Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Притча о добром самарянине (Лк. 10, 30-35) – см. 95 Синопсис.






Учение по пути на страсти складывается, в основном, из притч, изложенных в соответствующем отрывке Евангелия от Луки. Вся совокупность притч делится на притчи о милосердии, о молитве, о рассудительности, о покаянии и о богатстве. К первой группе относится, прежде всего, притча о добром самарянине, изложенная в Лк. 10, 30-35. Основной ее смысл состоит в указании на то, что ближним является не тот, кто делает нам добрые дела, но наоборот – кому мы делаем добрые дела; по этой причине притча оканчивается призывом: «Иди, и ты поступай так же».

Это событие хронологически произошло после праздника Кущей и возвращения 70-ти и беседы с ними.

[Аверкий]: Притчу передает один св. Лука как ответ Господа на вопрос искушавшего, т.е. желавшего уловить Его в слове, книжника: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 10, 25).

[Кураев]: Во времена земной жизни Иисуса Христа к Нему вновь и вновь подходили с вопросом: «законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?» (Мф. 22, 35-36) – см. 135.3 Синопсис – Великий Вторник, 3 искусительных вопроса. По сути, этот вопрос задает и тот законник, ради которого была рассказана притча о добром самарянине. Его вопрос «Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 10, 25), – самый важный религиозный вопрос. Он составляет суть религии, т.к. религия – это не рассказ о Боге, это такой образ жизни и действия, который приводит человека к вечной жизни, помогает ему преодолеть пропасть к смерти.

Тот же вопрос задает Христу и богатый юноша: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф. 19, 16) – см. 122 Синопсис – Ответ Господа богатому юноше и вопрос Петра о награде, но задает его искренне – и потому получает от Спасителя приглашение стать апостолом: «Приходи и следуй за мной», но «юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Мф. 19, 21-22). Сама по себе постановка вопроса и юношей (Мф.) и законником (Лк.), чрезвычайна верна: не что мне прочитать, чтобы наследовать жизнь вечную, не что мне узнать, но – «что мне делать».

Евангелист Марк (для сравнения) – см. 135.3 Синопсис – Великий Вторник, 3 искусительных вопроса: «Один из книжников, слыша их прения и видя, что [Иисус] хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? … Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия» (Мк. 12: 28, 32-34).

События, описанные у ев. Луки и у Матфея (22, 35 и сл.; ср. Мк. 12, 28 и сл.) совершенно разные события. Различны они во времени, месту, поводу и самому приводящему места из Писания лицу, а также по другим некоторым частным описаниям [Лопухин].

От Луки (и тем более от Христа) не укрылось, что законник подошел «искушая» (Лк. 10, 25). Искушение состояло в том, что Христу предлагали обычную логическую ловушку (подобно тем, что неоднократно встречались в Евангелиях – вопрос о подати кесарю или о женщине, взятой в прелюбодеянии). Если Христос ответит на самый важный вопрос религиозной жизни, не упоминая Закона, минуя его или изменяя его – это даст повод поднять народное возмущение против «кощунника». Но если Христос будет говорить строго в рамках Закона – то Его проповедь о Самом Себе и об уникальности Своего служения будет опровергнута Его же собственными словами. Ибо, если спасение – от закона и через простое исполнение дел закона, то Христос напрасно пришел. Поэтому юноше, искренне спрашивавшему Христа о пути спасения, Тот ответил прямо: исполняй заповеди и иди за Мной (Мф. 19, 21).

[Аверкий]: Господь заставляет лукавого законника спросившего: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 10, 25) самого дать ответ о любви к Богу и ближним словами Второзакония (6, 5): «люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» и книги Левит (19, 18): «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя». (Собственно новозаветная заповедь о любви звучит христоцентрично: «заповедь новую даю вам – да любите друг друга, как Я возлюбил вас»). Указав законнику на требования закона, Господь хотел тем самым заставить его глубже вникнуть в силу и значение этих требований и понять, как далеко законник отстоит от исполнения их. Законник, видимо почувствовал это, почему и сказано, что он, «желая оправдать себя», спросил: «А кто мой ближний?», т.е. хотел показать, что если он и не исполняет требований закона как должно, то по причине неопределенности этих требований, так как неясно, например, кого следует понимать под «ближним».

