Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды инфляции






1. В зависимости от характера инфляции выделяют:

- открытую инфляцию. Инфляция присуща странам с рыночной экономикой. Она проявляется: в повышении рыночной цены золота в бумажных деньгах; в росте цен товаров; в падении курса национальной валюты по отношению к иностранным денежным единицам, сохранившим реальную стоимость или обесценившимся в меньшей степени.

Считается, что открытая инфляция сама выступает антиинфляционным средством. Хотя она и искажает рыночные процессы, тем не менее она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих сферы наиболее выгодного вложения капитала;

- подавленную инфляцию. Инфляция свойственна экономикам с административным контролем над ценами и доходами. Эта такая инфляция, при которой избыток денег трансформируется в товарный дефицит. Такая инфляция не излечима.

2. В зависимости от темпов инфляции выделяют:

- ползучую инфляцию (2 –5%, до 10% в год). Многими экономистами она признается полезной для экономики, т.к. она стимулирует производителя товаров и услуг. Такая инфляция присуща большинству стран с рыночной экономикой.

- галопирующую инфляцию (10 – 50% до 100% в год). Галопирующий рост цен не имеет строго обозначенных параметров и проявляется неодинаково в зависимости от: уровня социально-экономического развития страны; социально-экономической структуры; механизма регулирования ценовых процессов.

Галопирующая инфляция имела место быть повсеместно в следующие периоды: 1945-1952: при переходе от военной к рыночной экономике; 1974-1981: под воздействием «нефтяного шока», резко изменившего всю структуру мировых и внутренних цен.

- гиперинфляцию (100-1000% в год и более). К ее особенностям можно отнести:

- она оказывается практически неуправляемой;

- обычные функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не действуют;

- развивается спекуляция;

- производство дезорганизуется.

Чтобы приостановить такую инфляцию, государство вынуждено прибегать к чрезвычайным мерам. Такая инфляция характерна для Германии 1923г. (уровень роста цен исчислялся 10 и 12-значными ценами), России 1918-1921гг. (снижение покупательной способности рубля в 10 млн. раз).

3. В зависимости от причин выделяют:

- инфляция покупателей (спроса), т.е. избыток денежных средств у покупателя.

Инфляция спроса вызывается следующими денежными факторами:

- милитаризация экономики и рост военных расходов,

- дефицит государственного бюджета и рост внутреннего долга,

- кредитная экспансия банков заключается в предоставлении ЦБ кредитов правительству,

- импортируемая инфляция – эмиссия национальной валюты сверх потребностей товарооборота при покупке иностранной валюты.

Инфляция спроса вызывается неудовлетворенным спросом на товары, то есть потребители имеют желание и возможность приобрести больше продукции, чем может быть произведено экономикой. Тогда денег тратится больше, чем стоят производимые в стране товары, то есть растут цены.

Инфляцию, вызываемую повышенным спросом, иногда называют «когда слишком много долларов охотится за слишком малым количеством товаров».

- инфляция продавцов (издержек), т.е. рост производственных издержек.

Инфляция издержек характеризуется воздействием следующих неденежных факторов:

- лидерство в ценах,

- снижение роста производительности труда и падения производства,

- возросшее значение сферы услуг (это явление появилось на фоне снижения производительности труда и объема производства). Растет спрос на услуги, оплата труда работников сферы услуг,

- ускорение прироста издержек, особенно заработной платы на единицу продукции,

- энергетические кризисы.

Инфляция издержек бывает трех видов:

1. Спираль «заработная плата – цены». Более высокие цены повышают стоимость жизни, порождая требование дальнейшего повышения заработной палаты;

2. Инфляция, связанная с ростом прибыли, объясняется монополизацией некоторых видов производства, когда монополисты любое повышение издержек производства перекладывают на потребителя, повышая цены;

3. Инфляция, связанная с сырьевыми кризисами – рост стоимости энергоносителей из сырьевых источников ведет к росту цен.

- налоговая инфляция вызывается неверными действиями государства в сфере налогообложения.

Прежде всего, здесь имеются в виду ставки налога на прибыль. Когда они непомерно высоки, начинается торможение производства и снижение объема продаж. В результате у предпринимателей ослабевает склонность к инвестированию, производство не увеличивается, предприниматели повышают цены.

4. По степени сбалансированности выделяют:

- сбалансированная инфляция, когда рост цен является умеренным и одновременным на большинство товаров и услуг.

- несбалансированная инфляция, когда инфляция происходит путем различных темпов роста цен на различные товары.

5. По степени ожидаемости выделяют:

- ожидаемую инфляцию – возможна к прогнозированию, но в ее условиях возникают инфляционные ожидания, искажающие реальную величину спроса путем резкого увеличения затрат населения на покупку товаров и услуг, что ведет к дальнейшему росту цен.

- неожидаемую инфляцию: внезапный скачок цен в нормально функционирующей экономике, где у населения отсутствуют инфляционные ожидания, не вызовет серьезных последствий, т.к. потребители, ожидая, что повышение цен – явление кратковременное, будут больше сберегать и меньше предъявлять денег на рынке в виде платежеспособного спроса. Результатом уменьшения спроса является давление на цены в сторону их снижения. Этот экономический эффект получил название «эффекта Пигу».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.