаций, общественных, творческих и других союзов, специалистов, тренеров, организаторов культурно-досуговой деятельности и др.;

социально-психологическая функция – различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной адаптации и социальной реабилитации всем нуждающимся;

социально-медицинская функция – организация работы по профилактике заболеваний, помощь в овладении основами первой медицинской помощи, культуры питания, санитарно-гигиеническими нормами, организация работы по планированию семьи и т.д.;

социально-бытовая функция – способствование в оказании необходимой помощи различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и др.), в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта;

коммуникативная функция – установление контактов с нуждающимися в той или иной помощи и поддержке, организация обмена информацией, способствование включению различных институтов общества в деятельность социальных служб; рекламно-пропагандистская функция – организация рекламы социальных услуг, пропаганда идей социальной защиты человека; нравственно-гуманистическая функция – придание социальной работе высоких гуманистических целей, создание условий для достойного функционирования человека, групп и слоев в обществе; организационная функция – способствование организации социальных служб на предприятиях и в учреждениях, а также по месту жительства, привлечение к их работе общественности, направление деятельности социальных служб.

26. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЗАЩИТЫ

Основная роль социальной защиты – сохранение здоровья и жизни клиентов, а значит, это также и медицинская задача.

Функции специалистов социальной медицины:

• изучение условий жизни курируемого населения выявление участков с неполным набором медицинских услуг, а также групп риска, связанного с повышением заболеваемости и социальной напряженности, установление масштабов необходимой для этих групп социальной и медицинской помощи, обеспечение реализации этих масштабов, выявление и восстановление утраченных социальных контактов между обществом и лицами, оказавшимися вне его;

• помощь в поиске места в жизни, поддержка усилий социального плана, направленных на улучшение качества жизни;

• предотвращение социальной и психической напряженности;

• профилактика психических срывов, приступов психических и соматических заболеваний;

• обеспечение здорового досуга, семейного отдыха, формирование здорового образа жизни у детей и подростков;

• профилактика травматизма, а при необходимости – оказание первой и неотложной помощи пострадавшим и больным на месте происшествия или при приступе болезни;

• содействие в медицинском страховании подопечных, в обеспечении лекарствами, протезами, бытовыми удобствами, общим уходом за больными и предметами этого ухода, отвлекающими средствами и мерами;

обучение семей правилам и навыкам ухода за больными, престарелыми, детьми; организация правовой защиты курируемых слоев населения, контроль пенсионного и материального обеспечения;

противостояние процессам дегуманизации и деморализации общества, участие в политической жизни района (в той ее части, которая касается профессиональных задач), в социальном планировании застройки и организационных мероприятий обслуживаемого района;

применение санитарно-гигиенических мер оздоровления территориальных, жилищных и экологических условий района в контакте с санэпидемслужбой, ЖРЭУ и т.д.;

постановка перед органами медицинской службы, правоохранительных служб, местными властями, общественными организациями вопросов по обеспечению медицинского и социального благополучия курируемых групп населения, выступление в средствах массовой информации по проблемам своей работы.

27. ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЙ РАБОТЫ

Социально-медицинская работа представляет собой одно из важных направлений в деятельности социальных учреждений и занимает особое место в практическом здравоохранении.

В социально-медицинской защите нуждаются пожилые люди, семьи, имеющие инвалидов и больных с тяжелыми хроническими заболеваниями, пострадавшие от радиоактивного загрязнения среды обитания а также неполные, многодетные, опекунские, молодые, остронуждающиеся, получающие пенсию по потере кормильца и другие малообеспеченные семьи.

Защита и оказание различных видов социальной помощи, укрепление и развитие семьи, помощь в обеспечении благоприятных условий для выполнения семьей своих основных функций осуществляются в специальных центрах «Семья» или в отделениях медико-социальной помощи при территориальных лечебно-профилактических учреждениях.

Медико-социальная помощь заключается в решении медицинских, социально-бытовых, психологических, юридических вопросов. Обеспечение инвалидов медикаментами, продуктами питания по льготным ценам, оформление и переоформление документов для направления больного на медико-социальную экспертизу при стойких ограничениях жизнедеятельности и трудоспособности также входят в круг обязанностей медико-социального работника. Больные с ограниченными возможностями должны быть трудоустроены с использованием различных форм организации труда (надомный труд, неполный трудовой день и т.д.).

В компетенцию медико-социального работника входят вопросы, связанные с нетрудоспособностью больных, направленных в санатории из больничных учреждений после хирургического заболевания и оперативного вмешательства, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, инвалидов, пострадавших от радиационного воздействия, эвакуированных из населенных пунктов и др.

Социальный работник медицинской ориентации должен курировать женщин после родов, особенно из неблагополучных семей, рождение ребенка в неполной семье, рождение второго ребенка, прерывание беременности, продолжение учебы или ее прекращение ввиду опасности осложнения беременности.

