Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Текст как высш единица речемыслительной деят-сти человека






Слово – высказывание – текст

СЛОВО представляет собой осн структурно-семантическую единицу языка, кот служит длят именования предметов и их свойств, явлений, отношений действительности. Словосочетание также служит средством номинации предметов, процессов, качеств. Но лишь высказывание, являясь единицей речевого сообщения, соотнесено с ситуацией и ориентировано на участников коммуникации. Высказывание как единица речевого общения учитывает коммуникативную ситуацию, в нем излагается позиция говорящего с учетом знаний и возможной реакции собеседника. Одно из самых удачных определений текста принадлежит И.Р. Гальперину: «ТЕКСТ – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, произведение, сост из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единиц), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную направленность и прагматическую установку». В этом определении отмечаются целостность текста, связность его элементов и функциональная направленность. Текст, представляя собой сложное семантическое образование, имеет ряд характеристик: цельность, связность, эмотивность, прецедентность, скважность. При этом в тексте имеются следы неречевого поведения коммуникантов. Модель производства текста К модели производства теста приложима трехфазная структура деятельности – ориентировка, исполнение, контроль. Вместе с тем следует учитывать, что текст представляет собой сложный знак и в силу своей неоднозначности подлежащий интерпретации (перетолкованию) со стороны реципиента. Для ВОСПРИЯТИЯ текста характерны те же закономерности, что и для восприятия высказывания. При восприятии текста также действует механизм вероятностного прогнозирования, реципиент использует свой речевой и неречевой опыт, производит эквивалентные замены. Т.о, восприятие разворачивается на двух ступенях – собственно восприятие и понимание. ПОНИМАНИЕ – это расшифровка общего смысла, который стоит за непосредственно воспринимаемым речевым потоком. Коммуникативный аспект изучения текста При психолингвистич анализе текста существенным явл его понимание как средства коммуникативной деятельности говорящего и слушающего (продуциента и реципиента). Текст как единица коммуникации включен в отношения между коммуникантами, он структурирует деятельность, регулирует и планирует отношения между коммуникантами. Общение коммуникантов представ собой контекст для высказываний, объединенных в текст. Именно в общении текст получает свое значение. И именно на основе общения он может быть понят и проинтерпретирован адекватно замыслу автора. Текст явл сложным образованием, структура кот обусловлена как специфическими свойствами, так и языковым сознанием носителей определенного языка.

 

20.Своеобразие вербальн форм реч коммуникации. Текст. Дискурс. Язык и речь – основа нашей коммуникации. Именно с их помощью мы создаем многообразные речевые произведения – устные и письменные, оформляем наши мысли, идеи в тексты, накопление и хранение которых, передача от одного поколения людей другому являются важнейшей предпосылкой существования культуры. Однако в своем общении мы передаем информацию не только при помощи слов, предложений, текстов, но и используем при этом язык телодвижений.

Текст как высшая единица речемыслительной деятельности человека сост из ряда особых единиц, объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную направленность и прагматическую установку. Но каждый текст понятен и доступен только в условиях конкретной ситуации. Когда он становится не только продуктом адресанта, но и достоянием адресата, отношений между ними. Текст становится дискурсом. ДИСКУРС – это текст, опрокинутый в жизнь, речевое произведение во всем многообразии его когнитивных (познавательных) и коммуникативных функций. Это текст, вписанный в реальную культурно-коммуникативную ситуацию. Термин «дискурс» начал употребляться в начале 1970-х гг. первоначально как синоним термина «функциональный стиль». Лишь значительно позже англо-саксонские лингвисты ван Дейк и Кинч предложили понимать под дискурсом не только данность текста, но и стоящую за этой данностью систему, прежде всего грамматику.

Элементы дискурса (по Демьянкову):

1.излагаемые события (собственно текст),

2) участники,

3) «не-события»:

а) обстоятельства, сопровождающие события,

б) фон, поясняющий события,

в) оценка участников событий,

г) информация, соотносящая дискурс с событиями».

Присутствие в дискурсах скрытого (неявно выраженного) смысла, смыслового подтекста – фундаментальная особенность речевого общения людей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.