Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагог и его профессиональные качества.






Профессиональное развитие педагога.

Особенности профессиональной педагогической деятельности.

Аннотация. Педагог и его профессиональные качества. Профессиональное развитие, профессиональная компетентность педагога. Современное понимание педагогической профессии. Профессиональный стандарт педагогической деятельности.

 

Что ты спрятал, то пропало, что ты отдал – то твое.

Шота Руставелли.

Тезисный план

Педагог и его профессиональные качества.

 

Педагогическая профессия является одной из самых первых в мире. И об этом уже шла речь в курсе истории образования и педагогической мысли.

 

Столь давно стали формироваться в культурах разных народов представления об этой профессии, требования к личности и профессионализму учителя. Для примера в русской/российской культуре:

- А.С. Пушкин: «в просвещении быт с веком наравне».

- Д. Дидро: «Я требую от учителя только добрых нравов, так же, как я потребовал бы их от каждого гражданина».

- М.-Э. Эшенбах: «От врачей и учителей требуют чуда, а если чудо свершится, никто не удивляется».

- Д.И. Менделеев: «К педагогическому делу надо призывать как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем удовлетворение, понимая общую народную надобность».

- К.Д. Ушинский: «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности».

- Д.п.н, проф. Равкин З.И.: «У детских врачей есть правило: перед встречей с ребенком согрей руки. Учителю всегда надо помнить не только о тепле своих рук, но и о тепле своей души».

 

В ХХ веке было выполнено немало исследований, ориентированных на выявление специфики профессиональной деятельности педагога. Здесь необходимо назвать работы Виталия Александровича Сластенина[1], Нины Васильевны Кузьминой[2], Ивана Андреевич Зязюна[3], Галины Степановны Сухобской и Ювеналия Николаевича Кулиткина[4]. Немало попыток было предпринято по созданию различных классификаций педагогических способностей и умений. Так, Юрий Петрович Азаров в своей книге «Искусство воспитывать», выпущенной в 1985 году, представил накопленный опыт представлений о мастерстве учителя в виде некоторого перечня умений, которыми должен владеть педагог. Умений, характеризующих творческий характер педагогической деятельности. Вот он:

- Умение правильно воспринимать те процессы, которые происходя в мире детей, каждого отдельного ребенка в различных педагогических ситуациях;

- Умение анализировать соотношение «цель-средства-результат» применительно к выбору ситуации;

- Умение организовывать жизнь детей;

- Умение требовать и доверять;

- Умение быстро ориентироваться и переключать внимание;

- Умение играть с детьми;

- Умение оценивать ситуацию с различных сторон;

- Умение из многообразия педагогических фактов выделить существенное;

- Умение в одной и то же ситуации пользоваться разнородными приемами воздействия;

- Умение точно передавать свои настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движениями.

Ученый–психолог Вадим Андреевич Крутецкий[5] выделил шесть специальных педагогических способностей:

1. Дидактические способности, которые проявляются в умении ясно излагать материал, организовывать активную деятельность слушателей, пробуждать интерес к предмету, создавать условия для хорошего освоения предмета.

2. Речевые способности.

3. Академические способности, которые обычно проявляются в успешном творческом овладении предметной областью.

4. Перцептивные способности, проявляющиеся в умении учителя целостно воспринимать другого человека - наблюдательность, психологическая тонкость, стремление понять внутренний мир другого, поддержка, помощь, содействие и др.

5. Коммуникативные способности, проявляющиеся в умении и готовности к общению.

6. Организаторские способности.

 

Итак, к учителю, педагогу общество предъявляет очень много требований. И так было всегда. Посмотри, каковы они сегодня.

11 октября 2011 года по инициативе Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена при участии Фонда поддержки образования состоялась Первая Всероссийская видеоконференция «Какого учителя ждут в нашей Новой Школе?». Конференция проходила в рамках юбилейных торжеств, посвященных, 90-летию кафедры педагогики и 215-летней годовщине со дня основания Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Целью конференции было выявление мнения общественно-профессионального сообщества о том, какого учителя ждут в современной школе и согласование позиций по данному вопросу.

На этапе подготовки было проведено пилотное исследование по проблематике конференции, в котором приняло участие более 2500 человек - школьников, учителей, родителей, представителей общественности, руководителей образования, студентов и магистрантов.

Участникам предлагалось в свободной форме высказать свое мнение по ряду вопросов: Какой учитель будет «значимым взрослым» для современного школьника? Что ожидают от учителей сегодня ученики и родители? Какова сфера ответственности и влияния учителя в новой образовательной реальности?

