Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цель менеджмента – совершенствование производства и организации в целом.






Тема 1. Предмет и метод науки управления. Сущность и принципы менеджмента

План лекции:

1.Понятие менеджмента;

2.Принципы менеджмента;

3.Модели менеджмента

 

В современном обществе, в условиях динамично развивающейся и меняющейся экономической системы человеку требуются и новые знания, которые опираются на социальные и классические теории знания, накопленные в процессе хозяйственно-экономической деятельности.

Среди этих научных дисциплин наиболее востребованных в настоящее время находится и менеджмент, как эффективный инструмент, позволяющий решать, поставленные перед обществом на сегодняшний день задачи.

Однако в обществе зачастую неверно трактуют значение этого слова.

Традиционное определение: Менеджмент – это наука об управлении или управление.

Правильное:

1) Это вид деятельности по руководству людьми (искусство управления)

2) Это область человеческого знания (наука), помогающая осуществлять эту деятельность

3) Это определенная категория людей (менеджеров), т.е тех, кто осуществляет работу по управлению.

В книгах можно встретить следующее классическое определение менеджмента.

Менеджмент – это область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов.

П.Друкер. Менеджмент – это особый вид деятельности, преобразующий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. В этом качестве менеджмент является как движущей силой социальных перемен, так и объектом серьезных социальных инноваций.

По его мнению именно менеджмент в большей, чем что-либо другое, степени является причиной самого невероятного феномена 20 столетия: взрыва образования. Чем больше в обществе высокобразованных людей, тем больше они зависят от организации.

Предметом менеджмента – является изучение экономических отношений между людьми.

Объект менеджмента – производственно – хозяйственная деятельность.

Цель менеджмента – совершенствование производства и организации в целом.

Менеджмент тесно связан с такими дисциплинами, как общая экономическая теория, теория организации, психология и право.

Общая экономическая теория формулирует основные принципы хозяйствования в условиях рыночной экономики. Менеджмент регулирует связи и отношения на стадиях экономического круговорота между предприятием, семьей и государством.

Теория организации исследует принципы формирования систем и их структур, процессы поведения и взаимодействия составных частей. Менеджмент обеспечивает функционирование и развитие систем в социально-экономической среде.

Психология. Взаимодействие между руководителем и подчиненным строится с учетом особенностей человеческого фактора, межличностных отношений и поведения групп. Менеджмент учитывает эти особенности при принятии решений.

Право. Менеджмент основывается на действующем законодательстве, использует его при принятии управленческих решений.

 

Дополнительный материал

Хотя управленческая практика развивается с древних времен, до XX в., вероятно, никто не задумывался над тем как управлять ими системно. Людей в основном интересовало как заработать больше денег, завоевать политическую власть, но не как управлять организациями. В начале XIX в, английский исследователь Р. Оуэн много времени посвятил проблемам достижения целей организации с помощью других людей. Он предоставлял рабочим приличное жилье, улучшал условия их работы, разрабатывал системы оценки результатов их труда и путем дополнительных выплат стимулировал хорошую работу. Эти реформы явились уникальным прорывом в суть человеческого восприятия действительности и роли руководителя. Но, несмотря на это, бизнесмены того времени видели мало здравого смысла в реформах Р. Оуэна, ни один из них не последовал его примеру, так как у них отсутствовал интерес к управлению. В связи с этим менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний, науку лишь на рубеже ХIХ-ХХ вв. Американец Джозеф Вартон в 1881 г. впервые разработал курс менеджмента для преподавания в колледже. Американский инженер Ф.Тейлор в 1911 г. опубликовал свою книгу «Принципы научного менеджмента», которая вызвала всеобщий интерес и в которой управление впервые признано наукой и самостоятельной областью исследования.

Это были первые работы, в которых сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ научного управления. Они явились ответом на потребности промышленного развития, которое всё больше приобретало такие специфические черты, как массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ. Организации-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.