Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституционное право на собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.






Согласно ст. 31 Конституции РФ, граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования. Речь идет о публичных мероприятиях.

Право на собрания есть коллективное право, однако, возможно одиночное пикетирование.

Закрепление свободы собраний необходимо для возможности выразить мнения по различным общественным вопросам. Публичное мероприятия проводится в общественном месте для решения определенной цели.

ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» 2004 г.

Цель публичного мероприятия – свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной, культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Закон содержит определение каждого вида публичных мероприятий:

собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов

митинг –массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем, как правило, общественно-политического характера.

демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации

шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам

пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации

Публичные мероприятия носят уведомительный характер. О собрании и одиночном пикете уведомлять не нужно. Уведомление о проведении публичного мероприятия подается организатором органу исполнительной власти субъектов или органу местного самоуправления в установленном законом порядке (15-10 дней для митинга, демонстрации, шествия, 3 дня для пикета. дни рабочие)

В уведомлении должны быть указаны цель мероприятия, форма мероприятия, место проведения, дата и время начала и окончания, предполагаемое количество участников, формы и методы обеспечения общественного порядка и безопасности, Ф.И.О. организатора и уполномоченных, дата подачи уведомления.

Организатор публичного мероприятия – один или несколько граждан России, для митингов и собраний – 16 лет, остальных – 18, политические партии, общественные объединения и их структурные подразделения.

Организатор имеет право проводить публичное мероприятие, проводить агитацию в поддержку целей публичного мероприятия через СМИ и иными не запрещенными законом путями, уполномочивать отдельных участников акции выполнять распорядительные функции, организовывать сбор пожертвований, подписей, использовать звукоусиление, если форма мероприятия позволяет.

Организатор обязан соблюдать общественный порядок, безопасность граждан, приостанавливать мероприятие в случае совершения противоправных действий, обеспечивать сохранность имущества в месте проведения, иметь знак организатора. ФЗ требует составления регламента публичного мероприятия. Участниками могут быть все граждане РФ, которые добровольно участвуют в мероприятии.

Публичное мероприятие может проводиться в любых местах, если его проведение не создает угрозы для безопасности участников. Проводить нельзя в территориях, прилегающих к опасным объектам, на путепроводах, железной дороге, нефте- газо- продуктопроводов, территориях, занимаемых судами, учреждениями ФСИН, резиденциями Президента, пограничной зоне. Особый порядок уведомления на объектах памятников истории и культуры (регулируется законом субъекта). Президент РФ определяет порядок мероприятия на Красной площади. Мероприятие может проводиться с 7 до 23 часов. ОГВ или МСУ подтверждает уведомление, ставит на нем штамп в случае принятия, доводит до сведения организатора предельную норму заполняемости, оказывает содействие в проведении, может направить мотивированное предложение об изменении места и/или времени.

Мероприятие может быть прекращено в случае угрозы для участников и иных лиц, совершения противоправных действий. В случае принятия такого решения уполномоченный представитель ОГВ дает указание организатору мероприятия его прекратить, устанавливает время для выполнения указаний, в случае невыполнения обращается к участникам мероприятия, после дает указание сотрудникам милиции.

41.Основные экономические, социальные и культурные права человека и гражданина в Российской Федерации: понятие, особенности, виды, правовое регулирование. Конституционное право на образование.

В области экономической, социальной и культурной жизни граждане РФ имеют права на свободное осуществление экономической деятельности, частную собственность, труд, отдых, защиту материнства, детства и семьи государством, социальное обеспечение и социальную защиту, жилище, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, образование, свободу творчества, право на участие в культурной жизни.

В соответствии со ст. 34 Конституции РФ, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Человек имеет право стать предпринимателем, наемным работником, заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, а также добывать средства иными способами.

Вместе с тем, экономика не должна подрываться монополиями. Закон «О защите конкуренции» 2006 года служит этой задаче. Монополизм – концентрация какого-то вида работ, продукции и услуг в одних руках, в результате чего субъект поставляет лишь свою продукцию, завышает цены и получает высокую прибыль.

Для предотвращения таких действий создана Федеральная антимонопольная служба.

Согласно ст. 35, право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Право наследования гарантируется.

Впервые частная собственность была предусмотрена законом РСФСР о собственности в 1990 году. В советский период существовало понятие личной собственности, когда в индивидуальной собственности могли находиться вещи, без извлечения с их помощью прибыли. Разновидностью частной собственности является собственность на землю (ст. 36). Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В ч 1-4 ст. 37 КРФ закреплено:

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

В СССР право на труд связывалось с возможностью получения гарантированной работы, обязанностью трудиться, преимущественно в сфере общественного производства. Теперь это право рассматривается с точки зрения выбора приложения своих сил.

Элементами права на свободный труд являются элементы права на свободный труд. Сейчас не требуется занять определенное место работы. Каждый может быть предпринимателем, наемным работников, заниматься индивидуальной деятельностью, быть рантье и т.д. Принудительный труд запрещен. Не является принудительным трудом воинская служба, труд заключенных.