Своевременное выявление детей из неблагополучных, асоциальных семей, диспансерное наблюдение с момента рождения, направление в ясли, детский сад, при необходимости в санатории «Мать и дитя», туберкулезные санатории, школы для трудновоспитуемых или умственно отсталых позволяет избежать пагубных привычек и дает возможность внедрять в социальный жизненный процесс элементы здорового образа жизни.

28. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Служба медико-социальной помощи комплектуется специально подготовленными работниками, исходя из поставленных перед ней задач. Утверждение соответствующих должностей социальных работников с медицинской ориентацией в лечебно-профилактических учреждениях, их квалификационная характеристика, отлаживание системы подготовки кадров для работы в практическом здравоохранении – основы организации медико-социальной службы.

Для оказания полноценной медико-социальной помощи населению необходима трехуровневая система, предусматривающая работу специалистов с высшим, средним специальным образованием и персонала, помогающего ухаживать за престарелыми, одинокими, инвалидами, тяжелыми хроническими больными.

В компетенцию специалиста высшего уровня (социальный работник с высшим образованием – социально ориентированный врач) входит получение полной информации о социальном положении населения, создание банка данных – социальной карты региона.

В банке данных должны быть сведения не только об общей численности обслуживаемого населения, но и о количестве проживающих на данной территории семей. Из общего числа семей необходимо выделить неполные, многодетные, малообеспеченные семьи, семьи, имеющие в своем составе инвалида, наркологического больного, ребенка-инвалида с детства.

Важно определить социально-экономическую обстановку региона: его криминогенность, уровень заболеваемости социально опасными болезнями (заболевания, передаваемые половым путем, дифтерия туберкулез и др.).

Такой социальный работник составляет и внедряет программы медико-социальной помощи населению обслуживаемого региона, координирует деятельность медико-социальной службы со смежными вневедомственными организациями (педагоги, психологи, юристы и др.), направляет и контролирует проведение социальных мероприятий работниками среднего звена.

Основными функциями медико-социального работника среднего звена является непосредственная патронажная работа с семьями по реализации конкретных услуг: оказание первичной медико-санитарной помощи инвалидам; содействие в обеспечении медикаментами, продуктами питания через специальные магазины по льготным ценам; организация консультативной помощи правоведов, психологов, педагогов; санитарно-просветительная работа и т.д.

Социально-медицинская работа третьего уровня выполняется, как правило, добровольцами, которые оказывают непосредственную посильную физическую, моральную, психологическую помощь людям, нуждающимся в посторонней помощи (сиделки у тяжелобольных, одиноких людей, сопровождающие слепых, инвалидов и т.д.). Одной из рациональных форм организации социальной помощи населению являются отделения медико-социальной помощи создаваемые при территориальных поликлиниках.

29. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ЦЕЛЕВЫЕ ПАРАМЕТРЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Конечной целью социальных работников является охрана здоровья и жизни обслуживаемых лиц. Они должны четко понимать, что в основе любой социальной программы должны быть рекомендации гигиены – науки о здоровье, способах его сохранения и улучшения, о здоровом образе жизни (ЗОЖ).

Любой аспект социальной работы касается сохранения здоровья и содействует ему.

Социальные работники должны иметь четкие представления о феномене здоровья и о ЗОЖ.

Целевой параметр, на который ориентируется вся система здравоохранения и формирования ЗОЖ населения, еще четко не определен. А неясность цели всегда порождает методические ошибки. На протяжении последнего десятилетия в целом отдавалось предпочтение профилактике болезней, стремлению создать здоровые условия быта и труда, привить населению здоровый образ жизни, однако эффективность была явно недостаточной.

Здоровье суть состояние достаточно широких функциональных возможностей организма, необходимых для нейтрализации влияния вредных факторов окружающей среды. Функциональные возможности рассматриваются как физиологические резервы, объем которых может сокращаться или увеличиваться в зависимости от степени их тренированности. Последняя создается образом жизни как комплексом режимных моментов и установок, исключающих или усугубляющих истощение названных резервов. Начинать выработку ЗОЖ целесообразно в детстве. В дальнейшем только особо неупорядоченные и нездоровые условия жизни могут разрушить устоявшуюся систему привычек. ЗОЖ направлен на предотвращение не каждой болезни в отдельности, а всех в совокупности. Поэтому он особенно рационален, экономичен и желателен.

ЗОЖ – это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения.

ЗОЖ – это выработка у людей комплекса взаимосвязанных навыков и привычек. Надо добиться, чтобы человек автоматически выполнял правила в сфере быта и личной гигиены, не задумываясь над элементарными поступками и всегда придерживаясь при этом рекомендаций гигиенической науки.

