Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические основы конституционного права Российской Федерации как отрасли права






 

 

Конституционное право - одна из отраслей системы права Российской Федерации. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах [14, С.85].

Следует отметить, что в качестве названия рассматриваемая отрасль права, как в нашей стране, так и за рубежом использует два термина: " конституционное право" и " государственное право". Спор об этих терминах возник еще в прошлом столетии. Между ними нет принципиальной разницы, и дело чаще всего в традиции [5, С.8].

Конституционное право — это внутренне взаимосвязанная совокупность юридических норм, закрепляющих и регулирующих основы системы государственной власти в целях обеспечения основных прав, свобод и ответственности человека и гражданина.[10]

Субъекты конституционного права подразделяются на две большие группы физические лица и общественные образования.

К первой группе субъектов относятся граждане, иностранцы, группы граждан, избиратели и депутаты как лица со специальной правоспособностью и их группы. Нормы конституционного права определяют наиболее общие стороны правосубъектности индивидов, устанавливая их основные права и обязанности. Причем общая правосубъектность провозглашается равной для всех, а основным правам и свободам придана всеобщая значимость.

Ко второй группе субъектов принадлежат государство в целом, его органы, а иногда и их обособленные части (например, палаты, комиссии, партийные группы в парламентах), территориальные единицы, учреждения и органы самоуправления, а также политические партии и другие общественные объединения.

Конституционными являются правовые отношения, возникающие между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ, другими субъектами конституционного права по поводу удовлетворения их интересов конституционно-правовыми средствами [19, С.21].

Преобладающей формой конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания. Именно в такой форме провозглашается большинство норм конституционного права, относящихся к организации власти: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, дол­жностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Консти­туцию Российской Федерации и законы» (ч. 2 ст. 15 Конститу­ции РФ); «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст.57 Конституции РФ). Рассмотрим материал судебной практики. Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ООО " Тюментрансгаз" на решение от 07.10.2013 и постановление апелляционной инстанции от 18.12.2013 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-17167/13. Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не прибыли. Ходатайств не поступило.

ООО " Тюментрансгаз" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Инспекции МНС РФ по г. Ивделю Свердловской области о признании незаконными действий налогового органа по начислению и списанию в бесспорном порядке пеней по налогу на землю в сумме 21962, 52 руб. и 126551, 71 руб. Решением от 07.10.2003 Арбитражного суда Свердловской области требования удовлетворены в части суммы 21962, 52 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Постановлением апелляционной инстанции от 18.12.2003 решение оставлено без изменения.

ООО " Тюментрансгаз" с судебными актами не согласно, просит их отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на доводы, изложенные в кассационной жалобе. Законность судебных актов проверена в порядке ст. ст. 274, 276, 286 АПК РФ. Как следует из материалов дела, поводом для обращения ООО " Тюментрансгаз" в арбитражный суд послужило начисление налоговым органом пеней в сумме 21962, 52 руб. и 126551, 71 руб. за неуплату земельного налога по представленным расчетам земельного налога за 1998, 99 гг. (по структурным подразделениям налогоплательщика в Ивдельском районе и Муниципальном образовании " п. Пелым") и выставление инкассовых поручений NN 1177, 1178 от 10.06.03 на указанные суммы.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части 126551, 76 руб. и удовлетворяя требования в остальной части, арбитражный суд исходил из того, что у налогоплательщика имелась переплата земельного налога за земли несельскохозяйственного назначения в бюджет Муниципального образования " г. Ивдель".

Такой вывод суда соответствует требованиям законодательства о налогах и сборах и обстоятельствам дела. Согласно ст. ст. 23, 54, 75 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. При этом за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начисляется пеня.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что на дату представления расчетов по земельному налогу - на 01.07.12, у ООО " Тюментрансгаз" имелось 1349294 руб. переплаты земельного налога за земли городов и поселков в бюджет МО " г. Ивдель". При таких обстоятельствах, с учетом обязанности налогового органа произвести зачет суммы переплаты налога в счет недоимки в силу ст. 78 НК РФ, суд правомерно удовлетворил требования налогоплательщика в части 21962, 52 руб. пеней. Поскольку документального подтверждения уплаты земельного налога в сумме 126551, 76 руб. в бюджет МО " п. Пелым" в материалах дела не имеется, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в данной части.

Доводы о нарушении процедуры привлечения общества к налоговой ответственности отклонены судом, так как они не препятствовали налогоплательщику защитить свои права и законные интересы в судебном порядке.

Ссылка заявителя жалобы на то, что решением ИМНС РФ по г. Югорску N 5 ему было представлено право на реструктуризацию существующей задолженности по пеням и штрафам в бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отклоняется, поскольку Муниципальное образование " п. Пелым" в данном решении отсутствует.

