Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственная политика в области социальной зашиты






Проводимая в современной России социальная полити­ка строится по принципу, когда государство, учитывая кли­мат рыночных отношений, лишь дополняет и корректирует рыночные механизмы перераспределения ВВП, ориентируясь при этом на гарантированное удовлетворение лишь мини­мальных базовых потребностей и оказания социальной по­мощи наиболее уязвимым категориям населения.

Однако традиция активного участия государства в управлении экономическими и социальными процессами продолжает оказывать влияние на формирование системы социальной защиты, которая также включает в себя частную инициативу, создание благотворительных фондов, развитие страховых компаний.

Модель национальной системы социальной защиты представлена в таблице.

Министерством труда и социального развития Россий­ской Федерации в 1995 году утвержден перечень категорий населения, которые нуждаются в социальном обслуживании. Они являются основными объектами социальной политики и социальной работы.

К ним относятся:

Граждане (взрослые и дети), являющиеся инвалидами.

Участники Великой Отечественной войны и приравнен­ные к ним лица. Труженики тыла во время Великой Оте­чественной войны.

Одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров (по возрасту, инвалидности и др. основани­ям).

Вдовы и матери военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне и в мирное время.

Бывшие несовершеннолетние узники фашизма.

Лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впо­следствии реабилитированные.

Зарегистрированные беженцы, вынужденные переселен­цы.

Лица, подвергшиеся радиационному воздействию вслед­ствие аварии на Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов, ядерных испытаний.

Лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специаль­ного учебно-воспитательного учреждения.

Лица без определенного места жительства.

Семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алко­голем, употребляющих наркотики.

Семьи, имеющие детей-инвалидов до 16 лет.

Семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей.

Семьи с низким уровнем дохода.

Многодетные семьи.

Неполные семьи.

Семьи несовершеннолетних родителей.

Молодые, в т.ч. студенческие семьи.

Матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

Беременные женщины и кормящие матери.

Самостоятельно проживающие выпускники детских до­мов и школ-интернатов (до достижения материальной не­зависимости и социальной зрелости).

Дети сироты или оставшиеся без попечения ро­дителей.

Безнадзорные дети и подростки.

Дети и подростки с девиантным поведением.

Дети, испытывающие жестокое обращение и насилие в семье, оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию.

Разводящиеся семьи.

Семьи с неблагоприятным психологическим микрокли­матом, конфликтными отношениями, педагогической не­состоятельностью родителей.

Граждане (взрослые и дети), имеющие психологиче­ские затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидальным поступкам.

В настоящее время в качестве объекта социальной по­литики выступают наименее социально защищенные и остро нуждающиеся категории населения. Среди них - пенсионеры (34, 8 млн.), злоупотребляющие спиртными напитками и больные алкоголизмом (более 20 млн.), употребляющие нар­котики (2 млн.), страдающие психическими заболеваниями (4, 5 млн.), ежегодно совершающие самоубийства (50 - 80 тыс.), безработные (около 8 млн.), беженцы и вынужденные переселенцы (более 1 млн.) и др.

Государство реализует политику социальной защиты населения через социальные программы и систему социаль­ного обслуживания населения (через сеть учреждений). В настоящее время в России осуществляется более 80 федеральных программ, в т.ч. социальных:

Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 г.г.; Федеральная целевая программа улучшения условий и охраны труда 1998-2000 г.г.; Федеральная комплексная программа «Социальная под­держка инвалидов»; Федеральная целевая программа «Старшее поколение» на 1997-1999 г.г. (продлена); Президентская программа «Дети России»; - Программа пенсионной реформы в России и другие. Система социального обслуживания населения форми­руется в рамках Федерального закона «Об основах социаль­ного обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. №195-ФЗ.

Социальное обслуживание представляет собой дея­тельность социальных служб по социальной поддержке, ока­занию социально-бытовых, социально-медицинских, психо­лого-педагогических, социально-правовых услуг и матери­альной помощи, проведению социальной адаптации и реаби­литации граждан, находящихся в сложной жизненной ситуа­ции.

Социальные услуги населению оказывают различные типы учреждений социальной защиты: комплексные центры социального обслуживания; территориальные центры соци­альной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей и подростков; дома ночного пребывания; геронтологические центры и т.д.

Перечисленные учреждения занимают важное место в системе общественных отношений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.