ЗОЖ включает в себя и культуру развлечения. У человека есть физиологически обоснованная потребность получать удовольствия. Нужно сочетать пассивный и активный вид отдыха. Большое значение имеет воспитание культуры межличностных отношений, здесь кроется залог успешной охраны психического и физического здоровья населения.

30. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ

ЗАЩИТЫ Основными задачами социальной защиты являются:

1) реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий гражданам прежде всего в области пенсионного обеспечения социального обслуживания, материальной поддержки семей с детьми и др.;

2) адаптация системы социальной защиты к изменяющимся социально-экономическим условиям, включая развитие сети учреждений социального обслуживания, расширение перечня предоставляемых населению социальных услуг, поддержку негосударственных форм социальной помощи, подготовку кадров социальных работников;

3) совершенствование организации социальной защиты на основе формирования законченных социальных технологий, дифференцированного подхода к различным категориям населения и типам семей, адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя.

4) широкое использование активных форм социальной поддержки населения (социальная и психологическая реабилитация и адаптация населения, содействие самореализации и самообеспечению, профессиональной ориентации и т.д.).

31. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СЕМЬИ

Важнейшим критерием социального государства является защита материнства, детства, отцовства а также помощь и защита семьи.

К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:

• денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);

• трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям;

• бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.);

• социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование и т.д.). Основными принципами социальной работы с семьей являются:

• приоритет прав и интересов ребенка, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства;

• уважение прав родителей, объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны социальных служб;

• соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при работе с семьей при условии отсутствия риска насилия над детьми;

• обоснованное использование власти и контроля;

• учет неблагоприятных факторов в семье, подход с позиции риска и т.д.

Большое значение в социальной защите семьи имеет совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы. Разработаны и приняты следующие законы: «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимся и другим категориям лиц», «О государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» и др.

Была разработана и принята к выполнению федеральная программа «Дети России», в которую вошли шесть целевых программ: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи».

Реальная помощь семье может быть оказана только при сочетании социальной и психологической работы. Социальный работник должен уметь психологически грамотно вести прием, беседу, переговоры, тактично оказывать помощь и ориентировать клиента (семью) на самопомощь, а также осуществлять первичную психологическую поддержку клиента.

32. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

В условиях формирования рыночных отношений государственная политика в области занятости должна быть нацелена на оптимизацию рынка труда, содействие мобильности рабочей силы, создание новых рабочих мест, подготовку и переподготовку кадров.

В целом государственная политика занятости представлена двумя основными направлениями:

1) содействие в трудоустройстве незанятого населения и оказание помощи в профессиональной подготовке и переподготовке;

2) стимулирование образования гибкого рынка труда.

Законами и другими нормативными актами РФ предусматривается обеспечение равных возможностей в реализации права на труд и свободного его выбора всем гражданам России независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений, отношения к религии.

Государство в соответствии с законами должно помогать осуществлять трудовую и предпринимательскую инициативы граждан, содействовать развитию их способностей к производительному и творческому труду, способствовать соблюдению добровольности труда, свободному волеизъявлению в выборе вида занятости, обеспечивать социальную защиту в сфере занятости.

Особое внимание государство призвано уделять тем группам и слоям населения, которые по тем или иным причинам полностью или частично не соответствуют требованиям рынка: молодежи; женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста, детейинвалидов и др. Законом «О занятости населения в Российской Федерации» и другими нормативными актами для таких групп населения предусматриваются создание специализированных предприятий, организация дополнительных рабочих мест, особый режим труда (неполная рабочая неделя, укороченный рабочий день, надомная работа).

Государственная программа обеспечения занятости населения предусматривает также децентрализацию промышленности, перевод ее в сельские районы и малые города, создание малых предприятий, расширение сферы обслуживания и другие меры.

«Занятость, – согласно указанному Закону, – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход)».

33. СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ

Службу занятости возглавляет и организует Федеральная служба по труду и занятости. В регионах созданы службы занятости, подчиненные в своей деятельности вышестоящим органам службы занятости и соответствующим органам исполнительной власти. Они финансируются за счет средств фонда занятости.

Службы занятости в своей деятельности руководствуются конвенциями и рекомендациями, разработанными и принятыми Международной организацией труда (МОТ), созданной в 1919 г., и соответствующими законами и нормативными актами РФ.

Центры занятости решают следующие основные задачи:

• сбор и распространение информации о спросе и предложении на местном рынке труда;

• консультирование работников по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;

• профессиональная ориентация всех групп населения;

• выплата пособий по временной незанятости;

• консультирование предпринимателей по проблемам занятости и использования рабочей силы;

• оказание помощи в кадровом планировании предприятий;

• организация переподготовки высвобождаемой из производства рабочей силы;

• социально-психологическая работа с клиентами.