Работающие имеют право на соответствующие условия, охрану и оплату труда. Государство гарантирует гражданам правовую защиту от необоснованного увольнения или отказа в приеме на работу. Условия труда устанавливаются индивидуальным трудовым договором. Участие имеют также и профсоюзы (коллективный трудовой договор)

Существует также право на защиту от безработицы. Государство гарантирует гражданину бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве службы занятости (Закон о занятости 1991 г.). Безработными признаются граждане, которые не имеют работы и заработка, ищут работу и готовы приступить к ней, зарегистрированы в службе занятости. Государство гарантирует безработным социальную поддержку, услуги по профессиональной подготовке, возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Гарантируется право на защиту интересов работников путем разрешения трудовых споров (ТК) путем арбитража, примирительной комиссии или же забастовки.

В ч. 5 ст. 37 Конституции закреплено, что каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Нормальная продолжительность рабочего дня – 40 часов в неделю (ТК РФ, ст. 46). Она сокращается до 24 часов для раб-ов до 16 лет, до 35 – для инвалидов, 36 – работников от 16 до 18 лет, занятых на вредных или опасных работах. В течение рабочего дня работнику должен быть предоставлен обеденный перерыв с 30 минут до 2 часов. Всем работникам предоставляются выходные дни, продолжительность еженедельного отдыха должна быть не меньше 42 часов. В ТК установлены праздничные дни. Работникам предоставляются ежегодные календарные отпуска продолжительностью не менее 28 календарных дней.

Статья 38 Конституции провозглашает, что материнство, детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, воспитание – равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях. Этому служат также ФЗ – Семейный Кодекс от 1996 г., ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка) – 1998 г.

В ст. 39 Конституции РФ говорится о том, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности. потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Социальное обеспечение – материальные выплаты социально незащищенным категориям граждан. Они предоставляются в различных формах.

Пенсии назначаются тем, кто отработал определенное время и в силу возраста/нетрудоспособности не может продолжать трудовую деятельность.

Социальные пособия предназначены для поддержания жизненного стандарта в сложных ситуациях (на детей, при рождении ребенка, на погребение и т.д.)

Пенсионное обеспечение осуществляется на основании законов «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О трудовых пенсиях в РФ» - 2001 г.

Пособия выплачиваются на основании законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» - 1995 г., «О занятости населения» 1991 г. и т.д.

Существует также социальное обслуживание – натуральная форма социального обеспечения путем услуг.

Согласно ст. 40, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. ОГВ и МСУ поощряют жилищное строительство, создают условия для реализации права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Регулируют вопросы жилья Жилищный кодекс, отчасти Гражданский кодекс.

В статье 41 КРФ закреплено право на охрану здоровья.. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Регламентируют Основы законодательства РФ об охране здоровья – 1993 г., «О медицинском страховании граждан» 1991 г., «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 1999 г.

Ст. 42 КРФ. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право на образование заключается в возможности обучения в каком-либо образовательном учреждении. В соответствии со ст. 43 КРФ Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Общее образование можно получить в учреждениях дошкольного, основного общего, полного общего образования. Профессиональное – НПО, СПО, ВПО, послевузовское ПО. Образование можно получать как в государственных и муниципальных, так и в частных учебных заведениях.

Согласно ч. 3 ст. 43 можно получить образование на конкурсной основе в государственных и негосударственных ВУЗах, в т.ч. послевузовское – второе высшее, аспирантура, докторантура, ординатура. Действует ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» 1996 г., Закон РФ «Об образовании» 1992 г. (в настоящее время идет общественное обсуждение законопроекта нового ФЗ «Об образовании»)

Согласно ст. 44 КРФ, Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

42.Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина: понятие и виды.

Под гарантиями следует понимать материальные, организационные, духовные и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью осуществление прав и свобод человека и гражданина и обеспечивающие их охрану от незаконных посягательств. Можно выделить следующие группы гарантий:

- Материальные – экономические предпосылки к реализации ПСЧГ, наличие возможностей для создания определенного стандарта исполнения социальных ПСЧГ. То, что выше данного стандарта, предоставляется или не всем, или за плату.

- Организационные – имеется система органов и должностных лиц – ОГВ и МСУ – целью которых являются обеспечение и охрана прав и свобод, выполнения ими обязанностей. Одни являются общими органами – парламент, другие – специально созданы для реализации прав граждан – министерства, третьи осуществляют надзор за выполнением ПСЧГ и судебную защиту – прокуратура, суды.

Появляются специализированные институты – Конституционный Суд, Уполномоченные по правам человека в РФ и в субъектах РФ (в Воронежской области – Т.Д, Зражевская, завкаф конституционного права)

- Духовные – связаны с правильным пониманием прав человека, сознательностью, достаточной правовой культурой

- Юридические – процедуры осуществления соответствующих прав и свобод, ответственность за нарушение ПСЧГ гражданами, ОГВ, МСУ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.