Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 10. Управление конфликтом.






1. Концепции управляемости конфликта.

2. Этапы управления конфликтом.

Концепции управляемости конфликта.

Существует две точки зрения на возможность управления конфликтом: первая группа авторов, коих абсолютное большинство, управлением конфликта считают любое сознательное воздействие в ответ на протекание конфликта (в более узком смысле можно говорить о стремлении к его разрешению: управление конфликтом это деятельность по обеспечению развития конфликтного взаимодействия с целью снижения остроты, последующей минимизации конфликта и его разрешения.

С.Хилл, В.Ури, Б.Л.Ерёмин утверждают объективную неуправляемость конфликта. Создание системы разрешения конфликта похоже на создание системы контролирования дождей. Как и ливень, конфликт неизбежен. Кроме того, эта деятельность не всегда возможна, а иногда вообще не стоит вести конфликт к его разрешению, иногда достаточно его завершить на како-то этапе.

Факторы неуправляемости конфликта по Л.Гринхелгу:

· одна или обе стороны могут желать продолжения конфликта;

· эмоциональные отношения сторон таковы, что конструктивное взаимодействие невозможно;

· конфликт есть верхушка айсберга, и его разрешение не имеет значительного влияния на глубокие антагонистические корни;

и Л.Крисбергу:

· участники рассматривают свои интересы как взаимоисключающие и воспринимают конфликт как борьбу;

· различия в восприятии сути конфликта связаны либо с изначальными расхождениями в ценностях сторон, либо с разной интерпретацией сути происходящего;

· институциализация конфликта, которая его определенным образом консервирует.

Роль стереотипа ритуальной агрессивности (В.Лефевр) в культуре. Факторы использования силовых методов при разрешении конфликта (П.Карневал, Д.Пруитт):

· трудности в коммуникации сторон, ведущие к непониманию друг друга;

· низкий уровень доверия между сторонами;

· убежденность, что методами борьбы можно добиться большего, чем с помощью переговоров;

· ответная реакция на силовые действия другой стороны;

· доминирование в культуре тенденций соперничества (К.Хорни), агрессивная концепция среды.

Факторы управляемости конфликта (Р.Дарендорфу и М.Дойчу):

· признание участниками самого факта конфликта, признание существующих разногласий, а также права сторон на свои позиции;

· направленность работы с конфликтом на регулирование самих проявлений конфликта, предполагающее отказ от бесполезных попыток устранения причин;

· организация конфликтных групп с целью манифестации конфликта;

· согласие сторон относительно соблюдения определенных правил игры, что, собственно, и делает возможной эффективную коммуникацию между ними.

Диагностическая модель конфликта Гринхелга, приводимая Гришиной Н.В.:

Измерения Трудные для разрешения Легкие для разрешения
Предмет спора Вопрос принципа Отдельные разногласия
Размер ставок Большой Маленький
Взаимозависимость сторон Нулевая сумма Позитивная сумма
Преемственность взаимодействия Одиночная трансакция Перспективы продолжения отношений
Структура сторон Аморфная или фракционная со слабым лидерством Связная с сильным лидерством
Вовлеченность третьей стороны Третьей нейтральной стороны нет Вызывающая доверие, влиятельная, престижная, нейтральная
Воспринимаемый прогресс конфликта Несбалансированность: одна из сторон чувствует, что понесла большой урон Равный ущерб, принесенный сторонами друг другу

Стадии управления конфликтом: прогнозирование, предупреждение (профилактика) или стимулирование, регулирование, разрешение.

Прогнозирование конфликта - этап выявления его возможных причин и потенциального развития. На этом этапе необходимо провести диагностику слабых мест в межличностных или групповых отношениях, способных стать конфликтогенами в этом общении.

Элемента процесса управления Предметы управления
Стороны Поведенческие аспекты
Индивиды Управление восприятием Управление коммуникацией
Группы Управление восприятием Управление коммуникацией Управление групповой сплоченностью
Стадии рассогласования Содержание принятия решений.
Несовместимые различия Выбор стратегии
Вмешивающееся поведение Выбор тактик Социальный контроль Управление силой

Прогнозирование конфликтов для различных их типов может быть представлено в общем виде:

Тип конфликта Направления прогностических действий
Межличностная сфера Изучение индивидуально-психологических особенностей сотрудников; знание и анализ ранних симптомов скрытого конфликта, на стадии возникновения конфликтной ситуации (ограничение отношений, подчеркнуто-официальная форма общения, критические высказывания в адрес соперника и др.)
Сфера внутригрупповых интересов Изучение индивидуально-психологических особенностей сотрудников. Изучение и анализ общественного мнения, групповых мотивов и ценностей
Межгрупповое взаимодействие Постоянное взаимодействие со всем коммуникационным каналам с внешними организациями. Работа с лидерами в микрогруппах внутри коллектива и внутри подразделений, входящих в структуры организации; анализ общественного мнения; знание ранних симптомов межгрупповых конфликтов в их латентной фазе (критические высказывания в адрес других групп, усиление идентификации Мы с акцентом на противопоставление Они и т. п.)





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.