В соответствии с Законом Российской Федерации о занятости населения безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней.

Служба занятости обязана принять решение о признании гражданина безработным не позднее 11 дней с момента предъявления им соответствующих документов: паспорта, трудовой книжки, документа о профессиональной квалификации, о среднем заработке за последние два месяца по последнему месту работы.

Службой занятости не могут быть признаны безработными следующие категории граждан:

1) не достигшие 16-летнего возраста;

2) лица, которым назначена пенсия, исключая инвалидов III группы;

3) отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы;

4) впервые ищущие работу, а также не имеющие профессии в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки, от предложенной оплачиваемой работы (даже временной).

Для потерявших работу в связи со структурными изменениями в экономике, закрытием или перепрофилированием производства закон предусматривает сохранение стажа и среднего заработка в период трудоустройства, но не более трех месяцев.

34. ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА

Объектами социальной защиты являются дети – лица, не достигшие 18 лет. Разные группы детей нуждаются в различной помощи и в равной степени социальной защиты. К приоритетным группам детей, в первую очередь нуждающихся в социальной защите, следует отнести: детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; детей из девиантных и педагогически запущенных семей; детей из приемных семей, многодетных, неполных; детей-инвалидов; детей, имеющих недостатки в психическом и физическом развитии; детей безработных граждан; детей – жертв вооруженных конфликтов, экологических и техногенных катастроф; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел; детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах.

Субъектами социальной защиты детей выступают все три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Приоритет принадлежит государству и создаваемым им институтам: они формируют социальную политику и законодательство в отношении детей, обеспечивают ее реализацию, гарантируют социальную безопасность. К субъектам относятся также политические партии, общественные организации, благотворительные союзы, церковь, средства массовой информации, предприятия и учреждения детские и юношеские организации, частные лица, занимающиеся спонсорством или благотворительностью. Особую роль в социальной защите детства играют семья и школа, а также специальные службы социальной работы: муниципальные службы, система стационарных учреждений, приютов, детских домов, интернатов, учреждения дополнительного образования и развития детей, специализированные центры психолого-медико-социального и педагогического сопровождения, консультационные и реабилитационные службы и т.д. Субъектами социальной защиты являются сами социальные работники, социальные педагоги и другие специалисты.

35. ПРАВОВАЯ БАЗА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА

Правовая база социальной защиты детства строится на трех уровнях: международном, общефедеральном и региональном.

1. Международный уровень включает документы международных организаций (ООН, ЮНИСЕФ, ВОЗ), а также межгосударственные соглашения и программы по охране материнства и детства. Дети как объект особой защиты выделены во Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г. а также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах, в документах специализированных учреждений ООН и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей. В 1959 г. ООН приняла Хартию детства и Декларацию прав ребенка. Из документов, принятых в конце XX в., следует отметить Пекинские правила 1985 г. (минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних), также следует отметить Конвенцию ООН «О правах ребенка» (1989 г., с 1992 г. день принятия Конвенции – 20 ноября, отмечается как Всемирный день детей) и Всемирную декларацию об обеспечении выживания защиты и развития детей (1990 г.). С образованием ЕС корпус международных документов пополнился Европейской конвенцией о защите прав детей (1996 г.). Эти документы сформулировали основные принципы и нормы политики государств в отношении детей, требования в защиту детства, очертили сферу ответственности государства и общества, выявили основные права детей, отвечающие современным социальным условиям.

2. Общефедеральный уровень правовой защиты детства опирается на Конституцию РФ (1993), Семейный кодекс (1995) и законодательство о семье. Закон РФ «Об образовании» (1996), о социальной защите населения России в целом. Специальное законодательство о защите детей складывалось в 1992-2005 гг. на основе федеральных программ и указов Президента РФ.

В 1994 г. Указом Президента была введена в действие федеральная программа «Дети России», разделившаяся впоследствии на шесть целевых программ («Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи»). В 1995 г. принят Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации. В 1997 г. эти программы были расширены за счет подпрограмм «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Одаренные дети», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство». Все они объединены в единую целевую программу «Дети России», рассчитанную на 2003-2006 гг.

3. Региональный уровень опирается на общефедеральную правовую базу, но конкретизирует условия, цели и задачи выполнения законов и указов Президента РФ. Он включает документы органов власти субъектов Федерации и местных властей, общественных организаций, региональные программы.

36. МАТЕРИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БАЗА ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА

Социальная защита детей и подростков должна строиться на серьезной материальной и экономической базе. В последние десятилетия она значительно уменьшилась. В настоящее время она включает как материальную часть (жилые и нежилые помещения, корпуса учреждений, оборудование), так и финансовую (средства, необходимые для выплат и пособий, организации и проведения конкретных мероприятий, осуществления специальных программ, а также для зарплаты сотрудникам).

Необходимым элементом системы социальной защиты детства выступает финансовая база, которая включает:

• бюджетные средства РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

• внебюджетные средства различных фондов РФ, ее субъектов и муниципалитетов;

• средства, выделяемые предприятиями и учреждениями для социальной защиты детей своих сотрудников;

• средства, выделяемые профсоюзными и другими общественными организациями;

• средства, выделяемые спонсорами и благотворителями;

• средства, выделяемые Русской православной церковью;

• средства, выделяемые другими религиозными организациями.

Важнейшим направлением укрепления материально-экономической защиты детства является повышение уровня жизни семей, в первую очередь тех, в которых есть дети. Проблемы возникают не только в семьях, имеющих отклонения (алкогольные, семьи наркоманов, лиц, склонных к тунеядству, и др.). но во вполне благополучных семьях, столкнувшихся с безработицей, неполной занятостью, низкой оплатой труда («работающие бедные»). Требуется адресная эффективная экономическая защита детей на уровне семьи.

Одним из направлений в решении этой проблемы может стать восстановление численности дошкольных детских учреждений и детских садов, находящихся на смешанном финансировании (бюджетные средства, оплата родителей, спонсорские вклады, последние могут выражаться не только в финансовой форме, но и в форме предоставления на льготной основе помещений, оборудования, компьютеров, офисной техники и т.п.).

Анализ правовой и материально-экономической базы социальной защиты детей показывает несовершенство первой и недостаточность второй. Несовершенство законодательства по социальной защите детства заключается в том, что отсутствует реально действующая система социальных гарантий выполнения тех положений, что записаны в тексте законов, указов и постановлений, слаба система санкций, закрепляющих их выполнение.

Расширение финансирования социальной защиты детства дает вполне ощутимый эффект не только социальный, но и экономический, имея в виду формирование благополучной среды обитания для всех детей, снижение впоследствии расходов на борьбу с детской и подростковой преступностью, лечение детского алкоголизма, в целом позитивно влияет на воспитание детей.

37. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА РЕБЕНКА

Социальная защита детства проявляется в разных сферах жизнедеятельности: ' в сфере семейных отношений ' в сфере образования; ' в среде обитания ребенка.

Должен быть защищен, во-первых, определенный уровень жизни ребенка (витальные потребности, здоровье физическое и психическое), во-вторых, должна быть обеспечена безопасность (физическая экономическая, социальная), в-третьих, право на самореализацию и развитие своих способностей и возможностей.

Права ребенка очерчены в Семейном кодексе РФ право воспитываться в семье, право на защиту и обеспечение потребностей ребенка, на защиту здоровья, на проживание в помещении, где живет его семья, право на сохранение своей индивидуальности, право на имя, на общение с родными, а также право на собственность, алименты, пенсии, пособия предусмотренные законом.

Государственная политика социальной защиты детства осуществляется в соответствии со стандартами, установленными законодательством РФ:

• гарантированное общедоступное бесплатное начальное, основное и среднее(полное)общее образование, а на конкурсной основе – среднее и высшее профессиональное образование и воспитание в общеобразовательных учреждениях;

• бесплатное медицинское обслуживание детей, обеспечение их питанием в соответствии с минимальными нормами питания;

• гарантированное обеспечение детям по достижении ими возраста 15 лет права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану и оплату труда;

• социальное обслуживание и социальная защита детей, в том числе гарантированная материальная поддержка путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей;

• социальная адаптация и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:

• право на жилище в соответствии с законодательством РФ;

• организация оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении;

• организация квалифицированной юридической помощи.

Социальная защита детей предусматривает два уровня: первый – в повседневной обстановке, в обычной жизненной ситуации; второй – в чрезвычайной, нестандартной ситуации.

Первый уровень социальной защиты связан прежде всего с защитой семьи, а также с защитой ребенка в сфере образования. Второй уровень – чрезвычайный, связан с потерей родителей, с социальным сиротством, социальными и экологическими катастрофами.

Социальные учреждения, которые реализуют эту программу: муниципальные специализированные центры, кризисные центры помощи женщинам и детям, социальные гостиницы и приюты, психологические, педагогические, юридические консультационные пункты и др.

38. СИСТЕМА СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА

В последнее десятилетие развивается система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, основным объектом которого является ребенок в его среде обитания. Складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе. Разрабатываются вариативные модели сопровождения, формируется его инфраструктура (психолого-педагогические и медико-социальные центры, школьные службы сопровождения, профориентационные центры, психолого-медико-педагогические комиссии, кабинеты доверия и др.).

Объективная необходимость таких центров (центров психолого-медико-социального сопровождения – ЦПМС) обусловлена сложной социальной ситуацией в обществе – необходимостью реформирования образования и всей социальной сферы в целом.