Опрос проведен д.п.н, проф. Т.Г. Галактионовой и к.п.н, доц. И.Ю. Гутник. Результаты опроса обработаны к.п.н, доц. И.Ю. Гутник.

«Какой учитель будет «значимым взрослым» для современного школьника?»

Обобщив ответы, мы получили следующий рейтинг (см. рис.1):

Рис. 1. Распределение ответов всех респондентов на вопрос: «Какой учитель будет «значимым взрослым» для современного школьника?» (рейтинг).

Полученный нами суммарный портрет учителя, как значимого взрослого, выглядит следующим образом: это инновационный, творческий учитель, понимающий ученика, способный оказать ему поддержку, умеющий общаться и имеющий положительные человеческие качества.

Первое место в рейтинге получил критерий условно названный нами «инновационный» учитель. Какие высказывания, по мнению участников интернет-опроса характеризуют учителя с данной стороны? Обобщая все высказывания можно сказать, что это учитель-исследователь, идущий в ногу со временем, открытый для всего нового и готовый к самообразованию.

На втором месте рейтинга, составленного по мнениям всех участников образовательного процесса – находится критерий «поддерживающий» учитель. Какие показатели составили этот критерий? Характеризуя данный критерий в целом можно сказать, что это учитель умеющий оказать помощь и поддержку ученикам, умеющий создать ситуацию успеха, необходимую для последующего развития учеников.

Третье место в рейтинге занимает критерий «творческий» учитель. Его составляют следующие показатели: это креативный учитель, умеющий нестандартно мыслить, имеющий богатое воображение и свое виденье мира.

На четвертом месте рейтинга критерий с условным названием «понимающий» учитель. Обобщив все показатели можно раскрыть этот критерий, как характеризующий учителя следующим образом: это учитель умеющий создать атмосферу глубокого взаимопонимания, понимающий чувства учеников и умеющий вникать в проблемы детей.

Мы не считаем необходимым подробно останавливаться на раскрытии всех обобщенных критериев. Исключение мы сделаем лишь для шестого по рейтингу критерия, обобщенно названного: «человеческие качества». Здесь респонденты указывали на очень широкий спектр качеств, обобщив которые можно выделить следующий «портрет учителя»: это учитель имеющий высокие личностные качества, по-человечески искренний, имеющий моральный нравственный стержень, переживающий за своих учеников.

Важно отметить, что в данных интернет-опроса встречались и нетипичные ответы, представленные лишь единичными мнениями, но весьма важные для полного качественного описания изучаемой проблемы. Итак, учитель будет «значимым взрослым», еще и в том случае, если он будет: любить детей, обладать харизмой, будет образцовым семьянином, уверенным и самокритичным, и будет налаживать связи с коллегами в России и за рубежом,

Мы посчитали важным отдельно проанализировать мнения учеников на первый вопрос, что так же позволило сделать нам определенные выводы. Здесь рейтинг получился несколько иным. Первое место в «ученическом рейтинге» занимает критерий условно названный нами «на равных». По мнению учеников, значимый взрослый это тот, кто умеет и не боится общаться с учеником на равных, не принижая его достоинства, и уважающий личность ребенка.

Если выстроить обобщенную характеристику по остальным ступеням ученического рейтинга, то мы увидим, что учитель является «значимым взрослым» в том случае если – это знающий свой предмет, строгий и инновационный учитель.

Полученные выводы оказались весьма интересными: наиболее значимый взрослый для ребенка – это прежде всего инновационный, творческий учитель умеющий понять и поддержать ученика, обладающий положительными «человеческими качествами», способный общаться на равных с учеником. Удивительным оказалось то, что критерий относящиеся к требованиям к «знаньевой» составляющей профессионализма учителя занимает только 12 место в общем рейтинге. На первое место выходят именно требования, относящиеся к педагогической, а не методической составляющих профессиональной компетентности учителя. Как мы пришли к данному выводу?

Мы разделили все полученные критерии (24) на 4 группы. Принципом выделения 4 групп был принцип «направленности», позволяющий ответить на вопрос: «На что(кого) были направлены указанные респондентами качества учителя?»
Итак, это 4 группы, направленные на (рейтинг):

· На личность учителя – 9 критериев;

· На взаимодействие ученика и учителя – 7 критериев;

· На содержание образования – 5 критериев;

· На вызовы времени – 3 критерия.

 

Теперь обратимся к анализу ответов, полученных на второй вопрос нашего исследования: «Что ожидают от учителей сегодня ученики и родители?»