Учитывая изложенное, оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд постановил: Решение от 07.10.2013 и постановление апелляционной инстанции от 18.12.2013 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-17167/13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Наряду с этим в конституционном праве часто можно встретить запрещающие нормы. Например, гражданин РФ не может быть лишен гражданства; никто не может присваивать себе власть в Российской Федерации[11]. Конституционному праву известен и метод дозволения, применяемый по преимуществу к регулированию статуса человека и гражданина, иногда при определении полномочий государственных органов.

Конституционное право является сложной системой. Основные части и элементы системы конституционного права - это его общие принципы, его институты и нормы. Общие принципы конституционного права суть его выраженные в содержании данной отрасли права основные начала, в соответствии с которыми оно строится как система правовых норм. Они регулируют общественные отношения не непосредственно, а через конкретные конституционно-правовые нормы и воплощаются в этих нормах и в правоприменительной деятельности органов государства.

В конституционном праве можно выявить, во-первых, общие принципы, которые декларируются конституциями: народный суверенитет, народное представительство, разделение властей, равноправие, неотчуждаемые права и т.п. Эти принципы не формулируют конкретные права и обязанности и не всегда обеспечены правовыми санкциями, однако имеют определяющее " значение" для многих конституционно-правовых норм. Во-вторых, это принципы, которые имеют четкую юридическую форму выражения и непосредственно применимы в государственной деятельности: независимость депутатов от избирателей, судебная защита конституционных прав, не ответственность главы государства и т.п.

Институты конституционного права — это совокупность (подсис­тема) согласованных и взаимосвязанных конституционно-правовых норм, регулирующих определенную сферу (область) общественных от­ношений и объединенных общностью конкретных целей такого регули­рования, см. Приложение Б.[12]

Примерами конституционно-правовых институтов являются правовой статус человека и гражданина, основы общественного строя, форма правления, конституционный контроль (надзор) и др. Эти крупные институты, в свою очередь, состоят из более частных. Например, институт избирательного права включает такие более частные институты, как избирательное право (в субъективном смысле), избирательный процесс.

Нормам конституционного права присущи следующие особенности, которые отграничивают их от норм других отраслей права:

- указанные нормы регулируют наиболее широкие и существенные общественные отношения, оформляют правовые основы государства;

- многие из этих норм имеют общий характер, они не являются предоставительно-обязывающими, то есть в них отсутствует связь между конкретными правами и обязанностями.

Внешняя форма большинства норм выражается в статьях конституций и других источниках; многие нормы имеют двухэлементную и одноэлементную структуру чаще всего в них отсутствует санкция, но нередко и гипотеза.

Конституционно-правовые нормы принято классифицировать по следующим основаниям:

1. По функциональной направленности: нормы регулятивные и охранительные. Большая часть норм конституционного права относится к регулятивным, которые направлены на регулирование общественных отношений. Охранительные нормы чаще всего представляют собой запреты.

2. По способу воздействия на субъекты права: нормы управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой.

К ним относится большое количество норм, определяющих права человека и гражданина (например, ч. 5 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия») или «работник имеет право на предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором».[13]

3. По действию во времени: нормы постоянные, временные и исключительные. Большинство норм - постоянные; у них неопределенный срок действия. Временные нормы содержатся обычно в переходных положениях, которые регулируют переход от состояния до вступления в силу данного нормативного акта к состоянию, предусмотренному этим актом. Исключительные нормы устанавливаются, например, на случай чрезвычайных обстоятельств [11, С.100].

В юридическом смысле в качестве источника права рассматриваются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы.[14] Источники конституционного права образуют две основные сферы: естественное право и позитивное право. Естественное право – это те права и свободы, которые принадлежат человеку от рождения и не нуждаются в каком-либо закреплении. Позитивным считается право, закрепленное в документах – нормативно-правовых актах, которые не равны по своей юридической силе и образуют иерархическую систему.

Источниками позитивного права в РФ являются: Конституция Российской Федерации — главный источник государственного права. К числу источников конституционного права относятся Конституции республик, входящих в состав РФ и уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, принимаемые законодательными органами соответствующих субъектов. Законы РФ. Конституция РФ предусматривает принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов [13, С.18].

Важным источником конституционного права являются Указы и распоряжения главы государства, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ. А также к числу источников конституционного права относятся постановления и распоряжения Правительства.

К числу источников конституционного права относятся договоры и соглашения, общепризнанные принципы и нормы конституционного права, судебные решения и др.

Перечисленные выше источники конституционного права составляют позитивное конституционное право. Кроме позитивного правового регулирования, существуют общечеловеческие представления о свободе и справедливости, составляющие суть права.

Таким образом, конституционное право регулирует общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с осуществлением государственной власти. Это отношения между человеком, обществом и государством и основополагающие отношения, определяющие устройство государства и его функционирование. Особенность Конституционного права в том, что оно регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной и др., но не все отношения целиком, а лишь определенный их слой, а точнее сказать, фундамент этих отношений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.