Система сопровождения действует по клиентарному принципу (индивидуального обращения) и оказывает помощь как детям, так и семьям и учителям. Смысл и назначение этой системы заключаются в возможности помочь как детям и семьям в обычной жизненной ситуации, так и в ситуации затруднений, конфликта или угрозы распада семьи, а также девиантным семьям и подросткам.

Особое внимание уделяется защите интересов детей в разводящихся семьях. Уровень разводов в нашей стране в последние годы возрос – в среднем две трети семей проходят через эту процедуру. Конфликты в семье, психологические драмы, сам процесс развода, раздела имущества, решение судьбы ребенка – все это оставляет тяжелый след в жизни детей. Определенную роль играет законодательство об установлении происхождения ребенка, это важно при определении прав ребенка и ответственности родителей.

В современной России немалую долю составляют семьи девиантные, в которых ребенок не может жить постоянно. В этом случае может быть поставлен вопрос об ограничении или даже лишении родительских прав. Эта крайняя форма защиты ребенка применяется только при угрозе физическому существованию ребенка, угрозе психическому здоровью и его будущему и только по решению суда.

39. УСЫНОВЛЕНИЕ. ОПЕКА. ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО

Если ребенок остался без попечения родителей надолго или навсегда, органы опеки и попечительства должны решить вопрос о постоянном устройстве ребенка.

Предпочтительной формой устройства детей является усыновление. Однако здесь встречается ряд проблем: необходима тщательная проверка приемных родителей, их личностных характеристик, психологических особенностей, способности взять на себя такую ответственность, их материального положения Биологические родители в случае усыновления утрачивают свои права раз и навсегда.

Договор на передачу детей в приемную семью заключается на конкретный срок – обычно до совершеннолетия, после чего договор теряет свою силу.

Содержание ребенка в приемной семье осуществляется в основном за счет государственных средств до достижения ребенком 18 лет (ежемесячное пособие, средства на приобретение одежды, обуви, инвентаря, книг, игрушек и т.д.). Ежемесячно приемная семья должна предоставлять отчет об израсходованных суммах. Приемной семье предоставляются льготы, касающиеся отдыха, лечения, обеспечения путевками в санатории, дома отдыха совместного пребывания. За каждого ребенка, взятого на воспитание, родители получают оплату труда, и если таких детей двое-трое, то семья может сосредоточиться на воспитании детей, не искать дополнительный заработок.

Распространенной формой социальной защиты детства является опека и попечительство. Опека устанавливается над малолетними детьми в возрасте менее 14 лет, а попечительство —для детей в возрасте от 14 до 18 лет. Эти два родственных института различаются объемом обязанностей и прав опекунов и попечителей, причем в качестве таковых могут выступать физические лица (например, близкие родственники), а также детские воспитательные и образовательные учреждения, органы и учреждения опеки и попечительства. Законодательно определены права детей, находящихся под опекой или попечительством, обязанности опекунов и попечителей, условия защиты материальных прав детей. Опекунская деятельность не оплачивается, но опекун получает на содержание подопечного ежемесячные денежные средства в размере, установленном в конкретном регионе для содержания детей, оставшихся без попечения родителей.

В определенных случаях опекунство или попечительство могут быть прерваны в связи с объективными обстоятельствами (тяжелая болезнь опекуна или попечителя), ненадлежащий уход за ребенком или уклонение от обязанностей, в отдельных случаях – если биологические родители или близкие родственники опротестовали установление опекунства. Во всех этих случаях вопрос решается органами опеки в соответствии с законом и в интересах детей.

40. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Специальная система социальной защиты детей в сфере образования реализуется в общеобразовательной школе. Ее субъектами выступают социальные педагоги и социальные психологи, которые есть сегодня в штате большинства школ. Однако проблемы, с которыми сталкиваются эти специалисты, требуют особого внимания. Во-первых, надо проводить различие между образованием и воспитанием (это процессы очень тесно связанные, но все же не тождественные), каждый из них имеет свою отличающуюся от другой цель и свой комплекс задач. Во-вторых, статус этих профессиональных работников в системе образования является скорее низким.

В советский период процесс воспитания обеспечивался педагогическим коллективом при самой большой поддержке детских общественных организаций. Сегодня эти организации либо разрушены совершенно, либо сведены на нет. Учителя-предметники зачастую считают себя свободными от воспитательных функций. Классные руководители имеют слишком много обязанностей, в то время как ученики из педагогически запущенных и проблемных семей нуждаются в серьезном повышенном внимании. Любой специалист, который начинает деятельность в этой сфере, должен обладать специальными профессиональными знаниями соответствующего профиля иметь не только обязанности, но и права, возможности воздействовать на ситуацию, должен работать в тесной связи с другими субъектами социальной работы (органами социальной защиты, центрами и консультационными пунктами, административными и общественными организациями и др.).

Сегодня общество как никогда нуждается в такой благоприятной среде. Формирование такой среды является одной из важнейших задач социальной работы.

В настоящее время эта задача реализуется в клубной работе, в системе дополнительного и развивающего образования, в развитии кружков и общественных объединений по интересам.

При внимании к детским проблемам социализация школьников проходит в более благоприятных условиях, развивается средовая основа социальной защиты детства в тесной связи с семьями.

41. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ

Сегодня в России существуют несколько основных типов социальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

1. Дом ребенка (дом малютки) – учреждение принимающее на воспитание и обслуживание детей, оставленных матерями в роддомах после родов («отказники»); детей, оставленных матерями, оказавшимися в сложных жизненных обстоятельствах (до наступления более благоприятных условий для воспитания ребенка); детей-«подкидышей» и детей, чьи матери были лишены родительских прав до наступления трехлетнего возраста ребенка. Контингент этого учреждения – дети до трех лет. Главная его задача – обеспечить благоприятные условия для физического и психического развития детей.

2. Социальный приют предназначается для экстренной помощи детям в возрасте от 3 до 18 лет. Это учреждение для временного проживания детей, оставшихся без попечения родителей.

Социальный приют выполняет целый ряд функций:

• обеспечение безопасности ребенка от внешних угроз – жестокого обращения с ними родителей или родственников, эксплуатации со стороны взрослых криминальных элементов;

• защита законных прав и интересов ребенка, связанных с его взаимоотношениями с родительской семьей, усыновлением, установлением опеки, получением образования, овладением профессией;

• снятие у ребенка остроты психического напряжения или стрессового состояния как следствия социально-психологической депривации в семье;

• разработка индивидуальной программы реабилитации ребенка;

• первичная адаптация социально неблагополучного ребенка к жизни в социально здоровой семье:

• восстановление или компенсация социальных связей детей.

3. Детский дом-интернат – образовательное учреждение интернатного типа для постоянного проживания детей в возрасте от 3 до 18 лет. Функции их сходны с функциями социальных приютов, с тем отличием, что реабилитационные программы более долгосрочны, рассчитаны на ряд лет, социализация и адаптация должна носить завершенный характер – выпускники должны стать вполне самостоятельными взрослыми людьми (приобрести автономность)

Сами эти учреждения могут быть общеобразовательного типа (для детей дошкольного и школьного возраста) или специализированными, в зависимости от специальных проблем будущих воспитанников (для детей с нарушениями речи, слепоглухих или глухонемых, для детей с задержкой интеллектуального развития и т.д.).

42. ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ЖЕНЩИН-МАТЕРЕЙ

В России правовые нормы, связанные с регулированием положения женщин, совмещающих профессиональные и семейные обязанности, содержатся в Трудовом кодексе РФ (ТК РФ) и касаются как охраны здоровья женщин-матерей, так и предоставления им определенных преимуществ, связанных с воспитанием детей.

К нормам, обеспечивающим соответствие сферы применения труда женщин физическим и физиологическим особенностям их организма, относятся: ограничение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, на подземных работах; установление предельных норм подъема и перемещения тяжестей; ограничение труда женщин на работах в ночное время; установление облегченных условий труда беременным женщинам; предоставление отпуска по беременности и родам.

На создание женщинам-матерям условий, позволяющих сочетать труд в общественном производстве с воспитанием детей, направлены следующие меры: запрещено привлекать женщин, имеющих детей до 3 лет, к ночным, сверхурочным работам, к работе в выходные дни, а также направлять их в командировки без их письменного согласия; подобного рода работы ограничиваются в отношении женщин, имеющих детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов до 18 лет), и могут допускаться только с согласия самих женщин; по желанию женщины, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, она может работать на условиях неполного рабочего времени или дома с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию; установлены дополнительные перерывы для кормления ребенка, предоставляемые матери, имеющей детей в возрасте до полутора лет; эти перерывы включаются в рабочее время и оплачиваются по среднему заработку: по просьбе женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет, администрация обязана установить им неполный рабочий день или неполную рабочую неделю: оплата труда в этих случаях производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки; подобный режим труда не влечет каких-либо ограничений в отношении стажа работы и продолжительности отпуска. Женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, а одинокой матери – ребенка в возрасте до 14 лет, предоставляются особые гарантии при приеме на работу и увольнении: запрещается отказывать им в приеме на работу и снижать заработную плату по мотивам, связанным с наличием детей.

Предусматриваются квоты для приема на работу категорий населения, особо нуждающихся в социальной защите, в том числе и женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, детей-инвалидов.

43. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ЖЕНЩИН

В соответствии с Указом Президента РФ «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин» от 4 марта 1993 г. осуществление целостной государственной политики по улучшению положения женщин признано одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства. Успешной ее реализации могут способствовать:

• меры по созданию иной системы образования, ориентированной на повышение конкурентоспособности женской рабочей силы, привлечение женщин в образовательные учреждения с целью совершенствования базовой подготовки, повышения квалификации, освоения новых профессий;

• система экономического стимулирования, поощрения предприятий всех форм собственности, сохраняющих и создающих рабочие места для женщин, в том числе реализация возможности работать неполный рабочий день;

• создание специальных консультационно-правовых служб, центров социально-психологической адаптации, специальных банков данных о рабочих местах для женщин в службах занятости;

• поддержка женского предпринимательства социальными, экономическими мерами;

• организация и развитие социальных услуг, позволяющих женщинам совмещать родительские обязанности с трудовой и общественной деятельностью, в том числе посредством расширения сети учреждений по уходу за детьми;

• развитие сферы социального обслуживания населения.

При Президенте России с ноября 1993 г. работает Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии – коллегиальный совещательный орган по формированию и координации государственной политики, направленной на достижение равных прав и возможностей женщин и мужчин, улучшение положения женщин, поддержку семьи, решение проблем демографии в России. В Государственной Думе образован Комитет по делам женщин, семьи и молодежи.

Учитывая рекомендации Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995 г.), при Правительстве РФ на принципах социального партнерства работает Комиссия по вопросам улучшения положения женщин, основной задачей которой является обеспечение согласованных действий органов исполнительной власти всех уровней.

Большую координационную работу по формированию и реализации программ улучшения положения семьи, женщин и детей выполняет соответствующий департамент Министерства здравоохранения и социального развития.

44. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ

Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ООН «О правах инвалидов». В Законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 г.) сформулированы основные принципы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: соблюдение прав человека и гражданина; предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания; ответственность органов власти всех уровней за обеспечение прав граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, и др. Социальные услуги предоставляются всем гражданам пожилого возраста и инвалидам независимо от личных признаков и имущественного положения.

Социальные услуги оказываются исключительно с согласия людей, нуждающихся в них. В этих учреждениях с согласия обслуживаемых может быть организована и трудовая деятельность на условиях трудового договора.

Законом предусматриваются различные формы социального обслуживания, в том числе:

• социальное обслуживание на дому;

• полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания граждан в учреждениях социального обслуживания;

• стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и т.д.;

• срочное социальное обслуживание;

• социально-консультационная помощь.

Все социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных государством услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты в зависимости от среднего дохода человека.

Система социального обслуживания поделена на два основных сектора – государственный и негосударственный. Государственный сектор образуют федеральные и муниципальные органы социального обслуживания. Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет учреждения, деятельность которых основана на формах собственности, не относящихся к государственной или муниципальной, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания.

Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.) определяет полномочия органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов. Он раскрывает права и обязанности органов медико-социальной экспертизы, которая устанавливает группу инвалидности, определяет режим труда работающих инвалидов, разрабатывает индивидуальные и комплексные программы реабилитации инвалидов, дает медико-социальные заключения и т.д.

Закон устанавливает условия оплаты медицинских услуг, оказываемых инвалидам, его отношения с реабилитационными органами социальной защиты инвалидов.

Особое внимание в этом Законе уделяется обеспечению занятости инвалидов. Помимо федеральных законов социальным работникам необходимо знать ведомственные документы, в которых даются обоснованные толкования применения тех или иных законов или их отдельных статей.

45. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ

В комплексе мероприятий по социальной заботе о трудоустройстве и быте инвалидов значительное место отводится медико-социальному направлению.

Гарантированные права данной категории граждан вступают в силу при получении официального статуса инвалида, и потому социальный работник должен знать порядок направления граждан на медико-социальную экспертизу.

Медико-социальная экспертиза устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки их реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан. На медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие признаки стойкого ограничения жизнедеятельности и трудоспособности и нуждающиеся в социальной защите.

В задачу медико-социального специалиста входит определение степени возможности его участия в трудовой деятельности, помощи и адаптации к новым условиям, определение режима питания и формирование соответствующего образа жизни.

При оказании медико-социальной помощи инвалидам социальный работник руководствуется как запросами самого инвалида, так и целесообразностью и полезностью проводимых мероприятий в конкретных условиях проживания и пребывания пациента (в доме-интернате, в других учреждениях).

Медико-социальные услуги удовлетворяют те потребности инвалида, которые не находят своего решения в реальной действительности, в условиях экономического кризиса и формирующихся рыночных отношений в нашей стране. Социальный работник, оказывая медико-социальную помощь, ликвидирует неудовлетворенность этой категории населения деятел






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.