Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Путь на страсти по синоптикам. Основные события. Хронологические рамки и география.




О последнем пути Господа Иисуса Христа из Галилеи в Иерусалим повествует следующие отрывки: Мф. 19-20; Мк. 10; Лк. 9, 51-19, 28.

Мк. говорит о Заиорданье, как о месте путешествия (Мк. 10, 1), а Лк. 17, 11 – о районе между Самарией и Галилеей. Согласно Лк. собственно путешествие начинается в его хронологии с 11-й главы. Можно выделить отдельные указания именно на путешествие: Лк. 10, 1 – Послание 70-ти «пред лицем своим»; Лк. 13, 22 – проходил, «направляя путь к Иерусалиму»; Лк. 18, 31, 35 – «вот, мы восходим в Иерусалим; когда же Он подходил к Иерихону»; Лк. 19, 28 – «Он пошел далее, восходя в Иерусалим».

Путь Господа ведет в Иудею, с полной точностью в Иерусалим. Перею Он проходит, избегая Самарию, лежавшую на запад от Иордана, между Галилеею и Иудеею, направляясь в Иерусалим. Косвенно, к пути Христову – еще в пределах Галилеи – могут относиться и такие указания как Мк. 9, 30; 9, 33; Мф. 17, 22, 24: Господь проходит через Галилею и, проходя, достигает Капернаума. В плане Лк. Параллельный отрывок (9, 43-50) не входит в повествование о пути, но в нем нет и упоминание Капернаума. Неизбежность пути вытекает и из явления Мессии как Мессии страдающего. Страдания Мессии – в Иерусалиме, куда Ему и надлежит идти (с полной ясностью: Мф. 16, 21 – «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» – после исповедания Петра) [Кассиан, 65].

Евангелие недвусмысленно указывает на то, что путь в Иерусалим был именно путем на Страсти. Об этом говорят следующие места: Лк. 9, 51 – «Когда же приближались дни взятия Его [от мира], Он восхотел идти в Иерусалим» (сказаны, как передает евангелист, после того как апостолы возбранили изгонять бесов человеку, который не ходил с ними. Хронологически это было позже – см. 89 Синопсис); Лк. 12, 49-50 – «Крещением должен Я креститься, и как Я томлюсь, пока сие совершится» (99,6 Синопсис); Лк. 13, 35 – «Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне!» (после плача о Иерусалиме – 107 Синопсис); Лк. 17, 25 – «Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отверженным родом сим» (115 Синопсис); Лк. 18, 31-32 – «Вот мы восходим в Иерусалим ... и предадут Его язычникам ... и будут бить и убьют Его, и в третий день воскреснет» (124 Синопсис); также притча о минах, сказанная в Иерихоне накануне Торжественного Входа – Лк. 19, 12-27 («Некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться ...» – 128 Синопсис).



Апостолы возбранили изгонять бесов человеку, который не ходил с ними (Мк. 9, 38-41; Лк. 9, 49-50) из-за того, что их избранность давала им повод к превозношению (еп. Аверкий) – 87 Синопсис. Христос не совершал последнее путешествие в Иерусалим через Самарию потому, что «там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим» (Лк. 9, 52-56) – 89 Синопсис.

Мессия страдающий [Емельянов, 3]:

- В ответе ап. Петра на откровение этой тайны выражено непонимание учениками смысла Страстей (Петр стал прекословить).

- Новая цель в воспитании учеников.

- Лк. 9, 51: «Когда же приближались дни взятия Его [от мира], Он восхотел идти в Иерусалим» – по мнению Кассиана это есть указание на начало Пути (см. 89 Синопсис).

(Барсов истолковывает этот фрагмент как отшествие Господа в Иерусалим на праздник Кущей через Самарию (Лк. 9, 52-62), а повествование о пути Господа Иисуса в Иерусалим на Страсти начинается со слов Лк. 13, 22-30: «И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму. Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы…» – конец 25 стиха) (107 Синопсис).

- Конечная цель Пути – Иерусалим:

а) Лк. 13, 22: «И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму» (107 Синопсис).



б) Лк. 17,11: «Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею» (114 Синопсис).

в) Лк. 18, 31: «Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом» (124 Синопсис).

г) Лк. 19. 11, 28: «Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие»… «Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим» – перед и после рассказа притчи о минах, сказанной в Иерихоне накануне Торжественного Входа (128 Синопсис).

- Путь Христа в Иерусалим есть Путь на Страсти (Лк. 9, 51; 12, 49-50; 13, 35; 17, 25) – см. выше.

- Господь сказал: «не бывает, что пророк погиб вне Иерусалима» (Лк. 13, 31-35) (107 Синопсис), но не все пророки погибли в Иерусалиме, например, Иоанн Креститель. «Слова эти высказал Господь со скорбью по поводу такого отношения Давидовой столицы к посланникам Божиим» Некоторые находят в этом выражении Христа признание того, что Он считал себя только пророком, а не Мессией. Но такое понимание противоречит всем другим высказываниям Христа. Христос говорит здесь с точки зрения Ирода, который Мессий Его не признавал, а только разве что пророком… (в контексте Лк. 13, 31: «В тот день пришли некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя. И сказал им: пойдите, скажите этой лисице…») [Толковая Библия, 215].