Обобщив ответы, мы получили следующий рейтинг ожиданий, состоящий из 13 критериев (см. рис. 2):

 
 

 


Рис. 2. Распределение ответов всех респондентов на вопрос: «Что ожидают от учителей сегодня ученики и родители?» (рейтинг)

 

Рейтинг ожиданий может охарактеризовать следующий портрет учителя: это учитель, уважающий и понимающий своих учеников, знающий свой предмет, владеющий новыми технологиями, умеющий мотивировать ученика и выстраивать его ИОМ (Индивидуальный Образовательный Маршрут).

Наибольшее количество выборов получил критерий условно названный нами «уважение».

Показатели, характеризующие данный критерий были выделены следующие - родители и ученики ожидают большей человечности в отношениях, более добродушного отношения к ученикам, что бы учителя не унижали, если ученик не может понять материал, что бы учителя не отбивали желание учится у учащихся. А так же ожидают - любви, доброты, внимания, и считают, что ученики всегда должны видеть в учителе друга и союзника.

Третий вопрос интернет-опроса был сформулирован следующим образом: «Какова сфера ответственности и влияния учителя в новой образовательной реальности?».

Вопрос был направлен на выявление тех новых функций, которые появились сегодня у учителя в связи с глобальными изменениями, происходящими в современном обществе в целом и в образовании в частности.

Обобщив ответы, мы получили следующий рейтинг «ожиданий» состоящий из 8 критериев (см. рис. 3):

 
 

 


Рис. 3. Распределение ответов всех респондентов на вопрос: «Какова сфера ответственности и влияния учителя в новой образовательной реальности?» (рейтинг)

Если обобщить все вышеперечисленное, то мы получим, следующий портрет учителя с точки зрения его ответственности: учитель отвечает, прежде всего, за воспитание ребенка, хотя в целом его сфера влияния безгранична и он должен отвечать за все, что происходит с ребенком, и прежде всего за уровень получаемых им знаний и его безопасность.

На первом месте рейтинга ожиданий находится критерий «воспитание». Раскроем показатели, по которым были получены данные обобщенные критерии. В качестве показателей сферы влияния и ответственности учителя в области воспитания были указаны следующие: учителя формируют личностные ценности и мировоззрение ученика, осуществляют морально-нравственное воспитание без религиозных оттенков, отвечают за социализацию ребёнка, реализуют духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание ученика.

Если мы вспомним, что в предыдущем вопросе ожидание от учителя помощи в воспитании занимало только 7 место по рейтингу, то в ответе на данный вопрос – именно воспитывающая функция учителя занимает первое место в условиях новой образовательной реальности.

Достаточно неожиданной оказалась опция условно названная нами «за все». Раскроем, какие высказывания составляют данный критерий:

«Сегодня родители ожидают, что учитель возьмёт большую часть функций на себя». «Родители вынуждены «добывать» деньги, а детям не хватает внимания и любви». «Сфера ответственности и влияния учителя приравнивается к ответственности родителей». «Ответственность, возложенная на учителя сегодня, не имеет границ».

Итак, сопоставим выводы по всем трем вопросам Интернет-опроса:

1. Наиболее значимый взрослый для ученика – это, прежде всего, инновационный, творческий учитель умеющий понять и поддержать ученика, обладающий положительными «человеческими качествами», способный общаться на равных с учеником.

2. Рейтинг ожиданий родителей и учеников может охарактеризовать следующий портрет учителя: это учитель уважающий и понимающий своих учеников, знающий свой предмет, владеющий новыми технологиями, умеющий мотивировать ученика и выстраивать его ИОМ.

3. Портрет учителя с точки зрения его ответственности и сферы влияния выглядит следующим образом: учитель отвечает, прежде всего за воспитание ребенка, хотя в целом его сфера влияния безгранична и он должен отвечать за все, что происходит с ребенком, и прежде всего за уровень получаемых им знаний и его безопасность.

Вышеперечисленные портреты позволяют сформулировать вывод о необходимости усиления гуманистической составляющей образовательного процесса, указывают на то, что на первое место в ожиданиях и требованиях всех участников образовательного процесса выходят требования, относящиеся в большей степени к педагогической, а не методической составляющей профессиональной компетентности учителя.

Данные выводы позволяют утверждать необходимость усиления именно педагогического компонента в образовании будущего учителя и отвергают попытки заменить его сугубо предметным наполнением в профессиональном становлении будущих учителей.

Если верить Толстому Л.Н. «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию». Но, честно говоря, лучше бы всё-таки без жертв.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.