[Кураев]: Поскольку любому человеку, читавшему Писания, было известно, что суть Закона именно в двуединой заповеди любви, законник считает нужным оправдать себя за то, что задал такой очевидный вопрос. И он формулирует новый: «Желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?».

Ветхозаветные тексты позволяли по-разному ответить на этот вопрос. Некоторые места Ветхого Завета можно было истолковать так, что «ближним» являлся только благочестивый и богобоязненный единоплеменник (Лев. 19, 16 и сл.); некоторые в число «ближних» позволяли включить и язычников, т.е. в отношении к «чужому» или к пришельцу требовалось любить его как себя самого (Лев. 19, 34 и сл.).

1-й вариант: И если Христос отдаст предпочтение именно расширенному способу толкования заповеди о любви, то тогда перед народом, ненавидевшим римлян, можно будет обвинить его в призыве «любить оккупантов-язычников» [Кураев].

2-й вариант: Законник ожидал, что Христос преимущественно оттенит в своем ответе любовь к чужим, чем к своим, иудеям, а это могла уронить Его в глазах единоплеменников: большинство иудеев понимали заповедь о любви к ближнему в смысле узком, ограниченном их народностью… [Лопухин].

Из этой ловушки выходом и явилась притча о добром самарянине (с точки зрения иудеев, притча о добром «еретике»).

[Аверкий]: «Некий человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам…» и мимо которого прошли и священник, и левит (шли они, очевидно в Иерусалим, к Храму), но пожалел которого только самарянин – человек ненавистный для иудеев и призираемый ими. Притча эта не вполне соответствует вопросу законника. Законник спрашивал: «Кто есть мой ближний?», а притча изображает, как и кто из всех троих, видевших несчастного, сделался ближним для него. Притча, следовательно, учит не тому, кого надо считать ближним, а как самому делаться ближним для каждого человека, нуждающегося в милосердии.

Аллегорическое толкование этой притчи (Бл. Феофилакт) состоит в понимании ее как изображения жизни христианина, совершающего жизненный путь «из Иерусалима в Иерихон», встречающегося с грехом и искушениями, и получающего от Христа (самарянин) в помощь себе Таинства (масло и вино), Писание и Предание (два динария) и участие в Церкви (гостиница).

Человек, попавший в разбойники – человеческая природа, т.е. все человечество.

Иерусалим (возвышающийся в прохладе Иудейских гор), из которого вышел несчастный – безмятежная радостная жизнь в раю.

Иерихон (город в жаркой пустынной низине) – жизнь людей после грехопадения, полная страстей.

В Иерихон этот несчастный не просто однажды сошел, спустился из Иерусалима, а он «шел», ибо человеческая природа не однажды, но постоянно увлекается греховными страстями.

Разбойники – бесы, сорвавшие своими искушениями с него одежды добродетелей.

Священник и левит, прошедшие мимо – это ветхозаветный Закон и пророческие писания, которые хотели спасти человека, но не могли.

Милосердный самарянин – Сам Христос, который возлил на раны масло и вино.

Масло и вино – это вещества и символы православных таинств, через которые сообщается человеку причастие Божественной благодати. Масло – это слова проповеди о Радости спасения, а вино – строгое предупреждение о наказании для грешников.

Гостиница – это Церковь, принимающая всех приходящих в нее.

Гостинник – все церковные учителя: апостолы и их преемники (пастыри).

Два динария, которые Христос-Самарянин дал гостиннику – это два Завета, Ветхий и Новый.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.