- Окончание Пути – Торжественный Вход Господа в Иерусалим (131 Синопсис).

Основные события:

1. Избрание 70-ти и послание их на проповедь (Лк. 10, 1-16) – на пути из Галилеи в Иудею, 29 год. «Господь избирает 70 учеников по причине множества нуждающихся в учении. Они ходили «пред лицом (Его)» (Лк. 10, 1-3), т.е. подобно Иоанну учили: «приготовьте путь Господу» (Мф. 3, 3), следовательно «служение 70-ти заключалось в подготовлении пути Христова». Служение 70-ти было временное и кратковременное и заключалось в приготовлении делателей – они должны были молить «Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Лк. 10, 2). А поставляемые ими делатели, в свою очередь, должны были подготовить Господу Его последний путь.

2. Господь на празднике Кущей (Ин. 7-8) – Иерусалим, октябрь 29 г. Посещение Господом Иерусалима в начале пути было бы отступлением от Его первоначального намерения и противоречило бы нашему пониманию пути, если бы Он пришел туда как Мессия. Пришедши «не явно, а как бы тайно» (Ин. 7, 10), – в толпе паломников на праздник Кущей, – Он пришел так же, как Он приходили раньше по случаю иудейских праздников (ср. Ин. 2, 23; 5, 1), начиная с юных лет (ср. Лк. 41 и сл.). Он оставался верен благочестивому обычаю, который нукоснительно соблюдался в доме Иосифа.

Женщина, взятая в прелюбодеянии (Ин. 8, 1-11) (там же).

3. Возвращение 70-ти и беседа с ними Господа. «Все предано Мне Отцем Моим» – Иудея, 29 г.

4. Господь в Вифании у Марфы и Марии (Лк. 10, 38-42) (Вифания – 2, 5 км. от Иерусалима, 29 г.).

5. Исцеление слепорожденного. (Ин. 9): «Плюнул на землю, сделал брение…». Обличение фарисеев. Обострение конфликта. Сказано, что уже верующих в Него как в Мессию они отлучают от синагоги (поэтому и боятся родители слепорожденного).

6. Уход Господа за Иордан и Его служение там – Заиорданнье, 30 г. (Мф. 19, 1-2; Мк. 10, 1; Ин. 10, 40-42).

7. Исцеление 10-ти прокаженных (Лк. 17, 11-19) – на границе Самарии и Галилеи, 30 г.

8. Воскрешение Лазаря – Вифания, 30 г.

9. Синедрион принимает решение о убиении Христа по инициативе первосвященника Каиафы (Ин. 11, 45-53); Господь удаляется в Ефраим – Иерусалим, Ефраим, 30 г. О субботе и вовсе нет речи. Восстание Синедриона есть восстание против веры в Иисуса как Мессию и Сына Божия и во имя земных интересов, иначе «все уверуют в Него, и придут римляне, и овладеют и местом нашим и народом» (Ин. 11, 47-48). Оно есть открытое восстание мира против Бога.

10. Исцеление 2-х иерихонских слепцов (Мф. 20; Мк. 10; Лк. 18) – Иерихон, 30 г.

11. Обращение Закхея (Лк. 19, 1-10) – Иерихон, 30 г.

12. Вечеря в Вифании; помазание Господа миром; решение убить Лазаря (Мф. 26; Мк. 14, Ин. 12) – Вифания, суббота, 1 апреля 30 г.

13. Вход Господень в Иерусалим; плач об Иерусалиме; ночь в Вифании (Мф. 21, 1-11; Мк. 11, 1-11; Лк. 19, 29-44; Ин. 12, 12-19).

География [Емельянов, 3]:

Лк. 9, 52-53 («и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; но [там] не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим»); Мф. 19, 1 («Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, Заиорданскою стороною»); Мк. 10, 1 («Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их»). По Евангелию от Луки большая часть Пути может быть отнесена к Галилеи (29 г.).

Лк. 11, 14 – 13, 9 можно отнести к Капернауму – Галилея (это до Пути – от второй до третьей Пасхи).

Лк. 13, 22-33 область Иродова, тетрарха Галилеи.

Лк. 17, 11 («Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею») – между Самарией и Галилеей (по-видимому, по направлению к Иордану, т.е. с запада на восток).

Путь, начинаясь в Галилеи и минуя Самарию, приводит Господа в Иудею Заиорданскою страною [Кассиан, 67]. Окончание Пути – Торжественный Вход в Иерусалим.

Основные события (подробно) [Емельянов. Синопсис]

83. Преображение Господне. Второе предсказание о Страстях и Воскресении.

84. Исцеление бесноватого лунатика.

85. Третье предсказание о Страстях и Воскресении.

86. Последнее пребывание в Капернауме. Чудо со статиром.

87. Спор учеников о том, кто больший. Поучение Господа о смирении и о соблазнах.

88. Продолжение беседы с учениками в Капернауме.

88.1. О спасении погибающих, притча о пропавшей овце.

88.2. Поучение о согрешающих в Церкви и о совместной молитве.

88.3. Притча о немилосердном заимодавце.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал